ОБЗОР ПРЕССЫ № 256

05 декабря 2007
Перспектива сдавать в обязательном порядке ЕГЭ по литературе приводит в замешательство и учителей, и учеников, пишет газета «Вечерний Новосибирск» от 29 ноября. Споры о том, каким должен быть единый госэкзамен по литературе, не утихают. Учителя-предметники продолжают настаивать на том, что экзамен по литературе нельзя сдавать в виде тестов, так как ответы на вопросы типа «какого цвета глаза у лошади Вронского?» не дают возможности увидеть ход мыслей ученика, последовательность его размышлений, глубину понимания и, соответственно, не позволяют оценить уровень знаний. О проблеме – статья под названием «В какую клетку поставить лошадь Вронского?».
 
По словам преподавателя русского языка и литературы новосибирской гимназии N 12, «Учителя года-2006» Юлии Фауст, с введением ЕГЭ по русскому языку дети стали грамотнее. Но перспектива с 2009 года в обязательном порядке сдавать ЕГЭ по литературе приводит в замешательство как учителей, так и учеников. «Литература не предполагает единый правильный ответ. Любая критика, в том числе та, которую мы изучаем на уроках, не более чем вариант осмысления, — соглашается с коллегой учитель высшей категории гимназии N 12 Людмила Батищева. — А ЕГЭ ставит в четкие ограниченные рамки. Таким образом, ребенок, которому есть что сказать, лишен такой возможности. При этом он может просто забыть, какого цвета глаза у лошади Вронского, потому что это — не показатель знания произведения».
 
Из семидесяти трёх одиннадцатиклассников двенадцатой гимназии в прошлом году только двое выбрали ЕГЭ по литературе. В этом году желающих сдавать тесты по Толстому и Достоевскому вообще не нашлось.
Людмила Батищева жалуется еще на то, что типовых тестовых заданий по литературе пока очень мало, готовить учеников в условиях такого «информационного голода» довольно сложно. Впрочем, даже если тесты по литературе будут усовершенствованы, учителя все равно не представляют, как можно «расставить по клеточкам» поэзию Серебряного века, прозу Булгакова (эти темы, по наблюдениям педагогов, наиболее интересны сегодняшним школьникам). Наибольшие трудности как на ЕГЭ, так и на традиционных экзаменах, вызывает Платонов, а также Толстой и Шолохов. При этом интерес к последним двум авторам сильно возрос благодаря телепередачам и фильмам.
 
«То, что сценарии фильмов не всегда совпадают с сюжетами книг, а биографические передачи про писателей часто содержат факты, доселе неизвестные, с одной стороны, вносит некоторую путаницу, но с другой — заставляет спорить, а значит, мыслить. И эти мысли, опять же, нельзя поместить в рамки тестов кроссвордного типа», — говорит Юлия Фауст. С другой стороны, замечает Людмила Батищева, в задачу экзамена не входит выявить у ученика тонкую душевную организацию, нетрадиционное мышление и прочее: «Сейчас искренность и открытость вообще не в моде. Ребенок вовсе не обязан раскрываться перед экзаменаторами. В этом смысле ЕГЭ, конечно, корректнее устного экзамена и намного удобнее для ребят с интровертным складом характера». Тем не менее некоторые задания тестов, по которым старшеклассники сдают литературу сегодня, кажутся учителям просто абсурдными. Например, в задании приведена фраза, а ученик должен вспомнить, откуда она. «Но ведь это не имеет ничего общего с настоящим знанием предмета!» — возмущается Людмила Батищева.
 
«Мы убрали все задания с возможностью выбора ответа из нескольких предложенных, — рассказал председатель Федеральной предметной комиссии по литературе Сергей Зинин. — Выросла доля заданий с развернутым ответом, требующих связного высказывания по проблематике фрагмента художественного текста или стихотворения». Однако учителя-предметники по-прежнему считают, что экзамен по литературе должен оставаться альтернативным. Возможно, так оно и будет. Ведь в Министерстве образования уже рассматривается вопрос об отмене введения обязательного ЕГЭ с 2009 года. Многие специалисты уже не раз высказывались на тему: не лучше ли оставить все так, как сейчас, когда у учеников есть выбор между ЕГЭ и традиционной формой экзаменов.
 
