ОБЗОР ПРЕССЫ № 290

19 августа 2008
 Компьютер и Интернет нужны не только для того, чтобы играть и «серфить» по Сети. С их помощью можно получить настоящее высшее образование. Выход ли это для тех студентов, кто не поступил летом в реальные вузы? Можно ли заменить реальное высшее образование виртуальным? В этом вопросе попыталась разобраться газета «Аргументы и Факты» от 13 августа в статье «Дипломы из Сети».
 
Федеральный закон, который ввёл в высшее образование возможность дистанционного обучения, был принят более 5 лет назад. «Студенты проходят программу на дисках, электронных носителях, изучают выложенные в Сеть материалы, - поясняет Надежда Жарова, преподаватель факультета дистанционных образовательных технологий. - По закону, не менее 70% всего объёма учебных материалов (часов лекций, семинаров и т. д.) реализовывается с помощью интернет-технологий, для гуманитариев эта цифра увеличивается до 80%». Зачёты и экзамены также сдаются по Сети - с помощью тестов, онлайн-конференций (виртуальный аналог настоящего «живого» экзамена). Сегодня такие варианты предлагают ряд государственных вузов и практически все коммерческие учебные заведения. Поступление - наравне с общим потоком. Но многие вузы осуществляют дополнительный набор - на платной основе. В большинстве учебных заведений цена дистанционного образования ниже, чем аналогичного очного (арифметика проста - дистанционные технологии снижают затраты, не нужно платить за аренду, зарплату преподавателям). А вот дипломы, как правило, выдаются единого образца.
 
Электронное обучение (e-learning) очень популярно за рубежом. «Там по Сети, частично или полностью, получают «корочку» до 50% всех учащихся, - говорит президент международного консорциума «Электронный университет», ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Владимир Тихомиров. - В России же этот вид обучения всё ещё на стадии становления». Сегодня отточены технологии - студенческие кейсы (наборы учебных материалов), различные программы, техническая база. Но грамотных преподавателей, которые способны вести дистанционные курсы, очень мало. «На данный момент большая часть тех, кто учится через Интернет, - взрослые люди, получающие второе высшее образование или новую профессию (скажем, они уже работают по данной специальности и потому решают получить соответствующий диплом)», - рассказывает Надежда Жарова.  Виртуальная учёба подходит далеко не всем. «Такая форма будет эффективна лишь для целеустремлённых студентов, которые чётко знают, чего хотят, и экономят время, - считает психолог Лидия Геворкян. - А большинство вчерашних школьников привыкли, что их постоянно подгоняет реальный учитель. Для них образование по Интернету вряд ли станет удачным решением. Кроме того, сравните: коэффициент удержания знаний при обучении без наставника, сидящего рядом, - в 3-4 раза ниже, чем при контактном обучении».
 
Чтобы увеличить эффективность, в самые продвинутые дистанционные методики сегодня внедряются игровые элементы (скажем, материал закрепляется в виртуальной игре, моделируются жизненные ситуации), аудио и видео, создаются форумы учащихся, на которых нынешние студенты и уже окончившие обучение делятся практическими знаниями. Но всё-таки психологи советуют: дистанционное образование наиболее эффективно для людей старше 30 лет. Тем, кто ещё не достиг этого возраста, лучше выбирать хотя бы дистанционно-очную или очно-заочную форму обучения - иначе толку может и не быть.
 
Альберт Попков, основатель сайта «Одноклассники.ру»: «Я учился в университете дистанционного обучения Open University (Великобритания, Лондон), где проходил экономику, право. На Западе такое образование считается престижным и диплом котируется на трудовом рынке. Правда, и обучение серьёзное - филонить не получится, нужно в срок выполнять все задания, отсылать их преподавателю, читать лекции, учебники, изучать программы. Но я так и не получил диплом, поскольку вместо написания итоговой работы занялся разработкой своего сайта».
 
