ОБЗОР ПРЕССЫ № 280

28 мая 2008
Будущее России сегодня ходит в школы, готовится поступать в вузы и уже получает дипломы. Но кто сможет подготовить не только профессионалов, но и ответственных и порядочных специалистов? Столкнутся ли на этой почве государственные и негосударственные учебные заведения? Именно это стало темой публикации по итогам «круглого стола» в газете «Аргументы и Факты» от 28 мая. Мнения участников обсуждения опубликованы в статье под заголовком «Кто выучит на патриота? Проблемы и достижения негосударственных вузов».
 
Отличаются ли подходы государства к образовательным организациям разных форм собственности? Все мы родились в СССР, и «негосударственное» многие понимают как «антигосударственное». А ведь в начале 90-х благодаря частному образованию фактически был сохранён научно-педагогический потенциал советской школы. Сегодня в законе об образовании говорится, что независимо от формы собственности аккредитованные вузы имеют право на бюджетное финансирование. Но много вы знаете частных вузов, которые его получают? «Негосударственная система образования гибкая и адаптируемая к изменениям рынка. Кстати, по сравнению с перестроечным периодом число вузов в России увеличилось в 2,5 раза, студентов - в 3 раза, а профессорско-преподавательский состав возрос только на 25%. Какое уж тут качество образования? Поэтому скоро мы выясним, кто же неспособен пойти к новым вершинам негосударственного образования. Слабые уйдут, но сильные останутся и приумножат свои возможности.

Самая острая проблема - содержание образования. Психофизиологические возможности ученика просто не дают ему охватить весь объём, он в постоянном стрессе. Количество профильных предметов увеличивается, а содержательная часть становится чрезмерно сложной. В СССР матанализ относился к высшему образованию, сейчас он входит в школьную программу. Зачем это нужно тем, кто выбирает гуманитарную профессию? Сейчас эти жёсткие ситуации способны разрешить только негосударственные образовательные учреждения.

 
Если Россия - в рыночной экономике, то в сфере образования не может не быть рынка. Но у людей мышление традиционное. Раз образование негосударственное - значит, что-то не то. Сегодня государственные образовательные учреждения - их уже 55% - становятся платными и недешёвыми. Но есть одна особенность. Вам платят деньги за качественное образование, а это - личная собственность, которую можно продать на рынке, получить высокооплачиваемую работу. Следовательно, если я плачу деньги за образование негосударственному учреждению, то не буду просить зачёт за 300 долларов. Но и в государственном, и в частном секторе есть «виртуозы», которые откачивают деньги в обмен на диплом. Они вам сильно подпортили репутацию! Но у государства много рычагов воздействия и на тех и на других: оно аттестует, аккредитует, даёт лицензии, оно, в конце концов, контролирует. Но это должно работать равно на обе системы: государственную и негосударственную. А этого сегодня нет.
 
Точка зрения работодателя, который остро нуждается в грамотных специалистах: «Наша компания производит молочные продукты. И нам всё равно, из какого вуза взять человека. Наши коллеги в финансовом секторе сталкиваются с проблемами выпускников: им приходится дополнительно переучивать вчерашних студентов «под себя», потому что реальная жизнь требует несколько иных знаний, чем те, которые дают в институте. А мы просто задыхаемся от нехватки выпускников, которые нужны для наших предприятий. Никто не готовит тех самых операторов, наладчиков станков розлива. Профессионально-технического образования нет, может быть, негосударственному сектору занять эту нишу?»

Родители абитуриентов сориентированы чётко - «Я плачу деньги и хочу знать, кем будет мой ребёнок и какую зарплату он будет получать!» Нашего выпускника к работе на конкретном рабочем месте надо готовить не только в самом вузе. И мы это делаем начиная с третьего курса: производственная практика, стажировки, иногда даже без оплаты, просто для того, чтобы человек почувствовал, для чего он учится. Но и образовательные программы нужно дорабатывать, и для этого нам необходимо участие бизнеса. Надо работать и сообща решать общие задачи. Участники «круглого стола» единодушно признались: обучение самым востребованным профессиям - лишь часть задачи. Из «поколения перестройки», появившегося на обломках старой страны, они очень хотят вырастить патриотов новой.