********************
 
Школьным столовым предстоит преобразиться. Это продиктовано требованиями ВОЗ и ООН, которые реализуют проект глобальной стратегии оздоровления питания населения в мире. В рамках этой стратегии законы, принимаемые в нашей стране, должны учитывать стандарты Европейского регионального бюро ВОЗ по безопасности, качеству, рационам и режимам питания. Высокую планку перед школьным питанием ставит и модернизация школьного образования в стране, и региональная политика, направленная на демографическое развитие. Об этом – статья «Демография поправится в школьных столовых», опубликованная в газете «Советская Сибирь» от 23 ноября.
 
Здоровье каждого поколения закладывается с детства, и в детском, подростковом возрасте особую роль играет питание, когда в связи с интенсивным ростом и развитием потребность в пищевых веществах и энергии особенно высока. На неправильное питание организм реагирует болезнями. К сожалению, по данным официальной статистики, за 6 лет заболеваемость детей и подростков в Новосибирской области выросла на 17— 19 процентов. Около 30 процентов молодежи имеет ограничения в получении достойного образования и допуска к службе в Вооруженных силах, каждый четвертый имеет высокий риск нарушения репродуктивной функции. Среди ряда факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье, на заседании совета по демографии и семейной политике администрации Новосибирской области первыми были названы: ухудшение социального статуса большинства детей, изменение качества питания одновременно с введением новых форм обучения в школе.
 
Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области в результате мониторинга в общеобразовательных школах Новосибирска выявило специфический дисбаланс потребления питательных веществ. Повсеместно отмечается недостаточное получение детьми кисломолочных, рыбных и мясных продуктов, сливочного и растительного масла, яиц и овощей. Анализ соблюдения натуральных норм продуктов питания на одного ребенка в школах и дошкольных учреждениях показал выполнение их в среднем по мясу на 56 процентов, маслу сливочному и растительному — на 77, овощам — на 35, фруктам и сокам — до 50 процентов. В разных регионах страны, конечно, свои вариации по школьному питанию, но в общем это проблема повсеместная.  Выявленный дисбаланс в питании определяет риски развития у школьников к двадцатилетнему возрасту связанных с этим заболеваний. Начальник отдела санитарного надзора управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области Елена Васильевна Михеева этот риск привела в процентном выражении: сердечно-сосудистые — 89 процентов, желудочно-кишечные — 44, нейроэндокринные — 94, нарушения опорно-двигательного аппарата — 35, ожирение — 96 процентов.
 
Охват детей горячим питанием в области за последние годы вырос, но до сих пор остается низким: 65 — 80 процентов. Особенно плохо налажено получение горячих блюд учащимися старших классов. Подросткам не нравится однообразие столовских меню, вкус школьной еды, поэтому они избегают приема пищи. К тому же в столовых часто не хватает столов и стульев. Мебель, которой укомплектованы столовые, нередко старшеклассникам не по размеру.  Работники школьных столовых, как правило, не могут сами разделывать сырье для приготовления пищи: мясо, рыбу, овощи. Для этого в школах нет соответствующих условий и отсутствуют возможности расширять пищеблоки. В прежние времена школы обеспечивались полуфабрикатами, которые производились комбинатами общественного питания. Но постепенно почти все предприятия по изготовлению полуфабрикатов для школьных столовых закрылись.
 
Остро стоит проблема в Новосибирске, и особенно в сельских районах, где часто отсутствует даже специализированный транспорт для перевозки продуктов от поставщиков. В Новосибирске пришлось вновь открыть несколько комбинатов, которые сейчас активно работают, однако проблему в целом по городу они решают. В Маслянинском районе изыскали возможность организовать предприятие для изготовления полуфабрикатов. Подготовленные продукты будут развозить на специализированном транспорте по всем школам района, включая малокомплектные. Однако работникам многих школьных столовых в селах приходится носить продукты из магазинов в руках и хозяйственных сумках, что является нарушением санитарных норм.

