ОБЗОР ПРЕССЫ № 322

12 мая 2009
Почти 1,4 тысячи выпускников российских школ из 65 регионов, большинство из которых спортсмены, досрочно сдали ЕГЭ, сообщает газета «Известия» от 6 мая в заметке «Спортсмены выбрали биологию».
 
Помимо спортсменов право сдавать экзамены до срока имеют призываемые на военную службу выпускники вечерних школ, участники международных олимпиад по школьным предметам, ребята, направляемые на лечение, а также выезжающие за границу на постоянное место жительства или для продолжения обучения.
Всего, по данным Рособрнадзора, в досрочном ЕГЭ участвовало 1356 человек из 65 регионов. Больше всего досрочников оказалось в Москве, Московской и Челябинской областях: 130, 108 и 106 человек соответственно. Меньше всего - по одному участнику - сдавали ЕГЭ в Дагестане, Коми, Чувашии, в Амурской, Ивановской областях и Камчатском крае.
 
Примечательно, что половина участников решила ограничиться двумя обязательными экзаменами, сдав русский язык и математику, остальные сдавали три и более предмета. Среди предметов по выбору наибольшей популярностью пользовались биология - ее сдавали 327 человек, обществознание - 291 человек, физика - 160 человек. И всего по одному школьнику выбрали немецкий и французский языки. По информации, полученной Рособрнадзором, экзамены прошли в штатном режиме в запланированные сроки. В ходе проведения досрочного ЕГЭ также отрабатывались схемы доставки и обработки информации внутри регионов, проверялось функционирование всех систем обработки и передачи данных, задействованных при проведении ЕГЭ в преддверии основной волны экзаменов в мае-июне. Имеющиеся технологии, по мнению специалистов, позволяют обеспечить информационную безопасность на всех этапах проведения Единого госэкзамена и исключают не только утечку экзаменационных материалов, но и возможность подтасовки результатов ЕГЭ.
 
Нижняя граница, преодоление которой подтверждает освоение школьного курса по каждому сданному предмету, станет известна досрочникам в июне - когда ЕГЭ-2009 сдаст основная волна выпускников: для них экзамены пройдут с 26 мая по 19 июня. В целом же, по данным Рособрнадзора, выпускники этого и прошлых лет подали 3,712 миллиона заявлений на сдачу ЕГЭ как по обязательным, так и по добровольным предметам. В 2009 году школу в России окончат 930 тысяч человек.
 
*******************************
 
На этой неделе, 15 мая, Верховный суд может принять решение о судьбе единого государственного экзамена в 2009 году. Иск с требованием об отмене ЕГЭ подали родители московских выпускников. 5 мая состоялось первое заседание. Если судьи встанут на сторону истцов, то в этом году тестирование, вызвавшее столько споров, не состоится. Чиновники от образования назвали действия родителей «некорректными и негуманными». Те же готовы дойти до Страсбурга. Тем временем, по оценкам экспертов, коррупция в сфере образования с введением ЕГЭ не только не уменьшилась, а напротив, выросла на порядок. Рассказывает газета «Новые Известия» от 12 мая в статье «Экзамен на выживание».
 
Основанием для поданного иска послужил вышедший в ноябре 2008 года приказ министра образования о том, что все школьники в 2009 году должны аттестовываться исключительно по результатам ЕГЭ. Однако выяснилось, что данный документ ссылается на некие «государственные стандарты общего среднего образования», которые на самом деле до сих пор не разработаны и, следовательно, не утверждены. Исходя из этого, родители потребовали признать приказ незаконным и отменить проведение единого госэкзамена в этом году. 5 мая Верховный суд рассматривал данный вопрос по существу. Как рассказал президент Фонда образования РФ Сергей Комков, в ходе заседания судья запросила у истцов «четкое юридическое обоснование, какие конкретно гражданские права оказались нарушены этим приказом». «Министерство образования и прокуратура требовали от суда принять решение немедленно, так как иск, по их словам, несостоятелен. Тем не менее нам дали время – видимо, судья поняла, что приказ не может действовать и должен быть отменен», – считает эксперт.

