ОБЗОР ПРЕССЫ № 320

27 апреля 2009
Россиянам, окончившим школу до 1 января 2009 года, разрешат поступать в вузы без ЕГЭ, сообщает газета «Труд» от 24 апреля в заметке «Не сдавал и не буду». Это касается тех, кто не сдавал в школе тесты для итоговой аттестации: военнослужащих, вернувшихся из армии, студентов техникумов и ПТУ и других.
 
Технологии подготовки к экзаменам в виде тестов и по обычным билетам - совершенно разные. И люди, которых не натаскивали на ЕГЭ специально, вряд ли смогут, даже имея хорошие знания, достойно написать тест. К ним относятся бывшие школьники, завалившие вступительные экзамены в вузы и оказавшиеся в армии, студенты техникумов и ПТУ, которые хотят продолжить обучение в институтах, молодые мамы, которые вступительным испытаниям предпочли воспитание детей, и другие россияне, по разным причинам не попавшие в высшую школу (но имеющие такое желание) и готовившиеся к итоговой аттестации в школе по старинке. "Для многих старых выпускников ЕГЭ становится препятствием для получения высшего образования. Они не умеют заполнять формуляры и бланки, их никто не натаскивал", - пояснил председатель комитета Совета Федерации по образованию и науке Хусейн Чеченов. То есть они оказываются в проигрышном положении, хотя закон об образовании требует, чтобы все выпускники имели равные возможности при поступлении.
 
Поэтому Совет Федерации внес в Госдуму законопроект, исправляющий это неравенство. Он касается тех, кто окончил школу до 2009 года, но не имеет аттестата ЕГЭ. Закон разрешит им поступать в вуз, сдавая устные и письменные экзамены. Также он позволит выпускникам средних специальных учреждений без сдачи ЕГЭ получить высшее образование по другой специальности (сейчас они могут не сдавать ЕГЭ только при поступлении в профильный вуз).
 
С января этого года выпускные тесты в форме ЕГЭ обязательны для всех выпускников. Однако некоторые школьники получили особые условия и могут обойтись без этих экзаменов. Законом предусмотрен ряд исключений в правилах, которые разрешают поступление в техникум или университет только на основании результатов ЕГЭ. Так, экзамен в форме теста можно не сдавать победителям различных предметных олимпиад, иностранцам, поступающим в российские вузы, россиянам, желающим получить второе (и последующие) высшее образование, и выпускникам учреждений среднего профессионального образования, поступающим в профильные высшие заведения (если не по своей специальности, то сдавать ЕГЭ нужно).
 
***************************
 
«Бизнес на продаже сертификатов ЕГЭ процветает» - интервью с таким заголовком опубликована в «Независимой газете» от 14 апреля. В городах работает множество контор, которые "организуют" успешную сдачу единого экзамена за деньги. Рособрнадзор обратился к гражданам РФ с просьбой не поддаваться агрессивной рекламе интернет-сайтов, торгующих поддельными сертификатами ЕГЭ, и не покупать фальшивки. Добраться до настоящих заданий по ЕГЭ невозможно. Эта информация хорошо охраняется.
 
О ситуации с продажей сертификатов и о неослабевающей шумихе вокруг единого экзамена газета беседует с проректором высшей школы экономики Григорием Канторовичем.
 