 
*************************
 
Двоечника, купившего беспроводной наушник, обезвредит преподаватель вуза, раскошелившегося на «глушилку», считает «Новая газета» и публикует в номере от 26 мая статью с названием «Сдавайся, кто может».
 
 
ЕГЭ, придуманный, чтобы исключить личностный фактор ради объективности в оценке знаний ученика, привел к абсурдным последствиям: сегодня интернет забит предложением электронных шпаргалок — развился целый рынок новых потребительских товаров. Поработали и серьезные фирмы (Nokia предлагает Bluetooth весом 9 грамм), и Кулибины века электроники. Например, студенты факультета прикладной математики Новосибирского государственного технического университета создали программу, которая легко переводит учебники в нужный для телефонного браузера вид. На входе файлы форматов doc, txt, rtf , а на выходе — html. Несколькими курсами уже проверено. В интернете же выложены шпаргалки по курсам «Уравнения математической физики», «Операционные системы и сетевые технологии» и т.д. — один клик на телефоне, и вместо текста, который читает студент, высвечивается текущее время.
 
Другая заинтересованная сторона — те, кто принимает экзамены, — пытается отвечать на вызовы, создавая «чистые зоны», устанавливая дорогую технику, которая не позволяет в аудитории воспользоваться электронными устройствами. В печати были сообщения, что МГУ потратил на глушилки 2 млн долларов.
В здании Омского технического государственного университета тоже установлены глушилки радиосигналов. В советское время этот аппарат использовался против вражеских радиоголосов. Зато пейджинговая компания в Улан-Удэ предлагает получать ответы на экзаменационные билеты прямо на пейджер. Услуга — 300 рублей. Объем этой шпаргалки: 30 ответов (по 640 символов в каждом).
Иногда в борьбу экзаменаторов с экзаменуемыми вмешиваются и высшие силы. Студент физфака Воронежского университета сконструировал устройство сначала для себя, потом стал сдавать напрокат, а потом выполнил на продажу. При передаче второго радиомикрофона его задержали сотрудники ФСБ. Был обыск и изъятие всей аппаратуры. Эксперт ФСБ оценил эти поделки как средство для шпионажа: статья 138, часть 3 УК «Незаконное производство, сбыт специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации».
 
Помните классический эпизод из «Операции Ы», где студент изобрел радиопередатчик для связи с товарищами во время экзаменов? Он вынужден был маскировать микрофон цветочком в петлице, а наушники — повязкой вокруг головы, но одно точно: если бы такое устройство было действительно выполнено в те годы, когда даже бытовые приемники были размером с небольшой кейс, то студента стоило бы представить к Красному диплому. А сейчас и изобретать ничего не надо: например, отечественное ООО «В…К» выпускает восхитительное устройство, представляющее собой по сути обычную беспроводную гарнитуру к мобильному телефону. Соль заключается в микронаушнике, который вставляется в ухо так, что он совершенно незаметен снаружи. Чувствительный микрофон с bluetooth-передатчиком при этом надевается на шею как кулон и прячется под одеждой, сообщая «группе поддержки» все, что происходит вокруг пользователя. Разумеется, в пределах досягаемости должен быть включенный мобильный телефон, но совершенно необязательно — в кармане студента: можно оставить его в сумке, у товарища за дверью или даже спокойно сдать, лишь бы мобильник оказался не далее, чем за 10 метров от гарнитуры. Устройство недешевое — комплект в разных вариантах стоит от почти 6 до 11 с лишним тыс. руб., но чем не пожертвуешь ради заветной отметки в зачетной книжке. Вообще-то эти типично шпионские устройства годятся далеко не только на экзаменах, особенно они удобны, например, в кабинете чиновника или члена приемной комиссии при вымогательстве взятки. Только не стоит забывать: то же самое ООО выпускает и обнаруживатель подобных штучек под названием Bug Detector. Экзаменаторам, видимо, остается обзавестись таким детектором: не проверять же, насколько качественно студенты моют уши перед сдачей.
 