В ходе заседания эксперт объяснил судье, что в случае отмены министерского приказа «проводиться нынешние итоговые экзамены будут без ЕГЭ, то есть по-старому». «Со школьниками, которые сдавали единый госэкзамен в прошлые годы и поступали по своим сертификатам в вузы, тоже ничего страшного не случится – они так и продолжат учиться дальше. Обратной силы решение суда иметь не будет», – успокаивает выпускников прошлых лет г-н Комков. Он уверен, что даже те школьники, «которые в этом году досрочно сдали ЕГЭ, получат свои аттестаты». Правда, смогут ли они со своими сертификатами поступить в университеты, пока неизвестно. Ведь, по словам г-на Комкова, если Верховный суд отменит приказ министра образования, «вузам будет дано право самостоятельно решать, учитывать ли результаты ЕГЭ тех, кто его сдавал, или нет». Впрочем, неделю назад в суде мать одного из школьников Галина Воронова на вопрос, не повлияет ли отмена этого приказа в суде отрицательно на выпускников, ответила, что, напротив, «это будет всенародный праздник, потому что ребята не верят в ЕГЭ и будут рады сдать экзамены по старинке». Если 15 мая Верховный суд отклонит иск родителей, то они намерены обратиться в президиум Верховного суда, а потом дойти и до Европейского суда по правам человека. Однако Сергей Комков говорит, что, поскольку проводить ЕГЭ «не по чему, ведь нет госстандарта образования», то в скором будущем «нас ждет лавина исков от тех, кто будет не удовлетворен результатом экзамена». Каждый родитель сможет подать в свой районный или городской суд иск, и он обязан будет отменять результаты ЕГЭ, утверждает эксперт.

Сам министр образования на прошлой неделе побывал в Госдуме в рамках правительственного часа. Г-н Фурсенко пообещал парламентариям, что скоро созданный в феврале Совет по стандартам наконец-то начнет рассмотрение «нового поколения стандартов» образования. По словам чиновника, «они позволят гибко выстраивать содержание образования в зависимости от разнообразных потребностей семей, максимально учитывать склонности и возможности конкретных обучающихся». Министра поддержала и руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова, назвав «некорректными и негуманными» по отношению к школьникам, которые уже начали сдавать госэкзамены, действия родителей, подавших иск в Верховный суд. «Мы считаем, что действия инициаторов иска вносят сумятицу в умы выпускников и их родителей. Это, безусловно, накаляет и без того нервозную обстановку, традиционно предваряющую любые экзамены», – полагает г-жа Глебова.

Несмотря на это, многие депутаты Госдумы поддерживают начинание родителей и правозащитников. Так, член парламентского комитета по конституционному законодательству Вадим Соловьев надеется, что у суда хватит мужества отменить систему тестирования. «Наша школа раньше готовила не только специалистов, но и людей, которые имеют свою точку зрения, позицию, способных рассуждать. Сейчас это уничтожается. Тем более, как показывает практика, даже очень подготовленные и грамотные ребята зачастую не могут ответить на вопросы ЕГЭ, и это уже привело к ряду трагедий в различных регионах страны», – рассказал депутат.

Директор ГОУ ЦО № 548 «Царицыно», член комиссии Общественной палаты по образованию и науке Ефим Рачевский заявил, что вот уже «пять-шесть лет подряд 11-й класс неофициально считается периодом подготовки к сдаче ЕГЭ». Он утверждает, что в «разумных школах» те предметы, которые не вошли в перечень ЕГЭ, не были уничтожены, и интерес к ним по-прежнему не утрачен. «Но некоторые школы в панике действительно превращаются в тренинговые центры по ЕГЭ», – признает г-н Рачевский. Кроме того, в этом году у выпускников, сдающих единый госэкзамен, больше не будет привилегии «плюс 1 балл». То есть все, кто сдаст тесты по русскому языку и математике на двойку, аттестат не получат. Г-н Рачевский напомнил, что в прошлом году двоечниками оказались свыше 20% выпускников школ, но всем им поставили тройки. «Абсолютное большинство из них, зная, что будет плюс балл, вообще сдавали пустой лист. Поскольку в этом году подобного нет, они все-таки напрягут свои силы и свою тройку заработают. Мой прогноз – двоечников будет меньше – 5–7%», – говорит педагог.

