ОБЗОР ПРЕССЫ № 226

18 апреля 2007
В Госдуму внесен правительственный законопроект, вводящий двухуровневую систему высшего образования: первый уровень — бакалавриат, второй — магистратура. Все это для того, чтобы выполнить условия подписанной Болонской декларации, которая призвана сформировать в Европе единую систему высшей школы. Противники этого проекта утверждают, что разделение высшего образования приведет к снижению его качества, сторонники же говорят о повышении конкурентоспособности российских специалистов. Рассказывает «Парламентская газета» от 18 апреля в материале под названием «Бакалавр не станет дипломатом».
 
Если сейчас, для того чтобы получить степень «бакалавр», требуется не менее четырех лет, то в соответствии с законопроектом учиться придется оaqт трех до четырех. А для получения степени «магистр» — два года, в то время как по действующему законодательству не менее шести лет. Квалификация «специалист» не забыта, чтобы им стать, нужно учиться пять лет, как и сейчас. Но перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, по которым будут готовиться специалисты, станет утверждать Правительство. Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением студенту, успешно прошедшему итоговую аттестацию, степени «бакалавр», будет считаться не ступенью, а самостоятельным уровнем высшего профессионального образования. А вот квалификации «дипломированный специалист» и «магистр» станут считаться высшим профессиональным образованием. Получается, что бакалавр — недопрофессионал. Тем более что в соответствии с предложенным Правительством законопроектом бакалавры не могут поступать в аспирантуру, а также занимать некоторые должности, например судьи, прокурора. Кстати, если студент уже успел получить эту степень, а магистром быть не желает, то и специалистом стать не получится — законопроект не предусматривает возможности продолжения обучения после получения степени «бакалавр» по программе следующего уровня высшего профобразования — подготовка специалиста.
 
«Бакалавр — это базовые знания в системе высшего образования — некие универсальные дисциплины, которые должен знать каждый получивший эту степень. Зачем государству, работодателю или самому гражданину тратить деньги на получение некоего образования, которое он потом не будет использовать? Пять лет учиться, получить какой-то диплом и затем обнаружить, что полученный объем знаний вовсе не нужен для работы, которую вы будете выполнять. Что было бы вполне достаточно базового высшего образования. А если эту ненужную пятилетнюю учебу оплатило государство, то мы нерационально расходуем деньги налогоплательщиков. Поэтому государственное высшее образование нужно разделить на две части», — полагает первый заместитель Председателя Госдумы, член фракции «Единая Россия» Олег Морозов.
 
Как считают разработчики законопроекта, в поступлении в магистратуру заинтересованы лишь те, кто решил специализироваться на узких инженерных, управленческих или научных специальностях. А заинтересованы они должны быть очень сильно, тем более что министр образования и науки Андрей Фурсенко ранее подчеркивал: вероятнее всего, большая часть мест в магистратуре будет платной. Новая система присвоения ученых степеней должна повысить мобильность студентов, так как, получив образование первого уровня в одном вузе, они смогут продолжать обучение в другом по новой специальности, не дублирующей ту, которая была освоена в бакалавриате.
 
«Основная дискуссия по новеллам предложенного законопроекта может развернуться в связи с вопросами о сроках обучения на уровне бакалавриата, о возможности получения квалификации «специалист» после этого уровня, о перечне направлений подготовки высшего профобразования, по которым будут готовиться специалисты», — предполагает председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, «единоросс» Николай Булаев. «По действующему закону бакалавриат должен быть не менее четырех лет. Правительство предлагает опустить нижнюю планку выпуска бакалавров до трех лет. Предполагаю, что ответ на вопрос «зачем?» только один: экономия бюджетных денег. Причем это сопровождается разговорами о повышении качества образования. Как можно родить полноценного ребенка не за девять, а за шесть месяцев и при этом сделать его более здоровым, — тайна, покрытая мраком. Ответа на этот вопрос у меня нет, возможно, он есть у министра образования и науки, — говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, член фракции КП РФ Олег Смолин. — Есть документ о приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, по нему предполагается, что магистрами смогут стать процентов сорок бакалавров. Это опять же способствует снижению качества образования. Кроме того, если у нас появляются два уровня высшего образования, то отсрочка от армии распространяется только на один из этих уровней. Значит, вместе с дипломом бакалавра можно смело вручать выпускнику повестку в армию. Есть еще проблема: исследования рынка труда показывают, что бакалаврам значительно труднее устроиться на работу, чем специалистам. Различные опросы работодателей показывают, что те разделились на два лагеря. Одни считают — «бакалавр — это непонятно кто, он не нужен», другие — «это оптимальный вариант, поскольку человека с хорошим базовым образованием легче доучить «под себя», чем переучивать».
 
