ОБЗОР ПРЕССЫ № 318

08 апреля 2009

Чего не стоит бояться и как надо готовиться к единым госэкзаменам, рассказывает руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова. В тонкости грядущих ЕГЭ вникала газета «Известия», материал под названием «ЕГЭ-2009: предчувствие первого балла» опубликован 3 апреля.

В правилах приема абитуриентов в 2009 году в конкретные вузы содержится немало ошибок. Вот типичная из них. Помимо обязательных русского языка и профилирующего предмета при поступлении учитывается и госэкзамен по специальности. По какому именно предмету - самостоятельно определять вузам. Но кое-где, прочитав в документе слово "самостоятельно", интерпретировали его неверно: предоставили абитуриентам самим решать, по какому еще предмету сдавать ЕГЭ. "Представьте, - говорит Любовь Глебова, - что на одну и ту же специальность Иванов выбрал физику, а Петров, к примеру, информатику. Это же разные экзамены, их нельзя сравнивать. То есть права абитуриентов нарушены. И первый, кто уяснит, что он не зачислен из-за того, что большее количество баллов набрал абитуриент, сдававший совсем другой экзамен, и решит подать в суд, будет абсолютно прав". Поэтому в Рособрнадзоре подготовили информационное письмо с требованием к оплошавшим вузам срочно исправить объявленные правила приема. Но поскольку срок, отведенный школьникам для выбора ЕГЭ, истек 1 марта, территориальным органам образования в этом году разрешено "уточнять базу данных" по участникам ЕГЭ аж до 7 апреля. То есть выпускники еще успеют записаться на ЕГЭ по другому предмету. Где-то незаконно объявили о дополнительных экзаменах. Где-то помимо баллов, выставленных за ЕГЭ, ввели и свою собственную шкалу (скажем, плюс пять баллов по русскому языку - "за грамотность"). "ЕГЭ стал обязательной нормой и проходит по единым для всех правилам, исключения невозможны, - напоминает глава Рособрнадзора. - Обратной силы принятый закон не имеет".

ЕГЭ - сильнейший удар по коррупции в вузах. Главная причина его введения - разрыв между тем, чему учили в школе, и тем, что требовали вузы. Этот разрыв, полагает Любовь Глебова, уже угрожал институту общего образования в целом. При этом вузам было выгодно повышать планку, плодя бесчисленных репетиторов, и практиковать официальную платную довузовскую подготовку, где преподавали то, что не имело никакого отношения к школьной программе. "Вот тогда-то натаскивание, о котором сейчас любят поговорить в связи с ЕГЭ, не просто процветало, а попросту заменяло процесс обучения в школе, - считает Любовь Глебова. - Вузы заключали договоры со школой, учили ребят на своих довузовских курсах, которые уже были рассчитаны на целых два года. И платформу под это вузы подводили: мы, дескать, выбираем самых лучших ребят. Тех, которые могут платить. И в этом смысле разделение школьной аттестации и вступительных испытаний, которое сегодня предлагает ряд ректоров наших вузов, - это возврат назад, к прошлой системе. Такого допустить нельзя".

Везде, где присутствует субъективный фактор, включая олимпиады и сочинения, будет элемент коррупции, уверена Любовь Глебова. А там, где этот фактор сведен к нулю, кое-кто может попытаться проникнуть в саму технологию. В Татарстане на двух работников управления образования завели уголовное дело за попытку замены результатов в базе. "Но такие вещи, как внешнее воздействие на результаты ЕГЭ, очень быстро всплывают, - пояснила Любовь Глебова. - При существующих процедурах, для того чтобы за деньги вклиниться в процесс, нужен настоящий групповой сговор. Причем в нем должны участвовать те, кто работает с техникой, кто действует на пункте приема экзамена, кто организует направление, кто рассаживает детей и т.д. А сговор такого масштаба технически сложен и потому маловероятен".

Механически зазубрить все ответы на вопросы, системно расположенные в контрольно-измерительных материалах (КИМах), практически невозможно. Да это и не нужно, ведь КИМы не обучающий, а лишь измерительный инструмент. Чтобы действительно подготовиться к сдаче ЕГЭ, нужно просто быть очень внимательным на уроках. "Учите школьную программу, - призывает выпускников Любовь Глебова, - и никаких неожиданностей ни в одном из вопросов вы не встретите, я гарантирую. Но если вы все-таки решили готовиться по контрольно-измерительным материалам, то в этом случае пользуйтесь хотя бы качественными КИМами. Лучше всего - ежегодно публикуемой демонстрационной версией. Можно использовать и варианты КИМов прошлых лет, которые представлены на сайте Рособрнадзора".