Оксана Лавреньтева, студентка 4-го курса (специальность «связи с общественностью», дистанционное образование): «Большинство моих «дистанционных» однокурсников живут не в Москве и даже не в крупных городах России. Такая форма образования помогает им не бросать родные городки и деревни - это очень удобно. Она эффективнее и мобильнее заочного обучения - на «заочке» студенты видят преподавателя лишь два раза в год по неделе. Мы же общаемся с преподавателями постоянно - в ICQ, переписываемся по почте, говорим по «Скайпу».
 
*******************************
 
Не далее как через две недели младшая школа сразу 14 российских регионов переходит на образовательный стандарт нового поколения. Его отличительная черта – отказ от безраздельного господства знаниевого подхода, накачивающего школьников избыточной информацией, и перенос центра тяжести работы педагога на развитие личности учащегося. Неясно только, кто этим займется. Российские педвузы продолжают готовить учителей по старой – знаниевой – программе.  О проблеме – газета «Московский Комсомолец» от 18 августа в статье «Кто научит учителя?».
 
Полная смена целевых установок образования в связи с принятием нового образовательного стандарта вызвала к жизни новые подходы к обучению. Государство придает им столь важное значение, что закрепило в специальном законе, и в первую очередь – формирование у учащихся компетентностей, т.е. умений применять знания на практике, а также воспитание чувства патриотизма и «российской самоидентичности». Помимо этого новый образовательный стандарт впервые наделил школьников правом учиться в подобающих условиях, т.е. на современном компьютерном и лабораторном оборудовании, у хороших учителей и по хорошим пособиям. Таким образом, по замыслу разработчиков из Российской академии образовании (РАО), введение нового госстандарта образования становится залогом переориентации образования с процесса на результат, а значит, выпуска во взрослую жизнь компетентной и успешной личности. 
 
Новые задачи будут решаться по новым школьным программам. И уже 1 сентября их опробуют на школьниках 1-х—4-х классов сразу 14 пилотных регионов России – фактически в каждой пятой российской школе. С утра, как и прежде, детей там будут учить по инвариантной (обязательной для всех школ страны) программе – родному языку, арифметике и чтению. Вся же вариативная часть школьной программы (то, что прежде вводилось по выбору региона или школы, например, москвоведение или основы православной культуры), будет перенесена на вторую половину дня. (В общей сложности, рассказал  глава группы разработчиков нового госстандарта образования, член-корреспондент РАО Александр Кондаков, она составит до трети школьной программы).  На это же время дня придется и «духовное воспитание» с «российской самоидентификацией». Причем и то и другое по новому стандарту становятся обязательными и приравниваются к учебным занятиям. Необязательными останутся лишь факультативы и кружки, отнесенные на вечерние часы. 
 
Надвинувшаяся перспектива вызывает массу вопросов, и прежде всего – связанных с явным удлинением «рабочего дня» школьника. «Со всеми этими кружками и патриотическим воспитанием уже с 1-го класса дети будут сидеть за партами по 10 часов в день», – предсказывает декан Московской высшей школы социальных и экономических наук Анатолий Каспржак. «В хороших школах, конечно, директора смогут настоять на том, чтобы «все это было отнесено на лето», но подавляющее большинство остальных возьмут под козырек» , – не сомневается он.  Однако есть и другой принципиальный вопрос. Переориентировать школу с накачки знаний на формирование у учащихся умений и навыков могут лишь обученные этому учителя. А их в России по-прежнему нет. Даже в столичных педвузах, причем передовых во всех остальных отношениях, будущих педагогов учат по старым программам: как заложить в головы школьников побольше знаний. Периферия же к этой проблеме не подступалась вовсе. 
 
