ОБЗОР ПРЕССЫ № 336

07 сентября 2009
 Ректоры предлагают финансировать высшие школы с учетом знаний студентов, сообщает «Независимая газета» от 1 сентября в заметке «Отличники принесут в вуз деньги».

 

Ведущая рубрики – Анна Петрова

Ректоры предлагают финансировать высшие школы с учетом знаний студентов, сообщает «Независимая газета» от 1 сентября в заметке «Отличники принесут в вуз деньги».

Идею ГИФО – государственных именных финансовых обязательств – предлагает реанимировать ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Кропачев. Только на этот раз ректор Кропачев предлагает государству действовать осмотрительнее. Финансирование вуза напрямую должно зависеть от качества знаний того студента, который пришел в данный вуз. «Почему государство должно платить за учебу студента с троечным сертификатом по ЕГЭ столько же, сколько за учебу с отличными результатами?» – заявил Николай Кропачев. Если, допустим, приходит в университет учиться человек, который английский язык знает на «удовлетворительно», то за четыре года учебы в институте он лучше отличника английский язык все равно знать не будет. Стартовые возможности не те. Так почему государство должно платить за подготовку всех студентов одинаково? Если оплата будет по ранжиру, то, по мнению ректора, вузу выгоднее будет набирать отличников. И тогда высшие школы не будут брать всех подряд. Набранных же отличников-студентов будут учить еще лучше. Ректор Кропачев считает, что государству обязательно нужно сегодня вернуться к идее ГИФО.
 
Любопытно, что идея нравится не только Николаю Кропачеву. Ее тут же подхватил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. По мнению ректора Кузьминова, сильные вузы достойны отдельного финансирования. Еще Ярослав Кузьминов уверен, что прошедший единый экзамен полностью изменил структуру высшего образования РФ. Он обогатил сильными студентами ведущие школы. Теперь даже на платные отделения престижные вузы набрали абитуриентов с сертификатами не ниже 70 баллов. Кроме того, по мнению Ярослава Кузьминова, молодые люди ушли из негосударственных вузов в те вузы, которые дают реальное образование. Целый ряд филиалов и вузов уже прекратил свое существование. Другие – находятся на последнем издыхании. Ректор Кузьминов предлагает задуматься всем над тем, что готовить инженеров из троечников – это преступление. Так же, как и нельзя разрешать всем вузам подряд готовить юристов.
 
Ректор Кузьминов напомнил, что 42% юристов учат сегодня в непрофильных вузах. Эти люди, добавил Николай Кропачев, не смогли бы учиться в ВШЭ, даже окончив свой вуз. На престижных специальностях вузы всего лишь зарабатывали дополнительные финансы. Поэтому нечего удивляться тому, что 90% выпускников-экономистов сегодня не владеют эконометрикой. А до 80% юристов недостаточно компетентны и работать по специальности просто не могут. Крупные компании вынуждены все чаще приглашать специалистов из-за рубежа. Потому что им, например, катастрофически не хватает грамотных финансовых аналитиков. Проректор ВШЭ Григорий Канторович напомнил, что ВШЭ в этом году набрала бюджетных студентов больше, чем ей положено по плану. Но в этом нет ничего страшного, и вообще контрольные цифры приема нужно отменять. Это отмершая категория. «Вышка» готова даже расширить свои площади для такого хорошего дела.
 
Учитывая, какое положение в нашем обществе и системе образования занимают ректоры Кузьминов и Кропачев, можно предположить, что их идея не останется без внимания... Остается только напомнить, что в вузах РФ с 1 сентября начнут учиться 7,47 млн. человек. Пока еще функционирует около 3,5 тыс. вузов. Что произойдет с этими вузами в течение года – непонятно. Недобрали (в среднем на 25–35%) своих студентов технические вузы. И лучшие из технических вузов вынуждены брать далеко не отличников. Проходной балл в технических школах – 40–60 баллов. Набор в престижные вузы составляет примерно 10% от общего числа студентов. Теперь такой вопрос: устройство 10% молодых людей решает проблемы образования всей молодежи? Любопытно все-таки, что же делать всем остальным вузам? Тем более с остаточным финансированием.
 
**************************
 
Расходы родителей перед 1 сентября за год выросли на 20%, сообщает газета «Новые Известия» от 31 августа в статье «Подумайте и... раскошельтесь».
 
Как полагают эксперты, чтобы отправить завтра своего ребенка в школу, среднему россиянину пришлось потратить 10,8 тыс. рублей. Причем далеко не все эти деньги перепали непосредственно любимому чаду. По самым скромным подсчетам, 961 рубль был уплачен за охрану и техническое оснащение. Цветов и подарков для учителей закуплено на 536 рублей. На «добровольный спонсорский взнос» ушло 747 рублей. Закон «Об образовании» категорически запрещает школьные поборы, однако администрации учебных заведений по-прежнему изыскивают в нем лазейки.

