ОБЗОР ПРЕССЫ № 212

27 декабря 2006
В гимназии N 10 прошел семинар по теме «Анализ проблематики региональной системы образования», сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 19 декабря. Перед началом семинара состоялась пресс-конференция, на которой мнениями о проблемах в образовании поделились заместитель губернатора Новосибирской области Андрей Филичев, руководитель департамента образования Владимир Иванов, а также Александр Адамский — президент института проблем образовательной политики «Эврика».
 
«Суть семинара в повышении качества образования, — рассказал Александр Адамский, — планируется новая система оплаты труда учителей. Если раньше педагогам платили за часы, то теперь будет плата за результат. Наш девиз — «Деньги в обмен на обязательство». Существует, правда, риск — дифференциация оплаты труда. Примерно 30–40% учителей могут не дождаться надбавки только потому, что у них ниже квалификация и меньше опыта. Получится сильный разрыв в уровне зарплаты. У кого-то она повысится, у кого-то останется прежней. Это нас пугает, так как учительская среда довольно консервативна, и явной конкуренции в ней не избежать».
 
«Прежде некоторые учителя получали зарплату даже ниже прожиточного минимума, — добавил Владимир Иванов. — Теперь же зарплата будет повышена процентов на 60. Мы ищем подходы к новым способам оплаты труда. Будем повышать квалификацию учителей, обдумывать критерии деятельности педагогов нашей области. Бюджет 2007 года позволяет проводить эту национальную программу в Новосибирске, Бердске, Искитиме. В дальнейшем к проекту подключатся и другие города области».
 
После пресс-конференции к гостям и участникам семинара обратился губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский: «Обновление в образовании уже происходит, начинают совершенствоваться система, подход к образованию и оплате труда. Мы на правильном пути. Наша задача — взять в свои руки контроль над образованием, обеспечить целевой подход, четко решать каждую маленькую проблему по отдельности, а не рассуждать на тему одной глобальной. Задача учителей осталась прежней — воспитывать молодежь. Они должны привить нашим детям понимание личной ответственности перед семьей, школой, городом, Отечеством. Главная миссия человека — познание мира. Государство и общество должны помогать молодому поколению в этом нелегком деле».
 
************************************
 
На  «круглом столе», прошедшем в верхней палате российского парламента, обсуждались вопросы и проблемы реализации приоритетного национального проекта «Образование», сообщает «Парламентская газета» от 21 декабря. В выступлениях поднимались проблемы современного состояния и перспективы развития отечественного образования. Отмечалось, что динамичные изменения социально-экономических отношений в России требуют серьезной модернизации системы образования, адекватно отвечающей на вызовы времени и меняющиеся запросы общества.

Целью заседания, по мнению руководителя подкомитета по образованию, представителя в Совете Федерации от Московской городской Думы Зинаиды Драгункиной, является конструктивный разговор профессионалов-практиков по самым острым проблемам национального проекта. «Нам необходимо провести подробный серьезный мониторинг на местах, чтобы понять, с чем мы пойдем в 2007 год», — заметила сенатор. По ее словам, и законодателям, и преподавателям важно увидеть перспективу проекта «Образование». В дискуссии приняли участие представители Министерства образования и науки России, профсоюзов и субъектов Федерации.

По мнению участников «круглого стола», образование должно превратиться в гибкую саморазвивающуюся систему, способную существенно повысить качество жизни граждан нашей страны. При условии государственной поддержки этой системы всем ее звеньям — от дошкольных учреждений до вузовской науки — необходимо развиваться синхронно и сопоставимыми темпами. Как подчеркивали выступающие, проект призван придать новый импульс развитию системы образования. Он направлен на повышение уровня воспитательной работы в школах, поддержку и развитие лучших образцов отечественного образования, внедрение современных образовательных технологий, создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня, а также оснащение школ учебными пособиями и оборудованием.