– Григорий Гельмутович, вот посмотрите, что происходит. Студенты выходят на демонстрации в Новосибирске. Родители шлют президенту открытое письмо. Ректоры возмущаются. А виновник один – ЕГЭ. Почему его все так боятся?
– Что ж, давайте посмотрим, что сделал ЕГЭ… Он отменил вступительные испытания в вуз и доверил проведение итоговой школьной аттестации сторонней структуре. Раньше вуз набирал себе студентов, а школа сама ставила выпускные оценки своим ученикам. Школа сегодня стала подконтрольной. И вуз тоже. Возможно, это не может нравиться всем. Теперь о том, чего боятся… Боятся не все. Для средних вузов – ЕГЭ в плюс. Он помогает им снизить затраты на приемную кампанию и донабрать студентов. ЕГЭ пугает те престижные вузы, которые продают свои места. И необязательно за деньги. Помните, как в известном фильме: «Ты – хороший человек. Я – хороший. Так давай сделаем так, чтобы нам всем было хорошо…» Кто пострадал от введения? Прежде всего преподаватели, которые раньше готовили для поступления в вузы. У каждого вуза своя специфика, преподаватели помогали ее понять. И вот появился ЕГЭ и все это отменил. Кстати, критикуют ЕГЭ обычно те, кто его не «пробовал». Почему так долго продолжается критика ЕГЭ? Есть определенный круг лиц, которые работают в образовательной сфере, они раньше усиленно критиковали ЕГЭ (по разным причинам). Теперь вроде бы разобрались, что к чему. Только перестать критиковать ЕГЭ они уже не могут, иначе «потеряют лицо». В большинстве случаев критика ЕГЭ необоснованная. Все эти нападки критиков: «натаскивание на тесты», «ЕГЭ отучает думать» – это все ложные посылы. ЕГЭ ничего по сути не меняет в стиле образовании. У нас в стране ситуация с экзаменами менялась несколько раз. И ситуация с формой итоговой аттестации тоже. Сегодня иные факторы кардинально меняют ситуацию в образовании, но о них нужно вести другой разговор. У нас в стране – самое высокое количество студентов в мире на тысячу жителей. В несколько раз больше, чем было во времена СССР. Количество бесплатных студентов ежегодно растет в расчете на тысячу населения. И эта ситуация с массовым высшим образованием сложилась спонтанно. Я не даю сейчас оценку: хорошо это или плохо. Я говорю о нерегулировании этого процесса.
 
– При всей этой массовости высшее образование по-настоящему доступно (бесплатно) сегодня лишь для трети нашего населения. Большинство европейских стран, к слову сказать, сделали его доступным для всех. Это правильно?
– В большинстве европейских стран все равно существует отбор. Хотя бы на базе школы. Там примерно 30% молодых людей в вузы не пробуют поступать вообще. Потому что человек должен быть готов к получению высшего образования.
 
– У нас отсев теперь тоже будет в школе. Написали школьники ЕГЭ на двойку – в вузы дорога им закрыта. И опять же: написали 20% учеников математику на «два», а среди них – Пушкины?
– Тогда надо ставить вопрос так, чтобы математика не была обязательным предметом при аттестации за среднюю школу, а не кричать, что ЕГЭ не нужен вообще.
 
– В интернете развернулась торговля сертификатами ЕГЭ. Родители учеников уверены, что студентов с поддельными сертификатами в вузах полно еще с прошлого года, а что грядущий год готовит – страшно подумать...
– Поддельные дипломы покупать бессмысленно. Вузы не работают с бумажкой. Мы работаем с федеральной электронной базой сертификатов ЕГЭ. Предвижу ваш вопрос о хакерах. И опять отвечаю: мы работаем… Основная проблема коррупции – отсутствие культуры в стране. Вот с этим надо что-то решать. И многое зависит от технологической дисциплины. Вот попался директор пункта сдачи ЕГЭ в Татарстане. Получил «за посильную помощь страждущим» три года... Нужно использовать шире законодательные возможности. Кроме того, все данные о результатах ЕГЭ проходят строгий мониторинг. Когда балл какого-то региона «выбивается» из общей картины – это уже повод для проверки. Статистически хорошо заметны аномально высокие оценки в любой из аудиторий. А это – уже повод для проверки. Мне жаловались из одной республики, что ЕГЭ им все ломает. Ректор один рассказывал: «Я всегда знал квоты по каждой национальности, а что теперь будет – не знаю. У нас же все держится на паритете!» Тут есть еще такая вещь: в стране развился целый бизнес по сдаче ЕГЭ. Работают конторы, которые организуют сдачу ЕГЭ за скромные и не очень деньги. Проходят на ЕГЭ загримированные студенты и сдают за школьника. «Достижение» последней приемной кампании – вы его хорошо помните, – призер московской олимпиады по математике. Папа тогда сознался, что нанял таких людей. Хорошо, что все тогда для них благополучно закончилось. И девочка всего лишь год потеряла. За такие вещи надо бы отвечать по всей строгости закона. И тем, кто покупает такие услуги, и тем, кто их продает. Вот тогда бы, может быть, кто-то и задумался.
 