Так, например, в Московском городском педагогическом университете в соответствии с духом времени готовят даже тьюторов – специалистов, способных «вести преподавание на языке современных технологий». «Информационные технологии в преподавании физике, химии, истории – все это осуществляет тьютор, он помогает учителю найти общий язык с современным учеником, разговаривать на понятном ему языке», – рассказал на интернет-конференции ректор МГПУ Виктор Рябов.  Однако принципиально новой подготовки учителей в связи с начинающимся переходом на новый образовательный стандарт нет и здесь, фактически признал он. «По большому счету, – по словам ректора, – ничего не меняется. Для настоящего учителя важны любовь к ученику и профессионализм. А вот профессионализм сейчас понимается широко. Общекультурный профессионализм недостаточен, он должен дополниться владением современными информационными технологиями. Усложнилась сама жизнь. В советское время было легче работать. Сейчас требуется не только умение передавать знания, но и умение предлагать варианты решения проблем, воспитывать новое мышление, чтобы человек был способен на действие, а не просто усваивал сумму знаний».  Как именно это будут делать учителя в новых условиях, непонятно. Тем не менее эксперимент по переходу на новый образовательный стандарт идет вширь. Вслед за младшей школой, по словам Кондакова, в основной он начнется уже в 2009 году, а в старшей – 1 сентября 2010 года.
 
**************************
 
В ближайшие годы число российских университетов и институтов резко сократится, заявил недавно министр образования Андрей Фурсенко. Такая же судьба ожидает многочисленные филиалы и представительства отечественных вузов. Эксперты инициативу министра одобряют: уж очень многие вузы превратились в конвейеры по выдаче «корочек». Чем вызвано и кому выгодно грядущее сокращение количества российских вузов – разбирается газета «Новые Известия» от 18 августа в статье «Прощайте, «корочки»!»
 
Однако, по мнению образовательного сообщества, воплощать в жизнь благую идею чиновники начали слишком поспешно. В результате суммы взяток при сдаче вступительных экзаменов увеличатся во много раз, а большая часть студентов «зачищенных» вузов окажется на улице. За постсоветские годы число российских вузов увеличилось более чем вдвое, а количество студентов в 2,5 раза. Однако уровень преподавания если не снизился, то остался прежним. Это привело к обесцениванию российской системы образования. В последний рейтинг Шанхайского университета попал только один наш вуз – МГУ, который занял 76-е место из 500 возможных, а в списке, составленном Times Higher Education, университет значился на 231-м месте из 400. О плачевном состоянии системы российского образования говорит и заместитель главы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Елена Геворкян. По результатам проверки вузов и их филиалов, проведенной совместно с Рособразованием, серьезные нарушения выявились в каждом втором случае. Устаревшее оборудование, полуразрушенные лаборатории и нехватка учебников вынуждают объяснять материал на пальцах. Многие филиалы одаривали студенческими билетами всех подряд – лишь бы платили.

Бороться с этим в Минобразования решили радикально. Большинство вузов будут в ближайшие годы либо закрыты, либо перепрофилированы в колледжи и техникумы. Планируется оставить не более 50 университетов и 150–200 вузов на всю страну (сегодня высших учебных заведений в стране около тысячи). Одна из причин, по словам чиновников, – то, что скоро на студенческую скамью сядет малочисленное поколение 1990-х. «В 2005 году школы выпустили 1,31 млн. молодых людей, в прошлом – 1,165 млн., в нынешнем – всего 1,097 млн., – сообщил глава Рособразования Николай Булаев. – К 2012 году количество выпускников сократится до 730 тыс. человек». Эксперты уверяют, что реформа будет проходить с соблюдением всех правил. «Никто разом не закроет и не превратит в ПТУ сотни вузов – это приведет к ломке всего учебного процесса, – рассказала сопредседатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. – Речь идет о структуризации Российской высшей школы. Будут разработаны четкие стандарты, по которым станет возможным судить, насколько соответствует университет своему высокому званию. Пройдет экспертиза учебных программ, проверка знаний выпускников и квалификации преподавателей. И только после этого будет приниматься решение об изменении статуса образовательного заведения».

