ОБЗОР ПРЕССЫ № 324

29 мая 2009
«ЕГЭ оштрихуют и отсканируют» - заметка с таким названием опубликована в газете «Московский Комсомолец» от 20 мая. Контроль за проведением госэкзаменов ужесточается: власти обещают отслеживать движение материалов ЕГЭ и мониторить успеваемость поступивших студентов. Регионы же готовятся к худшему: кое-где заказали дополнительные пакеты, рассчитывая на 47% “двоек”.

В 2009 году вводится новая автоматическая система слежения за движением всех экзаменационных материалов. Как рассказала замруководителя Федерального центра тестирования Оксана Решетникова, до отправки на места все материалы будут оштрихованы, — и коробки, и секьюр-паки, и индивидуальные задания. При доставке в регион они подвергнутся сканированию, которое “свяжет” каждый отдельный материал с секьюр-паком и коробкой и позволит отследить их путь до экзаменационной аудитории и обратно. При таком подходе проверить, из какой коробки взят тот или иной КИМ, не составляет труда. А это, дают понять в ведомстве, лишает почвы любые спекуляции на тему злоупотреблений при сдаче ЕГЭ.

Готовится, по словам главы Рособрнадзора Любови Глебовой, и другое новшество. Осенью Минобрнауки начнет мониторинг успеваемости первокурсников. Там, где результаты ЕГЭ совпадут с оценками в первую сессию, вопросов не возникнет. А вот стобалльника ЕГЭ, оказавшегося на грани отчисления за неуспеваемость, возьмут на заметку. Правда, отчислять его не будут, заявила Глебова. Но повод для проверки пункта приема экзамена, через который он поступал, появится. Впрочем, пока регионы больше волнуют двоечники. По официальным расчетам, их будет около 10% от общего числа сдающих. Но на местах “на всякий случай” готовятся к худшему: кое-где органы управления образованием запаслись дополнительными материалами из расчета более 47% неудовлетворительных оценок.
 
******************************
 
В России началась пора сдачи Единого государственного экзамена. На этой неделе выпускники пишут тесты по информатике, биологии и русскому языку. Экзамены продлятся до конца июня. Газета «Труд» от 28 мая спросила о том, как лучше использовать последние дни перед ЕГЭ, у нынешних первокурсников, которые в прошлом году успешно сдали экзамен. В статье «Тридцать шагов к ЕГЭ» советы дают студенты Московского государственного гуманитарного университета. С первокурсниками согласны и преподаватели МГГУ.
 
Татьяна Бобошко, 96% правильных ответов: "Готовиться надо соразмерно - уделять примерно три часа в день каждому предмету. Чем ближе к ЕГЭ, тем ниже интенсивность. За три дня до экзамена время занятий сократить до часа. Подготовку надо чередовать с отдыхом. Обязательны прогулки и шоколад. Откажитесь от клубов, дискотек, а также употребления энергетических напитков. Важно не забывать про сон. Надо спать столько, чтобы восполнить энергию, которую потерял за день. Для школьника это не меньше восьми с половиной часов. Спать лечь пораньше - за девять часов до экзамена. Утром в день экзамена лучше вообще ничего не повторять. Бешено перечитывать учебники и конспекты нет смысла. То, что уже знаете, во время сдачи теста обязательно вспомните. А то, что не выучили, запомнить за одно утро невозможно. В итоге в голове только все перемешается. Выпейте зеленого чая. Никаких новопасситов или корвалола. Это только затормаживает работу мозга. Лучше принять экстракт элеутерококка или выпить гранатового сока".
 
Виктор Голишев, 80% правильных ответов: "Из трех часов в день, которые тратите на подготовку к одному предмету, час уделите теории и два - практике. Если не можете что-то запомнить, то полезно изложить материал в виде схемы или таблицы. Заполняя ее, вы не только систематизируете знания, но и лучше запоминаете материал. К тому же, глядя на схему, удобнее повторять. При подготовке можно использовать книги, на которых написано "ЕГЭ 2009 год ФИПИ" (Федеральный институт педагогических измерений). Это официальные пособия для подготовки к Единому гос-экзамену. Здесь представлены задания, которые максимально приближены к тем, которые будут в этом году".
 
