ОБЗОР ПРЕССЫ № 233

10 июня 2007
Новосибирские выпускники установили рекорд по русскому языку: более двухсот школьников написали ЕГЭ по этому предмету на пятерки. Двадцать два школьника показали стопроцентный результат, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 8 июня в заметке «Рекордсмены по русскому».
 
Как сообщили в областном Центре мониторинга образования, такого результата за всю историю ЕГЭ у нас еще не было. Как правило, пятерки по «единому русскому» получали не более пяти процентов выпускников. А «стобалльников» и вовсе были единицы. Так, в прошлом году отличные оценки получили около ста школьников, а сто баллов заработали пятеро. «Успех наших выпускников не случаен, — уверена директор центра Юлия Захир. — Когда начался эксперимент, ни школьники, ни педагоги толком не понимали, что значит тестирование. Кроме того, ЕГЭ был по выбору. Хочешь пиши, хочешь не пиши. Нынче наша область постановила: сдавать единый русский в обязательном порядке, поэтому подготовка к нему шла в течение всего года. Форму сдачи других предметов ребенок выбирает сам. А вот будущим летом и все школьные науки будут сдаваться исключительно в форме теста».
 
Наличие такого количества пятерок, конечно, радует. Если бы не одно но… За десять часов до экзамена ответы на него были размещены в Интернете. Такой подарок сделал выпускник из Ленинградской области. Московские школьники (отличники, наверное) по этому поводу даже разместили в Интернете открытое письмо, адресованное президенту и министру образования, где потребовали отмены ЕГЭ. Узнав о таком беспределе, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки хотела было действительно отменить централизованное тестирование, но, к счастью для большинства ребят, единый русский состоялся. В настоящее время идет проверка утечки, которая, по словам контролирующих органов, могла произойти либо в пункте проведения ЕГЭ, либо при почтовой пересылке. Успел ли кто-нибудь из новосибирских выпускников познакомиться с ответами или нет, мы узнаем вряд ли. Но так или иначе, наши ребята «русский» сдали. Правда, среди хорошистов и отличников есть и двоечники — сто сорок человек. Те, кто набрал менее тридцати баллов. В аттестате, конечно, им поставят тройку. А вот в вузы, где профилирующий предмет — русский язык, такой ЕГЭ-шный сертификат зачтут вряд ли.
 
А пока экзамены идут полным ходом. ЕГЭ по математике выбрали порядка тридцати процентов выпускников, другие науки в виде теста популярностью почти не пользуются — их решили сдавать всего семь процентов. Всего же в Новосибирске сдают экзамены без малого двадцать три тысячи умников и умниц. Последний экзаменационный звонок прозвучит в двадцатых числах июля.
 
**********************************
 
На дворе июнь - пора надежд, тревог и головной боли для поступающих в вузы и их родителей. Куда пойти учиться? Какой институт, университет, академия наиболее престижны? Рассчитывать на бюджетное отделение или стоит заранее испытывать судьбу на коммерческой основе? В принципе - многие для себя на эти вопросы уже ответили. Но осталось главное сомнение: а будет ли выбранная специальность модной не только сегодня, но и востребованной к тому моменту, когда придется с дипломом вуз покидать. Рассказывает газета «Труд» от 7 июня в статье «Перед последним броском в студенты».
 
«Прогнозы популярности той или иной профессии в будущем - дело трудное, - заявил заместитель директора рекрутинговой компании "Юнивер-сити" Андрей Черниховский. - Хотя определенные тенденции, сформировавшиеся сегодня, с большой долей вероятности сохранятся и в 2010-е. Скорее всего, выпускники экономических и финансовых вузов по-прежнему останутся популярными специалистами на рынке труда - сейчас на их долю приходится свыше 40% рынка вакансий. Впрочем, уже многие говорят о "перепроизводстве" экономистов, но думаю, что пока это утверждение далеко от реальности. Второе место среди востребованных специалистов принадлежит выпускникам технических вузов - особенно специалистам в области информационных технологий (IT)».
 
