ОБЗОР ПРЕССЫ № 188

21 июня 2006
Стартует гонка за высшим образованием – открывают свои двери приемные комиссии многих вузов. И хотя официально в стране бесплатную учебу еще никто не отменял, назвать ее таковой становится все сложнее. Газета «Новые Известия» от 20 июня попыталась выяснить, какова в этом сезоне экономика поступления в высшую школу. Цифры получились впечатляющие: подготовка к экзаменам «зашкаливает» так, что она уже стала дороже первого года вполне официального платного обучения в не самых последних столичных вузах.

Абитуриенты на низком старте – до первых вступительных экзаменов остается меньше двух недель. Нервничают и родители: мало того что ребенка хочется видеть образованным, еще и денег в случае провала будет жалко. А деньги эти сегодня тратят на высшую школу практически все – даже те, кому она откроет двери формально бесплатно. Таких, кстати, с каждым годом все меньше. Еще в конце мая министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко предупредил, что количество бюджетных мест в вузах будет сокращаться, обосновав это двумя аргументами. Во-первых, по закону на каждые 10 тыс. населения должны обучаться на бюджетной основе не менее 170 человек, а их, как посчитал чиновник, сейчас гораздо больше. Во-вторых, существуют специальности, по которым идет перепроизводство, и выпускники в таких количествах рынку труда просто не нужны. При этом г-н Фурсенко пообещал, что сокращение в первую очередь будет происходить за счет специальностей, невостребованных на рынке труда и непрофильных для вузов.

Первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин категорически против такой тенденции. «Сокращение бюджетных мест – это прямое ограничение доступа к бесплатному образованию. В текущем году бюджет сокращают на 4,3%, в следующем – на 10,2%. То есть в будущем мы лишимся порядка полумиллиона бюджетных мест. У нас уже бесплатно учатся менее 50% студентов, а, например, во Франции – более 80%», – рассказал депутат. К тому же, напомнил он, «еще никто не доказал, что в обеспеченных семьях дети способнее».

Замдиректора Института развития профессионального образования Анатолий Глазунов описал нынешнюю ситуацию так: «Школы, а потом и вузы гарантируют только то, что входит в стандарт образования. А все, что «сверх» – это уже другой вопрос. В этом смысле сейчас не осталось бесплатного образования как такового». При этом спрос на высшую школу растет год от года. А поскольку школьной подготовки подавляющему большинству абитуриентов для поступления в университет недостаточно, у них, а вернее, у их родителей, есть три пути, чтобы восполнить пробелы в знаниях: подготовительные курсы, репетиторы и, наконец, – у тех, кто, зная ходы и выходы, готов на все, – попадание в так называемый «ректорский список» за определенную, очень немалую плату.

Уже в октябре–ноябре родители будущих абитуриентов начинают охоту на вузовских репетиторов, которых разбирают, как горячие пирожки. Преподаватели, прекрасно осознавая спрос на свои услуги, цены устанавливают совсем не «студенческие». Чтобы сдать три экзамена в престижный университет или институт, в идеале нужно три репетитора. Некоторые, правда, обходятся одним-двумя, а остальное учат сами или восполняют через упомянутые уже подготовительные курсы. Учитывая, что заниматься надо начинать уже осенью, стоимость поступления на бюджетное место обходится примерно в 6–7 тыс. долларов. Возникает вопрос: а не проще ли просто взять и официально заплатить за обучение? Оказывается, не проще – цена вопроса в большинстве вузов начинается от отметки 4–5 тыс. долларов за год. Поменьше, конечно, чем услуги репетиторов, но год-то не один. К тому же, чтобы поступить на платное место, экзамены сдавать все равно надо. Конкурс при этом, разумеется, поменьше, поэтому иногда хватает и «троек», но далеко не везде и не всегда. Чтобы гарантированно «сдать», и здесь репетитор отнюдь не лишний. Получается, надо платить дважды.

