ОБЗОР ПРЕССЫ № 402

25 марта 2011
Вместо сессии – кредиты
 
Скоро для большинства студентов уйдут в небытие предсессионные зубрежки по ночам и та особая атмосфера, которая витала во время экзаменов по общежитским коридорам и библиотечным залам. После повсеместного введения модульно-рейтинговой системы в вузах сессию сдавать придется только наименее успевающим. Газета «Московский Комсомолец» от 21 марта в статье «Кредит на сессию» сравнила традиционные и новые экзамены и выяснила, с какими трудностями столкнутся учащиеся вузов.
 
МРС предусматривает проведение нескольких контрольных точек в каждом семестре. Дисциплины разбиваются на смысловые блоки – модули. Как только очередной модуль пройден, студентам предстоит проверка знаний, за которую они получают баллы. Или, как их еще называют, кредиты (отсюда другое название системы, «кредитная») – абстрактные единицы оценки. Из баллов складывается рейтинг учащегося. Если рейтинг студента зашкаливает, он может практически не беспокоиться о сессии. Оценка выставляется автоматически, не надо даже приходить на экзамен, достаточно просто передать зачетку. С одной стороны, это очень упрощает жизнь учащимся. Но с другой – этот же рейтинг способен сыграть дурную шутку. Именно от него зависят две самые важные для студента вещи – стипендия и отчисление. Фактически сессия может быть сдана на «отлично». Но если рейтинг не дотягивает до нужной планки, соответствующей стипендии у студента не будет. Так же и с отчислением. Даже если отметки более-менее удовлетворительные, учащегося могут отчислить из-за низкого рейтинга. Кроме того, нет единой системы критериев модульно-рейтинговой системы. Сколько баллов ставить и за что начислять – остается на совести преподавателей. Так что сложно пока говорить об объективности. Если раньше студент мог пострадать от личной неприязни только два раза в год, то с введением новой системы количество проблемных моментов увеличится. Но опять же гораздо проще сдать пройденный материал сразу, чем учить все в последнюю ночь перед экзаменом.
 
Сейчас в Москве есть несколько вузов, где МРС стала практикой. В каждом из них система трактуется несколько по-разному. «У нас уже несколько лет функционирует балльно-рейтинговая система, – сообщил начальник управления качества образования РГГУ Анатолий Корчинский. – Итоговая оценка за семестр состоит из баллов, набранных студентом в течение всего семестра, и за итоговую аттестацию, которая не обязательно сводится к традиционному устному зачету или экзамену. Такая система позволила отказаться от академической сессии как таковой. Переход на новую систему подразумевает пересмотр и обновление всей прежней системы оценивания подготовки студента. Новые технологии не так легко вводятся в практику. Каждый преподаватель должен не просто взять на вооружение готовую схему извне, но перестроить свой курс так, чтобы новые принципы стали ему внутренне присущими. На это требуется много времени и труда. В этом основная проблема, ведь нужно очень быстро реагировать на запросы современности».
 
По идее, рейтинг студента должен отражать не только знания и посещаемость, но и активность. Если учащийся занят в общественной деятельности вуза, это зачтется ему в прямом смысле слова. Но общих правил вычисления пока нет. Каждый вуз сам определяет формулу расчета рейтинга. «Сейчас в университете идет работа по введению системы учета общего рейтинга образовательных достижений студента, – говорит Анатолий Корчинский. – Эти данные будут служить основанием для поощрений успевающих студентов. Кредитно-модульная система позволит учитывать не только уровень освоения учебного материала, но и затраченные усилия студента – трудоемкость учебной работы».
 
Формулы не самые простые. Для того чтобы вычислить рейтинг точно, необходим полный переход на электронную систему. Но общих расчетных программ опять же пока нет. В результате студенты будут знать свой конечный рейтинг, но не смогут отследить сам процесс подсчета. Поэтому еще один плюс МРС – открытость – ставится под сомнение. Ну и, в конце концов, многочисленные контрольные точки – просто золотая жила для взяточников. Оплатить экзаменационную оценку уже не получится, так как она целиком зависит от рейтинга. Но вот спонсировать баллы частых контрольных точек – это совсем другое дело. Регулярные, но сравнительно небольшие суммы отдавать значительно проще, это знает любой, кто хоть раз брал кредит в банке. Но и общая, итоговая сумма взяток выше. Так что второе название этой системы – кредитная – может оказаться пикантной двусмысленностью.
 
