ОБЗОР ПРЕССЫ № 195

24 августа 2006
Школы Новосибирской области в основном готовы к началу нового учебного года, сообщает газета «Советская Сибирь» от 23 августа. Традиционный ежегодный съезд учителей области пройдет 28 — 29 августа. Краткую пресс-конференцию глава системы образования нашего региона Владимир Иванов  провел сразу же по окончании заседания президиума администрации области.
 
На заседании президиума под председательством губернатора Виктора Толоконского рассмотрено три вопроса: о подготовке учреждений образования области к новому учебному году, о ходе реализации приоритетного национального проекта развития агропромышленного комплекса в Краснозерском и Карасукском районах и об областной целевой программе развития сетей доступа к современным информационным услугам на территории области в 2007 — 2010 годах.
 
Идет комиссионная приемка школ к новому учебному году. Учебные заведения главным образом уже подготовлены. Лишь в некоторых ремонт еще продолжается: например, в 77-й школе, которая уже год на реконструкции. Капитальный ремонт проводился на 519-ти объектах. На это было запланировано потратить 430 миллионов рублей. Почти вся сумма уже освоена. Особое внимание обращено на совершенствование пожарной сигнализации. Каждый год укрепляется материально-техническая база школ, чему существенно способствует реализация национального проекта в образовательной сфере. Во-первых, это информатизация. Во-вторых, обеспечение общеобразовательных учреждений автобусами для подвоза детей. Оснащение осуществляется путем софинансирования с участием как федерального, так и областного бюджетов.
Сельские школы у нас в области стараются сохранить по максимуму. Часть школ пришлось подвергнуть реструктуризации: они остались как таковые, но подчинены более крупным школам, то есть не имеют юридического лица. И если есть хоть какие-то перспективы у села, школу там обязательно сохраняют. Ядром в таких случаях становится основная (девятилетняя) школа — именно туда аккумулируются средства на ремонт, оборудование учебных кабинетов.
 
Для коллективов школ начало сентября — настоящий праздник. Впереди — большое событие: областной съезд учителей, уже шестой по счету. Используя возможности национального проекта, предстоит перейти к системе инновационного развития образования. Четвертого августа текущего года в газете «Советская Сибирь» опубликована соответствующая концепция. Предварительно она широко обсуждалась специалистами образования, общественностью. Прошло множество «круглых столов», семинаров, конференций. В городе Куйбышеве проведены общественные слушания. На августовском съезде будут обсуждены задачи и приоритетные направления развития образования. Соответствующую программу на 2008 — 2012 годы намечается подготовить к ближайшему декабрю.
 
Подошла та демографическая волна, которая хоть и не резко, но повышает количество первоклассников в школах нашей области. Впервые за десять лет нынче в первый класс придет больше ребят, чем в прошлый или в позапрошлый годы. Правда, меньше выпуск старшеклассников. Острых вакансий учителей нет. Интересно, что в Северном районе создалась даже своеобразная очередь: шестнадцать молодых педагогов нуждаются в работе по специальности. Похожая картина в Карасукском районе. Вакансии, конечно, есть, но их понемногу на каждый район. Проблема учителей иностранных языков для большинства учебных заведений снята, хотя она еще есть в небольших школах. У нас нет сегодня таких специальностей, где бы массово не хватало педагогов, подчеркнул в беседе с журналистами Владимир Иванов.
 
**************************
 
О здоровье школьников нужно заботиться задолго до начала учебного года, считает газета «Вечерний Новосибирск» от 23 августа. Это только кажется, что начало учебного года — однозначно радостное и приятно волнующее событие. Для детей и родителей очередной школьный этап сопряжен с массой проблем — психологических, материальных, социальных. Первый звонок, букеты, белые бантики и белые рубашки школьников, свежий запах краски в классах — все это внешняя, парадная сторона 1 сентября. А что за ней? Об этом газете рассказывает специалисты, непосредственно занятые с детьми в школах, детских поликлиниках. Они высказали свое мнение о некоторых «подводных камнях» школьной жизни, дали советы, как избежать многих трудностей в течение учебного года.
 
Как сказала заведующая педиатрическим отделением первой поликлиники детской больницы N 4 Татьяна Ивлева, к следующему учебному году врачи начинают готовиться еще в январе. Составляют списки шестилеток, которые осенью пойдут в школу, и приглашают их с родителями на диспансерный прием. Это не перестраховка, а необходимая мера. Дети сдают анализы, получают консультации узких специалистов, словом, проходят полное обследование. Им делают повторные прививки от кори, дифтерии, паратита и других болезней. Педиатры заполняют специальные карты развития ребенка, дают рекомендации школьному врачу. От того, какая группа физического состояния будет присвоена будущему первокласснику, зависит многое. Например, пояснила Татьяна Александровна, группа определяет, за какой партой будет сидеть ученик и в каком объеме он будет заниматься физкультурой. Ведь не секрет, что многие шестилетки не блещут здоровьем.
 
