ОБЗОР ПРЕССЫ № 229

14 мая 2007
Участники Новосибирского политического клуба провели открытое заседание, посвящённое проблеме образования, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 9 мая в заметке «Вузы должны учить молодых людей думать». Представители молодежных организаций, собравшиеся на заседании, спорили о том, есть ли в России образование, отвечающее запросам современности, обсуждали, что волнует современную молодежь, о чем беспокоится бизнес, чем занимаются чиновники.
 
Вывод, сделанный в ходе дискуссии: утверждение о том, что российское образование — лучшее в мире, мягко говоря, не соответствует действительности. «На общемировом рынке образования Россия занимает лишь 4–5 процентов, — говорит председатель Новосибирского политклуба Константин Малышев. — Первое место у США — там 600 тысяч студентов, или 1/3 всего образовательного рынка. На втором месте Европа, на третьем — Австралия».Больше всего активистов новосибирских молодежных организаций волнует «утечка мозгов» за рубеж: «Очень многие наши сверстники изначально ориентируются на Запад. Более того, наша бизнес-элита, политическая элита учит своих детей на Западе. В отдаленной перспективе это грозит нам утратой наших российских традиций, нашего менталитета, что, в конечном итоге, представляет угрозу независимости России».
 
Почему наша молодежь предпочитает отечественным вузам западные? На этот вопрос попытался ответить молодежный мэр Новосибирска Максим Чуркин: «Национальный проект «Образование« направлен, главным образом, на повышение зарплаты учителям. Это, конечно, очень хорошо. Но, по-моему, образование должно сформулировать, какой тип людей необходим стране на данном этапе ее развития, и начать подготовку таких людей — тогда будет толк. У нас сегодня 80 процентов системы образования работает так же, как 20 лет назад, в режиме, абсолютно оторванном от реального времени. Причем перестроить эту систему очень тяжело, потому что она активно сопротивляется». Константин Малышев поддержал коллегу конкретным примером: «Все говорят, что у нас явное перепроизводство юристов и экономистов. Не так давно я пытался подобрать юриста для своей фирмы и не смог этого сделать, потому что подготовка выпускников вузов не соответствовала требованиям сегодняшнего рынка юридических услуг».
 
Представитель Академии регионального развития Вера Пронькина видит решение проблемы в том, чтобы параллельно уже существующей системе строить новую. И государство, желающее идти по инновационному пути развития, должно активнейшим образом участвовать в выстраивании новой системы образования: формировать госзаказ на специалистов, выдавать кредиты на обучение, инициировать общественные дискуссии на тему, каким должно быть образование. Впрочем, по мнению члена «Молодой гвардии» Леонтия Коновалова, государство не может единолично формировать глобальный заказ на молодое поколение, так как, кроме государства, есть еще бизнес, который тоже нуждается в специалистах. Сейчас в первую очередь бизнес страдает от недостатка квалифицированных кадров, так как выпускники государственных вузов, подготовленные «по старинке», не готовы работать в рыночных условиях. Однако бизнес не спешит включаться в строительство нового образовательного пространства, чем, по мнению Леонтия Коновалова, роет себе могилу.
 
Еще одна проблема: наша молодежь утратила способность к самоопределению. Этот факт вкупе с разрушенной системой профориентации — тоже не на пользу обществу. Максим Чуркин привел такую ассоциацию: «Если в городе хоккейный клуб хорошо играет, в этом городе обязательно случается всплеск интереса к хоккею у молодежи. Я сейчас не могу назвать ни одной сферы деятельности, способной вызвать всплеск интереса к себе. Молодые люди не знают, куда им пойти учиться, чтобы потом быть успешными и востребованными. Поэтому вуз зачастую выбирают не по призванию, а по принципу близости к дому».
И получается замкнутый круг: поколение «пофигистов» не может произвести прорыв в какой-либо сфере деятельности, поэтому следующему поколению просто не на что ориентироваться.
 
Главное, что, по мнению молодежных активистов, нужно сделать сейчас: перестроить образовательные программы так, чтобы они были направлены не на освоение определенного количества фундаментальных знаний, а на приобретение навыков, необходимых современному человеку, — готовность перестраиваться кардинально в связи с меняющимися требованиями рынка, быстро осваивать новые виды деятельности. Одним словом, резюмировала Вера Пронькина, вузы должны учить молодых людей думать. А все остальное они усвоят сами.
 