А вот суррогаты, которыми переполнен интернет и магазины, дают необъективную картину да еще и вводят школьника в стресс. Больше всего вопросов вызывали КИМы по математике, напомнила Любовь Глебова. А когда стали разбираться, выяснилось, что дело вовсе не в этих материалах, а в самом содержании школьного преподавания предмета. В обществе завязалась полемика по вопросу, какая именно математика нужна нашим школьникам. "Однако мы не стали ждать, пока изменится содержание преподавания, - рассказала глава Рособрнадзора, - и уже в этом году апробируем на десятиклассниках в пяти регионах альтернативные КИМы, разработанные группой специалистов под руководством ректора Московского института открытого образования Алексея Семенова, и в октябре примем решение на этот счет".

Оценка эффективности деятельности учителя никак не может быть связана с абсолютными цифрами результатов ЕГЭ, считает Любовь Глебова, и тут неприменим "валовый" подход. Скажем, в ряде регионов собираются сравнивать школы по общей совокупности баллов, полученных учениками по ЕГЭ. "Это полный абсурд, - возмущается глава Рособрнадзора, - но мы наведем здесь порядок". А вот через сравнение результатов конкретного ученика вполне можно оценить, как и чему его учили. Например, если на итоговой школьной аттестации учитель выставляет выпускнику пятерку по русскому языку, а на ЕГЭ тот не набирает и 40 баллов, значит, пятерка выставлена необъективно и надо присмотреться к такому учителю и учесть этот факт при его аттестации.

"Скажем, выпускник решил поступать на гуманитарную специальность, - пояснила глава Рособрнадзора. - Поэтому он выбрал в качестве добровольного ЕГЭ обществознание и историю. Сдал эти предметы. А потом пришло 20 июня (то есть окончилась первая волна сдачи ЕГЭ - "Известия"), и выпускник понял, что на бюджетное место по этой гуманитарной специальности он точно не проходит, а пойти на платное нет возможности. В то же время на бюджетные места ряда технических специальностей есть недобор, но чтобы поступить туда, требуется сдать другие ЕГЭ: физику или, скажем, информатику. Так вот в этом году такой шанс мы ребятам дадим - для освоения технических специальностей. По этому поводу будет выпущено специальное разъяснение". В тех регионах, где ЕГЭ сдают уже достаточно давно, ребята отлично пользуются всеми его плюсами. Например, в Кировской области, где ЕГЭ практикуется с 2003 года, школьники массово записались на добровольную сдачу: на одного выпускника в этом регионе в среднем приходится по пять экзаменов. В целом же по стране выпускники этого года (их будет 930 тысяч) и прошлых лет подали свыше 3,7 млн заявлений на сдачу добровольных ЕГЭ. При этом русский язык и математику сдадут чуть более миллиона человек, а из добровольных ЕГЭ около половины выпускников выбрали обществознание и четверть - физику.

***********************************

В этом году почти все бюджетные места могут занять инвалиды, сироты и молодые люди, купившие справки о своей немощи, считает газета «Комсомольская Правда» от 3 апреля. Это раньше мамы и папы собирали копеечки, чтобы нужный человек не валил родного абитуриента на вступительных. ЕГЭ еще только первый год стал обязательным, а схема устроиться в вуз, не особо заморачиваясь о баллах, полученных на Едином, уже отработана. О проблеме – статья под названием «В вуз идут одни льготники».

Льготное поступление было всегда. Но раньше к льготникам особо не присматривались. Да и как не помочь сироте или инвалиду? В приемных комиссиях ведущих российских вузов признаются, что документы приносили от силы 10 человек, да и то половина сыпалась на вступительных. По закону льготников зачисляют в вуз вне конкурса. Сдал на троечки и поступил. Но многие и на «удов.» не тянули. Теперь все стало проще - вступительные отменили, и, для того чтобы оказаться в том же МГУ, льготнику достаточно сдать три ЕГЭ чуть выше порога, объявленного приемной комиссией. А даже критик Единого госэкзамена, ректор МГУ Виктор Садовничий признался, что «сдать ЕГЭ по алгебре на четверку может и средненький ученик».