 

Существуют в области малокомплектные школы, в которых питание вообще не организовано. Там делают большой перерыв между уроками, в течение которого учащиеся должны сходить домой, чтобы «подзаправиться» горячей пищей. По словам Елены Васильевны Михеевой, это не решает проблемы, потому что в деревнях, имеющих малокомплектные школы, много малообеспеченных семей. Необходимо решать вопрос о дотациях на питание детей, при этом правильнее будет выделять дотации не только на школьников, но на питание всех детей в малообеспеченных семьях. Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области со своей стороны предлагает ввести в школах еще и полдник — для 74 тысяч учащихся, который сейчас есть в основном в группах продленного дня.  В августе этого года из средств комплексной программы модернизации образования было выделено 54 миллиона рублей на укрепление материально-технической базы школьных столовых. При этом руководители школ сами решали, что необходимо приобрести — технологическое оборудование или мебель.
 
Со следующего года планируется увеличить финансирование по оплате питания школьников начальных классов. Это позволит с 1 сентября обеспечить горячим питанием на льготных условиях всех учеников начальной школы. Для детей из малообеспеченных семей питание будет бесплатным, подчеркнул в своем выступлении заместитель руководителя департамента образования Новосибирской области Владимир Николаевич Щукин. Но для установления мер социальной поддержки для всех семей, имеющих детей, необходимо внести дополнения в областной закон, регулирующий отношения в сфере образования. Губернатор В. А. Толоконский поставил перед ведомствами задачу подготовить комплексный план по здоровому питанию школьников области. «Работа предстоит серьезная, которая позволит гарантировать качество и безопасность питания, чтобы не было так, что в одном районе порядок, а в другом — наоборот. Дети не должны страдать от не очень хорошей работы районных, муниципальных руководителей», — подвел итог обсуждению по данному вопросу вице-губернатор Андрей Григорьевич Филичев.
 
****************************
 
«Писать и судить — нужно заслужить» - заметка с таким названием появилась в газете «Московский Комсомолец» от 28 ноября. Александр Лукашенко, считает газета, не любит журналистов: они его постоянно критикуют. Настороженно относится он и к юристам: потому что шибко умные. И потому получить специальность журналиста, юриста и экономиста в Белоруссии теперь можно будет только с соизволения властей.
 
Администрация Лукашенко разработала и передала в парламент страны поправки к закону об образовании. В проекте говорится: “В конкурсе на получение высшего образования по специальностям, по которым предъявляются особые требования, имеют право участвовать лица, прошедшие профориентационное собеседование в исполнительных комитетах базового уровня или местных администраций по месту обучения (работы) или жительства и получившие рекомендации для поступления в вуз по избранной специальности”. Особые требования предъявляются к абитуриентам, пожелавшим стать… журналистами, юристами или менеджерами. Скажем, хочет молодой человек пойти на юридический — пусть сначала пройдет “идеологическую комиссию”. Там его порасспрашивают, и если вдруг выяснится, что юноша полагает, будто главенство закона важнее, чем указание власть имущих, значит, не место ему в стане избранных. А если абитуриентка, мечтающая стать журналисткой, считает, что репортер должен писать то, что видит и слышит, а не то, что ему говорят чиновники, — значит, “не доросла” она до столь ответственной профессии… Даже в советские годы образование было более лояльно. Тогда “особые требования” предъявлялись лишь к специалистам вполне определенного рода деятельности.
 
Депутатов белорусского парламента, правда, больше смущает, что если наделить чиновников особыми полномочиями по выдаче идеологических “путевок в жизнь”, то коррупция расцветет пышным цветом. Где гарантия, что за пару тысяч “зеленых” какой-нибудь местный босс не закроет глаза на “неблагонадежность” абитуриента? Получается, что для идеологических комиссий надо создавать свои проверяющие комиссии, а для тех — еще более проверяющие.
 
*******************************
 
Последние события во Франции свидетельствуют о том, что причина возрастающего насилия кроется в меняющейся демографической ситуации. Прирост населения в этой стране идет за счет мигрантов из бывших французских колоний. Безработица среди новых граждан достигает 50%. Молодежь бунтует против бесперспективного будущего. В связи с этим любопытно узнать, какие перспективы видят для себя молодые россияне. ВЦИОМ попробовал выяснить, легко ли молодым сегодня сделать карьеру, стремятся ли они к успеху и что им для этого нужно. О результатах исследования – статья «Ждать ли революции?» в  «Независимой газете» от 30 ноября.
 