*****************************
 
Петр Положевец, главный редактор "Учительской газеты", публикует свои размышления под названием «Школа без мужчин» в «Российской газете» от 8 мая.
 
В школе работают только женщины, а на всероссийском конкурсе "Учитель года" побеждают одни мужчины - так шутят сами участники конкурса. И в этом есть доля правды. Из регионов каждый год на финал приезжает в два раза больше женщин, чем мужчин. Но за пятнадцать лет "Хрустального пеликана" получили лишь две представительницы прекрасного пола - преподавательница французского языка Екатерина Филиппова и учительница начальных классов Зинаида Климентовская. Почему побеждает сильный пол? Женщины смеются: причина в том, что большинство членов жюри конкурса как раз женщины. И когда они видят талантливого, энергичного, преданного детям и школе мужчину, у них срабатывает материнский инстинкт: приласкать, ободрить, поощрить. А если серьезно, то специалисты считают, что при равных шансах победить на этом конкурсе мужчина всегда обойдет женщину. Не потому что он лучше, а потому что в школе мало мужчин и поддержат именно его, чтобы показать: работа педагога престижна и в школе можно состояться.
 
До революции в школе учителей-мужчин было много, они составляли абсолютное большинство педагогических коллективов. После семнадцатого года в школу пошли женщины. Великая Отечественная война не пощадила педагогов. Мало кто из них вернулся с фронта. В восьмидесятые годы 20 века, как свидетельствует статистика, в школе было около тридцати процентов мужчин за счет бывших советских республик Средней Азии и Кавказа, где традиционно мужчин-педагогов всегда было больше. Сегодня учителей-мужчин - 13,77 процента. Это статистика 2004 года. Более свежих данных нет. Больше всего мужчин в образовании Дагестана (35,69%), Чечни (21,01%) и Якутии (20,07%). Меньше всего в Карелии (7,63%), Свердловской (8,43%) и Московской областях (8,69%). В некоторых школах - ни одного, а в других работает едва ли не десяток. Например, в сорок третьей школе Нижнего Новгорода их семеро. На школьном сайте есть даже специальная страничка "Наши учителя-мужчины".
 
И все же с каждым годом их в образовании все меньше и меньше. Только за последние восемь лет число мужчин в школе сократилось на шесть процентов. Это напрямую связано с тем, что в стране вообще стало меньше учителей. Если в двухтысячном году их было 1701 тысяча, то через пять лет стало меньше на 194 тысячи. Явные причины этого: демографический кризис, реструктуризация сети образовательных учреждений, старение педагогических кадров. И, конечно же, средняя зарплата учителя. Она до сих пор намного ниже средней в экономике и составляет всего семь тысяч рублей. Молодым трудно начинать жить на такую зарплату. На эти деньги дом не построишь, квартиру и машину не купишь, даже детей растить будет трудно. Вы не задумывались, почему общество так низко оценивает учительский труд? Мне кажется, это связано отчасти с тем, что в обыденном сознании обучение и воспитание детей считается традиционно женским занятием. Забота, обиход и воспитание ассоциируется с малопрестижной домашней сферой, с трудом домохозяйки. Поэтому и оценивается так дешево.
 
Недавно я был на "круглом столе" в Отрадненском образовательном округе Самарской области. Говорили о роли классного воспитателя. Среди семидесяти участников был лишь один мужчина - молодой учитель биологии Денис Денисов. Он сказал: "Пока не женился - о материальной стороне своей жизни всерьез не задумываюсь. Но придет день, когда этот вопрос и для меня встанет. Я знаю, что останусь в школе, я осознанно выбрал свой путь, но как жить буду - не представляю". Нет ни одного человека в педагогической среде, который бы не знал Евгения Ямбурга и Ефима Рачевского, Шалву Амонашвили и Олега Парамонова, Александра Католикова и Александра Асмолова, Александра Тубельского и Владимира Караковского. Даже в самой дальней глубинке знают имена "учителей года" - пятерых словесников, двух технологов и двух музыкантов, преподавателей физики, математики, истории, иностранного языка. Но мы не знаем, кто они все вместе - эти тринадцать процентов мужчин, все еще работающих в школе. Не знаем, сколько им лет, какой у них педагогический стаж, какое образование, какие предметы они преподают. Нет таких данных.
 