Когда стало понятно, что дорога в вуз для льготников стала заметно легче, в приемных комиссиях решили тщательно изучить список тех, кто имеет право по закону на внеконкурсное поступление. И тут выяснилась чудная вещь - а общего-то списка нет и никогда не было. Раньше Рособрнадзор пытался составить хотя бы приблизительный список льготников и рассылал в приемные комиссии рекомендации, как с какой льготной категорией обращаться. В этом году никто этим не занимался. Как рассказали в Минобрнауки, сейчас в России больше 150 льготных категорий граждан. Их права при поступлении прописаны в совершенно разных законах. Часть льготников относится к Минсоцздравразвития, часть - к Минобрнауки, а часть - к Минобороны... «Прежде издавалась памятка, в которой перечислялись основные категории льготников. В этом году денег на эту работу не выделено. Вы знаете, что до сих пор правом на внеконкурсное поступление пользуются герои Гражданской войны, партизаны Великой Отечественной, дети пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС? Списки давно пора редактировать, и в законе «Об образовании» четко прописать все категории граждан, имеющих право на внеконкурсное поступление». Заветный полный список не удалось найти ни в приемных комиссиях, ни в министерствах. На официальном сайте ЕГЭ удалось найти лишь отписку. Из 153 категорий приведены четыре. Да туманная фраза: «И другие категории, предусмотренные законодательством РФ». В пресс-службе Минсоцздравразвития ответили, что за прием в вузы отвечает Минобрнауки, и все вопросы надо адресовать туда. А в Минобрнауки пожали плечами и сослались на тот самый список на сайте ЕГЭ...

Пока такая неразбериха, чего удивляться родителям абитуриентов, разработавшим собственные схемы поступления. Самая простая - купить справку об инвалидности. Второй вариант - более изощренный. За несколько месяцев до поступления родители абитуриента разводятся, отец отказывается от ребенка. Мать спешно уходит с работы и берет справку о том, что ее доходы ниже прожиточного минимума. Ребенок с чистой совестью получает право внеконкурсного поступления. Зачастую ушлые молодые люди приходят в приемную комиссию со своим адвокатом, который улаживает все шероховатости. И это лишь два примера. Если покопаться в законодательстве, то с помощью смекалки и юридической помощи каждый второй абитуриент может сойти за льготника, уточнили мне. И тогда может случиться, что в этом году большинство бюджетных мест просто уйдет под лжельготников. Как правило, в приемных комиссиях к документам льготников не придираются. «Если человек пострадал от чего-то, то ему надо помочь, - говорит ректор МФТУ Николай Кудрявцев. - Системы проверок не существует». У вуза нет полномочий проверять подлинность медсправки. «Мы надеемся, что все на свои места расставит первая сессия. Ведь слабые все равно не смогут сдать экзамены», - делится ректор Петербургского университета экономики и финансов Леонид Тарасевич. Хорошо, если лжельготники отсеются на первой сессии. Но талантливым ребятам, которым не удалось поступить в вуз, легче от этого не станет.

Проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович: «Новое время требует перехода на новые способы поддержки социально обделенных категорий граждан. Пока у нас все очень странно. Льготникам открыли двери в вузы. Но многие просто не тянут учебу. Мало того, поступившим государство не обеспечивает финансовую поддержку. Формально, конечно, есть социальная стипендия, но ее размер минимален, прожить на эти деньги невозможно. С нашей точки зрения, правильнее принимать в вузы льготников на общих основаниях, по конкурсу. Но при этом поступившим выдавать образовательный кредит и сопутствующий кредит на жизнь. Кроме того, в условиях кризиса появилась еще одна опасность - число поддельных инвалидов возрастет в несколько раз. Больной ребенок обычно получает статус инвалида в раннем детстве, а переосвидетельствование происходит только после 18 лет. При этом ответственности за точный диагноз врачи не несут. Получается, что сфальсифицировать документы не так уж и сложно.

Проблема возникает и с теми льготниками, у которых один родитель и уровень доходов ниже прожиточного минимума. Нигде не прописано, ниже какого минимума. Ведь если ребенок живет где-то в глубинке, то у него один уровень доходов, нежели у москвича. А какого льготника принимать - того, у кого доходы ниже прожиточного минимума по месту учебы, или того, у которого ниже по месту регистрации? Проверить подлинность бумажек ни одна приемная комиссия не в силах».