Татьяна Ивлева назвала основную патологию маленьких и больших школьников — нарушения осанки. Эти дефекты появляются еще в детсаду, где малыши спят на неудобных раскладушках или каких-то странных выдвижных ящиках. В школе тоже неудобная мебель, все столы одинаковые, и если кому-то из детей удобно, то более высокому или маленькому ученику сидеть за ними — мука. Прежде в классах стояли парты разного «роста», и можно было рассадить школьников согласно их физическим данным. Кстати, тогда и проблем с позвоночником у детей было меньше. Кроме того, убеждена завотделением, «виноваты» и компьютеры, телевизоры, возле которых дети просиживают дома часами, хотя согласно санитарным нормам общение с голубым экраном не должно превышать 30–40 минут в день.
 
Татьяна Ивлева назвала только некоторые меры, направленные на поддержание здоровья ученика. Если первоклассник плохо видит или он маленького роста, его садят на первую-вторую парту, а его более зоркого соклассника — подальше. Также в зависимости от состояния здоровья ученика записывают на обычную физкультуру или на лечебную. А то и вовсе освобождают от занятий. Если у ребенка обнаружены какие-то хронические заболевания, школьный врач или фельдшер будут проявлять к нему повышенное внимание, при обострении тут же направят в поликлинику.
 
Татьяна Александровна назвала главных врагов детского организма, которые нередко приводят к ожирению, а то и диабету: это суррогатные продукты, напичканные консервантами, красителями, улучшителями вкуса и прочей химией, — импортные куриные окорочка, сосиски, пирожные, мороженое, кока-кола, чипсы, кириешки и прочая гадость. Весь этот мусор только засоряет организм ребенка, вызывает нарушение обмена веществ, самые разные заболевания, в том числе и желудочно-кишечного тракта. А как известно, нездоровый ребенок хуже учится, пропускает уроки, плохо усваивает материал. У него могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками. Очевидно, что если его сегодня обозвали Жирным, а завтра Пончиком, то он будет сторониться сверстников, у него могут возникнуть комплексы, а характер станет замкнутым и угрюмым. И все это потому, что вечно спешащие родители не могут или не хотят организовать дома здоровое питание и «отделываются» от ребенка жирными и сладкими казенными суррогатами…
 
В семьях, имеющих детей, в эти дни бурлят самые разные эмоции. Одни школьники уже сейчас набивают ранцы учебниками, девочки меряют новые платья или блузки-юбки, а мальчики в кои-то веки не возражают против парикмахерской и соглашаются сделать «головку аккуратной». Другие же с тоской думают о закончившейся летней вольнице и бурчат: «Не хочу я в эту школу!», имея в виду, прежде всего, упорядоченный распорядок дня, обязанности, приготовление уроков и прочее. Что же со всем этим делать, как избежать ненужной эйфории и бунтарских настроений?
 
По мнению врача-педиатра школьно-дошкольного отделения первого поликлинического отделения больницы N 4 Галины Кульковой, нужно заранее настраивать детей на встречу со школой. Тем из них, что проводили каникулы на летних площадках, в спортивных секциях при учебном заведении, особой адаптации и не требуется. Они, по сути дела, и не отрывались от школы. А те, кто куда-то уезжал с родителями, отвык от города, от соклассников, учителей, нуждаются в некоторой помощи.
Галина Вячеславовна советует взрослым хотя бы за неделю до начала учебного года начинать приучать школьников к порядку, к четкому режиму дня. Прежде всего — наладить питание в определенные часы, прогулки ограничить двумя-тремя часами, исподволь напоминать о школьных занятиях — в форме вопросов и ответов «повторять« что-то из пройденного в прошлом учебном году. Хотя бы ту же таблицу умножения или правила «на жи-ши»… Все это будет понемногу настраивать ребенка на переход к школьным будням.
 
Неплохо, считает Галина Вячеславовна, если кто-то из родителей школьника, особенно ученика младших классов, возьмет в конце августа — в сентябре отпуск на работе и побудет с сыном или дочерью. Первый месяц занятий — самый трудный, надо втягиваться в учебу, снова отправляться в спортивные секции, в кружки, и везде следует быть в предусмотренное расписанием время. Без контроля, присмотра ученик может что-то перепутать, куда-то не успеть, а про еду способен вообще забыть.Если же сегодня, завтра, послезавтра ученика младших классов встретили после занятий у школы, если он вовремя поел чего-нибудь домашнего, вкусного, а после прогулки вернулся и выполнил задание, и лег спать не позднее 9–10 часов, он постепенно привыкнет к такому режиму дня. А через месяц-другой будет сам придерживаться этого распорядка.
 
