ОБЗОР ПРЕССЫ № 184

18 мая 2006
Сразу несколько федеральных чиновников заговорили о том, как хорошо было раньше, когда выпускники педагогических и медицинских вузов шли трудиться в конкретные школы и медучреждения, сообщает газета «Новые Известия» от 17 мая. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко недавно заявил, что больше половины молодых врачей и учителей после окончания институтов не работают по специальности, в результате чего в этих сферах ощущается явный дефицит кадров.

Решить эту проблему г-н Онищенко предложил радикально: ввести в педагогических и медицинских вузах страны советскую систему распределения. Похожую идею высказал и уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. А вице-премьер московского правительства Людмила Швецова пошла дальше всех – она сообщила, что столичные выпускники вузов будут заключать контракты и отрабатывать 3 года по специальности. На недавнем совещании ректоров медицинских образовательных учреждений Геннадий Онищенко предложил ввести государственное распределение выпускников бюджетных факультетов медицинских и педагогических вузов. Идея такова – государство платит за обучение студентов, а потом они несколько лет должны отработать по специальности, возмещая тем самым нехватку рабочих рук.

Инициативу санитарного врача поддержал и уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. В специальном докладе «Права человека и модернизация российского образования», представленном в начале этой недели, омбудсмен предлагает определить перечень вузов, которые будут получать государственный заказ. В них будет введена система льгот и кредитов и спонсорских средств для получения студентом образования. В остальных высших учебных заведениях обучение, по мысли Лукина, должно быть платным.

Насколько идея возвращения тотального распределения реальна, сказать пока трудно, но своеобразный плацдарм для ее реализации уже есть. В Москве уже полтора года идет эксперимент по распределению выпускников Московского городского педагогического университета. И на днях заместитель мэра московского правительства и глава комплекса социальной сферы Москвы Людмила Швецова заявила о продолжении этой практики. Она заявила, что столичные власти будут заключать со студентами, получающими профессии учителей и врачей, контракты, которые обязывают их отработать 3 года по специальности.

Подобный эксперимент проводит и департамент здравоохранения Москвы. В Российском государственном медицинском университете с 1998 года создан специальный, московский факультет, выпускающий врачей-педиатров и терапевтов. Со всеми поступившими на этот факультет заключается контракт, подразумевающий трехлетнюю отработку в поликлиниках Москвы. «Когда молодые люди поступают, мы заключаем трехсторонний контракт – между университетом, департаментом здравоохранения Москвы и учащимися, – рассказала заместитель декана московского факультета Марина Блохина. – Студенты обязуются учиться, а после окончания учебы – отработать 3 года в поликлиниках. За их обучение платит департамент здравоохранения, он же предоставляет справки о вакантных местах в поликлиниках на должности участковых врачей, педиатров и терапевтов, а также вакансии в «скорую помощь». Студенты могут сами выбрать себе место для работы, могут даже договориться с поликлиникой около дома, главное, чтобы это было государственное заведение. Затем заключается еще один контракт – между выпускником, главным врачом поликлиники и департаментом здравоохранения. Если студент не захочет идти работать, то ему придется заплатить за свое обучение».

Грозный призрак вероятного внедрения распределения уже вызвал беспокойство среди учащихся российских вузов. Перед ними тут же замаячили виды сельских школ и медпунктов. «Очень не хочется, чтобы нас после окончания вузов направляли куда подальше на маленькие зарплаты, – сообщил «Новым Известиям» студент одного из столичных педагогических вузов Илья Носов. – Я, например, учусь на историка, с этим образованием можно не только преподавать в школе. И я уже на старших курсах понял, что учить детей – не мое призвание. Если меня заставят преподавать, то не думаю, что из этого выйдет что-то хорошее». Студенты Российского медицинского университета также с настороженностью встретили известие о возможном тотальном распределении. «У нас в группе все к этому отрицательно отнеслись, – сообщила «НИ» студентка РГМУ Елена Макурина. – Вдруг пошлют куда-нибудь в область на низкую зарплату фельдшером или медсестрой. Но, с другой стороны, нам сейчас очень трудно самостоятельно найти работу по специальности. И если у нас будет гарантированная нормальная должность в больнице, то, может быть, мы и согласились бы на это».

Директора школ также не считают вероятным возврат в прошлое. «Не верится, что введут всеобщее распределение студентов, – считает директор гимназии № 45 Михаил Шнейдер. – Если выпускник не хочет работать в школе, то он этого делать не будет. Педагогика – это такая сфера деятельности, где против своего желания ничего не сделаешь. Дети ведь – не столярные станки. А с кадрами у нас и сейчас сильных проблем нет. У нас сейчас работают молодые педагоги, среди которых есть и выпускники нашей гимназии».