Но хотя в России сейчас тоже бурно развивается внутрифирменная подготовка, используются различные тренинговые программы, во втором лагере работодателей пока еще меньшинство. Пример подает само государство. «Многие серьезные работодатели, например представители оборонной промышленности, Министерства иностранных дел, уже заявили, что не станут брать на службу бакалавров, потому что не уверены в качестве их подготовки», — говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, член фракции ЛДПР Алексей Чернышов. Между тем не стоит забывать, что дорогу двухступенчатой системе образования открыл принятый в 1996 году Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Но, как говорит его соавтор Олег Смолин, «мы считали и считаем, что вузовское сообщество и работодатели не глупее государственных чиновников и депутатов. Поэтому нужно оставлять широкую степень свободы, а не принудительно насаждать бакалавриат, как кукурузу, от Тихого океана до Атлантического». На заседании в Сибирском федеральном университете Председатель Госдумы Борис Грызлов заявил: «Переход на двухуровневую систему обучения важен. Решение принято». Но каким будет законопроект? Время поработать над ним еще есть. Госдума планирует рассмотреть законопроект в первом чтении в середине мая, а окончательно принять — не позднее июля. 5 июня на Охотном Ряду пройдет «круглый стол», на котором инициативу обсудят с приглашением образовательного сообщества. В случае одобрения закона Президентом он вступит в силу уже 1 сентября 2007 года.
 
********************************
 
В Ульяновске начали бороться с наркоманией с помощью школьных диктантов, сообщает газета «Новые Известия» от 16 апреля в заметке «Глаголом по шприцу». Теперь учителя зачитывают, а дети записывают не отрывки из Гоголя и Бунина, а тексты, изобилующие словами «передозировка», «шприц» и «доза». Диктант, посвященный опасностям наркозависимости, разработал и на правах эксперимента внедрил в школьную программу областной департамент образования. Местные чиновники убеждены, что предостеречь от пагубного пристрастия подростков может только великий и могучий русский язык. Хотя о практических результатах ноу-хау говорить пока рано, учителя и наркополицейские Ульяновска готовятся поделиться передовым опытом со всей Россией.

Передозировка, наркоман, физическая зависимость – эти термины отныне знакомы каждому продвинутому ульяновскому школьнику. Правда, подростков волнуют не столько лексические значения этих слов, сколько их написание. От этого теперь зависят оценки по русскому языку. «Антинаркотический диктант» уже успели написать старшеклассники нескольких городских школ, а вскоре необычный текст на знание русского языку сдадут все учащиеся Ульяновска. Некоторые шутят – можно ли, например, слово «передозировка» заменить жаргонным синонимом «передоз»? Большинство же школьников отнеслись к диктанту серьезно: говорят, что ничего нового из него не узнали, но орфографических ошибок наделали много. А ведь это уже не шутки. Двоечникам «светит» пересдача и неприятный разговор с директором. Все недоросли окажутся в зоне особого внимания.