Студентам проштрафившихся вузов милостиво дадут разрешение доучиться и даже получить диплом о высшем, а не среднем специальном образовании. «Другой вопрос, что такому диплому будет грош цена, – пояснил  ректор института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. – По рукам работодателей наверняка начнут ходить списки с перечнем не подтвердивших свой статус учебных заведений. Так что с трудоустройством у дипломантов будут проблемы». При всей необходимости изменений в высшей школе, идея сокращения вузов вызывает слишком много вопросов. «Откуда взялась цифра 200 как оптимальная? В России больше 80 регионов. В каждом из них должно быть минимум три вуза: университет, педагогический и медицинский, – рассказал заместитель проректора по учебной работе МПГУ Леонид Колосс. – Даже по таким примитивным подсчетам получается, что государственных институтов должно быть две с половиной сотни. Неясно и по каким критериям будут определять вузы, приговоренные к смерти. Одно дело, если в городе есть, например, институт, который готовит специалистов металлургической промышленности, а металлургический завод давно закрыт».

Преждевременность инициативы Минобразования уже показали проверки ряда российских филиалов и представительств. Так, на Кубани в этом году 20 из 139 высших учебных заведений не участвовали в кампании «Абитуриент-2008». В департаменте образования Краснодарского края сообщили, что 12 учебных заведений закрыты, 8 – не имеют права набирать новых студентов. Учредителям вузов, попавших в «черный список», направлены письма с требованием устранить нарушения. В главном вузе края, Кубанском государственном университете, закрывается часть филиалов в райцентрах. Университетский филиал в станице Северской уже прекратил свое существование, в городе Усть-Лабинске – ликвидация на заключительной стадии. Михаил Астапов, исполняющий обязанности ректора КГУ, официально заявил, что студенты будут либо распределены на обучение в Краснодар, либо им предложат перейти на обучение в равноценный вуз. Единственные, кто нормально воспринял реформу – заочники. «Дневники» и «вечерники» сразу столкнулись с нехваткой мест в общежитиях. Не радуют итоги проверки и преподавателей. Александр Евдокимов, проректор КГУ по работе с филиалами, пояснил, что штатные сотрудники филиалов будут трудоустроены в головной университет. Большинство из них – краснодарские преподаватели, которые приезжают в районы читать лекции и принимать экзамены. А остальные – учителя из местных школ, которые теперь остались без подработки.

Представительства вузов, которые по идее должны лишь предоставлять информацию о головном вузе, а также помогать переписке заочников c преподавателями, но уж никак не обучать их, тоже пали жертвой вузовской чистки. Так, прошлой осенью было закрыто представительство Российского социального государственного университета (РГСУ) в Челябинске. Ни денег, заплаченных за обучение, ни студенческого билета выброшенные на улицу студенты так и не увидели. В СМИ появились сообщения, что студенты смогут перевестись в Челябинский государственный университет (ЧелГУ). Но вскоре выяснилось, что учебные планы вузов не совпадали, а в ЧелГУ просто нет ряда специальностей, по которым учились невезучие студенты. «Наши юристы пришли к выводу, что для такого перевода нет и правовой основы, – пояснил  председатель челябинской общественной организации «Студенты за образование» Анатолий Кузнецов. – Для этого необходима академическая справка, а где ее взять, если представительство уже ликвидировано. Более того, даже раньше оно не могло выдать такую справку, так как не имело права на образовательную деятельность». 19 студентов написали заявление в прокуратуру Челябинской области с требованием вернуть деньги за обучение и наказать виновных в организации «липового» образования. Перспективы, как считают юристы, у них не самые радужные. «Стоит отметить, что чаще всего наши суды в делах «человек против организации» встают на сторону именно этой организации. Так что доказать свою правоту студентам будет непросто», – рассказал президент Института Верховенства права Станислав Маркелов.

Правда, некоторые эксперты считают, что студенты сами виноваты в том, что попали в такую затруднительную ситуацию. «Я считаю, что тут винить некого, кроме самих учащихся, – говорит Александр Адамский. – Ведь они не поинтересовались лицензией вуза, с которым собирались связать как минимум пять лет своей жизни. Конечно, студенты могут требовать компенсации от недобросовестного представительства, но просить перевести их на внеконкурсной основе в другой вуз они не имеют права».