Напомнили о студентах
 
Студенты – одна из самых социально незащищенных групп населения. Рост стипендий не успевает за инфляцией, студенты испытывают сложности с трудоустройством, им не хватает мест в общежитиях. А ведь от их успешного обучения зависит будущее страны. Как повысить уровень социальной защищенности студенчества? Это обсуждали участники «круглого стола», состоявшегося в Государственной Думе. Рассказывает «Парламентская газета» от 18 марта в статье «О бедных студентах замолвили слово».
 
«Во все времена студенчество было лучшей и авангардной частью нашей молодежи, – отметил, открывая дискуссию, председатель Комитета Государственной Думы по образованию Григорий Балыхин. – Студенты сегодня – это молодежь, которая в ближайшем будущем займет места в различных отраслях экономики, в науке, образовании, здравоохранении». По словам депутата, основным направлением современной образовательной политики является обновление всех звеньев профессионального образования. При этом модернизацию системы следует проводить, сохраняя лучшие традиции отечественного образования. Первый вариант законопроекта «Об образовании» не содержал тех норм социальной поддержки студенчества, которые присутствуют в действующем образовательном законодательстве. Не было упоминания о стипендиях, о материальной помощи студентам разных категорий.
 
Низкие стипендии – самая насущная проблема. Председатель экспертного совета по вопросам студенчества при Комитете Государственной Думы по образованию Эдуард Темнов отметил, что за последние пять лет размер стипендии менялся пять раз, тогда как МРОТ проиндексировали семь раз. В итоге выплаты студентам гораздо меньше минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. Даже «президентская» стипендия составляет всего 2500 рублей, а почетные «именные» стипендии – около 1000 рублей. Чиновники, подчеркивая, что стипендия – это всего лишь социальная помощь студенту, предлагают молодежи работать параллельно с обучением. «Мы должны проводить мероприятия по повышению доходов студентов, – отметил заместитель директора Департамента профессионального образования Минобрнауки Николай Михайлов. – Наша задача – обеспечить для них создание рабочих мест». Приемлемый выход – работа в хозяйственных обществах при вузах, таковых уже около 800. Впрочем, уровень зарплат в них не слишком привлекает молодежь.
 
Острым остается и жилищный вопрос. По словам Эдуарда Темнова, чтобы решить хотя бы часть проблем с оплатой, ремонтом, содержанием общежитий, надо формировать отдельную правовую базу по ним. Требуется строить больше общежитий – в 2010 году возведено всего семь зданий. По итогам обсуждения правительству рекомендовано рассмотреть вопрос о разработке федеральной целевой программы развития материально-технической базы студенческих общежитий. Минобрнауки предложено в новом законе об образовании предусмотреть единые подходы к реализации права обучающихся на переход с коммерческой формы обучения на бюджетную, создание центров здоровья в образовательных учреждениях.
 
 
Мнения о новой школе
 
Основной помощник мам и пап в деле обучения и воспитания – школа. Какой она должна быть в XXI веке? В президентской инициативе «Наша новая школа» это четко прописано. Главная задача новой школы – индивидуальный подход, внимание к талантливым детям, активное использование новых информационных технологий. Один из наиболее перспективных инновационных методов обучения здесь – зачетно-модульная система обучения. Привычные для традиционной школы «протяженные» учебные курсы – в прошлом. Появляются так называемые «модули». Учащийся может сам выбрать наиболее подходящий путь, так скажем, организации учебного процесса и уровень усвоения материала. Школа будущего – уже в настоящем, считает «Российская газета» и публикует 21 марта статью «Зачетный класс».
 