*********************************

Вывод Минобрнауки о перепроизводстве специалистов по экономике расходится с данными мониторинга “Бизнес и образование-2009”, проведенного Российским союзом ректоров (РСР). Большинство опрошенных работодателей заявили, что в 2009 году будут набирать именно экономистов с финансистами. Однако остальные прогнозы ректоров неутешительны. Каждый третий вуз не имеет связей с бизнесом, а каждое десятое предприятие — с системой высшего образования, и их партнерство продолжает сжиматься.

Положение на рынках труда не удовлетворяет ни государство, ни общество, ни вузовское сообщество. И виноваты в этом все участники процесса. Государство, отмечается в исследовании РСР, не имеет “реальной и прогностической информации о структуре существующей экономики”, а потому не может “опираться на сколько-нибудь адекватные представления при планировании государственного задания на подготовку специалистов”. Бизнес оказался неспособным выстроить систему требований к компетенциям выпускников. Вузы из боязни санкций Минобрнауки приукрашивают результаты своей работы. А в результате качественных специалистов не сыскать, задачи востребованности высококвалифицированной рабочей силы не решены. О проблеме – газета «Труд» от 30 марта в статье «Учеба и труд: опять развод?»

Причина, как явствует из данных мониторинга, заключается в том, что вузы и работодатели в России неинтересны друг другу, а лишь имитируют совместную деятельность: “Только половина участников исследования имеет хоть какие-то формы такого сотрудничества”. И если бизнес располагает чуть более подробной информацией о вузах, то высшему образованию “взаимодействие с работодателями интересно лишь в части номинального отчета о наличии такого взаимодействия” (единственное исключение составляют программы переподготовки и повышения квалификации). Стоит ли удивляться проколам по всем линиям соприкосновения бизнеса с образованием — в обучении, прохождении практики и трудоустройстве выпускников. Взять хотя бы производственную практику. Данные мониторинга свидетельствуют: лишь около половины компаний имеют необходимые договоры с вузами и службы, способные их реализовать. А вскоре, предупреждают ректоры, и тех не станет, а вузу вдобавок за практику придется еще и платить: кризис! Это, по мнению разработчиков, может значить только одно: “Бизнес не проявляет заинтересованности в практиках и стажировках, а лишь декларирует свой интерес”. А в итоге ведет поиск персонала не среди практикантов, а через интернет и вузовские ярмарки вакансий. То есть покупает кота в мешке.

Любопытен и вывод относительно трудоустройства молодых специалистов в 2009 году: кризис, по расчетам РСР, его подсократит, но не катастрофично. Договоры с бизнес-структурами о приеме выпускников на работу декларируют 60,8% вузов, а уверенность трудоустроить их по договорам всех видов — 62,7% вузов (всего на 10% меньше, чем в предыдущие годы). Работодатели оценивают ситуацию примерно так же. Полностью прекратить набор планируют 4,4% компаний (всего на 2,2% больше, чем в 2008 году). Остальные опрошенные сократят прием выпускников вузов в среднем на 25%. Правда, совсем не по тем специальностям, о которых говорят в Минобрнауки. “Несмотря на заявления госчиновников, — отмечается в исследовании, — на первом месте среди направлений развития бизнеса, требующих привлечения молодых специалистов, оказывается “Экономика и финансы”, а “Производство” — в конце”. Хороший шанс трудоустроиться есть также у специалистов по сервису и туризму. Правда, другие направления сотрудничества работодателей с высшей школой из-за кризиса также пострадают. Продолжить его в каком бы то ни было виде в 2009 году планируют лишь 41,4% компаний — на 10,3% меньше, чем в предыдущем. Особенно сильно — до 8,9% — снизится учреждение и выплата грантов и именных студенческих стипендий. До 4,4% сократятся целевые заказы на обучение будущих и существующих сотрудников компаний в вузах.

Еще более стремительно сокращаются объемы совместных научных исследований. И дело здесь не только в кризисе: он лишь усугубил проблему. Уже в сравнительно благополучном 2008 году было заключено на 11% меньше договоров, чем в 2007-м. А в 2009 году прогнозируется снижение на 39% в сравнении с 2008-м. Единственное светлое пятно на этом фоне — заявка на усиление популярности такого вида сотрудничества, как финансирование и проведение совместных с вузом фундаментальных и прикладных научных исследований и развитие инновационной деятельности (8,9%). Однако исследователи не исключают, что эта позиция попала в ответы по инерции.

