ОБЗОР ПРЕССЫ № 243

23 августа 2007
Россияне почувствовали вкус к образовательным кредитам – сообщает газета «Новые Известия» от 17 августа в статье «Знания в рассрочку». В ближайшие несколько лет государство планирует участвовать в выдаче около 30 тыс. займов на учебу в вузах. Размер госгарантий составит 650 млн. рублей. В масштабах страны это пока не так много, но главное – начать. «Новые Известия» выяснили, какие коммерческие кредиты наиболее выгодны для новоиспеченных студентов.

В развитых странах Запада образовательные кредиты существуют уже давно, и пользуются ими весьма активно, поскольку они выгодны для всех участников сделок. Студенты получают возможность обучаться практически в любом вузе, для них упрощается переход из одного университета в другой, а как вариант они могут использовать полученные деньги для обучения за рубежом. Вузы получают дополнительный приток средств, у молодых людей повышается мотивация к учебе, а создание обратной связи между образовательным центром и рынком труда позволяет эффективно развивать новые специальности. Банки резко увеличивают клиентскую базу, получают приток «длинных денег», возможность разнообразить кредитные портфели, статус социально-значимого финансового учреждения, что хорошо работает на репутацию. Плюс ко всему активное участие государства в образовательном кредитовании повышает стабильность банка в работе с бюджетными средствами. Разумеется, все это возможно, потому что на Западе в этой сфере существует эффективная нормативно-правовая база.

В России, в отличие от Европы и США, специального закона об образовательных кредитах пока нет, поэтому формально государство вроде бы не имеет права финансировать подобные программы. В декабре 2006 года соответствующий законопроект был снят с рассмотрения Госдумой, посчитавшей, что он лоббирует интересы банков, а не студентов. Тем не менее решение депутатов не смогло похоронить плодотворную для нашей страны идею. К ее реализации, правда, пришлось подходить с другой стороны: с 1 января этого года в России стартовал эксперимент по выдаче госкредитов на образование. Он рассчитан на пять лет, в течение которых государство должно оценить, в какой мере оно должно участвовать в финансировании образовательных кредитов, погашая часть процентной ставки.

«Этот эксперимент запущен в десяти регионах страны, преимущественно европейской части, – пояснили в комитете Госдумы по образованию и науке. – Определены доверенные банки, которые занимаются выдачей кредитов. В идеале госкредиты на образование должны возродить систему распределения выпускников. У тех, кто получит вузовский диплом, будет выбор: либо работать на необходимых государству направлениях, и тогда оно за три года погасит ему кредит, либо идти в коммерцию и в течение десяти лет выплачивать кредит из своего кармана. В целом от коммерциализации образования никуда не деться. В этом году государство оплачивает вузам лишь 177 мест на 10 тыс. студентов, тогда как в прошлом году бюджетников было 210 человек на 10 тыс. Но даже на это денег выделяется недостаточно. Поэтому можно ожидать роста цен на образование и, следовательно, увеличения доли коммерческого кредитования в данной области».

Компании, занимающиеся образовательными кредитами, утверждают, что у этих займов есть целый ряд существенных преимуществ по сравнению с весьма распространенными и популярными в России потребительскими кредитами. Преимущества эти выражаются, прежде всего, в процентной ставке, которая максимально приближена к ставке рефинансирования Центробанка и составляет от 10 до 20%. Те, кому пришлось расплачиваться по потребительских кредитам, согласятся, что такая ставка щадит заемщика.
К тому же сроки погашения образовательного кредита у серьезных банков составляют, как правило, от 5 до 15 лет. Это ближе к ипотеке, чем к той же «потребиловке». Еще одна важная особенность таких займов – это возможность получить отсрочку по выплате при определенных условиях. Поступая в вуз в 17 лет, юноша или девушка не знает, какие сюрпризы преподнесет жизнь в ближайшую пятилетку: кому-то придется взять академический отпуск по здоровью, кому-то – по уходу за родившимся ребенком, а кто-то будет вынужден лично укреплять обороноспособность страны в рядах вооруженных сил. Все это в большинстве банков считается основанием для получения отсрочки на выплату взятых взаймы денег.

