ОБЗОР ПРЕССЫ № 398

28 февраля 2011
Победители олимпиад будут поощряться
 
«Российская газета» от 25 февраля публикует перечень олимпиад и других состязаний, победители которых могут рассчитывать на премии от государства. Комментарии – в заметке под названием «Премия для гения».
 
Кроме самых известных олимпиад – Всероссийской и Международной, в списке еще 184 конкурса, которые разделены по темам: научно-техническое и художественное творчество, профессиональное мастерство, социально значимая и общественная деятельность, любительский спорт, региональные состязания.
 
Перечень составлен так, что шансы получить премию есть у учащихся всех уровней образования – от школьников до аспирантов, которые станут победителями или призерами. Предусмотрены поощрения для детей-сирот и для тех, кто ограничен в своих физических возможностях. Речь, к примеру, идет об участниках фестиваля «Шаг навстречу» или конкурса «Созвездие». Самая масштабная поддержка будет оказана участникам Всероссийских и Международных предметных олимпиад школьников. Премии вручат 310 победителям и 1080 призерам. Для лучших учащихся ступени начального профобразования на Всероссийской олимпиаде предусмотрено 39 премий, для тех, кто получает среднее профобразование, – 42, студенты вузов могут рассчитывать на 192 премии. Для всех призеров региональных олимпиад и конкурсов тоже предусмотрено материальное поощрение. Самую большую помощь из бюджета на поддержку одаренной молодежи получат Свердловская, Новосибирская, Кемеровская, Московская, Ростовская области, Дагестан и другие регионы.
 
Итоги вузовского набора 2010
 
Этой осенью в России прибавилось 448 тысяч студентов-первокурсников. При этом в университеты зачислено на 169 человек больше, чем планировалось изначально. Ажиотаж дневного обучения покрыл недостачу абитуриентов с подходящими баллами по Единому государственному экзамену у «вечерников» и «заочников» и обеспечил общее превышение контрольных цифр приема. В результате ректоры подписали приказы на 556 дополнительных студентов очных отделений. Такие итоги вступительной кампании-2010 подвели на коллегии Министерства образования и науки России. Подробности – в статье «В 2010 году вузы набрали 169 лишних студентов», опубликованной в газете «Комсомольская Правда» от 22 февраля.
 
Среди «ударников» вступительной кампании оказались МГУ имени Ломоносова (перебор на 225 человек, по очной форме – 230 человек, зачислено на 6,19% студентов больше запланированного количества), Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (2 и 56 человек, 8,5%), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при правительстве Российской Федерации (1 студент очной формы обучения). Кроме того, превышен норматив в вузах подведомственных Минэкономразвития и Минюсту России. Недобрали учебные заведения Минобрнауки (240 человек, по очной форме обучения 448 человек, 0,25% от планового приема), Минтранса (273 человека, 1,4%), Минспорттуризма (28 человек, 0,7%). Заметная нехватка студентов обнаружилась в аудиториях Морского государственного университета имени Невельского (Приморье) и Государственного университета «Московский институт стали и сплавов». Возникли проблемы у целого ряда отраслевых вузов, в первую очередь – транспортных. 
  
Минобрнауки России выяснило, какие специальности оказались наиболее и наименее востребованными этим летом у абитуриентов. По итогам вступительной кампании 2010 года вузы набрали на 316 человек больше студентов гуманитарных факультетов, чем планировали. Такие данные привела директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки России Татьяна Давыденко. «По группе специальностей, связанных с физико-математическими науками, мы приняли на 513 человек меньше, чем планировали, – продолжила Давыденко. – Заметный провал случился и среди педагогов – в вузы поступили на 170 человек меньше, чем мы были готовы принять. А вот по естественным, гуманитарным и социальным наукам, здравоохранению, информатизационной безопасности, экономике плановые цифры превышены». 
 
Большой недобор есть у металлургов и морских техников. «Нам надо не опустить образование по этим непривлекательным специальностям, – полагает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. – Для этого целесообразно сократить число бюджетных мест и ввести минимальный балл ЕГЭ по профильному предмету – скажем, 50 баллов, но при этом сохранить вузу финансирование. Тогда возрастет уровень подготовки каждого принятого студента, и абитуриенты снова захотят учиться по этим специальностям». Ректоры технических вузов, объясняя проблемы набора, сослались на то, что выпускники этого года редко сдавали ЕГЭ по физике, соответственно, не смогли попасть в конкурс. Кроме того, во многих мореходных и летных училищах гражданской авиации возникла другая проблема. На их мужские специальности могут поступить только здоровые ребята, прошедшие строжайшую медкомиссию. Причем большая часть идет в вуз после окончания ПТУ или техникума. А таких крепких парней с удовольствием принимают не только вузы, но и военкоматы. В результате многие потенциальные абитуриенты не смогли даже подать документы на поступление: их призвали в армию. 
 
Оценки преподавателей вузов, выставленные во время первой сессии, совпадают с баллами по ЕГЭ. Кто хорошо учился в школе, тот и в университете не пропадет. Банальную истину с цифрами в руках доказали на коллегии Министерства образования и науки России. «Мы провели анализ: с какими баллами абитуриенты поступали в вузы на различные специальности и как они в среднем сдали первую сессию, – рассказала директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки России Татьяна Давыденко. – В итоге выяснилось: чем выше был конкурс на факультете, тем лучше учатся студенты».
 