Светлана Таказова, 94% правильных ответов: "Не пренебрегайте заданием C. Это самая сложная часть теста, но именно за него дают максимальное количество баллов - примерно две трети. При этом помните, что только это задание проверяет специалист, а не машина. И даже если вы его не решите полностью, но проверяющий увидит, что у вас есть основа решения, например нужные формулы, то баллы будут начислены. Пусть не полный балл, но хотя бы часть возможных. Задания будут ожидаемые. Если решали демонстрационный вариант, никаких неожиданностей быть не должно. Списать во время экзамена невозможно. В классе мало людей, за процессом внимательно следят. К тому же это чревато. За "шпоры" и подсказки тут же выгоняют, без разговоров. Когда мы сдавали, из классов за это дело выводили по четыре человека. "Шпоры" писать надо, это позволяет лучше запомнить материал, но лучше их оставить дома. Статистика говорит, что списать может только один из двухсот. Шансов, что это будете именно вы, мало".
 
Антон Анферов, 92% правильных ответов: "Еще за неделю до ЕГЭ, как правило, появляется волнение. Оно усиливается по мере приближения дня сдачи, нередко мешает сосредоточиться на экзамене. Чтобы преодолеть страх, надо изменить режим работы головного мозга. Примените аутогенные тренировки. Во-первых, когда человек чего-то боится, у него мерзнут руки, поэтому их надо потереть. Также можно положить обе руки на солнечное сплетение. Что делать с дыханием? Делаем медленный глубокий вдох, а потом медленный выдох. Можно массировать специальную зону - перепонку между большим и указательным пальцами. Если клонит в сон, то попробуйте несколько раз быстро распрямить кисти рук.
Эти упражнения можно выполнять как во время подготовки, так и на самом ЕГЭ, например, если во время экзамена вы не можете сосредоточиться от страха".
 
Алексей Пугатов, 78% правильных ответов: "У меня своя система подготовки. Беру тесты ЕГЭ прошлых лет и начинаю с первого задания. Если ответ знаю, то перехожу ко второму заданию. Если не знаю или сомневаюсь, открывают соответствующую главу учебника, причем вполне подходит школьный, и изучаю. После чего начинаю тест с самого начала, даже если запнулся, например, на десятом задании. Если опять не знаю какой-то ответ, то снова открываю учебник и опять сначала. На самом экзамене, прежде чем выполнять, просмотрите все задания, чтобы иметь представление о тесте в целом. Это позволит верно распределить время и силы. Начинать лучше с первого вопроса, а не прыгать от пятого к десятому по принципу "сначала решу то, что получше знаю, а потом - все остальное". В среднем на одно задание части A и B стоит тратить не более десяти минут. Не надо засекать время по часам, но помните, что есть и другие задания. Если что-то не получается, отложите и решайте дальше. В конце к этому вопросу вернетесь".
 
*********************************
 
Начинается II Неделя образования государств – членов Шанхайской организации сотрудничества под девизом «Образование без границ» и I Форум ректоров университетов государств – членов ШОС. А накануне Международная конференция «Профессионально-техническое образование и образование для устойчивого развития» с участием представителей стран СНГ, Эстонии, Латвии, Польши, руководства ЮНЕСКО, Европейского фонда образования, Международной организации труда прошла в Минске. Эти два мероприятия, проведенные с небольшим интервалом, свидетельствует о попытке Минобразнауки РФ нарастить присутствие российского образования на внешнем образовательном рынке. И о поисках всем миром решения главной проблемы образования: как готовить специалистов, адекватных запросам рынка труда. Первый Форум ректоров наверняка затронет проблемы создания сетевого университета ШОС, концепция которого уже озвучена и дело за малым – созданием самого университета. И обозначит проблемы высшего образования вообще. А они, как выяснилось, у всех одинаковые: качество... и переизбыток гуманитариев. О проблеме - «Независимая газета» от 26 мая в статье «Министрам срочно нужны саги о рабочих».
 