Ульяновские чиновники от образования гордятся собственным ноу-хау. «Убиваем сразу двух зайцев – устроили профилактику наркотической зависимости, а заодно проверяем грамотность детей, – пояснили в региональном департаменте образования. – С помощью диктантов подростки гораздо лучше поймут последствия употребления наркотиков. Кроме того, у детей сформируется определенное мнение, что наркотики – это зло». Школьные учителя ничего против инициативы чиновников не имеют. Соглашаются с тем, что наркомания действительно принимает массовый характер. «Кто знает, может быть, если постоянно капать детям на мозги, то от этого действительно будет толк, – говорит педагог Людмила Кулакова. – Когда человек записывает информацию, он ее гораздо лучше запоминает. Тема диктанта нас не смутила – это просто взгляд на проблему». Родители школьников тоже не против чиновничьей инициативы. Опасаются только того, чтобы дети не нахватались лишней информации. В департаменте образования отвечают – текст диктанта составлен специалистами, поэтому ничего дурного в голову подросткам не вложат.

Но лучше всех инициативу встретили местные наркополицейские. Они поспешили заявить, что в борьбе с наркоманией все средства хороши, и попросили учителей зафиксировать на школьной доске телефон доверия Госнаркоконтроля. Чиновники и педагоги тем временем готовятся поделиться своим опытом со всей Россией. Они уверены, что коллеги с энтузиазмом подхватят их инициативу.

 
*******************************
 
Шпаргалка — носитель информации, используемый на экзаменах, тестах, контрольных работах и других проверках знаний с целью подсмотреть или списать то, что испытуемый должен был выучить. Использование шпаргалок запрещено официально и критикуется с точки зрения моральных и этических норм. При обнаружении учащийся, как правило, выгоняется с экзамена с неудовлетворительной оценкой. Строгость наказания различается в разных учебных учреждениях, часто зависит от традиций страны. Об истории и современных реалиях шпаргалки – газета «Вечерний Новосибирск» от 14 апреля в материале «Новый «хит» от креативных студентов: загляни в «трубу» и получи «отлично».
 
Происхождение слова «шпаргалка» связано со школьным жаргоном: шпаргалы во множественном числе — «ненужные вещи, старье». В словаре М. Фасмера указывается его родство с шутливым украинским словом шпаргал — «старая исписанная бумажка». Через польск. szpargal «старая исписанная бумажка» (известно с XVII в.), возможно, от латинского слова sparganum «пеленка». Между прочим, по некоторым данным, шпаргалку изобрели вовсе не гораздые на проделки студенты-школяры, а король Франции Карл Великий. Мол, запомнить, как пишутся все его регалии, монарху было не под силу, вот и изготовили придворные печатники образец, с которого Карл тщательно срисовывал свои вензеля в важные документы.
 
Но студенческая братия в этом деле поднаторела намного солиднее. От чернильных формул на ладошках или коленках, самописных и печатных «листовок» в носках и рукавах студенты пришли к более изощренным способам списывания. Новосибирские старшекурсники технического вуза, например, уже используют (и советуют другим) современные технологии для более комфортной сдачи экзаменов и зачетов. Для этого они придумали программу, которая автоматически создает электронные шпаргалки. И подглядывать в них можно практически с любого мобильного телефона, которому доступен Интернет.
По понятным причинам имен этих умников (последнее слово — без кавычек и без какой-либо иронии) раскрывать не будем, потому как портить отношения со своими любимыми преподавателями не входит в их планы, к тому же диплом не за горами.
 