Главная проблема, связанная для бизнеса с набором молодых специалистов, — низкое качество подготовки студентов и выпускников Есть и другие серьезные претензии. Каждый десятый работодатель жалуется на плохую информированность студентов об имеющихся местах работы, с одной стороны, и низкую заинтересованность центров занятости в сотрудничестве с работодателем, с другой. Клянут и высокие цены на услуги вузовских центров занятости там, где они есть, и отсутствие в вузе центра занятости.

Выводы и прогнозы неутешительные. Прежде всего, есть серьезная опасность, что взаимодействие образовательных учреждений высшей школы и бизнес-структур в 2009 году существенно сократится. Усугубит ситуацию отсутствие системы оперативной и систематизированной информации бизнеса и образования друг о друге. А если учесть, что не менее трети вузов находятся в состоянии полной неопределенности относительно своей дальнейшей судьбы, — то ждать улучшения подготовки студентов и налаживания контактов с бизнесом не приходится. По словам разработчиков, даже первые “результаты пилотного исследования позволили рельефно обозначить проблемные зоны, которые представляются важными и заслуживают внимания”. Регулярный же мониторинг позволит “скорректировать приоритеты развития высшего профессионального образования, внедрить новые формы и методы сотрудничества работодателей и высшей школы на текущем этапе развития экономики России”.

**********************************

Комиссары забривают студентов и выпускников еще до того, как те могут получить на руки легальные отсрочки от армии. Военкоматы планируют поставить в армию 305 тысяч призывников — почти втрое больше, чем прошлой весной. Для студентов вузов есть отсрочки, но как быть абитуриентам: на время поступления отсрочки нет, а весенний призыв практически совпадает с поступлением? Рассказывает «Новая газета» от 1 апреля в статье «Утром портянки, вечером — парты».

В Законе «О воинской обязанности и военной службе» осталась только одна отсрочка на получение образования. Это означает: если человек получил ее в колледже или техникуме, то продолжить учебу в вузе можно, только отслужив. Выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования оказались гражданами второго сорта. Практически все одиннадцатиклассники собираются поступать в вузы. Но тем, кому уже исполнилось 18 лет, на это могут и не рассчитывать. На их пути — весенний призыв с 1 апреля по 15 июля. Как бы замечательно ни сдал школьник ЕГЭ — хоть на 100 баллов, отсрочку от армии он может получить только после зачисления, а справку о том, что он студент, призывник сможет представить только в сентябре.

Татьяна Котляр, депутат Законодательного собрания Калужской области, руководитель регионального движения «За права человека» знает, что в Калуге в этом году школу оканчивают 250 восемнадцатилетних выпускников, и уверена, что необходимо защитить их на время вступительных экзаменов. В январе 2008 года вступили в силу поправки к Закону «О воинской обязанности и военной службе», в прошлом году они были опробованы, и оказалось, что новая редакция закона ограничивает право на образование, гарантированное ст. 43 Конституции. Школу, слава богу, закон и в новой редакции окончить позволяет. А вот из колледжей и техникумов уже в прошлом году забирали. По новому закону, доучиваться оставили только студентов выпускных курсов этих учебных учреждений. Первокурсников и второкурсников вымели полностью. Руководители учебных заведений слали письма военным комиссарам, пытались объяснить, что юноши, поступая на двух- и трехлетний срок обучения, не подозревали, что доучиться не смогут. Но комиссары, как правило, хладнокровно исполняли поправленный закон — прошлой весной забривали прямо перед сессией. В этом году так же перед сессией ребята возвращаются из армии, но как они будут сдавать то, что проходили больше года назад? Многие бывшие солдаты экзамены завалят и отсеются. Право на бесплатное профессиональное образование отобрала у них воинская обязанность.

Генеральный директор центра начального профессионального образования «Кострома — Северный Рейн-Вестфалия» С. Кузнецов просил в прошлом году военного комиссара Костромы А. Ерохина предоставить в порядке исключения отсрочки студентам, которые при поступлении не знали, что закон изменится и доучиться им не дадут. Он объяснял, что центр вынужден подстроить свои учебные программы под закон о воинской обязанности: двух- и трехлетних сроков обучения больше не будет, те, кого забирают, лишаются возможности восстановиться… Обращался Кузнецов и в Комитет солдатских матерей. Комитету ответил уже военный прокурор костромского гарнизона Т. Колесников: «подлежат призыву», «в действиях военного комиссариата г. Костромы нарушений в данном вопросе не выявлено». Все по закону, только ребята, начавшие свою послешкольную жизнь с профессиональной учебы, теперь — после года армии — оказались на рынке труда без профессии. К Татьяне Котляр обращаются калужане. У Коли П., студента Обнинского политехникума, мама одна, сейчас она потеряла работу. Надежда была на сына: он получал достойное образование, которое потом помогло бы кормить эту небольшую семью. Но в декабре Николая забрали — перед самой зимней сессией. Мама в ужасе: ребенок не окончит учебу после армии… Десятки таких историй и в Калужском железнодорожном техникуме. А по всей стране их — тысячи.