На протяжении всего хода реализации приоритетного национального проекта «Образование» Комитет СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии проводил мониторинг, по результатам которого выявлен ряд проблем. Прежде всего проблемы нормативно-правового регулирования национального проекта. По ряду направлений на федеральном уровне документы принимались с нарушением сроков, что значительно затруднило разработку законодательной базы на местах. Есть определенная коллизия при перераспределении полномочий между Центром и регионами. Недостаточно проработана нормативно-правовая база отдельных положений нацпроекта. В частности, по информации субъектов Федерации проблемы возникали из-за слабого методического сопровождения проведения экспертизы конкурсных материалов, например в части определения направлений расходования средств федерального бюджета. Также проблемой при осуществлении выплат вознаграждения за классное руководство является отсутствие подробных инструкций Минобрнауки по начислению вознаграждения.

По мнению экспертов и выступающих, необходимо особо подчеркнуть, что в 2006 году в национальный проект не были включены важные моменты. Прежде всего поддержка учреждений дошкольного образования, а также начального и среднего профессионального образования. Нет в национальном проекте и мероприятий по финансированию и организации пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности учебных заведений, ремонтных работ и улучшению технического состояния зданий образовательных учреждений. Выступающие отметили позитивное влияние проекта на развитие системы образования. Так, по данным Рособразования, на 11 декабря 2006 года получены следующие результаты: вознаграждение за классное руководство выплачено 799 589 педагогическим работникам в сумме 7 млрд 685, 7 млн рублей; 17 вузов, внедряющих образовательные программы, получили 5 млрд рублей; на стимулирование 3 000 общеобразовательных учреждений в субъекты РФ перечислено 3 млрд рублей; на поощрение 10 тысяч лучших учителей перечислен 1 млрд рублей. Кроме того, заложены два национальных университета и две бизнес-школы. Планируется в ближайшее время открыть 25 центров профессиональной подготовки для военных. И это лишь немногие цифры из статистики по ходу реализации национального проекта «Образование».

Вместе с тем собравшиеся отмечали, что очень многое еще предстоит сделать, и высказали ряд рекомендаций в адрес Правительства РФ и Федерального Собрания. Так, Совету Федерации предложено продолжить мониторинг реализации национального проекта и рассмотреть возможность законодательного закрепления основных его направлений. Правительству РФ рекомендовано разработать и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов по более детальному разграничению полномочий между Российской Федерацией, субъектами и органами местного самоуправления в сфере образования, а также создать единую универсальную процедуру отчетности по реализации нацпроекта. Некоторые рекомендации касались конкретных категорий преподавателей и учебных заведений. Так, предложено расширить перечень педагогических работников, претендующих на получение грантов. Необходимо также разработать механизм поддержки дошкольных образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы воспитания и обучения.

 
**********************************
 
«Государственные» студенты скромнее в желаниях, но именно им отдают предпочтения работодатели – говорит «Независимая газета» от 22 декабря. Вузов сегодня так много, что количество мест в них превышает количество выпускников школ. При желании каждый родитель в состоянии осуществить свою мечту – дать ребенку высшее образование. Главный вопрос в этом случае всегда один: какой вуз выбрать – государственный или негосударственный? Специалисты агентства РейтОР решили помочь родителям и исследовали эту проблему. Выводы их оказались любопытными.
 
Как показали опросы работодателей Москвы, выпускники негосударственных вузов явно у бизнесменов не в почете. Более 60% работодателей предпочитают нанимать на работу выпускников государственных вузов. Есть две причины этого явления: опрашивали преимущественно представителей крупных предприятий (359 работодателей). Возможно, ситуация в малом и среднем бизнесе несколько иная. Так что здесь уместней говорить о стереотипе восприятия. Общественное сознание до сих пор склоняется в сторону государственных вузов. Между тем, считает Президент Ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов, все негосударственные учебные заведения нельзя сводить к единой группе. Есть в этой среде и свои лидеры, выпускники которых котируются на рынке труда гораздо выше, чем выпускники государственных вузов, но есть и вузы, которые не дают качественного образования.
 