Молодые программисты, недолго думая, решили создать собственные ресурсы по нужным предметам. Для этого с помощью специальной программы они оперативно преобразовали в обычные интернетовские страницы в текстовом варианте нужные учебные материалы, методички, билеты. Формулы, рисунки, таблички и т.д., естественно, тоже перегоняеюся автоматически. Всё это и плюс удобная навигация позволяют легко загружать страницы с мобильного телефона, а пользоваться мобильной шпаргалкой можно бесплатно. И ни тебе самописных шпор, ни учебников. Так или почти так в 2005 году, как раз накануне сложной летней сессии, появился Mobexz — мобильный экзамен. Последняя буква в названии, по словам разработчиков, возникла случайно. Все от незнания ребятами английского языка в то время, когда создавалась программа. Аналога такой виртуальной шпаргалки, по словам разработчиков, в России нет. Во всяком случае, не встречали. Видимо, пока это чистой воды ноу-хау новосибирских студентов. Про то, пользуются ли другие вузы их изобретением, неизвестно. Гуманитарии тоже не используют программу, хотя и по их предметам легко сделать такую шпаргалку. Например, всего за день можно скинуть какую-нибудь методичку страниц на сто-двести и выложить на бесплатный сервер. А пользоваться программой могут даже «чайники», имеющие самый дешевый мобильник, который удерживает «Яву».
 
Первый вариант был, конечно, попроще. Сейчас — более мощная навигация и более удобные сайты, поэтому нужные материалы открываются быстро. Изначально проект разрабатывался только для студентов факультета прикладной математики. А потом уже и остальные студенты стали это дело использовать в качестве шпаргалки к экзаменам. Ведь нередко бывает: нужно сдать экзамен, а впереди только одна ночь, и полного конспекта лекций под рукой нет. «Вот, значит, бегают студенты и спрашивают: «А нет ли у вас того-то и того-то», — рассказывает один из главных разработчиков, назовем его Кирилл. — А ты ему и говоришь: «Все просто: открывай, смотри, готовься». И заметьте, мы им не советовали откровенно списывать: они сами додумались. Пока студенты второго, третьего, четвертого курсов пользуются «шпорами» по темам: «Методы оптимизации», «Теория игр», «Уравнения математической физики», «Операционные системы и сетевые технологии» и т. д.»
 
Вряд ли слухи о чудо-шпаргалке неведомы преподавателям, но пока они не ловили и не выгоняли с «неудом» таких «мобильных экзаменующихся». Проверено не один раз. Хорошо, что в университетах не запрещают пользоваться мобильными телефонами. Правда, одна девушка чуть не «спалилась». С видом «типа я считаю на калькуляторе» поставила страницу в режим медленного просмотра — и тут тебе преподаватель на горизонте. Хорошо, что экран у телефончика быстро погас. Успела. Читать конспекты и лекции в мобильнике действительно очень удобно — видела своими глазами. Сжатый текст и важные формулы — буквально на ладони. Картинки тоже хорошо видны — погружаются полностью. Разработчики мобильного проекта называют его не шпаргалкой (обидно звучит, говорят), а «скорой помощью» в подготовке к экзамену: так оно вернее будет.
 
«Это больше мини-пособие для студентов или материалы в оперативном доступе, чем шпаргалка, — убежден Кирилл. — А кто и как будет это использовать — на усмотрение. Кто-то просто прочитает, а кто-то спишет, но последним вряд ли это поможет: уж очень темы сложные. Утонуть при расспросах преподавателя можно будет легко. Так что это шпаргалки только для отличников или для очень умных, сообразительных, но не особо трудолюбивых студентов». «Мы не умнее преподавателей, мы просто сделали более удобным процесс сдачи и подготовки экзаменов, — самокритично подытоживает Кирилл. — Но предела совершенству нет, так что планируем сделать что-то более новое и интересное, но уже по другим, соответственно, предметам».
 
В сессию мобильная помощь действительно идет на ура. Для старшекурсников такие «подглядки» уже неактуальны (хотя и заглядывают, чтобы освежить память). А для студентов младших курсов она — находка! И все-таки какой бы современной и удобной ни была мобильная «скорая помощь», а лучшая шпаргалка — собственная голова. Это тоже проверено.
 