*************************
 
О том, какими последствиями чреват единый государственный экзамен с образовательной, социальной и культурной точек зрения, написано много и убедительно. Исследователи Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) опубликовали доклад, в котором доказывают: ЕГЭ наносит вред и экономическому развитию страны. Особенно опасно это в кризисные времена, когда от менеджеров ждут нестандартных решений, а они, не обремененные «посторонними» знаниями ни в средней, ни в высшей школе, просто не в состоянии их принять. Рассказывает газета «Новые Известия» от 21 апреля в статье «Без «посторонних» знаний».
Ученые пришли к однозначному выводу: ЕГЭ «способствует дальнейшему понижению интеллектуального уровня работников, что чревато в новых хозяйственных условиях серьезными проблемами для предприятий и национального хозяйства России». Аналитики ИГСО бьют тревогу именно сейчас, потому что кризис, по их мнению, уже наглядно доказал: уровень компетенции большой части персонала отечественных компаний весьма низок. Особенно это касается руководящего звена, которое в условиях финансово-экономических трудностей просто обязано принимать нестандартные, оригинальные решения. А менеджерам для этого не хватает элементарной общей эрудиции.

Директор ИГСО Борис Кагарлицкий оценивает сложившуюся ситуацию так: «Накануне кризиса господствовало представление, что экономике прежде всего нужны специалисты узкого профиля, не обладающие «посторонними» знаниями. В результате уже на первом году кризиса проявились слабость и бессистемность образования персонала, низкая способность менеджмента и технических кадров к творческому мышлению. Обнаружилась также слабая склонность работников к расширению собственного кругозора».

Независимые эксперты нередко критикуют антикризисные меры правительства. Но в одном власть и экономисты разных школ практически едины: для выхода из кризиса необходимо коренное технологическое перевооружение реального сектора, основанное на инновациях. Иначе сидеть в яме будем долго. Помощник президента Аркадий Дворкович недавно признал: «Подавляющая часть российской экономики настолько неэффективна, что не имеет шансов выжить в ближайшее десятилетие». По его словам, «нужно создавать новые эффективные производства и технологии и кредитовать не старые неэффективные производства, а давать деньги исключительно на создание новых эффективных ниш в экономике».

Постановка подобной задачи звучит, заметим, не в первый раз. Понятно, что в кризисные времена она особенно актуальна, но кто все это будет делать, если менеджмент наш слаб и плохо образован. Руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов предлагает одно из решений: «Изменениям должны подвергнуться системы управления и организации производства. Это требует подготовки огромного числа профессионалов нового качества. Место узкого специалиста предстоит занять работнику, обладающему многосторонними знаниями». Некоторые предприятия, уже столкнувшись с низкой компетенцией работников, стали проводить различного рода учебы и тренинги. Однако это делу вряд ли поможет, отмечают ученые. Они убеждены: проблема не в дефиците неких профессиональных навыков, а в общей слабости интеллектуально-психологической подготовки работников.

«Под давлением кризиса некоторые компании начали привлекать более грамотные кадры, одновременно стараясь рационализировать свою работу. Предпринимаются осторожные шаги по уменьшению бюрократической надстройки бизнеса. Однако перемены еще не затрагивают основ: рутинный контроль над узкими специалистами с низким уровнем мотивации не заменен автономностью профессионалов широкого профиля. Напротив, грамотные кадры продолжают терроризироваться «процессным контролем» со стороны менеджмента, не понимающего конкретной специфики работы», – говорится в докладе ИГСО.

