ОБЗОР ПРЕССЫ № 257

10 декабря 2007
В российских школах будут проходить учебные пожарные тревоги, сообщает газета «Новые Известия» от 5 декабря в статье «Понюхают пороху». В прошлом году горели 302 российские школы. По мнению экспертов, травм и жертв можно было бы избежать, если бы и дети, и педагоги знали, как себя вести при пожаре. Уроки ОБЖ с этого года отменены. Теперь учить детей правилам безопасности раз в четверть будут спасатели: они будут проводить учебные пожарные тревоги. Впрочем, это вряд ли решит проблему до конца. По мнению независимых экспертов, в 40% школ не хватает технического оборудования для того, чтобы локализовать пожар.

После трагедии в Московском институте управления говорить о пожарной безопасности школ стало модно. Депутаты Мосгордумы на недавнем заседании решили обязать школьников нашивать на одежду или портфель специальные метки, благодаря которым всегда можно будет узнать, в какой точке здания находится ученик. Следить за школярами будут специальные считывающие устройства, расположенные на территории школы.

Однако, по словам председателя комиссии Мосгордумы по науке и образованию Евгения Бунимовича, все это – полумеры. «В данной системе нет самого ребенка, который должен знать, как вести себя в той или иной ситуации», – заявил он на заседании Мосгордумы. Действительно, объяснять ребенку правила поведения в ЧП теперь некому. С этого учебного года предмет «Охрана безопасности жизнедеятельности» из учебной программы исчез. По мнению экспертов, преподаватели ОБЖ просто не давали детям необходимой информации. «Можно маршировать до одурения во дворе школы или слушать час в неделю о том, что делать при пожаре, но в случае ЧП быть абсолютно беспомощным, – пояснил г-н Бунимович. – Было решено разбросать информацию, которую дают на уроках ОБЖ по другим предметам. Так, об оказании первой помощи школьники узнают на уроках биологии. Но взамен появится время, чтобы обучить школьникам реальным действиям».

Именно этим и намерены заняться московские спасатели. «В сентябре наши инспекторы провели специальные уроки, на которых рассказали, как себя вести при пожаре, – рассказал замначальника управления Госпожнадзора МЧС России по Москве Александр Лукашевич. – А сейчас в каждой школе разрабатывается план по эвакуации детей. Мы хотим ежеквартально по этим планам проводить учения. Сейчас благодаря принимаемым мерам число пожаров в школах снизилось в два раза». «Это должен быть не просто урок, где с ребенком поговорят о том, что можно, а что нельзя делать при пожаре, – пояснил  Евгений Бунимович. – Должны постоянно проводиться тренировки, чтобы выработать у ребенка поведение на уровне рефлекса. В этом плане мне импонируют школы США. Там существует четко выработанная модель поведения, которую дети осваивают на практике и постоянно отрабатывают на учебных занятиях».

Впрочем, такие меры вряд ли решат все проблемы в одночасье. «У нас полностью отсутствует программа по техническому обеспечению школ, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – По моим данным, 40% российских школ не имеют даже элементарных средств для локализации пожара! В Минобрнауки считают, что это не их сфера действий, а МЧС занимается надзорной функцией, устраняет последствия, проводит проверки и делает замечания. В результате проблема ложится на плечи местных региональных властей».

 
******************************
 
Страны ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан) согласились признавать школьные аттестаты друг друга, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 7 декабря в статье «Дипломы без границ». Теперь предстоит только обсудить общие принципы обучения, а также выработать единые образовательные стандарты, единые критерии оценки качества образования. В том случае, если сделать это удастся — вузовские дипломы, научные и ученые степени будут приниматься на равных во всех странах ЕврАзЭС.
 
Следовательно, каждый, кто получает высшее образование, например, в Казахстане, будет иметь возможность найти работу по специальности в любой другой стране Сообщества: требования, предъявляемые к качеству обучения, будут одинаковы во всех странах. Участники первого совещания министров образования ЕврАзЭС заявили на пресс-конференции, что в настоящее время нет никаких проблем с равным доступом в учебные заведения стран — участников ЕврАзЭС. Губернатор Виктор Толоконский напомнил, что в вузах Новосибирска обучаются 1 тысяча 200 студентов из стран СНГ. Таким образом, «наши университеты открыты для всех». На совещании речь шла о том, чтобы обеспечить взаимное признание документов.
 