Также отмечают рекрутеры востребованость специалистов для сферы услуг. Это связано в первую очередь с динамичным расширением гостиничного и ресторанного бизнеса не только в Москве, но и по России в целом. А развитие сферы платной медицины диктует высокий спрос на медработников всех уровней и специализаций. В чести также маркетологи и бренд-менеджеры - количество рабочих мест для них увеличивается год от года. И наоборот, все менее востребованы юристы - слишком много абитуриентов в 90-е годы при поступлении в вуз выбирали именно эту популярную тогда профессию. Стихийный процесс только поощрялся руководством вузов, зарабатывавших на коммерческих отделениях хорошие деньги. В результате теперь минимум каждый четвертый дипломированный юрист никому не нужен. Мамы-папы потратили деньги на обучение совершенно зря!
 
«В нашей стране рынок труда пока складывается под влиянием нестабильных экономических условий, - уверен независимый эксперт Владимир Артамонов. - Но, скажем, финансовая сфера вполне обеспечена адекватными кадрами и имеет возможности развивать свой кадровый потенциал дальше. Вопрос - как готовить специалистов в других, не менее важных областях? Боюсь, если стране срочно потребуются авиаконструкторы, инженеры и целый ряд других недооцениваемых пока специалистов - существующая система высшего образования оперативно с этой задачей не справится». А еще эксперты предупреждают о приближающемся "трудовом голоде". Сегодня в токари, слесари или, скажем, краснодеревщики никто не рвется. Между тем спрос на рабочие профессии огромный, и зарплаты здесь часто равны или даже превышают доходы специалистов с высшим образованием. Вот тут у абитуриентов есть лишний повод задуматься: а так ли уж нужен этот вуз? Если, разумеется, жизненным приоритетом не является одна лишь отсрочка от службы в армии. Которую, кстати, теперь еще и не в каждом вузе получишь.
 
*****************************
 
В погоне за абитуриентами вузы изобретают несуществующие специальности, сообщает газета «Новые Известия» от 8 июня в статье «Приманка для студента». Студенты Новосибирского архитектурно-строительного университета (НГАСУ) распространили открытое письмо с претензиями к администрации своего вуза. Как оказалось, за текущий учебный год их ректор без объяснений поднял оплату за обучение на 35%. К ребятам из НГАСУ присоединили свои жалобы и студенты Новосибирского педагогического университета. В их случае ректорат выдал им дипломы, не соответствующие специальности, которую они осваивали все годы обучения. Эксперты убеждены: от резких перемен в системе обучения вуза не застрахован ни один абитуриент.

Первой чаша терпения переполнилась у студентов НГАСУ. По их мнению, качество обучения в университете и так оставляет желать лучшего. В новосибирском рейтинге вузов архитектурно-строительный один из худших, и учиться сюда идут только из-за дешевизны обучения. Возмущению студентов не было предела, когда они узнали, что плата за обучение выросла за год на 35%. «Когда мы поступали, нам оглашались одни цифры. Мы рассчитывали семейный бюджет, исходя из них. А теперь выясняется, что платить нужно в два раза больше. Нам просто неоткуда взять эти деньги. Получается, либо институт бросать, либо работать в две смены», – в один голос говорят студенты.

Администрация вуза, тем не менее, непреклонна. «А что вы хотите?– заявил проректор по экономическим, правовым и социальным вопросам НГАСУ Вадим Лаврентьев. – Все дорожает, дорожает и обучение. Правда, в этом году мы действительно излишне повысили стоимость. Естественно, студентам это не понравилось. В итоге все вылилось в конфликт. Впрочем, сейчас мы обсуждаем все эти вопросы со студентами и, думаю, придем к компромиссу. Хотя рассчитывать на резкое понижение стоимости обучения я бы не стал». По словам проректора, в контракте на обучение сумма оплаты не зафиксирована. Таким образом, она может меняться даже в течение учебного года. Другое дело, если студент с самого начала оплатил все время своего обучения – тогда никаких проблем не появляется.

Впрочем, студентов НГАСУ такие объяснения не удовлетворили. Ребята назвали эту политику вуза «поворотом с полдороги». Они требуют, чтобы их вуз следовал общероссийской практике, когда повышение стоимости обучения касается лишь вновь поступивших и восстановившихся, а студенты платят фиксированную сумму в течение всех пяти лет, проведенных в альма-матер. К их возмущенным возгласам присоединились и крики протеста студентов из НПГУ. К концу обучения выпускники педагогического внезапно обнаружили, что их дипломы не соответствуют той специальности, на которую они все это время учились. Сейчас выпускник отделения юриспруденции требует у вуза возмещения морального ущерба. Поступали он и его однокурсники на специальность «юрист», а перед получением дипломов узнали, что там будет написано «учитель права». Свое удивление выпускник оценивает в 47 тыс. рублей.