Родителям надо обязательно приучать детей не только ценить время, чтобы они успевали сделать все необходимое, но и убеждать их полноценно завтракать и ужинать (обеды обеспечивает школа — в буфете или столовой). Иначе откуда он или она возьмут силу, энергию? В их рационе должны быть каши, куриное мясо или рыба, творог, сыр, кисломолочные продукты, фрукты, овощи или свежевыжатые соки. Опять же надо объяснить, почему эти продукты полезнее разных газировок, конфет и фастфудов. Растущему организму необходимы полноценные белки, жиры, а также витамины, микроэлементы. От правильного питания зависит, вырастут ли дети здоровыми, сильными, красивыми или обзаведутся болезнями, а в строю на школьной линейке будут стоять среди самых низкорослых. Такое разъяснение принесет больше пользы, чем сказанное вскользь: «Ешь гречку, она вкусная». Словом, надо делать ставку на взаимопонимание, а не на бездумное повиновение.
 
*********************************
 
Министр образования и науки Андрей Фурсенко объявил, что с 2009 года школьные медалисты потеряют льготы при поступлении в вузы. Учителя в большинстве своем приветствуют отмену льгот, но вместе с тем они считают, что таким образом коррупцию в образовании искоренить не удастся. Ведь в скором времени все школьники обязаны будут сдавать единый государственный экзамен, а сейчас система ЕГЭ еще далека от совершенства, а в регионах с наиболее высокими показателями по числу медалистов явно завышен и процент школьников, сдавших Единый государственный экзамен на высший балл. Такие показатели уже давно шокируют специалистов, заставляя всерьез задуматься над методами борьбы со взяточничеством и предвзятым отношением к школьникам. Рассказывает газета «Новые Известия» от 21 августа.

В 2009 году «золотые» и «серебряные» медалисты будут уравнены в правах с остальными абитуриентами при поступлении в вуз. С таким заявлением выступил перед директорами астраханских школ министр образования и науки Андрей Фурсенко. Сейчас для зачисления в высшее учебное заведение медалисту достаточно сдать на «отлично» первый вступительный экзамен. Если же получить пятерку не получилось, отчаиваться не стоит. Во многих вузах медаль рассматривается как дополнительный балл при подведении итогов вступительных испытаний. «С введением на всей территории России Единого госэкзамена придется отказать в льготах медалистам. Сдавать ЕГЭ будет обязан каждый школьник»,– пояснил министр. По его словам, в течение ближайших двух лет льготы еще будут действовать.

По статистике столичного Департамента образования в этом году процент медалистов в столичных школах по сравнению с предыдущим вырос на 7,3%. В итоге 5 тыс. 207 выпускников получили возможность поступить в вуз на льготных условиях. Однако стремительный рост числа медалистов настораживает преподавателей высших учебных заведений и зачастую заставляет относиться к вчерашним отличникам более требовательно. И не случайно. Например, в ряде районов Северного Кавказа медали получают все без исключения ученики класса. Там же отмечаются и особо высокие показатели по результатам ЕГЭ.

Директор столичной гимназии Виктор Фертман рассказал «Новым Известиям», что был одним из тех учителей, которые активно выступали против льгот отличникам еще несколько лет назад. «Не секрет, что ряд вузов, в том числе и МГУ, откровенно валит медалистов, – добавил Виктор Фертман. – А возможность получить дополнительные привилегии при поступлении ведет к росту взяточничества в образовании и постоянной гонки за оценками, которая в конечном итоге плохо сказывается на здоровье учеников.
У нас в этом году медалистов не было вообще, потому что мы никого не вытягиваем. А ситуация с огромным количеством круглых отличников просто настораживает. Но в этом отношении переход на ЕГЭ в его современном воплощении тоже не выход. Я не противник единого экзамена, но сейчас механизм его воплощения еще далек до совершенства. Неадекватная система подсчета результатов тоже может привести к неверному определению способностей ученика. И уже зафиксировано достаточно много таких случаев».

Генеральный директор НПО «Школа самоопределения» Александр Тубельский также поддерживает отмену привилегий медалистов. «Известно, что всерьез освоить всю школьную программу нельзя. Ученики просто не могут знать все предметы на пять, – сообщил «НИ» директор. – Стремление к медали, наоборот, тормозит развитие увлеченных людей. Оно приводит либо к перенапряжению, либо к неизбежности поблажек со стороны учителей на экзаменах. Конечно, награждать нужно, но давать индульгенцию при поступлении в вуз, я думаю, не стоит». Александр Тубельский вспоминает слова последней медалистки, вышедшей из стен его школы: «Это было более десяти лет назад. После поступления на филологический факультет ко мне пришла наша медалистка. Она очень жалела о потраченных силах на выучивание предметов, которые ей не пригодились. Вспоминая о времени проведенном за учебниками по физике, она переживала, что могла бы потратить его на получение интересных ей профильных знаний». Сегодняшние ученики школы к пятеркам по всем предметам не стремятся. «Мы не собачки, зачем нам медали?» – удивляются выпускники.