Согласно результатам исследования «Эффективность ИКТ в образовании», степень, в которой школьники владеют знаниями и навыками XXI века, на 90 процентов зависит от квалификации преподавателя и его умения пользоваться современными технологиями. Но между тем в ходе 72 процентов уроков в рамках того же исследования учителя продемонстрировали лишь базовое владение мультимедийным инструментарием. Ситуация начнет меняться, когда учителя, школьники и их родители увидят, как использование технологий помогает повышению образовательных результатов.
 
Любовь Глебова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: «Если раньше самым важным делом школы было вложить в ученика как можно больше знаний и воспитать гражданина своей страны, то теперь главный «предмет» образования – становление критически мыслящей, социально ответственной гражданской личности, человека, способного и готового к саморазвитию и самообразованию в течение всей жизни. Необходимо развивать творческую среду для выявления талантливых ребят в каждой общеобразовательной школе, развивать и поддерживать в них инициативность, креативность, компетентность. Этим сегодня, на мой взгляд, и определяется успешность ученика. Но для того, чтобы воспитать и подготовить такую личность, необходим наставник, учитель, который всегда стремится к самосовершенствованию. Один из стимулов повышения или подтверждения квалификации педагога, ее соответствия задачам, стоящим сегодня перед школой, – аттестация педагогических кадров. Однако здесь мы сейчас наблюдаем множество проблем. Нет разнообразия форм, но есть низкое качество образовательных программ: лекционные и практические занятия не системны, не всегда логически связаны между собой, большая часть методической литературы и ее технологического сопровождения устарела.
 
В настоящее время также трудно переоценить значимость современных информационных технологий в образовании. Например, в январе-феврале 2011 года во многих регионах России были отменены занятия в школах из-за эпидемии гриппа. Применение в этих условиях, например, дистанционных технологий позволило бы сохранить непрерывность учебного процесса. Огромную важность информационные образовательные технологии представляют при обучении инвалидов, а также одаренных детей, нуждающихся в индивидуальном подходе».
 
Алексей Семенов, ректор Московского института открытого образования: «Большинство идей, лозунгов и принципов современной педагогики очень стары: способности мозга ребенка к учению не изменились за последние столетия. Все слышали, что индивидуализация в школе – это хорошо. По популярной теории Гарднера существует примерно семь разных видов «интеллекта», то есть способностей к восприятию и пониманию мира и действию в нем. Индивидуализацию во многом дает дополнительное образование, о котором глава московского департамента образования Исаак Калина сказал: «…образование, дополняющее то, чего не смогло сделать основное», и школы «с углубленным изучением». Провозглашен принцип профилизации старшей школы: учащийся в 10-11 классах одни предметы изучает на базовом уровне, а другие – на профильном. Идет расширение индивидуального планирования и экстернатной формы обучения, при которых все или некоторые предметы изучаются учеником самостоятельно. Где-то реализована модель Международного бакалавриата, предполагающая выбор учащимся предметов в каждой из шести образовательных областей».
 
Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования: «Инициатива «Наша новая школа» связана с изменением ценности образования в нашей культуре. Одна из важнейших ее задач – переход от так называемого «школоцентризма», когда главенствует просто передача знаний, а не умения и навыки, к тому, что я называю «детоцентризмом». Когда в центре любых программ стоит развитие личности ребенка. В традиционной логике, идущей от замечательных времен Яна Амоса Коменского, главной задачей было создание школы как фабрики для производства «среднего ученика». Раньше в учебниках были задачи, в которых все дано. Сегодня у нас появилась школа «неопределенности». Ребенок сталкивается с такими задачами, которые решительно отличаются от традиционных задач школьных учебников. Вот вам пример: абитуриенты сдают экзамен по математике в один из ведущих вузов страны. И ни один не справляется с определенным заданием. Почему? Оказалось: банальность. Экзаменаторы пропустили при составлении одно условие, и задача не имела решения. Казалось бы, тот абитуриент, который претендует на поступление, напишет: «в данной задаче не хватает такого-то условия, и именно поэтому она не имеет решения». Это был бы успешный показ знаний. Но наши выпускники к такому не готовы. А ведь в жизненных задачах всегда есть нехватка, дефицит условий. И именно такие задачи приходится решать в нашем информационном веке.
 