Желание возродить старую систему пугает не только студентов. «На мой взгляд, чиновники в очередной раз пошли не той дорогой, – убежден проректор по учебной работе Московского городского педагогического университета Сергей Атанасян. – Нужно не принудительно заполнять места в школах и больницах абы какими специалистами, а создавать такие условия, чтобы молодежь сама с радостью шла туда. Проблему нужно решать не силовыми методами, а экономическими. Увеличьте зарплату учителям и врачам, предоставьте им бесплатное жилье, и в поликлиниках, школах и детских садах будут выстраиваться очереди кандидатов, а работать там будут только высококвалифицированные специалисты».

Не рады новой-старой затее чиновников и в регионах. «Ни к чему хорошему эта инициатива не приведет, – уверила корреспондента «НИ» учитель истории одной из школ Волгограда Алина К. – Учителя и выживают как раз из-за того, что работают не на одну ставку. Если в школу придет молодой специалист и ему дадут отобранные у какого-нибудь учителя часы, то в скором времени школу покинут оба специалиста. Прожить самой и прокормить семью на одну ставку у нас просто нереально. Я считаю, надо не заставлять людей идти в школы, а ставки повышать. Тогда и сами специалисты туда ринутся».

 
**************
 
Продолжительная дискуссия сопровождала на днях рассмотрение законопроекта об установлении процедуры аттестации ректоров и введении в вузах должности президента. Нужна ли она? Депутаты надеются, что острые противоречия будут смягчены ко второму чтению документа. Мнения некоторых депутатов публикует «Парламентская газета» от 17 мая.

Николай БУЛАЕВ, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, фракция "Единая Россия": «Попытка превратить этот законопроект в некую политическую площадку в борьбе за симпатии ректорского корпуса безуспешна. Абсолютное большинство ректорского корпуса давно оценило для себя, что этот законопроект несет больше положительных вещей, чем содержит в себе рисков. И даже в процедурах, касающихся аттестации (если не передергивать факты), существует защита ныне действующего ректорского корпуса от неправомерного давления на них со стороны разных лоббистских групп, крайне заинтересованных в приходе в конкретные высшие учебные заведения. И я уверен, что аттестационная комиссия будет состоять из профессиональных людей и там не будет врагов народа».

Борис ВИНОГРАДОВ , заместитель председателя Комитета Госдумы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, фракция "Родина" (Народно-патриотический союз): «Сегодня мы уже отменили прямые выборы губернаторов и назначаем их. Завтра мы таким же образом поступим с ректорами. Послезавтра мы это же сделаем с Российской академией наук. Такой проект есть, когда Президент будет выдвигать кандидатуру президента РАН. Нам остается тогда одно. У нас осталось одна должность в стране, которая избираема. И мы тогда должны создать аттестационную комиссию по избранию Президента. Потому что иначе не замыкается вертикаль власти, управления. Поэтому думаю, что законопроект, может быть, и хорошо, но он ничего не даст высшей школе России».

Сергей ПОПОВ, член Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, депутат, не входящий в зарегистрированные депутатские объединения:  «Ректор в институте - фигура служебная. А главных фигур в институте две: студент и преподаватель, ради них строится весь учебный процесс. Вообще образование, с одной стороны, очень консервативная вещь, а с другой стороны, очень тонкая. И здесь, как в медицине, очень важно действовать по заповеди "не навреди". Потому что слом образования в какой-то момент приведет к утрате преемственности, невозможности какое-то время работать. Поэтому я против такого законопроекта».

Юрий КОНЕВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике, фракция "Единая Россия": «Этот закон вообще-то опаздывает. Потому что в реальной работе нормальный ректор всегда опирается на те же общественные организации, на появившиеся попечительские советы. И нормальный ректор всегда ищет поддержку в своем профсоюзе. И ничего здесь страшного нет, как описывают мои коллеги предлагаемую систему. Что касается должности президента, она необходима. Кроме того, многие крупные вузы переходят к системе институтов внутри вузов, и там уже впоследствии возможные функции президента изменятся, потому что президент будет объединять уже несколько вузов, высших учебных заведений, входящих в крупный университет. Поэтому ничего страшного в этом законе нет».

 
************************
Социологи выяснили, по какому принципу нынешняя молодежь выбирает, в каком вузе учиться, сообщает газета «Комсомольская Правда» от 15 мая.
 
Накануне очередной волны вступительных экзаменов, когда абитуриенты дни и ночи напролет ломают голову, в какой институт подавать документы, специалисты агентства «РейтОР» провели опрос среди нынешних студентов. Выяснилось: молодежь вовсе не такая беззаботная, какой кажется скептикам-взрослым. Многие чуть ли не со школьной скамьи представляют себя облаченными в строгие костюмы топ-менеджерами крупных корпораций. Или видят себя успешными дизайнерами, получающими восторженные отклики критиков. А самое главное - молодые люди готовы к тому, что для достижения своих целей нужно много трудиться.
 