Помимо всего прочего, как рассказал председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, даже поступление на платное отделение в престижные вузы не гарантирует от дополнительных и ничем не оправданных поборов. «Зачастую вступительный взнос за обучение не соответствует официальной стоимости первого семестра обучения. Ведь квота на платников на каждом факультете также ограничена, и там существует свой конкурс, который подразумевает наличие коррупции», – рассказывает эксперт. По его словам, бороться с взятками в образовании очень сложно, потому что в ход идет все: от родственных связей до давления чиновников, желающих протолкнуть своих детей.

 
«Сейчас в МГУ пытаются бороться с коррупцией следующими методами. Сочинение вместе пишут абитуриенты со всех факультетов, а проверяют их не университетские преподаватели, а школьные учителя. Это в какой-то мере сдерживает поборы, но ведь если к декану престижного факультета обратится высокопоставленный чиновник и попросит помочь поступить его ребенку, можно ли сомневаться в том, что его просьба будет исполнена? Таким образом, нынешняя система образования сводит на нет все антикоррупционные усилия», – утверждает г-н Кабанов. По его данным, «неофициальная» стоимость поступления в специализированные учебные заведения при госструктурах (МВД, таможня), а также в престижные столичные вузы составляет сейчас от 25 до 50 тыс. долларов. Координатор Студенческого протестного движения Сергей Козловский рассказал, что особенно «ценятся» в последнее время места в известных технических вузах. Там, по его словам, и образование отличное, и последующим трудоустройством проще, и – что самое главное – есть военные кафедры. Последнее обстоятельство во многом определяет величину «взносов».

 

****************************************
 
В этом году "штурмовать" российские вузы будут более миллиона абитуриентов. Что должен знать поступающий? Об этом корреспондент «Российской Газеты» от 20 июня беседует с начальником отдела учреждений высшего профессионального образования Федерального агентства по образованию Евгением Егорушкиным и ведущим специалистом отдела Сергеем Игнатьевым.
 
Ждут ли в этом году абитуриентов какие-то изменения? Нет. Правила приема все те же, утвержденные приказом Минобразования России от 14 января 2003 года N 50. Обязательно нужны документы, удостоверяющие личность, гражданство, как правило, это паспорт, и документ гособразца об имеющемся среднем общем или среднем профессиональном образовании. Чаще всего это аттестат. Абитуриент вправе представить как оригинал, так и копию документа о среднем образовании. Но для того чтобы по итогам вступительных экзаменов быть зачисленным в вуз, на места, финансируемые из государственного бюджета, он обязан не позднее чем за два дня представить подлинник в приемную комиссию. Информация об этом должна быть размещена на стендах приемной комиссии, причем на самом видном месте.
 
Часто абитуриенты сдают вступительные испытания в несколько вузов и до последнего момента ожидают результаты конкурса, не успевая подать оригинал аттестата в окончательно выбранный вуз. В результате автоматически вылетают из конкурса. Увы, здесь можно только "посыпать пеплом" собственную голову. Какая еще информация обязательно должна быть на стендах в приемной комиссии?  Лицензия, свидетельство об аккредитации вуза и обязательно приложение к нему с перечнем аккредитованных специальностей. Это важно, так как уже известны случаи, когда даже государственные вузы выдавали дипломы по еще не аккредитованным специальностям. А в этом случае подлинность документа о высшем образовании может оспорить в суде работодатель. На стендах должен быть вывешен также перечень специальностей, на которые ведется набор, информация о количестве бюджетных мест и количестве поданных заявлений на каждую специальность на сегодняшний день, правила приема.
 
В агентстве действует комиссия по проверке организации работы приемных комиссий. Какие наиболее частые нарушения? В 2005 году было проверено 15 московских вузов. Выяснилось, что в приемных комиссиях имелись существенные нарушения. Так, например, в ряде вузов отсутствовали книги регистрации абитуриентов и информация о текущей подаче заявлений, за проведение компьютерного тестирования на бюджетные места с абитуриентов брали деньги, а сами тестирования проводились в один день по всем предметам. Кое-где вузы занижали количество бюджетных мест на очное отделение и организовывали платный прием на эти места.
 