Хотя наиболее точное название нашей эпохи – не просто информационный век, не просто постиндустриальный, а сетевое столетие. И в таком столетии ребенок погружен в океан стремительно развивающихся ситуаций. Интернет выступает здесь как своего рода уникальный синхрофазотрон, ускоритель любых процессов. Готовить человека к набору стандартных ситуаций необходимо, но это лишь одна из тысячи задач. Новая школа становится школой, в которой моделируются неопределенные ситуации, и именно школа должна выступить как институт, готовящий ребенка к достижению личностного и профессионального успеха.
 
Прежде в школе вставал вопрос доступных знаний для ученика. Но на периферии оказывался не менее важный момент – доступность знаний для учителя. Информационные технологии для педагога – окно в мир информации. И он как никогда по-другому может увидеть и понять наиболее современные методики. Его уже нельзя привязать, как крепостного крестьянина, к единой системе повышения квалификации в одном городе или регионе. Он сам может выбрать то, что ему нужно. Для этого достаточно посмотреть набор уникальных предложений, которые дает Интернет. Мы переходим от парадигмы унитарного, строевого образования к развивающему образованию, в котором возможны варианты программ и индивидуальные траектории развития личности. Найти такие варианты, «достать» каждого ученика, подобрать для него программу, которая соответствует способностям и интересам, – в этом помогают информационные технологии, которые вовсе не враг индивидуализации обучения, как хотят показать некоторые, а ее преданный друг».
 
Отчет Минобразования
 
В Министерстве образования и науки РФ состоялась итоговая коллегия. Министерство отчиталось за свою работу за год (и за прошедшее десятилетие) и наметило цели на ближайшие годы. Подробности – в статье «Министерство отчиталось. Забудьте», опубликованной в «Независимой газете» от 22 марта.
 
 «Задачи Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в принципе решены, – сказал на коллегии вице-премьер Сергей Иванов, – пора переходить от модернизации к инновационному развитию». Вице-премьер похвалил Министерство образования и науки за налаживание диалога с населением. Напомнил о постоянно увеличивающемся бюджете образования и удивился, что с трудом выбитые на образование средства к концу года оказываются иногда неосвоенными. И призвал министерство к расширению взаимодействия с гражданским обществом и реальными секторами экономики. Судя по докладу министра образования и науки Андрея Фурсенко, в истекшем 2010 году удалось сделать многое. Опять была реорганизована структура министерства для выполнения больших задач. «При этом упразднение Федерального агентства по образованию, Федерального агентства по науке и инновациям, обновление состава аппарата почти на 50% и почти полная замена верхушки министерства проходили при интенсивной работе», – заметил министр.
 
Год учителя, по мнению министерства, оказался не просто декларацией, а заставил всех сосредоточиться на нерешенных проблемах в системе образования в целом. В 2010 году заработали новые образовательные стандарты для начальной школы. Обучение по ним начали около 200 тыс. первоклассников (около 15% от их общего количества). Продолжилась реализация приоритетного национального проекта «Образование», благодаря которому была сформирована конкурентная среда, определены группы лидеров для распространения практики модернизации во всей системе образования страны. С целью повышения статуса неуниверситетского образования в 2010 году стартовал эксперимент по созданию прикладного бакалавриата. Сегодня он в рамках инженерного образования ведется в 26 учреждениях СПО и 11 вузах.
 
Разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением решили сократить, приняв закон «Об образовании». «Образовательная практика последних лет кардинально изменилась и потребовала нового законодательного оформления, – прозвучало в докладе министра. – Пора законодательно закрепить прикладной бакалавриат, кредитно-модульную систему, сетевые формы получения образования, возможность вузам в полной мере заниматься научной деятельностью».
В 2010 году окончательно оформились ведущие университеты. Сегодня это уже 29 национальных исследовательских университетов, восемь федеральных университетов и вузы с особым статусом – МГУ имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский госуниверситет.
 