Заметим, что не все перечисленные преимущества одинаково привлекательны для заемщиков. По увеличенным срокам выплат и отсрочкам вопросов в общем-то нет. А вот разброс процентной ставки многих не убеждает. 10% – это чуть выше годовой инфляции, так что выплата не кажется обременительной, а вот платить «сверху» 20% уже далеко не каждому под силу. Специалисты объясняют такой разброс тем, что система образовательного кредитования в России как таковая еще очень молода. К тому же подобные услуги населению предоставляют пока менее двух десятков банков, поэтому между ними нет серьезной конкуренции. Однако этот год, по прогнозам экспертов, может стать переломным: финансовое участие в этой программе государства, его гарантии банкирам должны привести к снижению процентных ставок. Так что родители выпускников школ, если уже не в этом, то в будущем году должны заинтересоваться такими займами более активно. Важно, что низкая 10-процентная ставка предоставляется, как правило, по выплатам кредита, взятого в долларах. А поскольку американская валюта в последние годы заметно падает в цене, так же заметно снижаются, в конечном счете, и выплаты. Однако россияне, как известно, стали активно уходить от доллара, и серьезные банки это учитывают, уже существенно понижая ставку и в рублях.

В программе образовательных кредитов участвуют уже десятки вузов, в том числе престижные московские, петербургские, сибирские. Тем не менее, специалисты уверяют, что оценивать популярность и эффективность этой программы в России пока рано – дело это для нас новое, не все даже знают, что у банка можно взять денег взаймы не на квартиру, машину или телевизор, а на образование ребенка. И все же растущая динамика налицо. По статистике банков, число студентов, воспользовавшихся образовательными кредитами, ежегодно растет в разы. На вузовский набор этого года, как отмечали эксперты, сильное влияние оказала так называя демографическая яма – рождаемость в 1990 году у нас была явно не на высоте, поэтому и абитуриентов в 2007-м оказалось меньше. Однако большинство банков уверены, что прошлогодний уровень выдачи денег на учебу они без труда превысят.

*******************************
 
«Чему нужно учиться в ВУЗе?» Статья с таким вопросом в заголовке опубликована в газете «Вечерний Новосибирск» от 17 августа.
 
Помнится, лет 30 назад, еще в эпоху «лучшего в мире советского образования», была в ходу такая шутка: профессор на первой лекции говорит первокурсникам: «Забудьте школу как кошмарный сон и учитесь», а в первый рабочий день молодого специалиста напутствовали: «Забудьте все, чему вас учили в институте, и работайте». Можно смело утверждать, что за прошедшие годы эти остроты не потеряли своей горьковатой прелести. Надежды на то, что и здесь все проблемы будут решены с помощью «волшебной руки» рынка (новосибирский исследователь Ирина Харченко фиксирует, например, «слабую рыночную координацию» сферы образования и рынка труда), пока не оправдываются. Как, а самое главное — чему учить в вузе в условиях, когда рынок труда стремительно меняется, как измерить результат пятилетних (пока еще) усилий преподавателей и студентов (и родителей студентов, конечно же): вот вопросы, на которые пытаются найти ответ и сами вузы, и кадровые службы, и органы власти, и ученые.
 
Вот каков вариант, основанный на результатах исследования, проведенного при содействии Управления высшего и дополнительного профессионального образования департамента науки, инноваций, информатизации и связи администрации области. Опрашивались студенты и преподаватели выпускающих кафедр четырех вузов: Новосибирского государственного университета (НГУ), Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), а также руководители кадровых служб и структурных подразделений предприятий и фирм, где уже работают выпускники данных учебных заведений. В результате появилась возможность сопоставить эти оценки и взглянуть на образовательный процесс и его результаты под новым углом зрения. Кроме того, была сделана попытка сопоставить ситуацию в такой традиционной сфере, как машиностроение, и в относительно новой — информационные технологии.
 
С точки зрения студентов, ценность узкоспециальной подготовки выше по сравнению с общеобразовательными курсами. Была выявлена разница в оценке содержания образования: студенты-машиностроители в целом довольны ею больше. Что же касается информационных технологий, то студенты здесь оказались более требовательными к организации и наполнению учебного процесса. Вероятно, сохраняется известная неопределенность в становлении стандартов образования в этой профессиональной сфере, и запросы студентов меняются более оперативно, вслед за сменой приоритетов у потенциальных работодателей.
 
Оценивая качество образования, студенты должны были оставить только один из предложенных вариантов ответа (всего их было 8), выбирая, по сути, универсальный критерий результативности получаемой ими подготовки. В отличие от аналогичных обследований (проведенных, например, социологами МГУ им. М. В. Ломоносова в 2005 г. или экспертами «Деловой России» в 2007 г.), где важнейшим показателем стала карьера выпускника или уровень его доходов, в нашем случае данные критерии не вошли в число главных.
С тем, что именно карьера или доходы полнее всего характеризует качество полученного в вузе образования, согласен лишь каждый десятый выпускник и той, и другой специальности. Для будущих программистов главным критерием качества оказалась востребованность выпускников у работодателей, тогда как для машиностроителей в этом качестве выступает благоприятное мнение, сложившееся о вузе в городе. Можно предположить, что первые сильнее ориентированы на свою профессиональную востребованность и дальнейшую карьеру именно по полученной специальности, чем вторые, для которых отраслевая направленность получаемого образования менее значима, чем приумноженный за счет диплома о высшем образовании социальный капитал.
 