Все верно, но при чем здесь, казалось бы, ЕГЭ? Специалисты убеждены: единый государственный экзамен не только консервирует нынешнюю плачевную ситуацию, но и грозит экономике новыми бедами. Реформа системы образования, по их мнению, развивается в докризисном русле и входит в противоречие с задачей преодоления кризиса и дальнейшего хозяйственного развития России. Тестовый характер ЕГЭ окончательно переориентирует систему образования с предоставления знаний и навыков самостоятельного обучения на зазубривание «правильных экзаменационных ответов», продолжают свою мысль исследователи. А компьютерное тестирование, которое активно внедряется еще и в вузах, работает на тот же результат, довершая дело ЕГЭ. «В результате хороший специалист выпускается системой образования не благодаря тестовой машине, а вопреки ей», – подчеркивает руководитель Центра социального анализа ИГСО Анна Очкина. По мнению очень многих экспертов, для повышения качества подготовки трудовых кадров, без которого наша экономика в самом деле стремительно теряет конкурентоспособность и все больше загоняет себя в сырьевую нишу, нужна смена всей национальной образовательной политики.

 
****************************
 
Психологи утверждают, что переживания по поводу предстоящих экзаменов — серьезная проблема. Стресс порождается интенсивной умственной деятельностью, нагрузкой на одни и те же мышцы при длительном сидении за учебниками, а также нарушением режима и отрицательными эмоциями. Самые уязвимые при этом — девушки и юноши с ослабленным здоровьем, с неустойчивой нервной системой, неуверенные в себе — даже если они хорошо подготовлены к предстоящим испытаниям. Как пережить экзамены? Советы дает газета «Вечерний Новосибирск» от 21 апреля в статье «Одних учебников мало...».
 
В тяжелом положении оказываются и выпускники школ, страдающие хроническими заболеваниями, так как стресс снижает иммунитет и вызывает обострение всех недугов. Согласно медицинским исследованиям, до 48 процентов мальчиков и 60 процентов девушек накануне экзаменов заметно худеют, артериальное давление у них повышается до 140—155 мм ртутного столба. По наблюдению психологов уже за два месяца до экзаменов выпускники школ начинают чувствовать тревогу, страх, раздражение и растерянность. Стрессу подвержены около 80 процентов абитуриентов.
 
Кто же поможет им, кроме родителей? Врачи советуют старшим членам семьи выполнять несколько простых правил. Главное — надо тщательно следить за режимом труда и отдыха своих «почти взрослых» детей. И не поощрять ночные бдения с учебниками, которые ничего хорошего не дают, только расшатывают нервную систему. Также нужно контролировать, чтобы сын или дочь полноценно питались, достаточно пили воды. Британские ученые выяснили: при дефиците жидкости в организме нарушается работа почек, а это, в свою очередь, влияет на общее самочувствие и способность человека сосредотачиваться. Такие люди рассеянны, плохо усваивают и запоминают информацию. Кстати, полезна обычная вода, а не чай или кофе. Следует знать, что употребление большого количества кофе заметно усиливает стрессовое состояние.
Перед экзаменами родители могут «проиграть» со своим сыном или дочерью все возможные варианты развития событий. И внушить им, что «не та» оценка — это не конец света, можно добрать баллы на других экзаменах. Надо научить его или ее справляться с волнением и страхом — пусть делает глубокие вдохи, считает до десяти, массирует пальцы рук (все это успокаивает, улучшает мыслительный процесс). Ваше участие, сопереживание поможет вашему ребенку справиться со стрессом, снизит остроту переживаний. И, в конечном счете, сбережет здоровье всем членам семьи.
 