Отечественные прогнозисты подсчитали, что к 2015 году в стране будет востребован лишь каждый третий выпускник с высшим экономическим или гуманитарным образованием. Увы, не только у нас. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко даже пошутил во время открытия форума в Минске, что, если бы он случайно обменялся докладами с Александром Радьковым (министром образования Белоруссии), ничего бы страшного не произошло – настолько много общего в системах образования стран. Итак, общая проблема в странах СНГ – система обучения не способна адекватным образом реагировать на запросы рынка труда. Увы, «успокоил» всех присутствующих на конференции в Минске эксперт Международной организации труда по ПТО Владимир Гаськов, такая ситуация в той или иной степени свойственна практически любой стране мира. Счастливое исключение составляют разве что… Филиппины. По мнению международных экспертов, эта страна быстрее других реагирует на рынок труда. А как сделать, чтобы такое было и у остальных?
 
Наиболее эффективно с этой точки зрения краткосрочное прогнозирование (1–3 года). Быстрое реагирование может в этом случае происходить за счет изменения программ в вузах. Долгосрочным прогнозированием (5–10 лет) занимаются во многих странах мира. Но спрос на специалистов в этом случае труднее прогнозировать. Слишком большой срок. Тем не менее многие страны этим тоже успешно занимаются, такие как Япония, Франция, Новая Зеландия, Англия. И есть при этом одна любопытная деталь. За выпуск тех или иных специалистов во многих странах мира отвечают сами высшие школы. И им не дадут денег на программу, если администрация вуза не составит прогноз на данных специалистов. В Австралии, например, никакой колледж не получит госфинансирование, если не предоставит программу, согласованную с тамошним Министерством труда. Иначе его строго спросят: «Зачем вы подавали заявку на программу, которая не востребована рынком труда?»
 
Кстати, часто в развитых странах, как и у нас, много инженеров работают в торговле. И в то же время многие важные работы выполняются непрофессионалами. (Например, в управлении.) В отдельных странах число квалификаций в обучающих программах превышает несколько тысяч. В некоторых – многие важные квалификации вообще не разработаны, не готовят важных и нужных экономике специалистов вообще.
На конференции в Минске министр Фурсенко поспешил сообщить о новом прогнозе: какие специалисты будут востребованы в самое ближайшее время в РФ. Это специалисты в области сервиса, операционного менеджмента, обеспечения деятельности инфраструктуры, инжиниринга, IT-технологий. И соответственно сохраняется большая нужда в квалифицированных рабочих кадрах. Не идут молодые люди в рабочие. Кстати, опять же не только у нас. «Нужно обеспечить престижность и статусность этих профессий», – говорили почти все министры и замы министров образования стран СНГ. Но как? Перестать снимать фильмы про бандитов и путан и срочно начать ваять киносаги о сталеварах?
 
Корреспондент газеты задала этот вопрос в Минске директору Европейского фонда образования Данбар Мюриель. Как сказала госпожа Данбар, задача эта непростая для любой страны. Однако рецепт привлекательности начального и среднего профобразования есть. Он в том, что профобразование должно быть высокого качества. Оно не должно быть тупиковым, молодой человек должен иметь возможность перехода на следующие уровни образования. А еще важно привлечь к написанию программ работодателей. А вот проблема создания имиджа профессии рабочего остается сегодня во многих странах проблемой номер один. Над ней работают. Пока с переменным успехом. Так что, может, и саги про рабочих нужны, кто знает.
 
*******************************
 
Российские педиатры и диетологи утверждают, что чаще всего наши дети болеют именно из-за неправильного питания. На прошлой неделе в Новосибирске прошла Межрегиональная телеконференция по проблемам школьного и дошкольного питания. В ней приняли участие московские, петербургские, свердловские, самарские и новосибирские эксперты. Рассказывает газета «Вечерний Новосибирск» от 20 мая в статье «Что же кушать, чтобы не болеть?»
 
