ОБЗОР ПРЕССЫ № 312

17 февраля 2009
 
Кампания за отмену ЕГЭ набирает обороты. Всероссийский фонд образования направил заявление в Генпрокуратуру РФ. Он требует отменить приказ Минобразования о порядке проведения тестирования в 2009 году. Иначе любой школьник сможет опротестовать итоги школьной аттестации. Рассказывает газета «Труд» от 16 февраля в заметке «Двоечники» засудят министров».
 
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков заявил, что Минобразования и Министерство юстиции РФ грубейшим образом нарушили закон. В результате действий этих ведомств все выпускные экзамены в этом году могут быть признаны недействительными. Дело в том, что в приказе Минобрнауки значится, что ЕГЭ проводится с использованием экзаменационных материалов, разработанных в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта среднего полного общего образования. Но такого стандарта до сих пор в России нет, поясняет Комков.
 
"Складывается впечатление, что в Минюсте проблема с юридическими кадрами и там работают двоечники, которые не понимают, что регистрируют, - негодует Комков. - 28 ноября 2008 года министром образования РФ был издан приказ №362, который утверждает положение и порядок проведения ЕГЭ. Он был направлен на регистрацию в Минюст, где пролежал 1,5 месяца, и только 13 января 2009 года получил регистрацию".
Это значит, что около миллиона выпускников будут сдавать выпускные экзамены на основе несуществующего документа о федеральном образовательном стандарте. А значит, итоговая школьная аттестация и прием в вузы на основе тестов могут быть объявлены недействительными. Любой школьник, который будет недоволен оценками, сможет опротестовать результаты тестирования в суде и потребовать признать сам ЕГЭ незаконным. Комков уверен, что судебную систему заполонят иски с требованиями школьников и их родителей о компенсации морального вреда и материального ущерба (подготовка к ЕГЭ с репетитором стоит 5-6 тысяч рублей в месяц).
 
"Наше заявление уже находится в Генпрокуратуре. И мы уверены, что генпрокурор согласится с нами и направит официальный протест по поводу подписания этого приказа, который утверждает положение и порядок проведения ЕГЭ", - заявил Сергей Комков. Он считает, что Генпрокуратура примет необходимые меры и катастрофы удастся избежать.
 
************************
 
«Выпускники колледжей и иностранцы не будут сдавать ЕГЭ при поступлении в вуз» - заметка с таким заголовком опубликована в газете «Комсомольская Правда» от 16 февраля.
 
В конце прошлой недели вступили в силу поправки к законам «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании». Отныне, как объяснила руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова, в этом году выпускников колледжей и иностранцев будут зачислять в вузы по результатам дополнительных, специально для них подготовленных испытаний. Каких - это учебные заведения будут устанавливать сами.
Зато не удастся откосить от госэкзаменов ребятам, которые после школы навострят лыжи не в государственные, а в частные вузы, как было раньше. По новому закону принимать абитуру по результатам Единого госэкзамена обязаны все учебные заведения, независимо от формы собственности. Главное, чтобы у них была государственная аккредитация. Выпускники техникумов и колледжей, желающие продолжить обучение в высшем учебном заведении по сокращенным программам бакалавриата, также будут сдавать вступительные испытания, форму и перечень которых определяет вуз.
 
За последние несколько лет в рамках нацпроекта «Образование» в России открыли сразу четыре учебных заведения нового образца. Два из них - Сибирский и Южный - получили статус федеральных, они созданы на базе крупных учебных заведений в Красноярске и Ростове-на-Дону. Еще два - МИФИ и МИСиС - стали национальными исследовательскими университетами. По сути, созданы они по образу и подобию известных западных вузов - крупных, хорошо укомплектованных и дающих возможность своим студентам и преподавателям не только учить и учиться, но и заниматься наукой. Вступившие в силу поправки расставили все точки над «i» в статусах этих учебных заведений. Нововведений несколько. Главное - этим вузам дали больше свободы по сравнению с обычными университетами. Во-первых, они стали автономны. То есть могут самостоятельно сводить дебет с кредитом, решать, как зарабатывать и на что тратить деньги. Во-вторых, позволили учить студентов по собственным программам и разрабатывать собственные образовательные стандарты.
 
Свою структуру такие вузы тоже будут определять по собственному усмотрению. В их состав смогут войти и институты, и научные организации, и даже целые академии наук или их региональные отделения. Требование только одно: чтобы в каждом учебном заведении обязательно работал попечительский совет. Его задача - привлекать спонсоров и следить, чтобы каждая копейка была потрачена с умом. По-новому будут назначать и ректоров. Это будет происходить по решению правительства каждые пять лет. А вот свой статус учебным заведениям придется подтверждать гораздо реже. Национальным исследовательским университетам - раз в 10 лет. Федеральные вузы вообще от этой процедуры освободили.
 