Получается, что из 930 тыс. школьников почти 65 тыс. человек останутся без аттестата. Плюс те, кто не сможет сдать ЕГЭ из-за болезни. «Ведь если человек будет серьезно болен и не сможет попасть на экзамен, он по нынешнему положению просто останется без аттестата и как минимум без возможности поступить в вуз», – рассуждает Сергей Комков. Впрочем, без этой возможности могут оказаться и абсолютно здоровые дети, которым только после нового года неожиданно сообщили, что для поступления в хорошее учебное заведение им придется кроме русского и математики сдавать еще два дополнительных экзамена на выбор. «На самом деле только в марте стало известно, какие экзамены в какой вуз надо будет сдавать, поэтому Рособрнадзор продлил возможность выбора единых экзаменов для учеников до 7 апреля», – напомнил Ефим Рачевский. Однако многие ученики и учителя не были готовы к такому повороту событий, готовясь исключительно к двум основным тестам.

Между тем на прошлой неделе министр образования Андрей Фурсенко в Госдуме в ответ на все эти доводы заявил: «Полтора года назад принят закон об ЕГЭ. Что мешало обсуждать его тогда? И почему вдруг такой накал возник сейчас, когда до сдачи первого экзамена в форме ЕГЭ у нынешних выпускников осталось чуть больше двух недель?» При этом г-н Фурсенко подчеркнул, что введение единого экзамена в России абсолютно законно. А в том, что нередко хорошисты и отличники плохо сдают эти тесты, виноваты, по словам чиновника, сами учителя. По мнению министра, многие из них ставят оценки необъективно, не заботясь о качестве знаний. К тому же г-н Фурсенко уверен: единый госэкзамен – отличное средство против коррупции. «Ее при поступлении по ЕГЭ быть не может», – подчеркнул он. Однако у экспертов на этот счет иное мнение – они считают, что при ЕГЭ коррупция в сфере образования выросла «как минимум в 10 раз». «Репетиторство и раньше считали элементом коррупции, а сейчас оно расцвело буйным цветом – в школах сами учителя вывешивают объявление о подготовке к ЕГЭ за деньги», – утверждает Сергей Комков. По его словам, сегодня за полтора часа таких занятий школьный учитель берет от 1,5 до 2 тыс. руб. с ученика, а вузовский преподаватель – 3–4 тыс.

Плюс к этому, по сведениям г-на Комкова, сегодня появилась целая индустрия изготовления тестовых заданий и ответов на них, которые «продаются в огромном количестве миллионными тиражами». «В школах заставляют учеников покупать эти пособия – при этом никто не гарантирует, что эти задания будут фигурировать на ЕГЭ, никто не гарантирует правильность этих ответов», – возмущается эксперт. Однако самый главный коррупционный элемент, по мнению экспертов, появляется при отборе выпускников для поступления в вуз. Ведь когда в одно учебное заведение поступает огромное количество сертификатов со всей страны с одинаковым количеством баллов, понятно, что всех желающих принять не смогут. «И здесь будут работать серьезные коррупционные механизмы – будут выходить на связь с родителями абитуриентов, убеждать их, что лучше заплатить деньги за 100-процентное поступление. Тут уже начнется другой конкурс – кто больше заплатит», – заключил Сергей Комков.

 
********************************
 
Тему продолжает газета «Московский Комсомолец» от 12 мая. Единый госэкзамен был призван покончить с коррупцией. Но пока мы видим, что она просто спустилась с вузовского уровня на школьный. В статье «Как объЕГЭрить государство» газета выявила десять ныне существующих способов мошенничества при сдаче ЕГЭ.

До 2009 года ЕГЭ числился экспериментом. Чиновники думали, что ведут его над детьми, но ошибались: эксперимент был обоюдным. Пока власти обкатывали новые правила, школьники искали способы их обойти. И преуспели: в год перехода ЕГЭ в штатный режим они вошли с десятком опробованных способов покупки его результатов — коллективных и индивидуальных, надежных и не очень, технически продвинутых и старых как мир. Различна и тактика действий покупателя: на свой страх и риск, при поддержке школы или с участием чиновников.