Почти половина опрошенных студентов (46,7%) поступили в тот или иной университет, чтобы в будущем получить интересную работу. Еще 37% ребят уверены, что выбранная ими специальность будет востребованной. И, наконец, около 30% респондентов сказали, что главное для них - деньги. А диплом престижного института - отличная возможность устроиться на высокооплачиваемую позицию.
 
*****************************
 
В этом году в  календаре школьного выпускника произошли изменения, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 16 мая. Теперь выпускные вечера можно проводить два дня, 23 и 24 июня, тогда как в прошлые годы на эти праздники выделялось пять дней, с 20 по 25 мая. Такое решение Министерство образования приняло по просьбе правоохранительных органов. Дни нынче тревожные, а милиционерам и два дня следить за веселящимися выпускниками хлопотно, не то что пять.
 
Хотели еще одно ужесточение вменить: выпускные вечера справлять только в стенах родной школы. Родители и сами школьники взбунтовались не на шутку. С начала октября закидывали гороно письмами-просьбами, и в итоге наша мэрия разрешила отмечать выпускные в кафе под непосредственную ответственность директоров школ. Судя по тому, что почти все новосибирские кафе, столовые, рестораны в «выпускные» дни уже арендованы, школьные руководители у нас отважные. Правда, в помощь им выделят по два милиционера, которые будут сопровождать школьные группы от выдачи аттестатов до утреннего выхода из кафе. На городских улицах милицейские подразделения в эти дни будут дежурить в усиленном режиме.
 
Сбор денег на выпускные вечера начался еще до нового года. Самая скромная сумма — три с половиной тысячи рублей с носа. Это нехитрый ужин в столовой (горячее, салат, напитки и конфеты), дискотека, фотоальбом и цветы. Остальное — аренда, закупка фруктов и спиртного (многие родители сами предлагают прикупить выпускникам немного винца). Цены в общепитах кусаются, поэтому что-то приходится закупать на рынках. Если, конечно, с хозяином столовой договорятся. В противном случае фрукты и спиртное придется оплачивать на месте, что увеличит стоимость ужина на треть.Что касается элитных клубов и кафе — эти заведения просят за «ночную» аренду с ужином по сто, а то и двести тысяч рублей. В каждой школе в среднем выпускается пятьдесят — семьдесят ребят, так что получается с каждого примерно по три-четыре тысячи рублей только за ужин. Добавим стоимость цветов, фотоальбома, оплату тамады. В результате родителям нужно выложить не меньше восьми тысяч рублей. Сколько стоят «выпускные радости» в частных школах — можно только догадываться. Говорят, что цена доходит до пятнадцати тысяч рублей.
 
Теперь одежда. Сначала на последний звонок. Здесь в выгодном положении мальчики: им можно купить один костюм. Для мальчиков средние цены таковы: двойка — две с половиной тысячи рублей, рубашки от трехсот до восьмисот рублей, галстук или бабочка — пятьдесят — триста рублей, туфли — от тысячи до двух. Девочки, по традиции, на линейку выходят в школьной форме советских времен: темное платье и белый фартук. Хорошо, если такой наряд сохранился от бабушек и мам, а если нет, прямиком на барахолку. Здешние торговцы предлагают фартуки от двухсот до пятисот рублей. Цена зависит от покроя: чем больше рюшек — тем дороже. Форменные платья — от трехсот до шестисот рублей. Белые банты — необходимый атрибут последнего звонка — сто-двести рублей. Впрочем, самые внушительные траты приходятся на девичий выпускной прикид. Девчонки — народ привередливый. Им хочется затмить своих сверстниц сногсшибательным платьем, моднючими туфлями, невиданными аксессуарами, чувственным макияжем и модной прической. Ценового предела здесь не существует.
 
Те, кто располагает средствами, отправляются в салоны, где на ценниках сплошные нули. Вечерние платья российских брендов стоят от десяти до сорока тысяч рублей, западных — от тысячи долларов. Можно воспользоваться прокатом. Внести залоговую стоимость, оплатить аренду (процент от стоимости платья), отгулять в нем выпускной и вернуть обратно в магазин. Правда, возврат гарантируется лишь в том случае, если платье будет в целости и сохранности. Но, не дай Бог, приемщицы заметят хотя бы маленькое пятнышко — залоговых денег не видать. Туфли в салонах стоят от двух с половиной тысяч до десяти тысяч рублей. Аксессуары — две-пять тысяч рублей. Макияж у профессионального визажиста обойдется как минимум в пятьсот рублей. Прическа у элитного парикмахера — полторы — две тысячи.
Что и говорить, выпускные вечера бьют по семейному бюджету. Но ничего не поделаешь, так хочется, чтобы твой ребенок был самым красивым и нарядным.