Диалоговой площадкой для первой международной встречи министров образования был выбран именно город Новосибирск, и произошло это неслучайно. «Причин для выбора было несколько, — пояснил Юрий Сентюрин, статс-секретарь — заместитель министра образования и науки Российской Федерации. — Во-первых — богатые научные традиции города. За истекшие полтора десятилетия Новосибирск проделал очень большой эволюционный, я бы даже сказал — революционный путь развития. Мы констатируем наличие основательных, перспективных программ развития Новосибирской области, связанных с научной и образовательной базой. По этим показателям Новосибирская область в условиях жесткого соревнования выбилась в число безусловных лидеров. Географическое положение Новосибирска также нельзя сбрасывать со счетов: по российским меркам, Новосибирск находится в самом центре Евразийского материка».
 
Участники международного совещания побывали во многих учебных заведениях, познакомились с деятельностью новосибирских вузов. И хотя окончательные выводы делать еще рано, было достигнуто несколько принципиальных договоренностей. «Мы все согласились, что необходимо наращивать деятельность совета, — рассказал Юрий Сентюрин. — Мы пришли к выводу, что должно быть сформировано соглашение о взаимодействии в области образования». Министр образования Республики Беларусь Александр Радьков подчеркнул значимость рассматриваемых проблем: «Сегодня мы говорим об образовательных стандартах, выходим на согласованность в определении содержания обучения. Если мы признаём диплом, то надо знать — что же именно мы признаём? Что стоит за этим дипломом?.. Качество учебного процесса во многом определяется учебной программой. Для того чтобы учебная программа отвечала задачам, она должна формироваться мощной научной школой. Однако мы видим, что даже в столь масштабной стране, как Россия, невозможно иметь такую школу по каждой специализации. Поэтому мы должны действовать в содружестве».
 
Бактыбек Исмаилов, начальник государственной инспекции по лицензированию и аттестации учреждений образования при министерстве образования и науки Киргизии, прогнозирует создание общего информационного портала ЕврАзЭС. Обратившись к этому порталу, можно будет почерпнуть любую исчерпывающую информацию, касающуюся образовательных систем стран, — членов Сообщества. С помощью базы данных можно будет выбрать наиболее подходящий для учебы. Все эти методы помогут решить вопрос взаимного признания дипломов о высшем образовании. В современной Европе идет процесс унификации документов. Конечно, в области образования у каждой страны сохранятся свои традиционные особенности, однако структура и содержание образования будут вполне сопоставимы. Мобильность студентов, преподавателей и специалистов в пределах стран — участников ЕврАзЭС, резко возрастет. «Вузы смогут обмениваться студентами и преподавателями, — говорит Бактыбек Исмаилов. — Сегодня такие формы обучения поощряются во всем мире: каждый студент должен хотя бы в течение одного года проучиться в какой-нибудь другой стране. Ведь это крайне ценный опыт: человек начинает понимать своеобразие другого народа, в более высокой степени овладевает иностранным языком».
 
********************************
 
Вся прелесть западного бизнес-образования состоит в отсутствии догм – считает «Независимая газета». В номере от 7 декабря газета публикует статью под заголовком «И все же они учат по-другому». Агрессивный маркетинг некоторых отечественных бизнес-школ сбивает потенциальных слушателей с толку: эти школы не дают всего, что обещают. В пику им зарубежные конкуренты делают все, наоборот, очень грамотно и активизируют свою деятельность на территории РФ.
 
Почему некоторые представители отечественной бизнес-элиты с натяжкой верят в успехи российских бизнес-школ? Как показывает исследование агентства РейТор, высшее образование наша элита получала во времена расцвета системы образования. Речь идет о конце 70-х – начале 80-х годов, потому что средний возраст рублевых миллиардеров 49 лет, а топ-менеджеров – 44 года. К тому времени на Западе парадигма индустриального образования была исчерпана и начался переход к постиндустриальному образованию. На Западе уже закладывались основы глобализации образования. Наша же образовательная система в это время продолжала штамповать кадры для плановой экономики. Но… при этом в вузах успешно шла воспитательная работа, и комсомол социализировал молодого человека, формировал его как управленца-профессионала. И как ни странно, многим будущим представителям элиты этой школы хватило на всю жизнь.
 