Что делать, если абитуриент не попадает на вступительный экзамен по уважительной причине? Нужен документ, подтверждающий эту причину. Допустим, абитуриент попал в "пробку" в метро. Нужно не полениться и взять у дежурной в метро справку о том, что в такое-то время был сбой в движении поездов. Такие справки выдает и метрополитен, и железная дорога. В таком случае приемная комиссия предоставляет возможность сдать пропущенный экзамен либо в другом потоке, либо в индивидуальном порядке. То же самое с болезнями - необходим больничный или справка от врача.
 
Если абитуриент набрал нужное проходное количество баллов, но стал, допустим, 21-м претендентом на 20 бюджетных мест на данную специальность, что делать? В данном случае речь идет о полупроходном балле, когда несколько абитуриентов, набравших одинаковое количество баллов, претендуют на одно место. Приемная комиссия отбирает абитуриента, имеющего те или иные преимущества, а оставшимся может предложить перейти на другую специальность, другой факультет этого вуза. Дело абитуриентов - согласиться или отказаться. В случае их отказа предложат оформить заявление на платное отделение.
 
**************************************
 
Чтобы узнать, какие направления подготовки и какие вузы действительно котируются на рынке труда, редакция журнала “Куда пойти учиться” и образовательный проект "Фортуна" газеты "Московский комсомолец" провели исследование "Рынок труда: самые востребованные вузы и специальности". Анкеты с вопросами были разосланы в 36 кадровых агентств Москвы. Рассказывает газета «Московский Комсомолец» от 19 июня.
 
Проанализировав количество вакансий на работных сайтах, было выбрано 12 сфер, представляющих наиболее перспективные направления подготовки специалистов, и расположили их в порядке востребованности специалистов на рынке труда:     
     •Финансы, бухгалтерский учет,
     • Банки и инвестиции
     • ТНП (FMCG)
     • IT и телекоммуникации
     • Строительство, архитектура
     • Транспорт, логистика
     • Маркетинг, реклама, PR
     • Кадровые службы (HR)
     • Производство, технологии
     • Фармацевтика, медицина
     • Юриспруденция
     • Туризм, гостин. хоз-во, сфера услуг
     
Кадровым агентствам было также предложено назвать самых популярных специалистов в каждой из сфер и вузы, выпускники которых пользуются наибольшим спросом у работодателей.  Слухи о перепроизводстве бухгалтеров и экономистов сильно преувеличены. Эти специалисты по-прежнему самые востребованные. Сегодня специальность “бухгалтерский учет и аудит” есть едва ли не в каждом вузе. В то же время, по мнению рекрутеров, четко обозначились три лидера: Финансовая академия при Правительстве РФ (ФА), Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова (РЭА) и Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ) — у них более 20%, в то время как у остальных около 10% и ниже.
     
Растет спрос и на профессионалов, работающих в банковских структурах. Сегодня в России около 1300 банков разного уровня. Каждый из них заинтересован в узкопрофильных специалистах. По данным кадровых агентств, самыми ценными и востребованными в этой сфере являются кредитные эксперты, на втором месте — операционисты банка, на третьем — руководители контрольно-ревизионного управления. Специальность для будущего банкира называется “Финансы и кредит”. Лучше, если в ее рамках есть специализации: “банковское дело”, “инвестиционное дело”, “биржевое дело”, “рынок ценных бумаг”. Вузов, готовящих по этому направлению, предостаточно, а лидеры все те же: ФА при Правительстве РФ, РЭА им. Г. В. Плеханова и МГУ им. М. В. Ломоносова.

 

Аббревиатура ТНП расшифровывается просто — товары народного потребления. Самые востребованные позиции в ТНП — менеджерские. В подготовке квалифицированных менеджеров далеко вперед ушел Государственный университет управления (ГУУ), позиционирующий себя на рынке как вуз, готовящий управленцев для разных отраслей народного хозяйства. В спину ему дышат МГУ им. М.В.Ломоносова, РЭА им. Г.В.Плеханова, Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) и Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ). А вообще, “Менеджмент” — сфера специфическая, и было бы наивно надеяться сразу после вуза занять руководящую должность, поэтому 5,1% опрошенных заявили, что в менеджменте ни вуз, ни образование вообще не имеют значения, главное — опыт.    
 