Что касается будущего трудоустройства, то выпускники всех направлений главными факторами его успешности считают активность самого выпускника, уровень его квалификации и наличие полезных связей. Таким образом, по мнению будущих молодых специалистов, на современном рынке труда важны прежде всего личные качества претендента на рабочее место, немаловажную роль играет также умение ориентироваться на этом рынке.
 
Что касается преподавателей выпускающих кафедр (т.е. тех, где студенты специализируются и готовят дипломные проекты), то здесь отраслевая принадлежность также в существенной степени определяет выбор критериев качества вузовской подготовки, а значит, и оценку ими результатов собственного труда. По направлению «информационные технологии» наиболее важную роль играет поиск оптимальной модели узкоспециальной подготовки выпускника, т.е. сочетание теоретических и практических компонентов подготовки), в случае с машиностроением — это благоприятные мнения выпускников и востребованность последних у работодателей.
 
Для работодателей наиболее серьезным изъяном высшего образования является отсутствие у выпускников навыков решения конкретных производственных задач. Для работодателей по направлению «информационные технологии» существенным недостатком выступает также низкая активность вузов при реализации совместных проектов по подготовке студентов, равно как и слабый учет реальных проблем отрасли при организации учебного процесса. Конкурентоспособный выпускник по данной специальности должен, в первую очередь, обладать знанием современных технологий и умением их правильно использовать; немаловажное значение имеет также наличие таких качеств, как умение применять теоретические знания для практического решения задач, высокая адаптивность к изменчивому внешнему миру, способность генерировать новое на базе полученных знаний. Наименее востребованное качество — выгодно позиционировать себя на рынке труда.
 
Работодатели по направлению «машиностроение» также указали на необходимость более адекватного учета реальных производственных проблем при организации учебного процесса. Успешный выпускник должен обладать такими качествами, как способность находить общий язык с разными людьми, конструктивно участвовать в деловых переговорах и рабочих встречах, а также обладать знанием современных технологий и умением их правильно использовать, способностью применять теоретические знания для практического решения задач. Наименее востребованное качество — удачливость в делах.
 
Большинство работодателей признавали, что приходящие к ним молодые специалисты нуждаются в тех или иных видах дополнительной подготовки с целью адаптации к специфическим требованиям компании. Необходимость и специфика подобного рода дополнительного образования также служит важным показателем качества полученного образования. С точки зрения обеих групп работодателей, главной проблемой для молодых специалистов остается недостаток практических навыков и умений; существенно и то, что у выпускников отсутствует опыт работы в команде. Работодатели по направлению «информационные технологии» также обращают внимание на такие стороны профессиональной подготовки, как незнание традиций и специфики отрасли, недостаточное владение иностранными языками и психологическую незрелость молодых специалистов в своей отрасли. Работодателей по направлению «машиностроение» предлагают скорректировать содержание специальной теоретической подготовки, а также способы информирования выпускников о традициях и специфике той отрасли, где они предполагают строить свою профессиональную карьеру.
 
********************************
 
Первоклассников в этом году пришло в школы на 16 тысяч больше, чем в прошлом, сообщает «Независимая газета» от 22 августа в заметке «Дорогие первоклассники...». Агентство Begin Group провело опрос родителей перед началом учебного года и выяснило, что свыше половины первоклашек с нетерпением ждут встречи со школой. Можно считать, что российскому образованию выдан некий аванс, с тем чтобы оно оправдало эти надежды.
 
Ведь ждут этого дня малыши потому, что их родители (свыше 75%) пока еще не разочаровались в системе образования и провели со своими чадами соответствующую психологическую и развивающую подготовку. Для этого тоже почти половине родителей пришлось потратить от 1000 до 5000 руб. в месяц, если они обратились к помощи специалистов. И меньшей суммой, примерно в 900 руб., обошлись те взрослые, кто понадеялся на собственные знания и опыт и воспользовался дополнительной методической литературой и пособиями. Методическая литература, которая сегодня в изобилии лежит на прилавках, несмотря на жесткие предупреждения специалистов не усердствовать и не нагружать знаниями детей до шести с половиной лет, сделала свое дело. Чаще всего читать и писать начинают теперь учить детей в пять лет. Находится и горстка отчаянных родителей (4%), которые готовы «истязать» свое чадо, когда ему едва минуло два.
 