Стоит напомнить, что с начала 90-х изменения в системе высшего образования идут крайне медленно, при этом школа практического лидерства (с исчезновением комсомола) утеряна. Практике лидерства фактически учат только в школах бизнеса. Глава Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Леонид Евенко уверен, что, хотя страна переживает период экстенсивного развития, скепсис бизнесменов переломить до сих пор трудно. Проблема в самих школах – в недостаточном качестве предлагаемого обучения. Тем более, когда каждый региональный вуз стремится открыть у себя школы МВА. Зачастую это просто курсы повышения квалификации. Предприниматели в то же время плохо осведомлены о возможных вариантах обучения, это объясняется довольно слабым маркетингом образовательных учреждений. Леонид Евенко считает, что совместные российско-зарубежные программы, которые популярны сегодня в некоторых региональных вузах, были востребованы на заре развития бизнес-школ. Сегодня ведущие высшие школы ограничились приглашением западных звезд-профессионалов и считают это правильным. Весьма популярны и стажировки преподавателей за рубежом. Это также положительно влияет на процесс обучения. Но школы, уже много лет специализирующиеся на совместных программах, считают, что как раз сегодня переживают пик интереса к себе.
 
Впрочем, что думают об этом выпускники таких программ? И любопытно, помогают ли такие программы преодолеть кризис в карьере или на собственном предприятии?
Алексей Бершауер, выпускник института экономики и финансов «Синергия»: «Мне 32 года, образование помимо MBA – педагогическое, учитель иностранных языков. Последнее место работы – исполнительный директор средней российской компании по производству стройматериалов. Живу на данный момент в городе Омске. Мне нужна была программа, диплом которой признавался бы за рубежом. От учебы я получил больше, чем ожидал. Меня научили думать иначе. Наверное, правильно думать. Западный образ мышления и подход к образованию сильно отличаются от советского или российского вариантов. Абсолютно весь изученный материал применим на практике в любой организации. Ведь это все – мировая практика с теми успехами, которые вдохновляют, и с теми граблями, на которые не стоит наступать еще раз. Хотя постоянно слышу слова о «своем пути России». Надеюсь, это не тот, который по граблям. Вся прелесть этого (английского) обучения и состоит в отсутствии догм. Они говорят – да, есть то-то и то-то с теми-то недостатками и теми-то преимуществами. Как применить этот опыт – решение в ваших руках».
 
Ирина Матикян, студентка «Синергии»: «Поскольку я окончила МГУ достаточно давно, я испытывала в моей работе недостаток обновленных систематизированных теоретических знаний и планировала получить образование МВА. Перебравшись в Англию, стала серьезно изучать возможность получить такое образование и пришла к парадоксальному выводу, что проще, удобнее и гораздо менее обременительно с финансовой точки зрения такое образование получить на базе отечественного вуза, на совместной программе. При этом образование будет очень высоким по качеству, поскольку оно будет осуществляться на базе третьего старейшего университета Великобритании. Поступить в такой университет напрямую было бы очень проблематично. Несмотря на то что я выбрала дистанционную форму обучения, у меня, как и у других студентов, есть возможность бесплатно прослушать лекции по программе вечернего МВА. Материалы для своей курсовой подбирала в Британской библиотеке, почувствовала себя снова студенткой, узнала массу интересных, а главное, полезных сведений, нашла объяснение диаметрально различной реакции моих итальянских, английских и корейских партнеров в однотипных ситуациях.
 
Безусловно, данный курс не для технических исполнителей, а для менеджеров высшего звена. Особенность программы – подход soft skills. Вы не найдете здесь готовых прописанных инструкций для вашего бизнеса, что вряд ли принесло бы ему пользу, поскольку не смогло бы учесть индивидуальную специфику вашей компании. Зато здесь все направлено на то, чтобы активизировать мысленные процессы, и вы сможете научиться методике грамотной и всесторонней оценки текущего состояния вашего бизнеса в конкурентной и глобальной среде, вычленению проблем, которые создают узкие места, нахождению альтернативных способов решения этих проблем, оценке рисков и т.д. Приобретенные знания на практике уже применяю. Теперь по-разному общаюсь с моими иностранными партнерами из разных стран, учитываю различную «дистанцию власти» (демократичность) и уж никак не могу допустить, чтобы корейские партнеры «теряли лицо», что для них страшнее смерти».
 