Способ первый — подсказка по мобильнику. Школьник прямо с экзамена звонит знающему человеку (например, репетитору) и диктует задание. Или шлет фото, а затем получает ответ. Иметь на экзамене мобильник запрещено, но пронести — проще простого: один аппарат, как положено, оставляют при входе, а второй — при себе. Первый раз на связь обычно выходят из туалета. А записать под диктовку ответы современная техника позволяет и в аудитории. Способ второй — отправить на ЕГЭ подставное лицо. Шанс проскочить есть: в каждом ППЭ (пункте проведения экзамена) обычно собираются несколько школ, и никто друг друга не знает.
Способ третий — покупка оценки через интернет. Предложения сотен сайтов сводятся к трем основным возможностям: заранее закупить и прорешать все варианты ЕГЭ текущего года по нужному экзамену; накануне экзамена получить свой индивидуальный вариант задания (умельцы берутся “вычислить” его по паспортным данным и региону клиента); получить не только задания, но и ответы. Для самых тупых и ленивых — с подсказкой прямо на экзамене с помощью SMS и WAP. Код доступа предоставляется в обмен на платную SMSку. Стоимость услуг невелика: 1—5 тыс. руб. (с подсказкой, естественно, дороже). Главная проблема этого способа — ненадежность. Владельцы сайтов уверяют, что информацию им предоставляют составители заданий и персонал, “сидящий” на ней в регионах. Но, по оценке независимых экспертов, шанс купить реальное задание не превышает 10%, остальное — чистое надувательство. Самые ушлые пытаются обезопаситься, покупая коды доступа на нескольких сайтах и сверяя затем ответы: если хотя бы два совпали, считается, что можно писать. Но Рособрнадзор считает фальшивками 100% материалов: покупатели, по словам чиновников, в лучшем случае получают демоверсии, а чаще вообще ничего.
Способ четвертый — продажа готовых табличек с ответами. Составляют их так же, как виртуальные, — на основе утечки данных с материалами ЕГЭ, рассылаемых по регионам за несколько дней до экзаменов. По идее, все они должны храниться в региональных управлениях и министерствах образования. Однако часть может быть вскрыта и заранее прорешена вузовскими и школьными преподавателями. Затем ответы частей А и В сводят в таблицы по всем вариантам, пришедшим в регион (обычно их около 15), размножают и продают на улицах, в метро, автобусах. Стоимость сводной таблицы по регионам разнится от 1—1,5 тыс. рублей до 15 тысяч. Однако цена так же, как в интернете, не дает никакой гарантии.
Способ пятый — подсказка учителя на экзамене, позволяющая решить одно-два лишних задания, добрав несколько необходимых баллов. Способ шестой. Более серьезный шанс получить результат ЕГЭ дает поддержка школы: организация всегда эффективнее кустаря-одиночки, да и покупают здесь не виртуального кота в мешке, а услуги конкретных людей, имеющих доступ к заданиями и бланкам ответов. Это уже не мелкое мошенничество, а коррупционные действия, расценки на которые начинаются с $1 тыс., уточнили в Обществе защиты прав потребителей образовательных услуг. Секьюр-паки с заданиями и бланками ответов привозят в школу рано утром в день экзамена. Один из них (примерно 15 вариантов) заранее вскрывают, а его задания прорешиваются для “нужных” учеников — как, скажем, в Татарстане в 2008 году. Это — исходный материал, который можно использовать индивидуально или для работы с группой. В случае сговора, особенно с участием вышестоящих инстанций, риск попасться минимален: в России около 20 тыс. ППЭ, и все веб-камерами не оборудуешь.
Способ седьмой. Если коррупционеры действуют с размахом, всех блатных одиннадцатиклассников (до 15 человек) собирают в одну аудиторию. В этом случае все предельно просто: все решается на месте. Для работы с одиночками используются бланки избыточных экземпляров экзаменационных документов (в каждом ППЭ их около 10% на случай порчи). Самым эффективным считается заполнить такой бланк в отсутствие ученика, а затем подменить его на тот, что был у ребенка в аудитории. Например, оставив его в условленном месте в туалете, куда ученик отпросится незадолго до конца экзамена. Расписаться за ученика в бланке не проблема: достаточно заранее условиться о простенькой закорючке — какая у него подпись на самом деле, никто не проверит. Можно и наоборот: ученик выходит в туалет, копирует задание и отдает учителю или оставляет в условленном месте. Преподаватель решает и заносит в аудиторию.
Способ восьмой — подменить работу уже после экзамена. По инструкции, правда, пакеты с ответами запечатываются при детях. Но при избытке бланков пакет потом можно вскрыть, заменить нужную работу на другую, а затем запечатать снова. Поймать на этом очень сложно: в случае чего одноклассники искренне подтвердят, что их товарищ решал задания сам. Наконец, покупают место в экзаменационной аудитории, получают на него пакет с решенным заданием и переписывают все, включая часть С. Это стоит 30—100 тыс. руб. и, по оценке экспертов, дает 100% гарантии. Способ девятый. Еще надежнее заручиться помощью чиновников. Их возможности подключиться к процессу на любом этапе — при сдаче ЕГЭ, проверке и даже при апелляции — уникальны. Взять хотя бы апелляцию. В умелых руках возможность получить высокий балл дает даже она, ибо, если оценки первого и второго экспертов сильно расходятся, работа передается третьему, который решает дело. Причем по нынешним правилам решение принимается им единолично (ни одна из двух первых оценок не учитывается) и считается окончательным. Это — просто рай для мздоимцев.
Иногда, правда, вмешательство образовательных чиновников оборачивается высокими оценками совершенно бесплатно. Не по доброте душевной, а из-за того лишь, что по результатам ЕГЭ все чаще судят о качестве их работы. Это — высочайшая мотивация к массовому завышению оценок. Тем более что те же цели преследуют школы и учителя, чью работу в последнее время также стали оценивать по итогам ЕГЭ, как, например, в Лысых Горах Саратовской области, где, по словам родителей, вышло распоряжение местных властей снижать стимулирующую часть зарплаты учителям, у которых результаты ЕГЭ сильно ниже итоговых оценок учеников. Вот и основа для мощной коррупционной иерархии.
Способ десятый. Механизм массовой фальсификации оценок проще пареной репы, причем выявить его практически невозможно. Один из пришедших в регион пакетов с 15 вариантами заданий заранее вскрывается, все они изучаются и прорешиваются, а затем на их основе делаются тест-аналоги. Их рассылают на консультации в местные школы и подробно разбирают с детьми. Формально тест-аналоги — не дословное повторение настоящих экзаменационных материалов, а лишь максимально к ним приближены (камуфляжем служат незначительные изменения). Но когда школьники приходят на настоящий экзамен, то с радостью узнают знакомые задания, легко их выполняют и обходят по оценкам соседние регионы. Хорошо всем. Но одиннадцатиклассникам следующих поколений будет еще лучше: тенденция по улучшению результатов ЕГЭ, по прогнозам экспертов, будет нарастать.
 