Гендерная статистика вообще дело новое для России. Хотя кое-какие данные все-таки можно найти. Например, говорят, что 20 процентов директоров учебных заведений общего образования - мужчины. Чем выше уровень органов управления образованием, тем больше мужчин занимает руководящее кресло. Среди руководителей региональных органов управления образованием две третьих мужчины. С девяносто первого года в России сменилось 6 министров образования, но эту должность ни разу не заняла женщина. Да и среди заместителей министра за все это время их было всего лишь две. Министерские старожилы рассказывают байку, что у одного из министров было 12 замов, но 11 направлений из 12 вела его заместитель - женщина.
Согласно данным проведенного несколько лет назад социологического исследования прогрессивных женщин-управленцев больше, чем мужчин. Так, среди самых независимых, инновационных администраторов, ориентированных на лучшие технологии управления образованием, 67 процентов - женщины. Различие между женщинами и мужчинами-консерваторами еще более значительно. Зависимых, консервативных, использующих отжившие модели управления мужчин на 18 процентов больше, чем женщин.
 
Школа по большому счету - это рутинная работа. Ежедневная, кропотливая и однообразная. Мужчины тяжелее свыкаются с однообразием. Они устают от него. Как сказал один из "учителей года", можно безумно любить Достоевского и Толстого, но из года в год двадцать пять лет подряд, пусть и другими словами, рассказывать одно и то же - устанешь. Мужчинам постоянно хочется перемен, новых сюжетов и поворотов в своей жизни. Они не такие терпеливые, как женщины. Но они считают, что великая честь и великое счастье - однажды написать кому-то из воспитанников, как Жуковский Пушкину: "Победителю-ученику - от побежденного учителя". Не каждый мужчина на такое способен. Только настоящий.
Однажды народный учитель России Эдуард Марголин из Пскова, где он уже почти пятьдесят лет преподает математику и физику, мудро заметил: "Школа без мужчины все равно что неполная семья. В ней может быть и достаток, и уют, и комфорт, и тепло, но всегда будет не хватать ощущения надежности, силы, крепости, сдержанности. Воспитание будущего мужчины без мужчины - немыслимое дело. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь".
 
... Кто же, в конце концов, остается в школе? Остается настоящий учитель. Неважно: мужчина он или женщина. Тот, кто рождается учителем. Тот, кто в школе не работает, а живет ею. Недаром среди педагогов так популярна притча о двух одноклассниках. Они встретились через много лет после окончания школы. Один - крутой менеджер, второй - учитель. Менеджер и спрашивает своего одноклассника: как он с его умом и знаниями может работать учителем? На что учитель отвечает: а я не работаю, я воспитываю. В школе остаются те, кто верит, что, как сказал Роберт Рождественский, "учитель - профессия дальнего действия, главная на Земле"; преподают те, кто входит в классы не как в клетку, а как в храм. Как бы хотелось, чтобы педагогов по призванию в российских школах было больше. Особенно мужчин.
 
*********************************
 
Многие выпускники школ не забывают свой выпускной долгие, долгие годы. Какими будут эти воспоминания, зависит и от бывших школяров, и от фантазии их родителей. Можно, конечно, принести в класс магнитофон, общими усилиями нарезать колбасы для бутербродов и ближе к двенадцати развезти полусонных детей по домам, но лучше обратиться к профессионалам и закатить настоящую шумную вечеринку. Как сделать, чтобы выпускной вечер запомнился на всю жизнь – советует газета «Новые Известия» от 11 мая в материале под названием «Прощальный бал».
Многолетняя практика показывает, что, когда речь заходит о выпускном, далеко не все родители и учителя хорошо представляют себе, как это должно выглядеть. «Главная ошибка, которую допускают взрослые, пытаясь самостоятельно организовать праздник для своих детей, – неправильное расходование денег. Зачастую об интересах выпускников забывают вовсе, а большая часть капитала уходит на обновление классной мебели и памятные подарки учителям», – поделился директор компании по организации праздничных мероприятий Петр Шилин. Чтобы этого избежать,, столичные фирмы предлагают целый спектр услуг.

Планирование выпускного вечера стоит начать с разработки сценария мероприятия. Компании по организации развлечений предлагают два сценария: стандартный и индивидуальный. Стандартный вариант вряд ли способен поразить воображение выпускников, но зато он гораздо экономичнее и надежнее. Индивидуальный же сценарий создается с учетом всех пожеланий родителей, учителей и школьников. Его разработка стоит значительно больших усилий и материальных вложений. И если типовая схема обойдется в 200–300 долларов, то оригинальная уже в 500–1 тыс.