Наталья Федорова, выпускница ЛИНК: «Главный результат обучения сотрудников нашей компании – это возможность говорить на одном языке. Это особенно важно, если учесть, что в компании принято «выращивать» менеджеров из числа сотрудников. Среди наших менеджеров много специалистов с техническим образованием. Они – замечательные сотрудники, но им порой не хватает экономических знаний. В таком случае мы сами советует им пройти тот или иной курс обучения. Удобно, когда программа составлена по модулям. С учетом позиции, которую занимает менеджер, можно уже с большей уверенностью рекомендовать ему нужный курс. Наши менеджеры учатся постоянно. Заслуга обучения – рождение команды единомышленников. Так что перспектива кризисной ситуации не пугает, когда команда ясно понимает поставленные перед ней задачи. Что касается зарубежных программ обучения, по которым мы учимся. Во-первых, они адаптированы под наши требования. Во-вторых, практические семинары помогают разобрать на конкретном примере любые проблемные ситуации в компании».
 
***********************************
 
Согласно данным социологических опросов, 65 процентов россиян считают профессию учителя непривлекательной. Только 22 процента назвали ее престижной.  Как поднять престиж учителя, вернуть в школы молодежь и превратить ремесло в творческую профессию? Об этом на страницах «Российской газеты» от 4 декабря в интервью с названием «На пороге учительской» рассуждает доктор педагогических наук, проректор по научной работе Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Виктор Чертов.
 
«В последние годы престиж профессии учителя неуклонно снижался. Сейчас многое стали делать для того, чтобы наша профессия снова стала уважаемой и привлекательной для молодых людей. Однако понадобится время. Дело ведь не только в материальном стимулировании, Сегодня школьные учителя, даже молодые, начинающие, получают иногда не меньше вузовских преподавателей. Особое значение для педагогов всегда имела атмосфера уважения, почтения, которая была характерна для лучших учебных заведений, а также (что тоже очень важно) возможность творческого роста. В этом направлении многое уже делается. В школах, где появилось современное оборудование, сам процесс обучения стал приобретать иные формы. Сложнее, конечно, возродить в сознании россиян положительный образ учителя. Вспомните фильмы "Весна на Заречной улице", "Доживем до понедельника", "Вам и не снилось". После таких фильмов конкурс в педагогические вузы резко увеличивался. А сейчас учитель стал удобным объектом для пародистов и персонажем юмористических передач. СМИ о педагогах вспоминают только раз в году - в День учителя».
 
« К сожалению, бытует мнение, что учительский труд - ремесло. Это верно лишь отчасти. Напомню формулу известного русского педагога-словесника Марии Александровны Рыбниковой: "расчет и вдохновение". Среди учителей много необычайно одаренных людей, интересных собеседников, талантливых исследователей, поэтов. Они могут (и должны) стать участниками телепередач. Кстати, в нашем университете большинство аспирантов-заочников и соискателей - из учительской среды. Они не уходят из школы и после защиты диссертации. Вот цифры по Москве: если в 2004 году оформились на работу в школу чуть больше 40 процентов выпускников нашего вуза, то в последние два года - более 50. Позитивные изменения особенно заметны в последние годы. Московское правительство не просто проявляет интерес к нашим выпускникам, но и предлагает тем, кто уже сделал свой выбор, хорошие условия для творческого труда и самые разнообразные формы поощрения. Некоторые наши студенты начинают работать в школе на старших курсах. Однако проблема с педагогическими кадрами остается. Нужны преподаватели иностранных языков, русского языка и литературы, математики, физкультуры, других предметов. В школах очень мало мужчин - это тоже серьезная проблема. Здесь целый комплекс причин, среди них две, возможно, главные: недостаточные возможности для карьерного роста и невысокая зарплата, не позволяющая содержать семью».
 
«У нас постоянно обновляются программы курсов, в особенности курсов частных методик, которые вообще-то всегда учитывали и специфику работы с одаренными детьми, и индивидуальный подход в обучении, и особые условия работы с детьми, имеющими некоторые отклонения в развитии. Особое значение приобретает педагогическая практика, которая проводится в учебных заведениях разного типа. Кстати, именно от того, как прошла практика, во многом зависит окончательное решение молодого специалиста, его выбор. В университете есть факультет дефектологии, который готовит логопедов, сурдопедагогов, педагогов для работы с умственно отсталыми детьми. Здесь всегда конкурс, в особенности на специальность "Логопед". Открываются дополнительные специализации, в том числе и такие, которые помогают расширить спектр образовательных услуг в этой области. Кстати, педагоги, в особенности учителя-словесники, никак не могут принять словосочетание "образовательные услуги" применительно к своей работе. Конечно, урок по поэзии А. Блока - это не "услуга", а нечто большее! Но как еще можно назвать, к примеру, частные занятия логопеда, психолога или пересдачу неудовлетворительно выполненной письменной работы?»