ОБЗОР ПРЕССЫ № 287

29 июля 2008
 В российских вузах вовсю идет вступительная кампания. Завершится прием в отечественные альма-матер 31 июля, после чего начнется зачисление в первокурсники. Абитуриентов в этом году стало меньше, констатирует газета «Московский Комсомолец» от 24 июля в заметке «На гребне второй волны».
 
17 июля в вузах прошли первые тесты, одновременно школьные медалисты сдали профильный экзамен. Те, кто подтвердил свои знания (как правило, это лишь каждый десятый обладатель «золота» и «серебра»), уже стали студентами, остальным придется сдавать все оставшиеся вступительные испытания. ЕГЭ «второй волны» в университетах и академиях сдают те абитуриенты, кто не сделал этого в своих родных регионах. То есть вузовские госы являются чисто вступительными испытаниями. В некоторых альма-матер, помимо тестов, ребятам приходится сдавать и обычные экзамены – в традиционной форме.
 
В 2008 году число медалистов значительно снизилось – сказывается влияние демографической ямы, в которую попала Россия. Уменьшился и общий приток абитуриентов. Поэтому на некоторые технологические специальности конкурс, по словам ректоров, составил меньше одного человека на место. Зато без изменений осталось число желающих учиться на экономистов и программистов, не изменилось и количество претендующих на диплом юриста, социолога, лингвиста и стоматолога. А на некоторые редкие специальности конкурс просто зашкаливает. Так, на 50 бюджетных мест сомелье в одном из госуниверситетов подали заявления более 1100 человек! Почти как в театральном вузе. Вступительные испытания в российских альма-матер продлятся до 31 июля. После этого всех абитуриентов (как первой, школьной волны, так и второй, вузовской) объединят в общие списки, и из них приемные комиссии выберут самых достойных.
 
Кстати, сертификаты ЕГЭ, полученные выпускниками и абитуриентами этим летом, будут действительны и в следующем году – до 31 декабря 2009-го. А для призванных в армию срок их годности продлевается еще на 12 месяцев. Это значит, что по одним и тем же результатам можно поступать в госвузы и ссузы сразу два года. Но при желании в 2009 году ЕГЭ можно и пересдать. По словам руководителя Департамента по государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере образования Игоря Реморенко, в 2008 году на бюджетные места в вузы смогут поступить 524 тысячи 535 абитуриентов (минус 2% по сравнению с 2007-м). Из них на очное обучение будут приняты 375 тысяч 99 человек. Глава департамента отметил, что в вузах, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, которое подало самую большую заявку на бюджетные места (399 тысяч 430), сокращение составит 3,7%. В частности по экономическим специальностям и управлению количество мест сократится на 8,4%, по гуманитарным специальностям, в том числе юридическим, – на 7,7%. Реморенко сообщил также, что есть специальности, по которым наблюдается увеличение бюджетных мест – это информатика и вычислительная техника, где рост заявок составляет 9,5%, а также естественные науки (3,9%).
 
***************************
 
 «Особенность этого года в том, что, пока не пройдет ЕГЭ, решение о зачислении в вузы не принимается», - напомнила глава Рособрнадзора Любовь Глебова. О том, кто поступил, а кто - нет, станет известно лишь в начале августа. В этом году действуют достаточно строгие правила зачисления. Если кого-то примут в вуз раньше, в обход правил, и нарушение вскроется, то такого студента неминуемо ждет отчисление. Сообщает на своих страницах «Российская газета» от 23 июля в заметке «ЕГЭ пошел по второму кругу».
 
«Это очень важная, сильная норма, - считает Глебова. - Надеюсь, на такие правила в приемной комиссии не станут закрывать глаза». Глебова напомнила, что результаты первой волны ЕГЭ, которая проходила в России с 16 мая по 11 июня, оспорили менее 2 процентов сдававших. А в Федеральную конфликтную комиссию поступило всего 131 заявление от выпускников школ. Это значит, что большинство проблемных вопросов удавалось решить в комиссиях на региональном уровне. Подавляющее большинство - 98,3 процента - согласились с полученными результатами.
 