*************************
 
Каждый третий ребенок не хочет учиться в одном классе с детьми-инвалидами. Таковы результаты социологического опроса, проведенного в школах Петрозаводска. Главная причина – опасение, что одноклассникам с ограниченными возможностями учителя будут ставить завышенные оценки. Эксперты считают, что в среднем по России этот показатель еще выше. Правда, эксперимент по совместному обучению показал, что больше всего дети-инвалиды страдают из-за конфликтов с педагогами, по их мнению, чересчур требовательными. Если же учителя, наоборот, оказывают такому ребенку большее внимание, в школу поступает шквал жалоб от родителей здоровых детей. О проблеме – газета «Новые Известия» от 28 мая в статье «Этот класс не для вас».
 
По данным столичного Департамента образования, в Москве насчитывается более 21 тыс. детей-инвалидов школьного возраста. При этом лишь 72% из них учатся, в том числе и дистанционно. Во многом так получается из-за того, что ребята не имеют возможности ходить в школу рядом с домом. Уже шесть лет в городе проходит эксперимент по совместному обучению здоровых ребят и детей-инвалидов – тому, что называется инклюзивным образованием. В нем принимают участие десять школ. Тем не менее считать эксперимент удачным пока нельзя. «Московские школьники не готовы учиться вместе с детьми-инвалидами, – заявила недавно глава департамента Ольга Ларионова. – Это главное препятствие на пути развития инклюзивного образования».

Не рады необычным одноклассникам и в регионах. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты социологического опроса петрозаводских школьников, проведенного Карельской государственной библиотекой для слепых. Каждый третий респондент заявил, что не хочет учиться в одном классе с инвалидами. При этом 18% считают, что дети с ограниченными возможностями не смогут приспособиться к сложной школьной программе. 10% утверждают, что таким ребятам преподаватели будут делать поблажки. 3,3% испытывают к маленьким инвалидам личную неприязнь. Вместе с тем, 62% младших школьников и 73% школьниц хотели бы дружить со сверстниками с ограниченными возможностями. Но 15% мальчиков и 10% девочек не хотели бы, чтобы об этой дружбе узнали посторонние.

Эксперты объясняют такую статистику тем, что в школах не воспитывается терпимость. «Данные по Петрозаводску даже ниже, чем в целом по России, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Можно сказать, что с детьми-инвалидами не хотят учиться более половины детей. И чем крупнее город, тем нетерпимее ребята. Тем не менее проблем в инклюзивном образовании немало. Прежде чем отдать в обычный класс ребенка-инвалида, надо провести большую подготовительную работу со школьниками, педагогами и родителями. Учителя должны пройти своего рода курс повышения квалификации, где их коллеги, имеющие опыт работы с инвалидами, и врачи-специалисты объяснят, как следует общаться с ребенком». По словам г-на Комкова, именно так происходит в западных странах, где инвалиды учатся в обычных школах.

