ОБЗОР ПРЕССЫ № 187

19 июня 2006
Не успеют отгреметь выпускные балы, едва уляжется волнение выпускных экзаменов, а у вчерашних школьников снова начнется горячая пора — абитуриентская кампания. О ней – газета «Вечерний Новосибирск» от 8 июня.
 
Тем, кто решит поступать в НГУ или НГТУ, отправляться на очередные экзамены придется чуть ли не сразу с бала — в этих вузах вступительные испытания назначаются на первые числа июля. Остальные вузы начинают работу с абитуриентами после 15 июля. Как пояснил консультант отдела высшего и профессионального образования администрации Новосибирской области Василий Соловьев, эта система действует уже много лет. Пятнадцатое июля — официальный срок начала абитуриентской кампании, установленный Министерством образования. Начать ее раньше вузы могут только по согласованию с Минобрнауки. Разрешение дается в виде исключения вузам, конкурс в которые традиционно очень высок. Делается это для того, чтобы абитуриенты, решившие поступать в элитный вуз и не прошедшие по конкурсу, имели возможность попытаться поступить в другое, более «скромное» учебное заведение.
 
Даты проведения единых государственных экзаменов в вузах также устанавливает Министерство образования и науки. Например, если министерство приказывает провести ЕГЭ по русскому 18 июля, значит, все вузы страны будут проводить в этот день ЕГЭ по русскому. Время проведения экзаменов в традиционной форме вузы определяют сами. Главное, это не должно происходить раньше 15 июля.
Свидетельство о результатах ЕГЭ, подчеркнул Василий Соловьев, действует в течение года. Таким образом, если в этом году, сдав ЕГЭ, вы никуда не поступили, на следующий год тесты придется сдавать вновь. В Новосибирской области действуют четыре центра тестирования ЕГЭ: на базе НГТУ, НГПУ, СибГУТИ и Куйбышевского филиала НГПУ. Зато школьные золотые и серебряные медали выдаются на всю жизнь. И льготами, которые они пока еще гарантируют, можно пользоваться, поступая и во второй, и в третий, и в десятый раз.
 
Никаких особых новшеств в правилах приема в вузы в этом году не будет. Тем не менее Василий Соловьев напоминает основные правила приема в вузы. Наибольшее количество вопросов вызывает введенное несколько лет назад разрешение подавать копии документов в несколько вузов сразу. В принципе, поступать можно не только одновременно в несколько вузов, но и на разные факультеты одного вуза или на платное и бесплатное отделения одновременно. Условие поступления: не позднее двух рабочих дней с момента окончания вступительных испытаний абитуриент должен представить подлинник аттестата на ту специальность, где он хотел бы учиться. Зачисление производится только по подлиннику аттестата. Чтобы не прогадать, абитуриент должен тщательно отслеживать конкурсную ситуацию: каков проходной балл, сколько баллов набрал он, какое количество баллов у конкурентов. Хотя можно, конечно, все равно прогадать. Специалисты приемных комиссий утверждают: подача копий аттестатов в десяток вузов одновременно вовсе не дает гарантии поступления хотя бы в один.
 
Что касается проведения традиционных устных экзаменов, то содержание вступительного экзамена регламентируется: по закону, вопросы экзаменаторов не должны выходить за рамки школьной программы. При этом нет смысла жаловаться, что вам задавали слишком много вопросов. Другое дело, если вы докажете, что вас спрашивали не по программе. Оспорить оценку, выставленную на вступительном экзамене, можно посредством апелляции. Жаркие деньки нынешним летом могут наступить… у комендантов студенческих общежитий. Надзорные органы Рособразования взялись за основательную проверку «общаг», в которых сейчас живут торговцы с рынков, гастарбайтеры, прочие сомнительные личности. А студенты снимают квартиры и ютятся у родственников.
 