Следующий этап – составление развлекательной программы. «Обычно родительский комитет ограничивается выбором ведущего, который в течение всего вечера поддерживает дух праздника у выпускников. В арсенале тамады поздравления, шутки, конкурсы, капустники», – рассказывает менеджер компании по организации праздников и вечеринок Анна Красилова. Услуги обычного шоумена будут стоить в среднем 300 долларов за шесть – семь часов. Время ведущего – профессионального актера оценивается в 700 долларов, а титулованного шоумена с авторской программой от 2 до 2,5 тыс. долларов.
Определившись с программой развлекательной части мероприятия, не стоит забывать про музыкальное оформление, ведь далеко не всякая школа располагает техникой хорошего качества. А в этот волшебный вечер все должно быть по высшему разряду. Поэтому фирма-организатор с готовностью доставит в учебное заведение или банкетный зал высококлассное музыкальное оборудование, включая диджейский пульт. Подобная услуга обойдется в 300–400 долларов. Но если, помимо качественного звука, вы хотите еще и профессиональное освещение с лазерными спецэффектами, то придется раскошелиться на 1,5 тыс. долларов.

Устраивать праздник в школе или заказывать другое помещение – это во многом зависит от бюджета вечеринки. «Проводить мероприятие в стенах родного учебного заведения – это дешево, но не всегда интересно, – утверждает Петр Шилин. – Если родительский комитет все же решится организовать выездное мероприятие, то аренда банкетного зала будет стоить от 500 до 1 тыс. долларов, ночного клуба от 700 до 1,5 тыс. долларов, а открытой площадки с полной инфраструктурой – от 1 до 2 тыс. долларов». Если бюджет не велик, можно сэкономить на форме проведения застолья. «Традиционной считается банкетная форма, предполагающая рассадку выпускников, учителей и родителей. Но в последнее время популярным стал фуршет. Этот вариант рассчитан на большую свободу передвижения, что особенно нравится молодым людям», – считает руководитель агентства по организации праздников Елена Семенович. Банкет обойдется в 30–50 долларов за персону, а фуршет в 20–40 долларов. Самый экономичный вариант – сотрудничество с кейтеринговыми компаниями. Подобные фирмы занимаются организацией застолий на вашей территории. В перечень их услуг входят доставка всей необходимой мебели, составление меню и обслуживание на протяжении всего вечера. Стоит такая услуга от 10 до 15 долларов за персону. Что касается меню, то здесь все более чем традиционно. «Заказывают бутерброды, канапе, горячие, холодные закуски, салаты в корзиночках и никакого алкоголя. Из напитков выбирают соки, минеральную воду и газировку. Спиртное обычно ограничивается несколькими бутылками шампанского и то исключительно для родителей и учителей», – рассказывает г-жа Семенович.

Еще один достаточно важный момент, о котором по большей части все забывают, – памятные фото- или видеосъемка. Для того чтобы найти профессионального фотографа или видеооператора, далеко ходить не надо. Все та же компания, которая возьмется организовывать выпускной бал, с радостью предоставит своего сотрудника в полное распоряжение выпускников. Один час работы фотографа будет стоить 80–100 долларов, видеооператора – 30–40 долларов. Памятный комплект постановочных фотографий обойдется в среднем в 500 – 700 рублей.

 
***********************************
 
Про школу, учителей, родителей, ЕГЭ и прочие проблемы говорят обычно много. Все, кроме самих школьников. В одной из обычных московских школ побывала корреспондент газеты "Известия": по ее просьбе ученики 7-го и 11-го классов записали мысли, которые их беспокоят. Правда, подписываться и указывать школу строго-настрого отказались. Дети-то они дети, но уже ученые, видно. Но авторскую пунктуацию и орфографию газета все же сохранила и опубликовала детские мысли в номере от 11 мая под заголовком «Никому ни говорите об этом!».
 