Россияне неодобрительно относятся к новой системе аттестации выпускников школ. По данным исследования фонда "Общественное мнение", лишь 18 процентов граждан воспринимают ЕГЭ со знаком "плюс", отрицательных отзывов - 36 процентов. Год назад ситуация была принципиально иной: 28 процентов одобрительных суждений и 23 - неодобрительных. Главное преимущество ЕГЭ по сравнению с традиционной системой экзаменов состоит, по мнению каждого десятого опрошенного, - в том, что его результаты засчитываются при поступлении в вузы. Всего 6 процентов опрошенных считают "единый" более справедливым и объективным экзаменом, который к тому же способен искоренить коррупцию.
 
***************************
 
Скоро обычные школьные дневники будут годны, похоже, только для проверки честности учеников: с оценками и замечаниями педагогов, а также с заданными на дом уроками родители смогут ознакомиться в дневниках электронных, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 24 июля в заметке «Нам не задавали» проверит Интернет».
 
Начало было положено около года назад. Тогда обычная мама обычного ученика Татьяна Ткаченко обратилась к администрации лицея N 130 с предложением внедрить так называемый виртуальный журнал, в котором каждый день обновлялись бы расписание, оценки и домашние задания. Действие журнала было продемонстрировано: программу подготовил брат Татьяны, программист. Проект заслужил одобрение педагогов. «Возможность отслеживать домашние задания для родителей еще важнее, чем доступ к оценкам. Теперь ребенок уже не может сказать: «А нам ничего не задали!» — считает заместитель директора по информатизации учебного процесса лицея Игорь Мизгирев. На каждого ученика заводится отдельная учетная запись, то есть родители после регистрации могут получить доступ только к информации о своем собственном ребенке либо к общешкольной информации.
 
Новую систему уже опробовали в ряде школ. А на состоявшемся во вторник, 22 июля, в администрации области заседании совета по реализации приоритетных национальных проектов в регионе губернатор Виктор Толоконский позитивно отозвался об «электронных дневниках, журналах и расписании». Он упоминал их, говоря об «устойчивых положительных изменениях в региональной образовательной системе, обеспечивающих ее инновационный характер развития». Зная дисциплинированность педагогический среды, можно почти стопроцентно предположить, что вскоре виртуальные журналы появятся в каждой школе.
 
*******************************
 
Количество вузов в России может сократиться в семь раз. В минувший четверг министр образования Андрей Фурсенко предложил уменьшить количество высших учебных заведений в стране с нынешних тысячи до 150–200. Президент России Дмитрий Медведев это предложение одобрил. Рассказывает газета «Новые Известия» от 25 июля в материале под заголовком «Стать хорошим ПТУ».
 
Судьбу вузов решали на совещании в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ). Вначале президенту показали кабину-тренажер для подготовки водителей с дисплеями вместо окон, нанонос, который улавливает микрочастицы вещества и смог обнаружить порох на руках у охотника через три дня после охоты, и волоконный лазер, разрезающий металл толщиной в два пальца. Открытую дверь на выставку подпирали два кирпича. Других устройств для фиксирования двери в МИФИ, очевидно, пока еще не изобрели. Совещание президент начал с хорошей новости про учреждение Госпремии для молодых ученых. Плохих новостей оказалось больше: «В вузах упал уровень научных исследований и интерес к ним», а от многих университетов остались только «земля, здание и не очень хорошее оборудование». Чтобы переломить тенденцию, к уже созданным двум федеральным университетам в Ростове-на-Дону и Красноярске добавятся четыре: во Владивостоке, Екатеринбурге, Казани и Калининграде. Кроме того, появится сеть научно-образовательных центров, в которую войдут Московский и Петербургский университеты, а также специализированные вузы – Московский физико-технический институт, МИФИ и Московский институт стали и сплавов.

Министр образования Андрей Фурсенко признал, что в России есть университеты, в которых никаких научных исследований вообще не ведется. На вопрос президента о количестве конкурентоспособных вузов министр назвал цифру 150–200 и предложил превратить остальные, примерно 800 вузов, в их филиалы либо закрыть. «Лучше стать хорошим ПТУ, чем оставаться плохим университетом», – поддержал Дмитрий Медведев. Г-н Фурсенко сообщил, что до сегодняшнего дня было наоборот – в университеты превращались в ПТУ. Затем министр попросил разрешить Московскому и Петербургскому университетам самим устанавливать учебные программы и стандарты обучения. А президент раскритиковал прозвучавшее в докладе министра слово «макрорегион», попросив придерживаться административно-территориального деления страны и не употреблять это «непонятное совершенно выражение».