Кстати, плата за проживание в общежитиях согласно Закону «О высшем и послевузовском образовании» не должна превышать пяти процентов размера стипендии (максимальный размер академической стипендии в российских вузах — 600 рублей, а всего с учетом социальной и академической стипендии студент может получать до 1,5 тысяч рублей в месяц). Однако это не касается студентов платных отделений. Для них порядок оплаты общежития определяется договором, в котором указываются коммерческие расценки. Бесплатно учиться в российских вузах, кроме самих россиян, могут граждане Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. С этими странами есть соответствующие договоры. А вот юным украинцам или, к примеру, молдаванам за учебу в России придется платить.
 
*******************************************
 
Разворачивается грандиозный скандал вокруг Единого государственного экзамена. В Генеральную прокуратуру РФ поступило официальное заявление президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова с изложением злоупотреблений ЗАО "КРОК инкорпорейтед", обеспечивающего электронное обслуживание единого в 21 регионе страны. Рассказывает «Российская газета» от 9 июня.
 
Как заявил доктор педагогических наук Сергей Комков, система, предложенная "КРОК инкорпорейтед", не только не исключает подтасовки ЕГЭ-результатов, но и делает возможной торговлю положительными баллами. По подсчетам экспертов Всероссийского фонда образования, 100-бальный результат ЕГЭ в регионе может стоить 2 тысячи долларов, а в столице - до пяти: «Уже третий год "КРОК инкорпорейтед" участвует в обеспечении единого госэкзамена в отдаленных регионах страны. Путем "новых информационных технологий" они отправляют туда по электронной почте контрольно-измерительные материалы и бланки ответов. Бланки контрольных работ, куда заранее впечатаны фамилии, паспортные данные экзаменующегося и даже место, где он будет сидеть на экзамене, распечатываются на простом принтере. Мы внимательно изучили всю систему, которую предлагает "КРОК инкорпорейтед", и пришли в выводу, что вариантов купить уже готовый заполненный бланк с любым результатом масса».
 
И еще одна причина для обращения в прокуратуру. Экспертов Всероссийского фонда образования насторожило следующее. "КРОК инкорпорейтед" отправляет контрольно-измерительные материалы в регионы по электронной почте на адреса физических лиц. «Получают бланки не экзаменационная комиссия, не департаменты образования, а какие-то неизвестные лица, - возмущается Сергей Комков. - И за сутки до экзамена у них есть все КИМы с ответами и распечатанные именные бланки. Значит, есть возможность заранее купить любой результат. И вообще непонятно, почему экзамен, который называется государственным, проводит коммерческая структура?»
 
Кстати, система "КРОК инкорпорейтед" уже в этом году дала несколько серьезных сбоев. Это произошло 23 мая во время сдачи ЕГЭ по обществознанию на базе 228-й школы Москвы. Уже после того как одиннадцатиклассники заполнили существенную часть тестов, вдруг выяснилось, что произошел компьютерный "глюк" и в экзаменационную комиссию поступили "не те" КИМы. Пришлось замазывать готовые ответы и заполнять бланки заново. Другой аналогичный случай произошел в Тамбовской области на экзамене по иностранному языку. Результаты экзамена пришлось отменить.  К слову, свое отношение к ситуации вокруг электронного обеспечения ЕГЭ Комков не скрывал. Он ставил его еще на парламентских слушаниях в ноябре минувшего года, но реакции со стороны минобрнауки не последовало.
 
«Российская газета» обратилась за комментариями к директору Федерального центра тестирования Министерства образования и науки РФ Владимиру Хлебникову: «ЕГЭ проводится по основной технологии Федерального центра тестирования. И по надежности в системе мирового образования у нее аналогов нет. Объясню, почему. Учащиеся получают в индивидуальных запечатанных полиэтиленовых пакетах экзаменационные материалы - тесты и бланки ответов. Все бланки разного цвета и размера со штрих-кодами. Информация, зашифрованная штрих-кодами на каждом пакете, находится в базе данных центра тестирования. После экзамена, когда бланки уже заполнены, они расходятся на обработку по трем разным направлениям. И забрать на проверку их сможет только та структура, которая заранее создала базу данных штрих-кодов с этих индивидуальных бланков. Причем никаких листов с фамилиями к проверяющим не поступает. Вся процедура продумана очень хорошо.
 