*****************************
 
Найдет ли наконец двухуровневая система образования понимание у ученых? Об этом - «Независимая газета» от 28 апреля в статье «Это пугающее слово – магистратура».
 
Учитывая критику руководителей вузов на последнем съезде Союза ректоров РФ в марте 2009 года, авторы концепции модернизации высшего образования намерены более четко прописать положение о магистратуре. Постепенно магистратуры ведущих российских вузов будут переформатированы так, что при желании студенту можно будет поменять не только факультет, но и вуз, а возможно, и страну для получения новой специализации. Об этом сообщил ректор Высшей школы экономики (ГУ) Ярослав Кузьминов на последнем заседании Российского общественного совета развития образования. Напомним, что ректор МГУ имени М.В.Ломоносова и президент Союза российских ректоров, академик Виктор Садовничий неоднозначно относится к двухуровневой системе высшего образования. По его глубокому убеждению, эта система всего лишь «понижает уровень высшего образования на один год». Той же позиции придерживается и мэр Москвы Юрий Лужков, который неоднократно заявлял, что бакалавр – это «полупродукт, который не будет знать, где применить себя в реальной жизни». Все эти высказывания известных людей наряду с разворачивающимся в вузах программами бакалавриата и магистратуры (четыре года плюс два) вызывают стойкое недоумение в обществе: «А зачем тогда вводят эту самую систему?»
 