Кстати, директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких считает, что паспортный возраст ребенка не всегда совпадает с его биологическим и психологическим. Поэтому однозначного ответа, когда ребенок созрел для освоения письма и чтения, нет. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. У мальчика или девочки шести-семи лет кора больших полушарий достигает значительной степени зрелости и по площади составляет около 80% коры головного мозга взрослого человека. Но, хотя мозг ребенка к этому времени структурно зрел, нервные клетки коры больших полушарий (в особенности связи между ними) продолжают развиваться. Так что лозунг «читать раньше, чем ходить!» – уже не актуален.
Как свидетельствуют опросы агентства, частные школы набирают обороты. Либо это показатель роста благополучия граждан, либо прямое воздействие рекламы. Вдоволь наслушавшись про ужасы государственных школ, уже 30% родителей рассматривают для своего чада варианты частных заведений и 9% – пока думают.
 
Ну и пару слов о родительском кошельке. Какие у населения ныне деньги? Почти половина семей, чьи дети пойдут в школу в этом году, планирует потратить на приобретение школьных принадлежностей (начиная от канцтоваров и заканчивая одеждой) от 5000 до 10 000 руб. 37% рассчитывают уложиться в сумму от 1000 до 5000 руб., 10% – до 1000 руб., 5% – от 10 000 до 15 000 руб., и столько же родителей планируют потратить более 15 000 руб. Дети, как и наша жизнь, дорожают год от года.
 
*********************************
 
Взрослые часто не понимают, что после долгих каникул детям нужна адаптация. Они отвыкли жить по расписанию и звонку, и теперь необходимо срочно войти в рабочую колею. Как сказал философ, "школа - это приведение человека к социальной норме". Но попробуй объясни маленькому человеку, что жизнь - не вольница, у каждого без исключения есть свои обязанности. О проблеме – газета «Труд» от 21 августа в материале «В школе тоже по одежке встречают».
 
Все это еще впереди. А пока мамы, папы и бабушки, как заведенные, бегают по магазинам и покупают для чад школьную форму, ранцы, пеналы, канцелярские принадлежности, тетради. Кстати, как считают психологи, именно форма (своего рода спецодежда) помогает создать у ребенка настрой на деловую волну.
Современные формы - всех цветов, расцветок и расценок. Мальчику можно купить отдельно пиджачок, рубашку и брючки. Брюки стоят в среднем от 400 до 1000 рублей, примерно столько же рубашки. Пиджаки - от 600 до 1500. Хотя так все равно ничего не выгадаешь, лучше уж сразу выбрать костюм - он обойдется в сумму от 1000 до 2500 рублей. Девчачья форма не дешевле. Сарафаны - от 700 до 1000 рублей, костюмы - от 1000.
 
Впрочем, родители, у которых есть деньги, тратят на форму гораздо больше. Дизайнеры к 1 сентября создали очередные коллекции эксклюзивной школьной одежды (писк сезона - серый цвет в сочетании с желтой и розовой клеткой), которая дороже в разы, чем та, что выставлена в сети магазинов "Детский мир", на ярмарках и базарах. Простенький школьный рюкзачок без всяких кармашков и наворотов - 500 рэ, ранец "со всеми удобствами" - втрое дороже. А не хотите портфель за 2500? Итак, на проводы в школу одних детей уйдет 4 тысячи, других - 20 тысяч, и это не предел. И попробуй тут объясни ребенку, что по одежке только встречают, а провожают по уму. 1 сентября для них - день встреч. Все хотят выглядеть не хуже других. Но так уже не получается. В школе теперь тоже водораздел между богатыми и бедными. И с этим ничего не поделаешь.
 
В магазинах Петрозаводска ажиотаж: родители собирают детей в школу. Теперь брюками и парой футболок не обойдешься. Во многих школах ввели обязательную форму. А это костюм или брюки с жилетом для мальчика, то и другое тянет на тысячу рублей. Для девочек предлагают сарафаны или юбки с жилетами. Плюс блузки, колготки, туфли. За год цены выросли, но не слишком. Сейчас стараются не привозить дешевые китайские кофточки, которые теряют вид после первой стирки. Девочкам предлагают блузки российских производителей, они качественнее, наряднее и из натуральных материалов. Одеть школьников постарше легче, но дороже. Ребята просят джинсы, а приличные стоят не меньше тысячи. Футболки, толстовки, кеды - еще две тысячи. Особый разговор - рюкзак и его наполнение. Сегодня уже никто не хочет покупать обычные серые тетрадки, все желают с яркими обложками, которые сразу же удорожают тетрадку в несколько раз. Пеналы с тремя отделениями, куда нужно купить не только ручку и карандаш, но еще и фломастеры, точилки, линейку и всякие мелочи. Тысячи две придется отдать. В итоге, чтобы проводить ребенка в школу, полностью одетого, с новым рюкзаком, комплектом учебников, необходимо потратить от семи тысяч и выше в зависимости от вашего кошелька.
 