Опросы студентов тоже дали любопытную картину. Оказалось, карьерные ожидания старшекурсников московских негосударственных образовательных учреждений явно выше ожиданий студентов государственных вузов. Около четверти старшекурсников негосударственных вузов заявили, что после полученного образования они смогут стать бизнесменами и будут владеть своим собственным делом. Еще около половины старшекурсников этих вузов уверены, что смогут стать топ-менеджерами.  Получается, что негосударственные вузы в большей степени ориентированы на выявление и развитие качеств деловых людей? Так ли это?
 
Руководители кадровых агентств далеки от эйфории. Они считают, что, даже принимая во внимание тот факт, что часть выпускников НОУ сможет попасть на высокие должностные позиции с помощью неформальных каналов (родителей, знакомых), ожидания значительной части представителей этой группы явно завышены. Что касается старшекурсников государственных вузов, то они в оценке своих способностей более скупы. Более 40% представителей этой группы видят себя после окончания вуза на должности специалиста. Еще треть думает, что сможет попасть в топ-менеджмент вскоре после получения диплома о высшем образовании. Около трети старшекурсников негосударственных вузов уверены, что смогут получать более 30 тыс. рублей сразу после окончания вуза. Среди старшекурсников государственных вузов этот процент значительно ниже. По оценкам же работодателей, только единицы молодых людей смогут сделать успешную стремительную карьеру вскоре после окончания вуза.
 
****************************
 
Почти 60% московских школьников пользуются Интернетом. Таковы результаты опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Экспертов эти данные не радуют. По их данным, виртуальные путешествия могут навредить здоровью и психике детей. Рассказывает газета «Новые Известия» от 26 декабря.

Активных пользователей Всемирной паутины много не только в Москве. О том, что их ребенок проводит время в Сети, сообщил каждый пятый россиянин. Эта доля существенно варьируется в зависимости от места жительства опрашиваемых – в Москве она составляет 59%, в мегаполисах и крупных городах – 28–29%, а в малых городах и селах – 10–16%. Интересно, что 12% опрошенных считают, что их дети используют Интернет исключительно для подготовки к урокам и выполнения самостоятельных работ; 9% признали, что в целях развлечения; 3% сказали, что для общения, а 2% – для подготовки к поступлению в вуз. Характерно, что практически никто не затруднился с ответом на этот вопрос и не сказал, что не знает, чем его ребенок занимается в Интернете.

Впрочем, эксперты убеждены: подростки занимаются в Сети чем угодно, только не учебой. Сомневаются эксперты и в том, что Всемирная паутина способна помочь школьникам в самообразовании и развитии. «Для учебы Интернет не дает ничего хорошего. Образовательных программ там нет, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Зато есть много уже выполненных заданий, готовых решений и шпаргалок. Это не помогает, а только мешает усвоению знаний». В Интернете слишком много соблазнов. В таких условиях ребенок вряд ли сможет сконцентрироваться на образовательных сайтах. Эксперты убеждены: дети все чаще заходят на эротические и националистические сайты. И помешать любознательности юных компьютерщиков просто невозможно. «Подростки тянутся ко всему пикантному, не понимая, что это может им навредить. В результате растет процент психически неуравновешенных людей», – убежден г-н Комков.

В США давно существуют служба «Интернет-нянь». Ее сотрудники следят за тем, чтобы ребенок, набрав в поисковики название сказки, случайно не получил ссылку на порно-сайт или страничку, посвященную жестокости. Во многих европейских странах специально для учеников создаются серверы, которые полностью заменяют библиотеки. В электронным виде там можно найти книги, архивы качественных газет, учебные пособия, материалы для самостоятельного музыкального и художественного образования. Во многих семьях родители настраивают компьютер таким образом, чтобы ребенок мог просматривать только этот сервер и не имел доступа к другим материалам в Паутине. В России о таких проектах остается только мечтать.