Российская молодежь 18–35 лет скептически оценивает перспективы карьерного роста. Подавляющее большинство молодых россиян уверены, что сделать успешную карьеру сложно или практически невозможно. В творческих профессиях достичь успеха несколько легче, чем в бизнесе, сфере управления и тем более политике. В оценках возможностей наиболее оптимистично настроена молодежь Москвы и Санкт-Петербурга, и очень пессимистично – молодежь малых городов и сел.  Французские студенты восстают против собственной системы высшего образования. Наиболее активными оказались студенты-гуманитарии – историки, социологи, то есть будущие обладатели специальностей, для которых в стране отсутствует рынок труда. Ситуация с высшим образованием во Франции зеркально отражает ситуацию в нашей стране.
 
Как считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, у нас, как и во Франции, существует большое количество вузов, различающихся по качеству образования. И последние изменения в системе высшего образования эту дифференциацию усиливают. Разные вузы получают разное финансирование и имеют соответственно разные возможности. Сегодня выделена группа так называемых национальных университетов, располагающих усиленным финансированием. Остается группа недофинансируемых госвузов. И остается группа псевдовузов, фактически торгующих дипломами о высшем образовании. А на выходе все студенты получают одинаковый диплом об образовании.
 
Во Франции документы об образовании тоже одинаковы, но обладают разной степенью привлекательности для работодателей. И сегодня законодательные меры там направлены на предоставление университетам большей автономии. Это и стало причиной волнений. Левые силы во французском обществе посчитали, что новый закон будет на руку только частным вузам. Высшее образование во Франции – услуга, доступная всем. (В вузы принимают всех, а отсев начинается только после первой сессии.) Поэтому появляющиеся у частного бизнеса дополнительные возможности влиять на университеты воспринимаются людьми с левыми взглядами как угроза образованию Франции.  По мнению Ярослава Кузьминова, основная функция наших псевдовузов – это снятие социального напряжения в обществе (каждому желающему открыт доступ к высшему образованию). В результате градации вузов в России завязывается схожий с французским узел противоречий. И как он может быть развязан, пока неясно.
 
*********************************
 
Российские школьники усваивают книги лучше всех в мире – констатирует газета «Новые Известия» от 30 ноября в заметке «Чемпионы по чтению». На днях были опубликованы результаты исследования, проведенного Бостонским колледжем (США). Более 200 тысяч десятилетних детей из 40 стран должны были продемонстрировать, насколько быстро они читают и воспринимают текст. Победу одержали россияне. Однако наши независимые эксперты не советуют впадать в эйфорию. Ведь к выпускным классам большинство школьников становятся безграмотными.

По итогам уникального исследования сотрудников Бостонского колледжа, было установлено, что лучше всех литературные и информационные тексты читают маленькие россияне. На втором и третьем местах – школьники из Гонконга и Сингапура. Впрочем, победа наших школьников не единственный сюрприз. Юные американцы, которые, казалось бы, должны быть на последнем месте, оказались на одну позицию грамотнее британских ровесников: 14-е место против 15-го. Причем, как показало исследование, девочки воспринимают текст быстрее и лучше мальчиков.

Педагоги поражаются: мы стали чемпионами, а грамотность российских школьников к выпускному классу мистическим образом исчезает. По мнению экспертов, причина кроется в целенаправленном уничтожении школой интереса к чтению по мере взросления детей. «Дело в том, что по методическим рекомендациям приоритет отдается содержанию произведения, а не его художественным особенностям, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Ситуация усугубляется в старших классах, где надо сдавать ЕГЭ по литературе. Сочинение, в котором подросток может выразить свою гражданскую позицию, описать языковые особенности текста, заменено изложением, где надо просто передать сюжет. То есть достаточно купить книжку с кратким содержанием классических произведений, включенных в программу, – и положительный балл обеспечен».