Примитивными шпорами народ сейчас не особо пользуется. Самое простое и стандартное — отпечатать и положить в карман… Но дедовский способ написания шпаргалок уже не помогает, а преподаватели даже оскорбляются, уличая студента на подобных уловках. Это даже им неинтересно. В НГТУ сейчас активно «рекламируется» такая вещь, как шпаргалка — микронаушники «для шпионов». Один слушает и пишет, а другой стоит за дверью и диктует. В общем-то, это еще в середине 60-х прошлого века было опробовано: вспомните бессмертную «Операцию Ы». Но самое поразительное — эта технология продается! Рекламные стикеры развешивают прямо в вузовских корпусах и общежитиях. Их можно узнать по значку гарнитуры и приписанному рядом телефону. Современные смартфоны и карманные компьютеры в качестве экзаменационного пособия тоже используются…. То ли еще будет.
 
В Новосибирском госуниверситете преподаватели столкнулись с откровенно шпаргальной возможностью мобильного телефона. В местных СМИ сообщалось, что на одной из контрольных работ по органической химии среди второкурсников не самая, мягко говоря, усидчивая студентка справилась с заданием чуть ли не на высший балл. Уверенные в том, что списать студентка не могла, преподаватели заподозрили ее в использовании MMS-шпаргалки. Действительно, с помощью мультимедийных сообщений можно пересылать и текст, и картинки со схемами, и сложные формулы. Проверили на себе и убедились в потрясающей производительности сотовой связи: для переправки фрагмента текста (схемы синтеза в виде структурных формул) требуется всего лишь троекратное нажатие одной кнопки сотового телефона. Первое включает камеру, второе создает изображение, третье отправляет его на указанный заранее адрес со скоростью до 10–15 картинок в минуту. Достаточно лишь иметь телефон с фотокамерой и подключить услугу GPRS. Последняя модернизация MMS-шпаргалок: в виде MMS высылается сканированная страница с решениями, что позволяет значительно повысить качество изображения. По слухам, в НГУ готовы применить технику, которая позволяет подавлять мобильный сигнал в радиусе 300 метров от корпусов. На вступительных экзаменах ее уже задействуют, но есть две проблемы: во-первых, дорого, а во-вторых, требуется множество согласований, поскольку оставить без связи достаточно обширную территорию невозможно.
 
***************************
 
Раннее развитие вошло в моду. Ребенок, который к моменту поступления в школу не умеет читать, считается чуть ли не педагогически запущенным. И современные продвинутые родители стараются всеми силами пристроить ребенка в элитный детский сад, чтобы там с ним занимались по методикам «раннего развития», заработать на няню или, в крайнем случае, вооружить методичкой бабушку — пусть готовит вундеркинда! И все эти усилия направлены только на то, чтобы ребенок к трем годам уже научился читать и считать! Да только нужно ли это? О проблеме – газета «Аргументы и Факты. Долгожитель» от 13 апреля в статье под названием «Вундеркинд. А кому он нужен?»
 
Конечно, это очень удобно, когда трехлетний кроха не ходит за вами целый день, плавно превращая все свои книжки в мусор, а тихонечко сидит в укромном уголке и читает. Только эта идиллическая картинка нежизнеспособна. Во-первых, потому что столь рано обучившееся чадо тут же зачисляется родителями в разряд вундеркиндов и они продолжают напихивать ребенка информацией с утроенной энергией, а во-вторых, потому что при таком подходе происходит подмена понятий «развитие» и «образование». Для ребенка в этом возрасте гораздо важнее узнать, что собака лает, грызет кости, может укусить, имеет четыре ноги и вся покрыта шерстью, чем уметь прочитать по буквам слово «собака». Нельзя забывать, что ребенку в первые годы жизни важно не столько научиться читать и считать, сколько получить правильное представление о мире и о своем месте в нем.
 