Впрочем, «поворот с полдороги» не сибирское ноу-хау. Совсем недавно с такой же проблемой столкнулись учащиеся одного из питерских вузов. При поступлении на гуманитарный факультет им обещали вторую специальность – лингвист. Некоторые абитуриенты выбрали именно этот университет именно из-за возможности получить две специализации в дипломе. Спустя некоторое время кафедра иностранного языка разругалась с остальными, и дополнительно обучать студентов языку перестали. Даже Москва не стала исключением. «Пять лет назад я поступила в Российский государственный социальный университет на факультет журналистики, – рассказала Евгения Лютова. – На втором курсе журфак вместе с рядом других факультетов объединили в один – гуманитарный. Получается, что в дипломе у меня значится совершенно другой факультет, на который я и не думала поступать. Специальность, правда, осталась прежней, но я уже успела намучиться, объясняя всем работодателям, что такое гуманитарный факультет».

По мнению экспертов, институты умело играют на лакунах в образовательном законодательстве. «Вузы могут легко менять и названия факультетов, и специализаций, – пояснил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Случаются такие смены названий чаще всего тогда, когда специальность теряет популярность. Нередко получается так, что студентов привлекают востребованной специальностью, а потом выясняется, что лицензии у вуза на нее не было». «Изменения оплаты и специализаций в государственных вузах, с одной стороны, результат их тяжелого материального положения, - объяснил Сергей Комков. – В Москве и Петербурге университеты и институты недофинансируются на 20–30%, в регионах же это составляет 40–50%. Именно поэтому ректоры вынуждены либо повышать плату обучения, либо набирать новых контрактных студентов».

Юристы также считают махинации вузов весьма сомнительными. Впрочем, зачастую в неожиданных сюрпризах со стороны университета студенты виноваты сами, считают они. Многие учащиеся не пытаются прочитать договор, который они заключают с вузом. «Если в нем указано, что плата за обучение и название специальности могут изменяться, то студент ничего не сможет сделать, – рассказал адвокат Антон Лелявский. – Другое дело, когда вуз нарушает условия договора. В юридической практике такие случаи бывают довольно часто. Правда, обычно дело не доходит до суда. После обращения студентов в прокуратуру руководство университета сразу меняет свою позицию и восстанавливает прежнюю плату».

 
***********************************
 
С наступлением лета главная головная боль у родителей: куда пристроить детей. Традиционных загородных лагерей становится меньше. Их постепенно вытесняют городские, открывающиеся при школах. Почему так происходит, можно ли исправить ситуацию? Об этом – интервью в «Российской газете» от 8 июня под заголовком «Детская смена». На вопросы газеты ответила председатель Фонда социального страхования РФ Галина Карелова.
 