Сфера информационных технологий не случайно считается одной из самых перспективных. Темпы роста отрасли в России составляют 25% в год. Вузов, предлагающих качественное образование в сфере IT, довольно много: места распределились ровной процентной “лесенкой” с интервалом в 2—3%. В любом из них можно получить качественное образование, но лидером, без сомнения, является Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана (МГТУ).

 

Темпы строительства жилья в Москве в среднем составляют более 3,5 млн. кв.м в год. Сегодня плотнее застроены только Шанхай и Гонконг. Строительная отрасль остро нуждается в специалистах, в первую очередь, в грамотных прорабах — руководителях строительных работ (20,9 %), архитекторах (14%) и руководителях проекта (11,6%). С выбором вузов все просто: здесь два явных лидера — Московский государственный строительный университет (МГСУ), набравший 42%, и Московский архитектурный институт (МАрхИ) — 21,2%. Для будущих строителей-автодорожников подойдет Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) (8,1%) — он на третьем месте.
     
Координаторы по логистике — самые востребованные специалисты в сфере транспорта и логистики, набравшие 40,5%. Менеджеры по продажам, специализирующиеся на внешнеторговых операциях, отстают от них на 25%. Кроме них в этой области трудится множество других специалистов: руководители отделов логистики, операторы складов, менеджеры по работе с клиентами, экспедиторы, специалисты по таможенному оформлению и многие другие. Ведущими вузами были названы инженерно-технические вузы: первым — МАДИ, на втором месте Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), третье и четвертое место практически поделили между собой Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ) и Московский государственный технологический университет "МАМИ" (МГТУ "МАМИ"), на пятом — Российская таможенная академия (РТА).

 

По специальности “реклама” готовят многие вузы, и тем не менее работодатели со скепсисом относятся к выпускникам рекламных факультетов. Образование это модное, молодое, многие вузы не могут дать достойного уровня знаний, поскольку не хватает преподавателей-практиков. Ситуацию усугубляет и то, что в Москве еще нет вуза с известным и четко позиционированным брендом в области рекламы, за исключением, пожалуй, негосударственного Международного института рекламы, который известен только в узких профессиональных кругах. Видимо, поэтому рекрутеры на первое место поставили “универсальный” МГУ им. М. В. Ломоносова, на второе — РЭА им. Г. В. Плеханова, а на третье — ГУУ. За ними с большим отрывом идут Московский государственный институт международных отношений (университет МИД РФ) (МГИМО), Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Российкий государственный гуманитарный университет (РГГУ).
     
Кадровые службы (HR) Что важно в этой сфере? Умение работать с людьми, хорошее гуманитарное образование и управленческие навыки. По мнению кадровиков и работодателей, их лучше всего получить в МГУ им. М.В.Ломоносова, ГУУ и РЭА им. Г. В. Плеханова. В то же время 8,9% опрошенных указали, что в этой сфере многое зависит от личностных качеств человека и, в принципе, подойдет профильное образование в любом вузе, готовящем по этой специальности.

 

В области подготовки инженерно-технических кадров ведущим считается МГТУ им. Н. Э. Баумана (18,8% ответов), славящийся подготовкой инженеров по самым разным направлениям — от ракетостроения до проектирования военной техники. Это бренд, известный не только в России, но и за рубежом. Однако существует около 400 (!) инженерных специальностей, и ни один вуз — даже МГТУ — не может охватить их все. Поэтому обычно технические вузы специализируются на узких направлениях подготовки. Так, МАИ, занявший второе место (14,6%), выпускает профессионалов в области авиастроения; Московский инженерно физический институт (10,3%) подготовил десятки тысяч инженеров-физиков, инженеров-исследователей; Московский физико-технический институт (государственный университет) (МФТИ) (9,7%) готовит высококлассных специалистов прикладной физики, Московский энергетический институт (государственный университет) (МЭИ) – инженеров-энергетиков, МГТУ "МАМИ" – профессионалов в области автомобилестроения; Российский государственный химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева (РХТУ) – инженеров-химиков; МГТУ "СТАНКИН" — технологов; Московский государственный горный университет (МГГУ) – инженеров горного дела. Выбор большой, и в каждом из этих вузов можно получить хорошее техническое образование.