 

Тосненской городской прокуратурой (Ленинградская область) проведена проверка по вопросу взимания денежных средств с родителей учеников в школе № 1. Поводом для проверки стало обращение одной из мам на сайт президента РФ. Установлено, что ввиду недостаточного финансирования приобретения учебных пособий на родительских собраниях «в форме рекомендаций заведующей библиотекой школы» было предложено приобрести учебники по ценам издательства с доставкой в школу. Без книжек в школу не пойдешь – родители скинулись. На летнем собрании родителей первоклашек было решено собрать деньги на ремонт потолка и стен, поскольку школа в силах осуществить лишь капитальный ремонт полов. Инициативная группа родителей закупила строительные материалы и сама сделала ремонт на сумму 15 тыс. рублей.

О масштабах школьных поборов говорится уже полтора десятилетия. В прошлом году Госдума внесла поправки в Кодекс об административных правонарушениях и в закон «Об образовании». Теперь, если директор или классный руководитель предложат родителям сделать «добровольный спонсорский взнос», ему придется заплатить штраф в размере от 30 до 50 тыс. рублей, а на саму школу наложат взыскание от 100 до 200 тыс. Тем не менее на собраниях в канун 1 сентября «нескромные предложения» мамам и папам продолжают, пусть и в деликатной форме, поступать. «Нам сказали буквально следующее: «Подумайте и решите, чем сможете помочь школе, – рассказал москвич Владислав Семенов. – Если даже первокласснику предложить решить эту логическую задачку, он наверняка скажет, что главное слово здесь не «подумать», а «помочь». У родителей просто нет выбора».

С этим согласна жительница Санкт-Петербурга Елена, просившая не называть ее фамилию. Прошлой осенью ее муж остался без работы, сама Елена сидела дома с грудным ребенком, и они не сделали взнос на нужды класса. А когда спустя несколько дней старший сын вернулся из школы, он рассказал, что учительница отчитала его перед всеми: мол, из-за того, что он бедный, у класса не будет телевизора и видеомагнитофона. Порой дело доходит и до абсурда. Отец еще одного маленького жителя столицы, идущего в первый класс, Андрей Александров, рассказал, что их на собрании даже не ставили перед дилеммой «платить – не платить», а предложили подумать, какого цвета должны быть в школе новые линолеумные полы.

Впрочем, размеры «добровольных спонсорских взносов» растут не такими бешеными темпами, как затраты на снаряжение ученика. По данным ВЦИОМ, если покупка ранца или сумки обходилась год назад в 837 рублей (в 2005 году – 537), то на сей раз речь идет о сумме, вплотную приблизившейся к одной тыс. рублей. На школьно-письменные принадлежности из семейного бюджета уйдет 1230 рублей (в 2008-м – 1105, в 2005-м – 592). Покупка одежды и обуви выльется в 5154 рубля, почти на одну тыс. больше, чем до кризиса. Как считают эксперты, ларчик открывается просто: речь идет о чрезвычайно прибыльном секторе рынка, хотя и сезонном. И производители упрямо не желают идти на жертвы, пусть и ради счастливого детства.
А вот где цены за год не особо подскочили – это на цветочных базарах. Продавцы, правда, уверяют, что они вообще не выросли. Это смотря с чем сравнивать. Если с 1 сентября 2008 года – возможно. А если с серединой августа... Но тут уж все претензии к родителям: можно прийти в школу с тремя георгинами за две сотни, а можно и с шедевром флористики за две тысячи.

 
********************************
 
Накануне 1 сентября глава Рособразования Николай Булаев рассказал, что ждет абитуриентов в 2010 году.
Самое главное: ограничений по подаче заявлений в вузы не будет. Тем не менее, Николай Булаев не советует подавать заявления в сто вузов сразу: "Быть зачисленным в пятнадцать-двадцать, когда ты не знаешь, куда пойти, - непростая ситуация". Выбирая, можно опоздать везде. Предложение разрешать абитуриентам сдавать документы в определенное количество вузов, например, в пять, как это делается в некоторых странах, тоже не получило поддержки в Рособразовании. Подробности – в заметке «Вузы без брака», опубликованной в «Российской газете» от 31 августа.
 