До января 2008 года можно было получить отсрочку в профессиональном училище или техникуме (среднее профессиональное образование), а потом еще и в вузе (высшее профессиональное). Теперь, повторюсь, отсрочка одна: кто ею воспользовался, например, в техникуме, для учебы в вузе ее уже не получит.

Законом о кухаркиных детях назвала эту поправку Татьяна Котляр. Дело в том, что путь через профессиональное училище в высшую школу был часто единственно возможным для детей из необеспеченных семей, социально наименее защищенных. Теперь этот путь заказан: перед выпускниками колледжей двери вуза не откроются до тех пор, пока они не исполнят воинский долг. Но много ли у них шансов вернуться к высшему образованию после армии? Осталось судиться в надежде на призрачный успех. И без судов в прошлом году не обошлось. Владислав Краевский учился на третьем курсе дневного отделения медицинского училища в Буденновске, когда призывная комиссия решила, что ему пора служить. Осенью прошлого года Буденновский городской суд Ставропольского края (судья С.Н. Безруков) вынес решение в пользу призывника: «Обязать призывную комиссию города Буденновска предоставить Краевскому В.С. отсрочку от военной службы на время обучения». Представителя призывной комиссии на суде не было, но как только в комиссариате получили решение суда, подали кассацию. В кассации решение суда, к сожалению, было отменено и направлено на новое рассмотрение.

Сейчас общественная организация «Гражданин и армия» помогает обжаловать в суде решение призывной комиссии студенту второго курса Московской консерватории Виктору П. До поступления в вуз он учился в техникуме и, как ему объяснили в военкомате, там воспользовался единственной законной теперь отсрочкой. Но проблемами профессионального образования странности обновленного закона не ограничиваются. Наши вузы с сентября 2009 года переходят на двухуровневую систему обучения — бакалавриат и магистратура. Некоторые учебные заведения уже работают по этой системе. И здесь студентов ждут сюрпризы. После получения диплома бакалавра можно продолжить обучение в магистратуре только в том случае, если студенту исполнилось 18 лет уже в институте. Те, кто отпраздновал совершеннолетие в школе, стать магистром, не отслужив в армии, не смогут. Осталось сказать лишь большое спасибо за то, что не тронули отсрочку для обучения в аспирантуре. Правда, мамы прошлым летом прятали претендентов на аспирантские места — у них та же проблема, что и у абитуриентов, — намерение учиться призывную комиссию не интересует, отсрочка на время поступления не предоставляется. Наоборот, с момента окончания института отсрочка не действует. Поступление в аспирантуру совпадает с призывом, а зачисление — только осенью. Видимые недоработки закона никто не спешит исправлять, из чего можно сделать лишь один вывод: эти законодательные дыры проделаны намеренно. Армия продолжает подрывать безопасность государства, лишая его специалистов высокой квалификации и усиливая социальный разрыв между кухаркиными детьми и рублевскими.

Сергей Кривенко, координатор общественной инициативы «Гражданин и армия»: «В весенний призыв 2009 года планируется призвать 305 000 человек. Военные комментируют это следующим образом: весной 2009-го будут увольняться те, кто призван весной 2008 года на год, и осенью 2007-го — на 1,5.

Но смотрим по указам президента:

осенью 2007-го призвано 132 350;

весной 2008-го призвано 133 200.

Итого — 265 550.

Это количество и надо бы восполнить весной 2009-го. Зачем призывать почти на 40 тысяч больше? Возможные варианты:

1. Призывают больше, чтобы, когда уволят призванных больных, осталось требуемое количество.

2. Контрактники разбегаются. Военному руководству не удалось создать для них необходимые социально-бытовые и правовые условия службы. ГОМУ Генштаба, не справившись с порученным ему делом — созданием реальной службы по контракту, перекладывает проблемы на плечи граждан».