Российская газета: Детский лагерь - это не просто место, где ребенок отдыхает, оставаясь под присмотром взрослых, но и шанс - для многих семей единственный - укрепить детское здоровье с помощью "солнца, воздуха, воды" и спортивных занятий. В загородных лагерях с этим проще, но их с каждым годом все меньше. А "асфальтный" отдых в лагере дневного пребывания в стенах родной, но надоевшей за учебный год школы, вряд ли можно считать полноценным. Какова ситуация в нынешнем сезоне?
Галина Карелова: Я бы не стала так резко противопоставлять загородные детские лагеря и городские лагеря дневного пребывания друг другу. Нужны и те и другие. Пришкольные не менее важны потому, что ребенок, ночуя дома, с родителями, все-таки целый день проводит в лагере. Он не только под присмотром, пока родители работают, но и обеспечен минимум двухразовым горячим питанием, которое оплачивается за счет средств Фонда социального страхования. Это тоже важно для сохранения здоровья. Кстати, именно на эти лагеря идет 65 процентов от общего объема финансирования детского отдыха за счет средств фонда.
Но вы абсолютно правы, когда говорите, что традиционных загородных лагерей становится меньше. Основная причина в том, что большинство из них не рассчитаны на круглогодичную работу. А значит, для владельцев невыгодно каждую весну готовить их к приему детей, после летнего сезона консервировать, зимой обеспечивать охрану... Думаю, что старые лагеря с изношенной инфраструктурой (а есть и такие, где даже нормальной канализации нет - все "удобства" на улице) уже изжили себя. Нужны другие - современные. Тем более если мы всерьез заговорили о демографических проблемах, о необходимости укреплять здоровье нации. Нам в принципе отказываться от такого устройства отдыха для детей нельзя. Поэтому мне представляется, что идти надо по пути выведения этой проблемы в качестве одного из элементов целевой программы "Дети России" или, может быть, даже национального проекта "Здоровье".
В конце концов здоровье взрослого человека закладывается и формируется в детстве, и летнее оздоровление играет в этом не последнюю роль. Еще один резерв - взрослые здравницы. Между прочим, многие из них в нынешнем сезоне выразили готовность принять на отдых детей. Связано это с тем, что в этом году значительно уменьшилось число тех граждан льготных категорий, кто выбрал соцпакет и получает бесплатные санаторные путевки. Кстати, с прошлого года в детские санатории мы стали отправлять и маленьких детей - в возрасте от четырех лет.
 
РГ: В советское время практически все пионерские лагеря принадлежали предприятиям. Теперь собственникам просто экономически невыгодно "тянуть" социалку - и они избавляются от нее правдами и неправдами. Этот процесс необратим?
Карелова: Если стоимость путевок нормальная, если она отражает реальные затраты на оздоровление детей, то организация детского отдыха становится вполне рентабельным видом бизнеса, который, как мне кажется, многие хозяйствующие субъекты с готовностью бы развивали. Я недавно была в Анапе, беседовала с мэром. У него очень интересная программа по возвращению городу статуса Всероссийской детской здравницы. Он собирается опираться на концепцию семейного оздоровления, то есть когда мама, папа, дети отдыхают все вместе, и при этом организовывать круглогодичную систему отдыха - климат Краснодарского края это позволяет. Другие регионы, к сожалению, таких преимуществ не имеют.
РГ: Если говорить о стоимости отдыха, то, знаете, многие родители жалуются: дорого. Особенно путевки в лагеря на Черном море - до тысячи долларов смена может стоить... Фонд в состоянии что-то предпринять?
Карелова: Средняя стоимость путевки в нынешнем году составила 6842 рубля, по сравнению с предыдущим сезоном рост на 10,8 процента - в принципе это сопоставимо с инфляцией. Но в некоторых регионах действительно путевки выросли в цене: в Краснодарском крае - на 40 процентов, в Карачаево-Черкесии и Нижегородской области - на треть, в Московской, Тюменской областях - более чем на 20 процентов. Конечно, меня как руководителя фонда это не может не тревожить. Хотя бы потому, что за счет средств социального страхования будет оплачено меньшее количество путевок и, следовательно, отдохнет меньше детей. Но повлиять на тарифную политику фонд может лишь косвенно. Средняя стоимость путевки по региону утверждается администрацией конкретного субъекта Федерации. Что касается фонда, в нашем распоряжении единственный рычаг: мы имеем право в этом году за счет дополнительных доходов по обязательному социальному страхованию или сэкономленных средств (в частности, по оплате больничных листов) увеличить расходы на детский отдых. Так вот, если цена путевки в регионе превышает среднюю стоимость по стране, эти дополнительные деньги регион без убедительных аргументов может не получить.
В целом же, считаю, сохранение здоровья наших детей - это общая задача и родителей, и государства, и работодателей. Нужно не только обновлять лагеря, нужно внедрять новые финансовые технологии, которые будут работать на детский отдых. Большой потенциал кроется, на мой взгляд, в софинансировании, то есть в объединении усилий и средств государства, региональных властей, работодателей, самих работников. Такие технологии в мире действуют очень эффективно. Многое для своих сотрудников могут сделать руководители предприятий. Тем более что с 2005 года ставка Единого социального налога была значительно снижена, и тем самым были высвобождены значительные средства работодателей, которые, конечно же, можно было бы вложить в человеческий капитал.