Психологи отмечают: настороженное отношение детей к ровесникам с ограниченными возможностями связано с влиянием взрослых. «После того, как в Москве стартовал эксперимент по совместному обучению, к психологам стало поступать множество обращений от родителей детей-инвалидов, – рассказала психолог центра «Образование в развитии» Татьяна Муха. – Им формально ставили высокие оценки, но не вызывали к доске и старались реже проверять домашнее задание. Многие дети на грани того, чтобы уйти из школы. Ребенок, которого игнорируют и сверстники, и учителя, страдает гораздо больше, чем тот, над кем издеваются». В ряде случаев ребенку удается найти общий язык с педагогами и одноклассниками, но возникают конфликты с их родителями. «Ребенок-инвалид требует к себе гораздо больше внимания, и если он его получает, возникают подозрения, что он пробился в любимчики, – пояснил уполномоченный по правам ребенка в Москве Алексей Головань. – Это проблема нашего менталитета. Впрочем, нужно помнить, что нельзя вдаваться в крайности. В обычной школе тоже могут учиться не все дети. К примеру, ребят с психическими расстройствами нужно учить только на дому или в спецшколах. Дети с такими диагнозами будут чувствовать себя в школе некомфортно, да и одноклассникам они могут доставить неприятности».
Г-н Головань отметил, что следующий год не случайно будет назван «Годом равных возможностей»: в Москве продолжится курс на совместное обучение. Все больше школ принимают детей-инвалидов и в регионах. Не первый год они учатся вместе со здоровыми детьми в Самарской и Кировской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. И рассаживать ребят по разным классам пока нигде не собираются.

 
***********************
 
"Для чего я летом это читал, если сейчас я ничего не помню?!" - возмущался 13-летний мальчишка в начале учебного года. И действительно, если прочитать 20 книг без интереса, а потому, что это задание такое, толку будет мало. Нужно ли заниматься летом? Ответ на этот вопрос всегда индивидуален. Понаблюдайте за ребенком, постарайтесь его понять. В любом случае стоит развивать интерес, самостоятельность и ответственность, а в результате - и к следующему учебному году подготовиться, и каникулы не испортить. Советы дает газета «Труд» от 22 мая.
 
Кому-то в каникулы лучше просто отдохнуть, а кому-то желательно подтянуться и непонятный материал разобрать, чтобы повысить самооценку. Ведь отстающим быть так неприятно! Можно поработать и с тем, кто по каким-то причинам много пропустил. Конечно, и сами занятия, и форма их проведения зависят от особенностей и желаний вашего сына или дочки. Представьте, как тяжело работать в отпуске. А детям тем более сложно, ведь им не ясно, зачем все это нужно. Они живут понятиями "хочу" и "могу". "Именно с этих понятий и стоит начинать занятия с ребенком, - советует Людмила Аншакова, психолог МА "Здоровое поколение". - Жесткое "надо" вызывает внутренний конфликт. Эта категория формируется постепенно, вместе с "могу" - посмотри, как хорошо у тебя получается, а ведь ты можешь писать еще лучше, главное - захотеть этому научиться". Чередуйте труд и отдых. Не забывайте, что у ребенка каникулы. Чтобы это подчеркнуть, можно воспользоваться принципом "наоборот" - в школе неделю учились, 2 дня отдыхали, а сейчас - неделю отдыхаем, 2 дня работаем. Или договориться о занятиях 2 раза в неделю, или по 30 минут в день. Но самое главное - не делайте из ребенка отличника, ведь он - неповторимая личность со своими особенностями и интересами, и ему совсем не обязательно все предметы любить одинаково.
 
Если детям и в школе заниматься не хочется, то уж во время каникул - тем более. Родителям прежде всего стоит разобраться, почему это происходит. Об основных причинах, из-за которых теряется интерес к учебе, рассказывает Людмила Аншакова: "Наиболее частый вариант, когда желание заниматься у человека есть, а навыков учебной деятельности нет. Его нужно обучить. Разбирайте задания вместе. Первоклассникам полезно совместное творчество с родителями - каждый пишет в своей тетради. А потом смотрим, у кого как получилось. Для таких ребят, отстающих в обучении, летние занятия не помешают. Только время ограничено. Для младших школьников - не больше часа. А тем, кто окончил 5-8-й классы, можно поработать 1,5-2 часа в день. Другая причина - навыки есть, а желания учиться нет. Нужно развивать интерес. Летом это делать вполне уместно. Главное - на ребенка не давить. Можно заинтересовать его поощрениями: подтянешь математику - я куплю то, что ты хотел. Только не делайте этого постоянно.
Наиболее сложная ситуация, когда учиться и не умеют, и не хотят. Нужно и навыки развивать, и интерес. Обсудите также возможность обращения к психологу". Только не обвиняйте и не упрекайте ребенка или подростка. Объясните: если самому подтянуться не получается, нужно принять помощь профессионала.
 