Записки семиклассников
"Больше всего времени я провожу в школе! Поэтому школа для меня занимает 2-ое место в жизни (1-ое место семья). Знаете очень обидно когда получаешь "2" и весь класс над тобой ржёт! Я бы хотела, чтобы все оценки говорились тебе конфиденциально! Или когда тебя вызывают к доске! У меня лично голос пропадает, ладошки потеют, ноги трясутся, даже если я всё знаю!!!...А ещё я хотела бы одеть в школу белую куртку, но не могу, т.к. мне могут в раздевалке её скинуть, да ещё и наступить! Ещё я хотела бы, чтобы в нашей школе ввели форму (никому ни говорите об этом!)".
***
"Хорошо, что в школе запрещается играть в телефон, это не позволяет бездельничать на уроках. Но плохо, что некоторые учителя если ученик забыл тетрадку с Д/З сразу ставят "2"... Меня БЕСИТ, что в некоторых классах есть изгои над которыми постоянно издеваются. Я хочу работать в банке и быть богатым и умным человеком. А моя оценка школе 87 баллов (по 100-балльной системе)".
***
"Если я буду плохо учиться, то мне родители запретят всё, кроме еды!"
***
"Меня как ученика не устраивает внутренняя атмосфера в нашем классе, ученики почти потеряли интерес к учёбе, а связано это, как мне кажется, с внутренними проблемами в их семьях. Некоторые уже курят, ругаются матом. Как, например, в 7 классе ученики могут курить - скажи это нормальному человеку, у него на лице нарисуется знак вопроса. Но разве порядочные родители допустили бы?"
***
"Нас учат совершенно разные учителя. И к каждому из них должен быть собственный подход!"
***
"Мне очень хотелос бы, чтобы в школе сделали спорт-площадку. Я часто скрываю плохие оценки особенно по устным предметам".
***
"11 лет в школе - это чересчур. 10 лет достаточно. Я в 7 классе. А больше 11 лет - ваще страдание!!! И отметки: 50-балльная шкала! Это намного более точное определение! У нас например 2 ошибки - "5" с минусом, а так было бы "42"... И никаких идиотов в школе! Чтобы нормальные образованные люди! Магазины в школе для питья и еды нормальные! Комната отдыха для учеников!"
***
"Я хочу, чтобы водительские права выдавали с 16 лет... Ни надо учить все предметы и быть круглым отличником. Надо выбрать профессию лет в 12 и учить предметы, которые понадобятся".
***
"Хочу чтобы, наконец, нашу школу покрасили!!! (снаружи)"
***
"1" почему-то не выставляют даже за то, что вообще ничего не написал".
***
"Некоторые считают, что если моя мама работает в школе, в которой я учусь, то мне завышают оценки, но это не так!!! (закроем эту тему)".
***
"Я за то, что бы в хорошую погоду задавали мало Д/З".
 
Записки одиннадцатиклассников
"Школа помогла мне пройти первичную социализацию: я научилась общаться с людьми, находиться в обществе и не чувствовать себя отдельно. Мне кажется, тесты плохо отражают реальные знания человека. В 11-м классе даётся 2 академических часа на русский язык - разве это серьёзно? Ведь это родной язык (или родная история) - это нужно знать, возможно, лучше, чем правило буравчика".
***
"Образование в первую очередь нужно для того, чтобы повысить уровень своего интеллекта, для себя, а не для других... Получать высшее образование должны только лучшие... Многие не понимают, откуда у нас такая невоспитанная молодежь? Чему удивляться. СМИ давно потеряли своё истинное предназначение. Вместо полезной информации мы получаем только пошлость и грязь".
***
"В школе должны быть традиции, нужно привевать противостояние американской культуре. Проводить экскурсии для развития и для сплочения коллектива".
***
"Сейчас наблюдается спад грамотности среди русского населения, и, как мне кажется, ЕГЭ не сделает людей более грамотными. К тому же в этих тестах много ошибок".
***
"Зачем нам американская мода на тесты? Зачем? Вот жили мы, писали сочинения, изложения, контрольные, зачёты! А тут тесты? Что такое тесты? Это как русская рулетка! Не надо нам тестов".
***
"Довольно сложно решить, кем ты хочешь стать и как жить в дальнейшем, когда заканчиваешь школу в 16-17 лет. При непоступлении в вуз ты даже нормальной работы найти не можешь. А 12-летка даёт ещё один год на раздумье. Хотя с другой стороны я не понимаю, как с таким финансированием возможно учиться, когда на уроках физкультуры нет мячей, матов, а на химии нет препаратов? Возможно, это исправит самофинансирование школы, но тогда школе придётся решиться и зарабатывать деньги на нас".
***
"В данный момент, на мой взгляд, тем дядям и тётям, которые сидят в Министерстве Образования, намного важнее не знания будущего поколения, а целостность и объём кошельков".
***
"Иногда возникает неприязнь между учениками только потому, что средняя успеваемость в одном классе ниже, чем в другом. Естественно, "ботаников" стремятся унизить. Я считаю, что необходима работа с психологом для преодоления этого барьера в общении".