Вся наука педагогика основана на понятии «возрастная норма», позаимствованном из области медицины и физиологии. Считается, что человек во столько-то лет научается говорить, во столько-то лет становится готов к школе, а во столько-то ему можно доверить вождение автомобиля. Такой подход нельзя назвать абсолютно верным, но все же он достаточно обоснован. Ребенок в течение первого года жизни должен научиться очень многому: нужно установить связи с окружающими (родителями, братьями и сестрами, няней и т. д.), обрести доверие («Когда у меня неприятности, я могу быть уверен в том, что родители мне помогут») и усвоить концепцию неизменности предметов («Когда мама прячется за креслом, она все равно находится там, хотя я ее не вижу»). Ему также необходимо научиться пользоваться своим телом (садиться, стоять, ходить), руками (брать и бросать, а также манипулировать предметами) и мозгом (решать проблемы типа: как-мне-достать-с-полки-игрушку-если-я-до-нее-не-дотягиваюсь?), узнать значение сотен слов и освоить, как их произносить, используя сложное сочетание голосовых связок, губ и языка.
 
Эта программа значительно превосходит по объему тот материал, который предлагается к усвоению в первый год обучения в школе. Добавление еще одного «предмета» может вытеснить из «расписания» несколько крайне важных навыков основного развития. Хотя лишь немногие родители будут заставлять ребенка стоять до того, как он к этому готов, многие без колебаний торопят развитие мозга, например, понуждая свое чадо читать чуть не в колыбели. Почему? Может быть, потому, что значительно проще представить повреждение ног, которые слишком рано начали нести непосильную нагрузку, чем ущерб, нанесенный перегруженному мозгу. А может, потому, что в некоторых семьях гораздо больше внимания уделяется интеллектуальным достижениям ребенка, чем его физическому и эмоциональному развитию…
Никто не называет детей, владеющих двумя языками, вундеркиндами, если они живут с рождения в семьях, где родители говорят на двух языках. Причем такой двуязычный ребенок не путает слова, а говорит со взрослыми и сверстниками на том языке, на котором к нему обратились. Для него это естественно.
 
Раннее развитие выдергивает маленького человека из социальной ниши, предуготовленной ему традициями и законами. Что делать вундеркинду, которому по возрасту надлежит быть в первом классе, а по уровню знаний — в пятом? Бороться ли ему с зевотой в компании сверстников или пытаться утвердиться среди тех, кто на голову выше ростом? Или, не ходя в школу, продолжать учиться самостоятельно, чтобы к тому времени, когда ему принесут повестку в военкомат, освоить математику в объеме мехмата, а английский в объеме иняза?
 
Известно, что неталантливых детей не бывает, просто не всякий талант удается раскрыть. Часто одаренные люди с раннего возраста проявляют большие успехи в какой-либо деятельности. Если же ребенок не демонстрирует явных успехов на каком-либо поприще, то это вовсе не означает, что «на нем природа отдохнула». Существуют некоторые признаки, сигнализирующие об одаренности ребенка. Прежде всего это любознательность во всех ее проявлениях. Способные дети сопереживают чужим проблемам: эмоционально подключаются к судьбам героев услышанных сказок. Они расположены к самостоятельному мышлению, проявляют оригинальность и фантазию. Одаренные дети могут проводить долгое время в одиночестве, трудясь над своими проектами, в то время как установки взрослых им надоедают и раздражают.
Если ваш ребенок проявляет интерес к словам, буквам или цифрам, всеми средствами старайтесь его поощрять, но не отменяйте поход на игровую площадку для того, чтобы посвятить все время занятию. Обучение независимо от того, чему вы учите ребенка — бросать мячик или узнавать буквы, — должно доставлять ему удовольствие.
 
Дети приобретают уверенность, узнавая то, что важно для них самих, а не для родителей. Если у ребенка появится ощущение, что занятия, которые предлагают родители, важнее того, чем он хотел бы заняться сам, это способно нанести серьезный удар по его чувству собственного достоинства. То же самое может произойти, если ребенок начнет думать (не важно, есть ли на это основания), что ему не по силам оправдать надежды, возлагаемые на него родителями. В конечном итоге, если ребенок научится себя любить и уважать, это даст ему значительно больше, чем умение читать или играть на пианино, приобретенное в раннем детстве.