********************************
 
Академики РАО раскритиковали новые правила аккредитации и лицензирования. Популярную в Министерстве образования и науки РФ идею о сокращении численности вузов оспорил Юрий Давыдов, доктор экономических наук, академик РАО, президент Пятигорского государственного лингвистического университета. Произошло это на недавнем совместном заседании экспертных советов комитета по образованию Государственной Думы и Центрального совета общественного движения «Образование – для всех». Рассказывает «Независимая газета» от 10 февраля в статье «Мало вузов – это плохо».
 
Заседание собрали, чтобы обсудить предлагаемые Рособрнадзором критерии для лицензирования и аккредитации вузов. Минобразнауки РФ предлагает ускорить работу по столь важному вопросу, чтобы успешнее провести «чистку» рядов вузов. Справедливости ради надо сказать, что никто из собравшихся саму идею «чистки» вузовских рядов не отвергал. Но вместе с тем… По мнению академика Давыдова, настраивать сегодня население на то, что в РФ в ближайшем будущем должно остаться не более 150–200 университетов, совершенно не стоит. Академик напомнил, что в 1917 году в стране насчитывалось полторы сотни вузов на 91 миллион населения, половина которого, кстати, была вообще неграмотной. А если исходить из современного мирового опыта, то на Западе на один вуз приходится 50–55 тыс. населения, а в России на один вуз – 130 тыс. человек. Сообразуясь со всеми этими цифрами, число высших учебных заведений в стране вообще нужно удваивать. Сегодня в России, по словам Юрия Степановича, 20,6% работающего населения имеет высшее образование, а в государстве, ориентированном на экономику знаний, такого населения должно быть не меньше половины.
 
В связи с этим академик призвал государственные службы правильно и аккуратно действовать во время кризиса, чтобы сотни тысяч российских студентов и преподавателей не оказались после их действенных мер на улице. Академику показались непонятными некоторые «чисто механические» показатели аккредитации. Например, чтобы образовательное учреждение могло называться «университетом», оно должно иметь не менее семи направлений подготовки, 60% «остепененных» преподавателей, 10 кв. метров на одного студента очного отделения и так далее. На взгляд Юрия Давыдова, некоторые из показателей явно устарели и не служат основной цели проводимой модернизации – повышению качества образования. Для студентов первых курсов куда важнее, например, даже не преподаватели со степенью (тем более в наше время, когда по-прежнему все можно купить – и диплом, и степень), а нужны преподаватели с хорошей методической подготовкой.
 
Юрий Давыдов был на вышеупомянутом совещании не единственный, кто подверг критике предложенные Рособрнадзором критерии. Председатель экспертного совета по вопросам электронного обучения и информационным технологиям в образовании комитета по образованию Государственной Думы Владимир Тихомиров выразил недоумение по поводу игнорирования дистанционного обучения в РФ. Сославшись на данные американских экспертов, Тихомиров заявил, что в условиях кризиса более жизнеспособны те вузы, которые в полной мере используют электронные технологии обучения. С помощью этих технологий можно оперативно и недорого переобучить миллионы людей. А нормативы аккредитации, предложенные министерством, рассчитаны в основном на «бумажные» образовательные технологии. Между тем именно в сфере дистанционного образования сегодня сплошь присутствует профанация, ничего общего не имеющая с сертифицированными электронными технологиями. А это очень серьезно.
 
Третий важный момент в происходящих процессах заметил председатель Ассоциации негосударственных вузов РФ ректор РосНОУ Владимир Зернов. Обращаясь к представителям профильного комитета ГД РФ, Зернов заметил, что Дума – это место, где нужно думать о государственных интересах. И, действуя в государственных интересах, Россия должна бы уже начать делать качественный рывок по числу изобретений и открытий, прорывных инноваций. Этого нет. И произойдет это, на взгляд ректора, только тогда, когда в основу аккредитационных показателей будут положены не число методичек, количество квадратных метров на студента и защищенных диссертаций, а конкретные научные достижения и новые образовательные технологии. Как раз этот момент обнародованные показатели пропускают.
 
Первый заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин, обобщив сказанное коллегами, призвал министерство и педагогическую общественность хорошо поработать всем вместе над новыми аккредитационными критериями и закончить все к новому учебному году.
 
********************************
 
Чиновники де-факто признали ошибочность затеи с Единым госэкзаменом, считает доктор технических наук Владимир Хлебников. Размышления Хлебникова опубликованы в «Новой газете» от 11 февраля под заголовком «ЕГЭ на одной ноге».
 