 

Институтов, выпускающих провизоров-фармацевтов, в России не так много, и на специалистов в этой области идет настоящая охота. По итогам исследований, явным лидером стала Московская медицинская академия им. Сеченова (ММА им Сеченова) — 30,4%. Не удивительно, это такой же бренд, как МГУ им. М.В.Ломоносова, только в медицинской сфере. Российский государственный медицинский университет (РГМУ) (или как его называют "второй мед"), идущий вторым, отстает на целых 13%, остальные еще больше.

 

Юриспруденция — единственная сфера, где респонденты были практически единодушны: 70% всех голосов отдано за Московскую государственную юридическую академию (МГЮА) и МГУ им. М.В.Ломоносова. Среди престижных вузов — МГИМО, славящийся подготовкой юристов-международников, ГУ-ВШЭ. Достаточно известны и популярны (хотя и не отражены в исследовании) юридические факультеты Российского университета дружбы народов (РУДН), Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Всероссийской государственной налоговой академии (ВГНА).

 

В подготовке менеджеров по туризму признанным лидером стала негосударственная специализированная Российская международная академия туризма (РМАТ). За ней следуют Институт туризма и гостеприимства при МГУ сервиса и Институт гостиничного бизнеса и туризма РУДН. В то же время менеджеров по туризму выпускает огромное количество вузов как государственных, так и негосударственных, именно поэтому в графе “остальные” — 16,6%. Больше, чем в любой другой сфере.
 
Анализ рынка труда показывает: по уровню спроса на специалистов по-прежнему лидируют экономические и финансовые специальности, за ними следуют менеджеры в ТНП, специалисты по IT и телекоммуникациям. Юриспруденция неожиданно оказалась далеко не в первых рядах: рынок действительно перенасыщен этими специалистами. В то же время вперед вырвались технические сферы – строительство и производство. Появились новые перспективные направления, где наблюдается острая нехватка кадров: логистика, реклама, HR.  Туризм неожиданно оказался на последнем месте по востребованности специалистов, несмотря на традиционную текучку кадров в этой сфере. Тем не менее статистика показывает: спрос растет на все специальности. Но и конкуренция становится более жесткой. По данным кадровых агентств, на одну открытую вакансию инженера, например, претендуют 2—3 человека, маркетолога — 5—7. У юристов еще больше. Очень сложно попасть в первоклассную западную компанию — конкурс на открывшуюся вакансию порой достигает 30 человек на место. В этой ситуации диплом выпускника имеет огромное значение, и спросом пользуются прежде всего выпускники широко известных, брендовых вузов.
 
Заметим, что представленные данные не говорят прямо о том, что в одном вузе качество образования выше, а в другом – ниже: и в РГМУ можно получить медицинское образование не хуже, чем в ММА им Сеченова. Рейтингом подобную градацию тоже назвать нельзя. Речь идет скорее об известности вузов на рынке труда. Это взгляд работодателя на наше высшее образование.
 
**********************************
 
В Новосибирской области началась разработка комплексной Программы развития образования на 2008–2012 годы, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 20 июня. Как рассказал начальник Управления образования НСО Владимир Иванов, это первая разработка подобного рода: «Целевые программы мы, конечно же, разрабатывали и раньше. Сегодня их порядка десяти. Однако, чтобы приступить к столь масштабному проекту, какой обсуждается сейчас, необходимо иметь условия для его реализации. В первую очередь это бюджет. Раньше бюджетных денег хватало только на «латание дыр«. Теперь ситуация изменилась в лучшую сторону».
 