*********************************

 
По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, хотя бы раз попробовали наркотики около 30 процентов молодёжи, или около 8,7 млн. человек. Регулярно употребляют наркотические средства около 3,7 млн. молодых людей. Порог, когда подросток впервые потянулся к зелью, снизился до 10 лет. Подрастающее поколение так крепко "подсело на иглу", что в некоторых образовательных учреждениях впору объявлять чрезвычайную ситуацию. Дети угощают друзей не чипсами и конфетами, а маковой соломкой, марихуаной, героином, кокаином. О проблеме – «Парламентская газета» от 17 августа.

Единой антинаркотической политики как не было, так и нет. В Законе РФ "Об образовании" процесс образования рассматривается как совокупность воспитания и обучения. Но, как утверждают сами учителя, в школах вся основная деятельность сводится лишь к передаче системы знаний. Конечно, многое зависит от педагогов. В школах работают учителя зрелого и предпенсионного возраста, и когда они получали образование, такого массового явления, как наркомания, не было. И сегодня педагог не всегда может ответить на вопрос, как определить, кто из детей потребляет наркотики и в каком состоянии он пришел на урок? «В систему переподготовки педагогов не включен стандарт распознавания ребёнка, употребляющего наркотические вещества. А это, как свидетельствует статистика, ведет к тяжелым последствиям. К примеру, если своевременно в сентябре в классе не выявить наркомана, то к концу учебного года он приобщит к потреблению наркотиков 5-7 одноклассников», - приводит данные заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова.

 

Государство, надо признать, с ситуацией пока не справляется, разным министерствам и ведомствам мешает разобщенность. Сейчас сбором и анализом информации по различным аспектам молодежной политики занимаются 11 федеральных министерств. Выход видится в создании на уровне самостоятельного министерства специализированной государственной структуры, ответственной за все без исключения аспекты борьбы с наркотизацией. «Система профилактики наркомании, на мой взгляд, должна строиться по следующей примерной схеме. Справка по форме 086-у, которую раньше необходимо было представить при поступлении в вуз, будет возрождена. Она пополнится заключением нарколога. Абитуриентам придется проходить "нулевой" этап тестирования. Затем в случае поступления такие же тестирования станут "добровольными" в рамках обязательной ежегодной диспансеризации. При поступлении на работу выпускнику придется предъявлять работодателю помимо диплома еще и санитарную книжку, где будут отмечены все его наркологические перипетии», - говорит Валентина Иванова.

 

Что ж, пока на федеральном уровне поправки в законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не приняты, но некоторые регионы потихоньку уже пошли по этому пути. Например, в этом году абитуриенты всех вузов города Набережные Челны обязаны будут предоставлять справку из наркодиспансера - таково решение совета ректоров вузов этого города. Кроме того, предлагается пересмотреть список специальностей, для работы по которым существуют ограничения по медицинским показателям, и добавить в него ограничение по приему наркотиков.

 

Надо сказать, что вузы уже довольно давно своими силами пытаются заниматься профилактикой наркомании среди студентов. Многие выступили новаторами научных и учебных технологий, методик, программ по профилактике наркомании. Например, в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена подготовлены первые в России специалисты по профилактике наркомании, в этом году 22 первых выпускника уже приступили к работе в соответствующих центрах и диспансерах. В МГТУ имени Н.Э. Баумана разработали новую учебную программу "Профилактика наркомании среди молодежи", на курс лекций по программе ходят все первокурсники МГТУ. В Липецке, Воронеже и других городах по решению региональных законодателей начались проверки старшеклассников на наркозависимость.

 

Что касается школ, то изучение вопросов профилактики злоупотребления наркотиками предусматривается в таких курсах, как основы безопасности жизнедеятельности, биология, физическая культура, граждановедение. Но что касается содержания программ, то специалисты только разводят руками: «При реализации специальных программ зачастую не учитываются особенности целевых групп - по возрасту, по группам риска, в зависимости от социально-психологических особенностей. Налицо недостаточная квалификация специалистов, осуществляющих программы, нет должного контроля за их реализацией. Часть программ регионально-муниципального уровня основана на принципе негативно-ориентированной профилактики. То есть акцент ставится на отрицательные последствия приема веществ. Такой подход необходим, но это не устраняет причин психологического, личностного характера, которые побуждают детей вновь и вновь обращаться к потреблению наркотиков. Особое внимание надо уделять безопасности, здоровому образу жизни, семейным ценностям», - говорит руководитель департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки Сергей Апатенко.