«У нас многие говорят: давайте введем плату в 100 рублей, и заявлений сразу будет меньше. Я не сторонник этого», - высказал свою позицию Николай Булаев. А вот количество волн зачисления, возможно, станет меньше. Нынче их было три, а будет, вероятно, две. Эта мера многих дисциплинирует. В первой волне пойдут те, кто имеет большие возможности выбора - высокобалльники, льготники, олимпиадники, во второй - все те, кто хочет учиться именно в этом вузе и принесет подлинники. Времени на беготню по вузам почти не останется. Число олимпиадников тоже уменьшится. Сейчас в списке Российского союза ректоров 120 олимпиад, победа в которых дает право на льготы. "Думаю, что олимпиад в следующем году станет немного меньше. Будет более жесткий отбор. Останутся только те, которые не вызывают сомнений и победители которых подтверждают свои знания через ЕГЭ", - прокомментировал Николай Булаев. - Кроме того, еще раз проанализируются преференции для победителей и призеров. Но то, что останутся привилегии по уровням, как и в этом году, без сомнений. Если вуз признает какую-то олимпиаду из списка определенного уровня, обязан признать и другие из этой категории.
 
Количество целевых мест для абитуриентов, которые идут по направлениям работодателей, будет сокращено. По техническим специальностям целевой прием для вузов не ограничен. Наоборот, интерес работодателей к адресной подготовке специалистов для своих предприятий поддерживается. А вот что касается гуманитарных специальностей, то нынешний процент целевиков - не более 15 от общего числа мест, может быть уменьшен. "Будет сокращение целевых мест на экономику, финансы, менеджмент, юриспруденцию, государственное и муниципальное управление. Но пока я об этом говорю с осторожностью", - подчеркнул Николай Булаев.
 
В 2010 году число иногородних абитуриентов вырастет в вузах на 10 процентов. По льготникам, в частности сиротам, в следующем году картина, судя по всему, не изменится. По данным Рособразования, каждый год в вузы поступает примерно одинаковое количество сирот - в целом около 4 процентов. Но если в прежние годы они не претендовали на престижные специальности, то нынче получили реальные шансы пойти на юриспруденцию, финансы, экономику. Вот и стали более заметны. Да, у них более низкий балл, но нельзя говорить о том, что все они вылетят из вузов после первой же сессии. Николай Булаев высказался на сей счет жестко: "Не корректно тренироваться на детях-инвалидах и сиротах!" А если какое-то количество свободных мест в вузах после зимней сессии все же будет - их отдадут платникам.
 
То, что в этом году в вузы был высокий конкурс, - миф. На 840 000 выпускников школ было 550 000 мест в вузах. 2500 мест на сегодняшний день свободны. В основном это педагогические специальности в 20 вузах. Никаких санкций к тем, кто не набрал абитуриентов, не применят. Но проанализируют, какие специальности не востребованы рынком и абитуриентами. В самом сложном положении сегодня оказались негосударственные вузы - их потенциальные студенты предпочли платные отделения государственных вузов. И тенденция, видимо, продолжится.
 
*******************************
 
Как поступить в колледж на бесплатное отделение и перевестись оттуда в университет? Версию предлагает газета «Труд» от 4 сентября в статье «В вуз обходным путем». Колледжи и техникумы продлили прием до середины сентября. Многие из них не смогли набрать даже половины учащихся. Это отличный шанс для 11-классников, которых не приняли на бюджет в вуз.
 
Диплом колледжа позволит получить опыт работы и стать востребованным на рынке труда не через пять-шесть лет, а через два-три года. Учиться в нем проще, чем в вузе, и удается совмещать работу и учебу. Выпускник колледжа с опытом работы ценится на рынке труда больше, чем выпускник вуза без опыта. Также в колледжах упор делается на практику, а студент вуза может даже ни разу не побывать на предприятии. Это весомый аргумент в пользу учебы в колледже и экономия времени.
 
Не поступили в вуз? Чего время-то терять! Конкурса в большинство колледжей нет, поэтому туда примут
с любыми оценками за единый госэкзамен. Главное — не двойка. Есть ещё одна причина — психологическая. Студенты вузов, которые получали среднее специальное образование, отмечают, что после колледжа в институте учиться гораздо легче. А если колледж сотрудничает с вузом, то там можно будет учиться по сокращенной программе — три года. «Труд» выяснил, в какой колледж лучше поступать, чтобы потом продолжить обучение в вузе по выбранной специальности или получить интересную работу.
 
Самая распространенная специальность для будущих экономистов — «экономика и бухгалтерский учет», учиться придется два года. Специальность есть практически во всех колледжах — пищевых, строительных, технических. В каждом — своя специфика, поэтому лучше всего поступать в финансово-экономический или банковский колледж. «Я училась в рыбопромышленном колледже. Все курсовые работы и контрольные по бухучету были на примерах пищевого предприятия. Сейчас работаю в компании, которая занимается ремонтом бытовой техники», — говорит Ирина. В колледже девушка также получила сертификат 1С. На экономическом факультете в вузе такую возможность ей вряд ли бы предоставили. Вариант для экономистов и специальность «банковское дело». Она есть, например, в столичном банковском колледже № 45. После первого курса студенты проходят практику в банке — работают операционистами. По данным приемной комиссии, сейчас в колледже есть бюджетные места.
 