Сейчас питанию дошколят и учащихся начальных классов в нашей стране уделяется очень мало внимания. А между тем около семидесяти процентов роста ребенка приходится именно на первые десять лет жизни. Современная система организации школьного питания не обеспечивает сбалансированного питания с учетом потребностей детей в питательных веществах. Это утверждает и директор департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ Алина Левитская. Только неправильное питание приводит к возникновению у более 30 процентов детей так называемых различных школьных болезней: от задержки роста, анемии и дефицита массы тела до заболеваний желудочно-кишечного тракта. Уже в 76 субъектах РФ реализуются региональные программы реформирования школьного питания. «По итогам первого года эксперимента (2008 год) уже есть хорошие результаты, которые позволяют быть уверенным, что мы справимся с поставленной задачей, — реорганизовать в стране систему школьного питания», — говорит Левитская.
 
Нина Склянова, директор Новосибирского центра образования и здоровья «Магистр», доктор медицинских наук сказала, что в нашем городе определены базовые ценности городского сообщества, среди которых здоровье занимает первое место. Есть несколько городских программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. И главное в том, что к решению этих вопросов применяется именно межведомственный подход, потому что здоровый ребенок — это комплексная задача, не только медицинская, но и социально-гигиеническая, и психолого-педагогическая.
 
Заместитель директора по научной работе Института питания РАМН Александр Батурин рассказал, как сейчас питаются школьники и что полезно им кушать, чтобы быть здоровыми. «Максимальный уровень потребления овощей и фруктов ребенком происходит только в раннем возрасте, потому как мама уделяет в этот период ему больше внимания. А сейчас 200 граммов в день овощей и фруктов для детей школьного возраста — это просто смешно. Такого объема явно недостаточно. Что касается мяса — тут вроде порядок, а вот молочные продукты опять в дефиците. В этом возрасте молоко, например, не воспринимается уже как источник пития, его заменяют газированными напитками, что непременно сказывается на балансе пищевых веществ. Идет и снижение потребления витаминов. Усилия главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, подготовившего документы, в которых просил производителей хлеба обогащать муку витаминами и железом, видимо, прошли даром. Обогащенного хлеба по-прежнему мало в магазинах. И страдаем в итоге от дефицита витаминов не только мы, взрослые, но и наши дети. Нехватка кальция — тоже большая проблема, а отсюда кости хрупкие, а потом — переломы. Свыше 45 процентов наших детей, как оказалось, имеют очень высокий риск недостаточного потребления кальция. Железа тоже не хватает, около 20 процентов детей имеют низкий уровень гемоглобина».
 
А если к несбалансированному школьному питанию прибавляется плохое домашнее, то вот что происходит. Результаты исследований, по словам Александра Батурина, показывают, что в семьях, где доходы составляют менее пятидесяти процентов от прожиточного уровня, рост детей ниже, чем в семьях с доходами относительно благополучными. «10 процентов детей имеют низкий рост, который связывается с хроническим недостатком поступления микронутриентов. Аналогичная ситуация и с массой тела. Здесь требуется адресная продовольственная помощь». А вот в семьях с высоким или сверхвысоким достатком — другая крайность: в них дети зачастую страдают ожирением. Итак, компоненты правильного питания складываются из умения построить свой здоровый рацион. Школьнику нужно кушать хлеб, каши и сухие завтраки, только обогащенные витаминами и минеральными веществами. Овощи и фрукты улучшают всасывание железа из других продуктов, что в целом предупреждает анемию. Здоровье у костей будет только благодаря употреблению молока и молочных продуктов. Мясо (разумеется, не в виде колбас и консервов), рыба, яйца необходимы для нормального роста организма. Чипсы, сладкие батончики и газированные напитки — долой.