Однако не все с этой точкой зрения согласны. Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков убежден: «Обвинять 17-летних ребят в том, что они не проверили лицензию – нонсенс. В этой ситуации виноваты прежде всего чиновники, которые сквозь пальцы смотрели на то, как представительства обманывают ребят».

Трудности, с которыми столкнутся студенты при вузовской чистке – еще цветочки по сравнению с тем, что ждет их дальше. «Проверка вузов вызовет только новый виток коррупции – лицензии и аккредитации будут продаваться и покупаться, ревизоры положат в карман миллионы, – убежден г-н Комков. – А те учебные заведения, которые не захотят кормить чиновников, попадут под сокращение». Их судьбу, считает эксперт, разделят и некоторые неугодные вузы. Из-за размытых критериев «пригодности» поводом для закрытия может послужить что угодно – от изношенной материальной базы до нехватки книг в библиотеке. Особенно достанется вузам, размещенным в заманчивых для риелторов зданиях. «Мы не знаем, по каким критериям будут делить вузы на лидеров и аутсайдеров, – считает председатель совета ректоров вузов Петербурга Владимир Васильев. – Боюсь, что многие питерские вузы могут попасть в списки на закрытие из-за своего расположения в центральной части города». Кстати, уже сейчас три из двадцати «храмов науки» готовятся к переезду на городские окраины.

На сокращении хорошо погреют руки коррумпированные преподаватели. В прошлом году общая сумма взяток на вступительных экзаменах составила, по самым скромным подсчетам, 520 млн. долларов. После закрытия неугодных вузов тарифы резко подскочат. Есть у этой ситуации и «рыночная» подоплека. Ректоры региональных вузов постоянно жалуются Андрею Фурсенко на то, что открывшиеся филиалы переманивают у них студентов более низкой оплатой за обучение. В течение семестра в Москве студенты платят от 600 до 2,5 тыс. долларов, а филиалы сбивают цены до 300–400 в год. В итоге местные вузы не имеют возможности заработать на коммерческих студентах, и вынуждены просить для себя бюджетные деньги. Насколько велики шансы у студента ликвидированного вуза продолжить обучение? По закону он имеет право получить место на том же факультете, на том же курсе, на том же отделении, причем на внеконкурсной основе. Однако на практике все это нереально: бюджетные места заняты. Придется ни в чем не повинному студиозусу доучиваться на свои кровные. Но даже если каким-то чудом студенты смогут перевестись, вовсе не факт, что общежития нового вуза окажутся готовыми к такому наплыву.

Кроме того, юношам придется решать вопрос с армейским призывом. «В законе о воинской службе прописано, что основанием для отсрочки может быть только непрерывное очное образование, – рассказал  Станислав Маркелов. – Студент рискует попасть на службу, даже если возьмет академический отпуск – что уж говорить о переводе в другой вуз. Если институт закроют, у молодых людей сразу возникнут серьезные проблемы с военкоматом. Скорее всего, им придется пойти в армию, ведь пункт о непрерывности образования в законе будет нарушен, пусть и не по вине студента. Если бы можно было спокойно переводиться из одного института в другой, ребята спокойно брали бы академические отпуска и учились бы до 28 лет. Этот пункт не случайно был прописан в законе, и военкомат сделает все возможное, чтобы им воспользоваться». Эксперты убеждены: вместо того, чтобы улучшить российскую систему образования, реформа забьет последний гвоздь в крышку ее гроба. «Если государственных вузов станет в несколько раз меньше, абитуриенты потоком потекут в вузы коммерческие, а те тут же взвинтят цены до небес, – пояснил г-н Адамский. – Подорожают и платные места в уцелевших государственных вузах. То есть высшее образование фактически станет элитарным».

 
********************************
 
В этом году начнут готовить больше военных экономистов, сообщает газета «Труд» от 19 августа в статье «Деньги в армии считать некому». Их будут учить на военных кафедрах четырех вузов, а также на базе Российской экономической академии, где пройдут переподготовку сегодняшние экономисты корпорации "Ростехнологии". Однако пока у военных не вырастут зарплаты, экономисты и финансисты будут уходить в коммерческие структуры.
 