ЕГЭ ураганом смел привычные школьные выпускные экзамены. Это выдавалось за большое достижение: вместо выпускных и вступительных — только ЕГЭ. Проделав эту разрушительную работу, Единый ушел из школы: оценки в аттестат будут выставляться без учета результатов ЕГЭ, а по итогам текущей успеваемости в 10—11-х классах. Теперь у него осталась одна цель, она же опора — вступительные испытания в вузы. А на одной ноге далеко не уйдешь. С этого года меняется не концепция ЕГЭ — ее никогда не было. Существенно и без объяснения причин меняются смысл и содержание. О том, чем руководствовались чиновники, можно только догадываться. Видимо, после восьми лет эксперимента до них дошло то, о чем все эти годы твердили скептики: итоговая аттестация в школах и вступительные испытания в вузы несовместимы.
 
Наши коллеги из стран СНГ, в которых были введены Единые государственные вступительные испытания в вузы, удовлетворенно улыбаются: то, что было с самого начала ясно и понятно в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане, де-факто признали и российские чиновники. Прозрение пришло после того, как был принят закон о ЕГЭ, после того, как на эксперимент по совмещению выпускных и вступительных экзаменов было потрачено более восьми миллиардов бюджетных рублей, после того, как перевернули мозги сотне миллионов школьников, родителей, учителей! После того, как все управления образования и ректоры вузов заявили о своей лояльности, смысл, содержание и статус результатов ЕГЭ без объяснения причин наполовину урезаются.
 
Произведен демонтаж системы итоговой аттестации в российском образовании. Отменены итоговые устные и письменные экзамены. Неожиданно, без объяснения причин и без просчета последствий. Это событие громадной важности российская общественность на фоне еще большего зла — ЕГЭ — приняла без возражений. А для того чтобы не пришлось оправдываться, чиновники так усложнили процедуры выставления итоговых оценок и поступления в вузы, что разобраться трудно. Они беспрецедентно сложны, запутанны, бессмысленны и нежизнеспособны. Тут и полное изменение порядка выставления итоговых оценок, и сильно заорганизованные процедуры регистрации и проведения ЕГЭ, правила и сроки проведения основного потока ЕГЭ, досрочные ЕГЭ, повторные ЕГЭ, масса льгот и исключений, права избранных вузов на проведение собственных вступительных испытаний, дополнительные экзамены для творческих вузов, ЕГЭ, обязательные для всех выпускников, обязательные для всех поступающих, профильные ЕГЭ, олимпиады и множество других новаций.
 
Физические и умственные силы выпускников, родителей, учителей, преподавателей вузов уходят на то, чтобы во всей этой мешанине разобраться и к ней приспособиться. А если кто-то где-то во что-то не вписался, то поправить можно будет только через год. Таких случаев будет немало. Для средней школы ЕГЭ превратился в некий надуманный инструмент отсева выпускников со слишком слабыми знаниями — чтобы не засоряли своими документами приемные комиссии вузов. Для высшей школы Единый — все еще большая проблема, усугубляющая и без того непростую ситуацию с набором. Всем известно, что в 2009—2011 годах мы будем находиться на самом дне демографической «ямы». Выпускников станет меньше, чем мест в вузах. Конкурс останется только на особо престижные специальности. А опубликованный перечень ЕГЭ по специальностям — по четыре на каждую, из которых в этом году вуз может выбрать три, — пугает. Например, для поступления на специальность «Учитель физкультуры» надо будет в этом году обязательно сдать физику…
 
Ранее еще была надежда на то, что с помощью ЕГЭ будет возможно проанализировать ситуацию со средним образованием в стране. Теперь, после того как ЕГЭ отделили от итоговых оценок, получить необходимую для анализа информацию станет невозможно. О том, что текущие оценки выпускников не дают реальной картины учебных достижений, было много сказано, пока пиарили ЕГЭ. Никакой учитель не поставит сам себе плохую отметку. Единственным внешним контролем за качеством среднего образования были и могли бы остаться вступительные испытания в вузы и мнения предметных комиссий. Они давно просто-таки вопят о резком снижении уровня подготовленности выпускников школ. Но Министерство образования и науки этого не замечает. Более того, делает все возможное для того, чтобы ни у кого в принципе не было информации о том, что происходит с нашим образованием. Статистика не закрыта. Ее просто нет. С помощью ЕГЭ российское образование наклонили в одну сторону для того, чтобы вскоре качнуть в противоположную. И настанут времена, когда в вузы будут принимать всех желающих без экзаменов и отсеивать после первых двух сессий тех, кто не способен осваивать программу вуза. И это было бы правильно. Это была бы реформа! Никакого навязывания новых правил, никаких расходов, взяток, суеты и мороки. Все довольны. Слегка перефразируя историка В. Ключевского, можно сказать о ЕГЭ: «Случайный гость российского образования, он мелькнул падучей звездой на российском образовательном небосклоне, оставив всех в недоумении, зачем он на нем появился».