Ростовская область. Чтобы собрать в школу маленького ростовчанина, придется выложить не менее 6 тысяч рублей. Правда, экономные родители смогут уложиться в меньшую сумму, если покупать самые дешевые тетрадки и ранцы на распродаже. Тем не менее есть обязательные статьи расходов. Так, обычная тетрадь на 24 листа - 7 рублей, а 48 листов - 12-18 рублей. По сравнению с прошлым годом они почти не подорожали. А вот все вместе канцелярские расходы как минимум потянут на тысячу рублей. Для первоклассника сюда входят наборы фломастеров и цветных карандашей, акварельные краски и гуашь, альбом для рисования, кисточки, стакан-непроливайка, пластилин и доска, а также специальные веера с буквами и цифрами, набор пластмассовых геометрических фигур и подставка для учебников. Не забыть еще про пенал, стоимость которого 300 рублей. В нынешнем году появились новые траты. Родители, как угорелые, мечутся в поисках доски для занятий трудом (ориентировочная стоимость 100 рублей) и фартука (80 рублей).
Школьная форма за год подорожала почти на 20 процентов. Для первоклассницы она стоит 1000 - 1300 рублей, а для мальчика-пятиклассника - 1000 - 1200 рублей. Но это цветочки. В учебной программе с 9-го класса информатика, дома надо иметь компьютер, а это еще 15 - 20 тысяч рублей.
 
Краснодар. По скромным подсчетам, необходимая для отправки ребенка в краснодарскую школу сумма перевалила за десять тысяч. Соседка показала список обновок для внука-первоклассника: рюкзак - 1500; костюм - 1400; три рубашки по 270; канцтовары - 600; учебники - 600; туфли - 900; кроссовки - 750; белье - 200; спортивный костюм - 1200, куртка - 1200, ботинки - 1000. Итого: 10 160 рублей. На глазах дорожает школьная форма. К примеру, в минувшем году форма для девочки-первоклашки стоила 800 - 900 рублей, в этом уже 1200 - 1500. Для сына, перешедшего в пятый класс, подруга покупала в прошлом году костюм за 1200 рублей, а в этом уже пришлось раскошелиться на 1600. Да и такая мелочовка, как тетрадки, ручки, карандаши, ластики, тоже стала дороже - в среднем на 3 - 5 рублей. Форма и канцтовары - это далеко не все, на что приходится тратиться родителям. Требования к уровню знаний учеников растут, заставляя родителей раскошеливаться. Вот пример: летом мы решили перевести дочь-пятиклассницу в другую школу. Выяснилось, что там дети уже три года изучали английский язык, а в обычной школе он начинается лишь в пятом классе. Пришлось все лето заниматься с репетитором. Цена урока - 250 рублей за час. Три занятия в неделю. Итого за три месяца - 9 тысяч рублей.
 
Мнение психолога: самое главное, о чем надо помнить родителям – 1 сентября - это праздник, и нужно сделать его радостным для ребенка. Тут многое зависит от семьи. Совместная покупка новых вещей, ранца, тетрадей и других школьных принадлежностей - даже это настраивает на праздник. Еще очень важно, чтобы все после каникул с удовольствием шли в школу - хотя бы для того, чтобы встретиться с одноклассниками. Конечно, если у ребенка хорошие отношения с ребятами и учителями, если учеба для него не каторга. Очень многие усердные родители и летом, во время каникул, заставляют детей заниматься предметами. Мне кажется, что без нужды это делать не надо - пусть ребенок отдыхает без лишних забот, чтобы с новыми силами начать учебный год. Иногда обращаются родители с такой проблемой: подросток не хочет идти в школу, потому что ему не купили какую-то модную вещь. Выясняется, что в этой школе дети резко отличаются по уровню родительских доходов, из-за чего создается нездоровая атмосфера, когда на первый план выходят не способности, не знания, не талант, а то, кто богаче одет. Такая маленькая ярмарка тщеславия