Сейчас, когда выпускники школ готовятся к экзаменам разного ранга, им особенно нужны крепкое здоровье и твердость духа. Но, как назло, именно весной организм человека очень уязвим. Весеннее солнце переменчиво, ветер холодный, резкий. После зимы у многих людей развивается авитаминоз, иммунная система слабеет. Не случайно в эту пору происходят обострения многих хронических заболеваний. А, как известно, дети заканчивают школу с целым букетом недугов: у одних — проблемы с позвоночником, у других — с органами дыхания, с желудком, сосудистой системой. Весной все эти болезни вполне могут «поднять голову» и лишить старшеклассников необходимой им трудоспособности. Но болеть сейчас нельзя, дорог каждый день, каждый час. Как же поддержать здоровье в ответственное предэкзаменационное время?
Главное — нужно укрепить иммунитет. Но для этого надо выяснить истинную причину его снижения. Кто-то ослабел из-за неправильного, бедного витаминами питания, кто-то — из-за нарушений в работе желудочно-кишечного тракта, расстройства нервной системы, обмена веществ. Все это влияет на состояние иммунитета. Когда врач установит истину, он сможет порекомендовать индивидуальную методику восстановления защитных сил организма юного пациента. Сейчас много различных средств, медицинских препаратов, применяемых для укрепления иммунной системы.
 
Есть еще один, доступный всем способ — хотя бы в период подготовки к экзаменам и сдачи их вести правильный, здоровый образ жизни. А это значит: принимать пищу в определенное время, не есть много жирного, сладкого, соленого. Кроме того, пораньше ложиться спать (в хорошо проветренной комнате). Про телевизор можно на время забыть или хотя бы не смотреть его перед сном. Следует также в течение дня бывать на свежем воздухе, заниматься физкультурой и спортом. И, конечно же, стараться не нервничать, спокойно и доброжелательно ко всему и всем относиться. Словом, нужно заботиться о гармоничном состоянии и души, и тела. Врачи утверждают, что люди, ведущие здоровый образ жизни, болеют редко.
 
В наиболее экстремальные периоды жизни, к которым относится и поступление в вуз, мозг требует особого питания. Если «недокормить» серое вещество, оно может дать сбой: например, в самый ответственный момент подведут память, реакция, способность к быстрому анализу, осмыслению большого объема информации. Чтобы справиться с повышенными нагрузками во время подготовки к экзаменам, надо правильно питаться, употреблять необходимые вещества. На первом месте среди них — витамины и микроэлементы. Витамин Е улучшает циркуляцию крови, препятствует повреждению клеток, в том числе и мозга, а также отвечает за нормальную работу желез внутренней секреции. Он содержится в растительном масле, печени, яйцах, цельных злаках. Не менее важны (для процесса запоминания) витамины С и группы В, которых много в свежих овощах, фруктах, ягодах и в квашеной капусте. В условиях стресса просто необходим витамин А — его предшественник каротин есть в кураге, моркови, брокколи. Для нормальной работы мозга в меню надо включать морскую капусту и рыбу (богаты фосфором и йодом), курагу, свеклу (калий), молочные продукты (кальций). Эти микроэлементы значительно повышают работоспособность и способствуют быстрому усвоению информации.
 
Если у вас в запасе есть несколько месяцев или даже недель, можно успеть изменить свой рацион — с учетом советов врачей-диетологов. Еще до начала суровых жизненных испытаний в кулинарном расписании должны появиться морская рыба и отварное мясо — 3—4 раза в неделю; растительное масло первого холодного отжима, салаты из овощей, жирные молочные продукты — все это ежедневно; перепелиные яйца — 2—3 раза в неделю. Где-то за неделю до начала экзаменов лучше сократить количество мяса в рационе, а вот углеводов надо употреблять больше, чем обычно. К упомянутым выше продуктам хорошо бы добавить каши из цельных круп, аптечную цветочную пыльцу (половина чайной ложки три раза в день) и пророщенную пшеницу (по столовой ложке каждое утро натощак). Когда же экзаменационная пора становится реальностью, для абитуриентов самыми важными продуктами становятся простые углеводы — мед и сухофрукты.
 
То есть будущий студент должен каждое утро и каждый вечер выпивать по стакану медовой воды, есть курагу и цветочную пыльцу, а также — сытные простые блюда: салаты, каши, рыбу. Если вы обедаете вне дома, можно взять эту еду с собой, поместив ее в пластиковые контейнеры с крышками. Такое здоровое питание позволит вам укрепить свою психику, интеллектуальный потенциал. И, соответственно, поможет надолго сохранить ясность мысли, прекрасную память, способность справляться со стрессами и преодолевать самые разные трудности.