Однако кроме этой технологии Рособрнадзор дает возможность внедрять технические предложения фирмы "КРОК инкорпорейтед". Причем из года в год количество регионов, привлекаемых к использованию этой технологии, возрастает. В этом году уже в 21 регионе проводится ЕГЭ с использованием услуг "КРОК инкорпорейтед". Смысл этой системы заключается вот в чем. Школьники в индивидуальных пакетах получают только наши тесты, а специалисты фирмы, имея базу данных учащихся, ночью перед экзаменом распечатывают для них бланки ответов. Причем этих бланков не три, как у нас, а два. Это обыкновенная писчая бумага, не цветная и без степеней защиты. Понятно, что напечатать таких бланков можно сколько хочешь. Штрих-кодов на них нет. Первый бланк совмещает по сути два бланка основной технологии. На нем пишется фамилия, имя и отчество ученика, номер школы и паспорта, а также указывается место в аудитории, где он должен сесть на экзамене. Номер варианта теста не обозначается. Утром, когда учащиеся приходят на единый, им говорят, куда они должны сесть, и раздают бланки ответов с фамилиями. Одновременно на руках организаторов имеются списки, где напротив фамилии школьника проставлено место в аудитории и номер варианта теста, который ему нужно выдать. Вот тут-то и есть слабое место! Я как специалист по основной технологии считаю, что здесь очень высокие риски нарушения информационной безопасности. Без особых проблем можно вмешаться в процедуру экзамена, выдать нужным людям нужный вариант теста. Я лично возражал против привлечения к ЕГЭ ЗАО "КРОК инкорпорейтед", говорил об этом министру, на коллегии и парламентских слушаниях. В такой ответственной акции, как ЕГЭ, подобную технологию использовать нельзя. Если бы раньше какой-нибудь ректор-новатор попробовал провернуть такое у себя в вузе, его бы попросту сняли. А с ЕГЭ, получается, все проходит».
 
***********************************
 
Съезд руководителей вузов страны - VIII съезд Российского союза ректоров - проходит в непростой обстановке, сообщает «Независимая газета» от 9 июня.
 
Значимость мероприятия подчеркивает еще и тот факт, что его посетил глава государства. А переживаемый момент приметен прежде всего тем, что существенным образом изменилось материальное положение вузов. В университеты пришли большие деньги. Кстати, и президент РФ Владимир Путин не преминул напомнить ректорам на съезде, что федеральный бюджет, выделяемый на высшее образование, составляет сегодня 140 млрд. руб. А 17 высших школ – победителей конкурса инновационных вузов – получают гранты на общую сумму в 10 млрд. руб. В общем, образование становится ресурсной и капиталоемкой отраслью. Поэтому оно стало вдруг интересно многим. Наконец, к нему повернулся лицом и российский бизнес. Буквально в первый день работы съезда ректоры и представители бизнес-сообщества поспешили подписать ряд соглашений о стратегическом партнерстве.
 
Но дружить с бизнесом ректоры будут, как выясняется, со всей осторожностью. Даже во вступительном докладе президент Союза ректоров России Виктор Садовничий попытался заранее оговорить риски, возникающие с изменением статуса высших образовательных учреждений. Это на тот самый случай, когда думали, как сделать лучше, а получилось – как всегда. Законопроекты об автономных учреждениях и государственных автономных некоммерческих организациях годами бродили по самым разным кабинетам. В апреле этого года депутаты внесли в Думу проект закона «Об автономных учреждениях». По мнению авторов, автономное учреждение имеет неоспоримые преимущества перед существующими бюджетными учреждениями. Новая форма позволит учреждению легче формировать, внедрять и изменять структуру и механизмы управления, привлекать инвестиции и расширять источники финансирования, а также многое другое.
 
Российский союз ректоров считает, что отсутствие планомерного финансирования образовательных учреждений равносильно превращению их в коммерческие, по сути, организации. Подталкивая эти учреждения к рынку, государство поставит их перед необходимостью расширять платность услуг. Что приведет к нарушению гарантий доступности образования. Ректоры боятся потерять не только свою финансовую самостоятельность, но и возможность проводить самостоятельную политику в вузе. Поэтому требуют от властей уточнений, что представляет собой аттестация ректора общественной комиссией при выборах главы вуза (каковы критерии отбора). Настаивают на возвращении формулировки в законопроект, согласно которой на пост президента вуза может претендовать только бывший ректор, а не человек со стороны.
 