Таковы, собственно, основные достижения министерства в области образования. И в принципе это действительно успех... Потому что провести все эти модернизационные мероприятия через мощное сопротивление неорганизованных народных масс – большая работа. Итак, в Год учителя министерство «реорганизовало» учительские зарплаты. На учительских форумах все еще недоумевают: кто получил те мифические зарплаты, о которых так много сегодня говорят? Приоритетный проект «Образование» коснулся части людей, другая «нелидерская» часть о нем только слышит. Чтобы слово «бакалавриат» не очень раздражало людей и не вносило в их головы путаницы, его сегодня употребляют вкупе с термином «прикладной». Поэтому деятели искусств приняли бакалавриат «за свой» и написали письмо в Правительство РФ с просьбой отменить нововведения Минобраза. А заодно попросились обратно в Министерство культуры. Еще больше неразберихи со стандартами средней школы и законом «Об образовании». Обсуждали всем миром, сейчас оба документа на очередной доводке. А стандарты начальной школы хотя и приняли, да только и там все непонятно. Теперь пошли разговоры, что «зря приняли, потому что они еще хуже, чем стандарт старшей школы». В общем, если модернизация и удалась, то это пока, видимо, не всем удалось еще почувствовать.
 
А что с «инновационным» путем развития? Пути эти тоже пока неисповедимы. Судя по образным выступлениям, прозвучавшим на коллегии, они в области «вечного учения». Смысл такой, что учимся всю жизнь. И сначала – коротко. «В условиях, когда горизонт экономического прогнозирования не превышает, как правило, трех лет, сегодняшняя система высшего образования нуждается в скорейшей реорганизации. Уровневая подготовка в большей степени соответствует быстроменяющейся экономике будущего, в то же время делает российское образование более привлекательным для иностранных студентов. При этом мы не должны отказываться от фундаментальных основ российского образования», – сказал Андрей Фурсенко.
 
Зарплата учителей станет больше?
 
С 1 июня зарплаты школьных педагогов будут проиндексированы на 6,5 процента. Об этом на итоговой коллегии Минобрнауки сообщил вице-премьер Сергей Иванов. Однако, по его словам, этих мер недостаточно. Подробности – в заметке «Кошельки учителей станут толще», опубликованной в газете «Комсомольская Правда» от 19 марта.
 
«Положение с зарплатами в системе образования далеко не радужное, – признал Иванов. – По данным Росстата, среднемесячная начисленная заработная плата работников образования учреждений общего образования во всех регионах России существенно ниже этого же показателя по экономике». Индексация в июне – не панацея, уверен Иванов. И Минобрнауки, несмотря на то, что вопросы зарплаты учителей относятся к компетенции региональных властей, не должно оставаться в стороне. Иванов попросил министра образования взять ситуацию с заработной платой под личный контроль и вести постоянный мониторинг. «Правительство РФ приложит все силы, чтобы более существенно увеличить эти зарплаты», – заключил Иванов.
 
В свою очередь министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отметил, что за годы внедрения новых финансовых механизмов удалось изменить ситуацию с заработной платой учителей в лучшую сторону. «Зарплата качественно работающих учителей во многих регионах сравнялась со средней по экономике, а в некоторых субъектах Федерации и превысила ее», – сообщил министр. «Однако истекший год показал, что зарплата учителей снова начинает отставать», – вынужден был признать Фурсенко.
 
Анализ показывает, что ситуация более благоприятна в тех регионах, которые перешли на новую систему оплаты труда. Почему это происходит? Ресурс системы, и кадровый, и финансовый, используется более эффективно. Чем качественнее ты работаешь, тем выше зарплату получаешь. Чем больше в школе качественно работающих и успешных учителей, тем больше учеников в нее стремится, тем выше объем субсидии для школы. Очевидно, что качество образования и результаты тесно увязаны с объемами финансирования, считает глава Минобрнауки. Но для того, чтобы эта схема работала, необходимо на уровне местной власти оказать помощь и поддержку школам. За январь-декабрь 2010 года средняя зарплата педагогов составила 13564 рубля. А средняя по экономике – 22684 рубля.