Чтобы у ребенка возникло желание почитать, выбирайте те произведения, которые его заинтересуют. Все равно не получается? Тогда предложите читать по очереди: ты - первую главу, я - вторую. А на самом интересном месте мама или папа может и устать, и о неотложных делах вспомнить.... "При чтении вслух, - рассказывает Людмила Аншакова, - работает и зрительная память, и речь, и слуховой аппарат. В результате информация запоминается лучше. А если ребенок становится невнимательным, можно сказать, что вы его прослушали". Для более взрослых ребят нужен мягкий контроль и заинтересованность. Книга второй день открыта на той же странице? "Уличать человека не стоит, - советует Людмила Аншакова. - Лучше сказать: я в твоей книге прочла о том-то. Расскажешь потом, что дальше было? Не все, только чем закончилось".
Со школьной программой сложно? Используйте позицию "вместе": вдвоем-то осилим - я читаю, а ты план коротко составь, чтобы нам сюжет и основные идеи не забыть. А в результате и сочинение писать будет проще. Интерес - основа любых занятий, особенно в каникулы. Существует много мостиков, чтобы перейти к предметному обучению. Совместные прогулки и поездки подскажут, как много еще стоит узнать. А необычные и смешные задачи по математике помогут вспомнить забытые формулы.
 
"Детей можно заинтересовать, рассказав о своих мыслях относительно той или иной книги. Конечно, если родитель сам ее не читал, то и ребенка убедить сложно, - считает Юлия Ковальчук. - Это касается и других предметов - либо увлечь самому, либо пригласить человека, который сможет это сделать. А если выбранный вами преподаватель контакт с ребенком не наладит, ищите другого педагога. Лето - подходящий период для таких занятий. К новому учебному году у человека и уровень знаний повысится, и самооценка - он станет более компетентным. Детям важно чувствовать себя лидерами. Для этого в каникулы заниматься с преподавателем стоит, только не чаще двух раз в неделю".
 
О расписании с ребятами нужно договариваться: месяц занимаемся, два отдыхаем или занимаемся 1-2 раза в неделю. Обсудите и время занятий. "Я уважаю твой выбор" - это основная фраза, - советует Людмила Аншакова, - но комментарии родителей в данном случае уместны. Скажите вашим детям, что вы больше не будете ворчать и напоминать о задании. Дайте понять, что всегда можете и хотите им помочь. Обязательно проговорите, что на них возлагается ответственность информировать вас о том, что им нужно для работы, и о том, какие задания они уже сделали". Когда контракт заключен, условия должны четко выполняться. Ребенок отлынивает? Мягко спросите, не помочь ли ему. Если вы понимаете, что он не занимался, нужно рассказать о своих подозрениях. Только не ругайте его и не кричите. Говорите о своих чувствах: жаль, что ты не выполняешь договор, как это меня огорчает! Чувства и эмоции для детей понятнее любых объяснений.
 
Чем чаще родители делают за детей домашние задания, тем меньше дети считают эти задания своими. Трудиться нужно не вместо, а вместе. "Чтобы сформировать чувство ответственности, отнеситесь к ребенку как к взрослому человеку, - советует Юлия Ковальчук. - Придумайте для него посильные обязанности по дому. А подростку можно и на временную работу устроиться (листовки раздавать, например). И не забывайте хвалить детей за проявленную самостоятельность и ответственность. Заниматься дома, особенно с подростками, не всегда получается. Да это и не обязательно. Можно приобрести путевку в языковой или спортивный лагерь. Это хорошее сочетание дела и отдыха, возможность проявить себя". И самое главное - любое общение с ребенком должно быть позитивным! Когда сделано очень мало, если ничего не получилось, все равно хвалите его за то, что он трудился. Только в этом случае и занятия принесут пользу, и после каникул останется мажорный настрой.