********************************
 
Когда нужно начинать учить ребенка иностранному языку? Этим вопросом все чаще задаются современные родители. Многих сбивают с толку успехи "лингвистических гениев" настоящего и прошлого. Но, как резонно замечает директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких, феномен Пушкина или Набокова, одинаково блистательно владевших несколькими языками, - редчайшая вещь. По ее словам, обучение трех-четырехлетних детей неродному языку — это ходьба по лезвию бритвы. Рассказывает газета «Известия» от 15 июня.
 
«Педагоги, обучающие дошколят, — говорит Марьяна Безруких, — должны быть специально подготовлены, обучение может проходить лишь в игровой, интерактивной форме. Неумеренные насильственные занятия чреваты серьезными последствиями для психики ребенка. В лучшем случае ему просто перестанет нравиться изучать язык. В худшем случае, обнаружив собственную несостоятельность, не сумев удовлетворить "заявку" родителей, малыш замкнется в себе. Неуспешный ребенок несчастлив, его эмоциональное и социальное развитие замедляется. Изучение иностранного языка только тогда будет эффективным, когда ребенок уже способен понять, а не просто механически запомнить, принципы построения фразы на неродном языке».
 
Огромную роль в процессе обучения играют навыки самоконтроля и концентрации внимания. Таким образом, оптимальный возраст для обучения — десять-одиннадцать лет.  Столь модное сегодня раннее приобщение детей к иностранным языкам может быть оправдано лишь в тех случаях, когда родители в состоянии создать вокруг ребенка соответствующую языковую среду: приглашая на дом гувернера-иностранца или постоянно общаясь с ним на иностранном языке, как это происходит в двуязычных семьях. Но это только знакомство с другим языком, не больше. Абсолютным противопоказанием к занятиям неродным языком можно назвать проблемы с родной речью. Если у ребенка бедный запас слов, грубые нарушения звукопроизношения, то изучение иностранного языка будет лишь помехой для речевого развития.
 
Вирджини Дюран-Тынянских, молодая француженка — основательница и директор трехъязычного центра для детей от 2 до 6 лет "Пти КРЭФ", говорит, что ее маленькие ученики более открыты, более любопытны, раскованны и опытны, чем их сверстники. Они яснее "видят разницы" — и в языках, и в людях. Они толерантны к другим, и окружающий мир не обескураживает их самих. По мнению Вирджини, ранние занятия иностранным языком не мешают усвоению родной речи. Лишь раз у одного малыша возникли проблемы с произношением русского "р" после того, как он научился грассировать. Тем не менее, если с родным языком у ребенка не все обстоит благополучно, с занятиями иностранным лучше повременить. В центре обучаются дети самых разных национальностей: русские, французы, англичане, финны. Для них иностранный язык — не скучная дисциплина, а средство общения. Занимаются все вместе, и обязательно в игровой форме. Через три месяца ребенок начинает понимать, что ему говорят, через шесть — отвечать, через год — говорить. Рассказывая о своих принципах работы с детьми, Вирджини делает упор не на изучении иностранных языков как таковых, а скорее на общем развивающем эффекте, который дают такие занятия.
 
Речевая среда, в которую погружены дети, — решающий фактор в изучении иностранного языка, соглашается и лингвист Дина Алейникова, в недавнем прошлом преподававшая английский в одном из московских центров раннего развития. Если дома родители хотя бы немного общаются с ребенком на иностранном языке, то шансы на то, что у него что-то отложится в памяти, значительно повышаются. Со своим шестилетним сыном Дина занимается английским, но ненавязчиво, просто время от времени вплетая в свою речь английские фразы. Теперь он начинает различать знакомые английские слова на слух в песнях, может прочесть их в журналах или на экране компьютера. Дина считает, что разумные занятия в раннем детстве облегчают восприятие иностранных языков в будущем, повышают детскую самооценку и расцвечивают жизнь ребенка дополнительными красками.