На факультете «менеджмент» в колледжах сейчас осталось совсем немного бюджетных мест: эта специальность пользуется популярностью у не поступивших в вуз абитуриентов. А некоторые выбрали учебу в колледже ещё в школе и даже не планировали идти в университет. «Я поступила на „менеджмент“, потому что не знаю, чем хочу заниматься в жизни. Поучусь тут два года и определюсь, а потом на „заочку“ или „вечерку“ в вуз», — говорит студентка Московского государственного техникума технологии и права Лиза. На менеджера можно выучиться в колледжах предпринимательства. Например, в колледже малого бизнеса № 4 ещё остались места на эту специальность. Хотя желающих много — набрали три группы.
В колледже предпринимательства № 11 тоже есть бюджетные места. Корреспонденту «Труда» в учебном заведении объяснили: образование на факультете «менеджмент» интегрированное. После первого курса студенты получают начальное профессиональное образование — сертификат оператора ЭВМ. Затем учащийся может вновь попытаться поступить в вуз, а если не получится, то остаться в колледже и через год получить диплом менеджера.
 
На специальности «правоведение» в колледже сейчас вам, скорее всего, предложат только платное обучение. Буквально год назад в столичных колледжах и техникумах закрыли львиную долю правоведческих факультетов. Теперь на правоведа можно выучиться только в колледжах предпринимательства или правовых техникумах, например в гуманитарном техникуме экономики и права. Здесь обучение будет стоить 40 тысяч рублей в год, оплатить его можно по семестрам. Выпускники колледжа работают в милиции, суде, а также помощниками юристов и адвокатов в частных фирмах. После колледжа можно поступить на третий курс правового факультета вуза, некоторые институты берут и на четвертый. В колледже № 16 по подготовке социальных работников бюджетных мест на правоведении нет. Однако можно поступить на специальность «секретарь суда». Учиться год, потом можно поступить на правоведение в колледж или на первый курс вуза. Учащиеся раз в неделю проходят практику в суде.
 
В колледжах есть сразу несколько специальностей, которые подходят для будущего инженера-айтишника. Например, «вычислительные машины, комплексы, системы и сети» или «техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей». Чтобы получить хорошее компьютерное образование, лучше выбирать профильные колледжи. Хотя бы потому, что они имеют связь с техническими вузами — МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ, МФТИ, МИРЭА, МГТУ «Станкин». Тогда туда можно поступить не на первый, а на второй или третий курс. Кроме того, такие колледжи часто дают своим студентам возможность получить дополнительный сертификат по какому-либо языку программирования.
 
Корреспонденту «Труда» удалось дозвониться в несколько колледжей, и в большей части из них сообщили, что прием пока идет. «Приезжайте завтра! А то мест не останется», — поторопили в колледже автоматизации и информационных технологий № 20, куда корреспондент пыталась устроиться на прикладную информатику. «Если хочешь работать разработчиком, иди сначала в колледж, а потом в вуз», — говорит выпускник политехнического колледжа Максим. После школы он поступил в вуз, но не смог учиться — слишком большая нагрузка, слишком равнодушное отношение преподавателей. Он не сдал первую же сессию и поступил в колледж. Во время учебы в колледже работал программистом, а после поступил в вуз, и уже на втором курсе его пригласили на работу в IT-компанию, которая разрабатывает программное обеспечение для офисов.
 
Не исключено, что скоро выпускники 11-х классов, которые поступят в колледжи, смогут получить высшее образование, не поступая в вуз. Премьер Владимир Путин подписал постановление о прикладном бакалавриате. В эксперименте будут участвовать несколько десятков колледжей, которые смогут выдавать своим студентам дипломы о высшем образовании. Пока разговор идет о 30 государственных учебных заведениях. Минобразования представит список через два месяца. Ещё полгода, по оценкам ведомства, уйдет на подготовку документов и разработку программ. Эксперимент начнется в 2010 году. Он коснется учащихся рабочих специальностей — сварщиков и сталеваров. «Современные виды сварки и сталеварения требуют подготовки специалистов самого высокого уровня», — говорит директор департамента государственной политики в сфере образования Игорь Реморенко. То есть на прикладном бакалавриате будут готовить таких рабочих, которые смогут разобраться в современных компьютерных технологиях и новейших методах обработки металла.