Генеральный директор корпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов и исполняющий обязанности ректора РЭА им. Плеханова Виктор Гришин подписали соглашение о сотрудничестве. Договор рамочный, и подробно его пункты еще будут обсуждаться и обговариваться. Уже известно, что в его рамках специалисты "Ростехнологий" пройдут переподготовку в "Плешке", студенты РЭА будут участвовать в учебных программах "Ростехнологий", в частности проходить практику на предприятиях корпорации. Виктор Гришин не исключил даже возможности создания корпоративного факультета, "если это предложит компания "Рособорон-экспорт". Кроме того, в 2008 году закрывается большинство военных кафедр в вузах, а там, где они сохраняются, их перепрофилируют в соответствии со спецификой учебного заведения. Теперь военных экономистов будут готовить в МАИ, Финансовой академии при правительстве Москвы, Высшей школе экономики, Хабаровской государственной академии экономики и права. Эти специалисты (около 800 человек) придут на рынок труда уже в следующем году.
 
На просьбу  оценить текущий дефицит экономистов в корпорации "Ростехнологии", включающей несколько крупных предприятий оборонки, таких как "Рособоронэкспорт", "Оборонпром" (вертолетостроение), "Оборонительные системы" (ПВО и радиоэлектроника), "Р.Е.Т.Кронштадт" (программное обеспечение для военных технологий), Сергей Чемезов признался: "Мы только начинаем аудит активов, которые поглотила компания, но уже сейчас понятно, что требуется огромное количество специалистов самого разного профиля - от логиста до финансиста". До сих пор военных экономистов подготавливали лишь в одном учреждении - Военной финансово-экономической академии в городе Ярославле. Конкурс там составляет два человека на место. В год вуз выпускает 400 специалистов.
 
Среди них примерно 300 - финансисты со знанием военной специфики, например документооборота в режиме повышенной секретности или военных разрядов, надбавок за выслугу лет, специфики обслуживания бесплатных отпусков военных. Они работают, в частности, бухгалтерами в военных частях. Еще 50 выпускников становятся военными банкирами. Они выполняют обязанности работников банка. Единственное отличие в том, что все это производится в полевых условиях. Прямо под открытым небом они работают кассирами, операционистами, бухгалтерами. Еще 50 студентов ВФЭА - будущие финансисты в военном строительстве. Они составляют сметы, руководят денежными потоками во время возведения объектов. Понятно, что 400 человек в год не смогут обеспечить существующей потребности, ведь численность армии составляет 1,1 млн. человек.
 
Ситуация усугубляется тем, что на военной службе эти специалисты не задерживаются. Все без исключения выпускники ВФЭА устраиваются по профилю. За полгода до выпуска студентов распределяют по военным частям. По контракту они должны отработать пять лет, а после этого практически поголовно уходят в коммерческие структуры. "Никто не хочет работать за 15 тысяч рублей", - сказал один из преподавателей ВФЭА. Специалисты, окончившие эту академию, могут работать и на гражданке, где средняя зарплата в финансовой отрасли, по данным Росстата, составляет 40 тысяч рублей. При этом многим из них, как нам анонимно рассказали в академии, удается уйти, даже не отработав положенные по контракту пять лет.
Так что простым увеличением числа студентов - военных экономистов проблему не решить. Они будут продолжать уходить в коммерческий сектор, где специалистов и так хватает. Не говоря уже о выпускниках военных кафедр, которых контракт не сдерживает: из них на военную службу пойдут единицы, ведь диплом ВШЭ или ФА предоставляет более заманчивые перспективы. Чтобы в армии хватало экономистов, необходимо сделать одну-единственную вещь: поднять зарплату, желательно до уровня среднерыночной. Тогда и военных экономистов специально готовить не придется. Квалифицированный финансовый работник и без специального образования сможет разобраться в военной специфике.