Особенностью проекта является его нацеленность на продвижение общественных интересов. «Наше ноу-хау — чтобы наше образование соответствовало требованиям общества», — подчеркнул Владимир Иванов.
А для этого разработчики программы намерены сначала досконально изучить общественное мнение. С этой целью в течение лета в Управлении образования пройдет порядка четырнадцати «круглых столов» на разные темы. Например, проблема здоровья школьников, проблема подготовки кадров. Также для изучения общественного мнения открыты два интернетовских сайта, на которых любой желающий может высказать свое мнение о системе образования в Новосибирской области.
 
Презентация проекта вызвала язвительные реплики скептиков: мол, не проще ли воспользоваться опытом других регионов, московскими разработками, стоит ли «городить» собственный «огород«? Владимир Иванов убежден, что стоит: «Во-первых, в структуре экономики Новосибирской области есть особенности, которые отличают нас от других областей. Во-вторых, несмотря на то, что мы много говорим о прозрачности образовательного пространства, школа остается очень закрытой структурой. Во многих школах до сих пор приняты авторитарные отношения между учеником и учителем. Во многих школах осуществляются незаконные поборы с родителей. Надо выявлять эти факты! Опыт других регионов здесь не поможет — надо работать самим. Наконец, качество образования во всех школах разное. Это положение надо в корне менять! И выпускник сельской школы, и выпускник элитного лицея должен по окончании школы иметь одинаковые знания и быть конкурентоспособными в абитуриентской среде».
 
Ориентировочно программа будет состоять из нескольких блоков. Во главу угла ставится блок, условно названный «Ребенок». Схема построения школьных программ, особенно для начальной школы, должна отвечать трем основным требованиям: успешность ребенка, сохранение его физического здоровья, обеспечение его психического благополучия и комфорта в стенах школы. «О какой успешности и благополучии можно говорить, если в одну и ту же школу приходит ребенок, который посещал детский сад, занимался с репетитором и уже умеет читать и писать, и ребенок, который не знает, как держать ручку и не может сосчитать до пяти? — задает риторический вопрос Владимир Иванов. — Зачастую учительница в таком классе начинает заниматься с подготовленными детьми, не обращая внимания на остальных. В результате эти остальные с первого класса становятся закоренелыми двоечниками».
 
Только 60 процентов детей в нашей области охвачены дошкольным воспитанием. Остальные сорок проводят детство дома с бабушками. Выходит, целых сорок процентов малышей при поступлении в первый класс неконкурентоспособны со своими сверстниками? Неравенство возможностей усугубляется в так называемых элитных школах, где для дошколят открывают платные подготовительные курсы.
Выход из этой ситуации, по словам Владимира Иванова, есть. Открыть подготовительные курсы при каждой школе на бюджетные деньги. Приглашать туда ребятишек, не посещающих детсады. Тогда появится повод, чтобы платные курсы в приказном порядке закрыть.
 
Второй блок программы — «доступность и качество образования». В этой сфере особенно много проблем у деревенских малокомплектных школ, в которых нередко учитель труда преподает химию, физику и математику, причем у разных классов одновременно. Еще одна нелегкая задача для разработчиков документа: выработать такие критерии оценки качества образования, в основе которых будет личная психологическая успешность ребенка. Ни количество медалей, ни процент поступления в вузы в данном случае не подходят.
 
Авторы Программы инновационного развития образования намерены коснуться не только средней школы, но и профессионального образования. Первым делом необходимо реформировать систему ПТО — поднимать ее до уровня среднего технического образования. Производство становится все сложнее и требует все более высокой интеллектуальной подготовки работников. Эксперименты по повышению интеллектуального уровня работников уже ведутся в швейном училище, которое объединили с техникумом легкой промышленности и в колледже книжного бизнеса, в состав которого вошло училище печатников.
Конечным результатом реализации программы должна стать такая стратегия образования, при которой школы Новосибирской области будут выпускать образованных, здоровых, успешных, хорошо ориентирующихся в жизни молодых людей.