Так и не найдя для себя ответа, со временем многие студенты и их родители смирились с мыслью о том, что бакалавриат – это всего лишь ступенька к магистратуре. Просто срок обучения в вузе удлиняется на один год вместо прежнего пятилетнего. Многие сильные вузы в духе этой политики усиленно рекомендуют своим студентам сразу же после бакалавриата писать заявления о приеме в магистратуру. И даже многие слабые вузы успели под этот шумок сделать головокружительный маневр. Приняв абитуриентов на пятилетний традиционный специалитет, в процессе обучения они быстро переформатировали свои программы и добавили студентам (порой и без их согласия) еще один год обучения. Многие родители при этом заявлении (особенно студентов платного отделения) схватились за голову: «Где брать деньги?» На этом, впрочем, все и закончилось: высшее образование в нашей стране – это святое! В общем, пора наводить порядок, решили в Минобразнауки РФ. И придумали... подробнее расписать – что же эта за система.
Идея такова. Бакалавриат – это полноценное высшее образование. Магистратура – более узкая специализация. На Западе система магистратур имеет двойную направленность. Там можно выбрать прикладные программы, где готовят специалистов как для реального сектора экономики, так и для госсектора. И есть там магистратура академической направленности. Студенты этого направления уделяют больше внимания научно-исследовательской деятельности, написанию программ по профильной тематике. По окончании такой магистратуры выпускники идут в систему образования, фундаментальную науку.
Нечто подобное пытаются создать и у нас. Причем больше бюджетных мест в будущем будет именно у академической магистратуры. Меньше бюджетных «возможностей» останется у выпускников прикладной направленности. Предполагается зато, что у прикладников будет больше стажировок в ведущих зарубежных компаниях. Появился, впрочем, и некий промежуточный вариант. Этот вариант позволяет выпускникам магистратур любой направленности, проработав два-три года и осознав свое истинное предназначение, получить степень МВА по той специализации, которая на момент поиска будет для них наиболее актуальной. Вообще в будущем соотношение мест к балансу «бакалавриат–магистратура» составит примерно 70% к 30%. Кстати, в США в магистратуру идут около 4–6% выпускников бакалавриата.
 
Пока же в РФ все выглядит с точностью до наоборот. И нескоро изменится, потому что существуют стереотип предубеждения и страхи уважаемых ректоров. Они формируют позицию научного сообщества и остального населения. И страхи эти лежат гораздо глубже, чем мы привыкли о них думать. Ректор МГУ Виктор Садовничий уверен, что венчающая систему «бакалавриат–магистратура–МВА» степень доктора философии (PhD) является большой опасностью для России. По его мнению, уход существующих сегодня докторов наук станет большим ударом для нашей науки... И Российской академии наук, в частности.
Компромиссный вариант для бакалавриата вроде бы у ведущих ректоров найден. Как рассказывает Виктор Садовничий, он общался с президентом Союза ректоров Голландии. И там «обнаружилась похожая картина» (имеются в виду сроки обучения при получении базового высшего образования). В итоге в Голландии все же найден компромисс: страна перешла на двухуровневую систему, но на бакалавриате сохранился прежний срок обучения (пять лет). Вдохновленные этим примером, российские ректоры отстаивают позицию, что по основным специальностям ведущих вузов следует оставить все те же пять лет обучения. Пусть даже под названием «бакалавриат». Но тогда в эту красивую схему все равно не вписывается магистратура. Какое же ее реальное место? И кто в нашем обществе магистр, мастер МВА и доктор PhD... На чем остановятся в будущем? И самый сакраментальный вопрос: а что будет тогда с кандидатами и докторами?