Кроме того, чиновники министерства выяснили, что студенты, поступившие на общих основаниях, учатся в целом лучше, чем их однокашники, попавшие на студенческую скамью на льготных условиях или по целевому набору. Исключение составляют только победители и призеры олимпиад школьников – они выпадают из этой корреляции. Объяснить их образовательную траекторию никто не берется, только подводят разнообразную статистику. Например, достоверно установлено, что минувшей осенью 9632 «олимпиадника» осели в 179 вузах, большинство из них выбрали физико-математические направления, экономику и управление, гуманитарные науки или всевозможные компьютерные специальности. 
 
Новосибирские педагоги – о недочетах нового стандарта
 
Новосибирские учителя-словесники написали открытое письмо, в котором поддержали своих коллег, выступивших против федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС). Письмо они послали в редакции федеральных СМИ и в адрес Министерства образования. Об этом рассказала предметной комиссии по русскому языку Новосибирского управления образования Ольга Волкова. Подробности – в статье «Туповатые, но здоровые»?, опубликованной в газете «Вечерний Новосибирск».
 
«Если новые стандарты будут внедрены, то мы потеряем большие образовательные области, – объясняет Ольга Александровна. – Как следствие, из школы будут выходить полуграмотные люди». По мнению Ольги Волковой, ни в коем случае нельзя переводить в разряд «предметов по выбору» литературу и русский язык, поскольку именно эти предметы являются основой воспитания национальной культуры, патриотизма, формируют менталитет. Еще одно опасение педагогов связано с тем, что новые образовательные стандарты, в соответствии с которыми бесплатно школьники будут получать только базовый минимум знаний, вызовут «утечку мозгов» не только на уровне ученых и высококвалифицированных специалистов – это происходит в нашей стране уже давно. Страну любыми путями постараются покинуть семьи с детьми только ради того, чтобы переселиться в государства с бесплатным и полноценным школьным образованием, такие как Швеция, Австрия, Финляндия и другие.
 
Директор Второй Новосибирской гимназии Ирина Михно предполагает, что, возможно, новые образовательные стандарты не так страшны, как сейчас кажется. Но понять это можно будет только тогда, когда вкупе с содержанием стандартов будет прописан механизм их реализации. Например, останутся ли обязательными для сдачи в форме ЕГЭ русский язык и математика? Или для получения аттестата зрелости необходимо будет доказать только полноценное владение такими предметами, как физкультура и ОБЖ? Или такой вопрос: «Вряд ли в 14-15 лет человек способен осознанно сделать выбор: какую группу дисциплин изучать, а от чего отказаться, – говорит Ирина Михно. – Кто будет нести ответственность, если окажется, что выбор сделан неправильно?»
 
На самом деле учителей больше другое волнует: сейчас рабочая неделя школьника, а значит, и учителя составляет 36 часов. Если базовое количество школьных часов снизится, то учителя могут потерять в заработке, который исчисляется, исходя из стоимости одного академического часа. Разумеется, педагогов беспокоит, что подростки в результате предоставленного им выбора получат совершенно ненужную свободу и начнут заполнять ее совсем не теми занятиями, которые способствуют развитию гармоничной и патриотически настроенной личности. Начальник отдела сопровождения государственной итоговой аттестации Центра оценки качества образования Николай Могилев не разделяет всеобщей паники и советует не бояться новых стандартов: «Сейчас в обязательной школьной программе для старших классов значится 14 предметов. Новые стандарты предусматривают порядка 11 предметов, обязательных для изучения. Другое дело, что уровень изучения этих предметов школьники смогут выбирать». Кроме того, обращает внимание коллег Николай Могилев, нужно признать, что рациональное зерно в идее модульного обучения все же есть: «Не так много людей в состоянии овладеть всеми науками в совершенстве. Большинство людей делятся на технарей и гуманитариев». И если ребенок гуманитарий, никакой педагог, даже самый талантливый, не сможет научить его основам сопромата и высшей математики, которые проходят на заключительной стадии программы старшей школы. Так стоит ли превращать учение в мучение?
 
«Старшеклассник не может полностью отказаться от изучения литературы, физики или математики. Минимальное количество часов он все равно должен будет освоить, – подчеркивает Николай Могилев. – Основная задача, которую преследуют создатели ФГОС, – выполнить заказ государства, которому нужен гражданин, обладающий хорошим физическим здоровьем, ведущий здоровый образ жизни, готовый к грамотным и адекватным действиям в чрезвычайных ситуациях. Поэтому физкультуру и ОБЖ все школьники будут изучать в одинаковом – большом – объеме». На этот счет абсолютно откровенно, без обиняков высказался депутат Госдумы, лидер ЛДПР Владимир Жириновский: «Государству нужны здоровые граждане. Пусть тупые, но здоровые. На то, чтобы содержать больных, даже умных, у государства нет средств. Физкультура и ОБЖ – как раз те предметы, которые обеспечивают здоровье. Поэтому они – главные».
 
О ценности исторического знания
 
В Российском государственном гуманитарном университете прошла международная конференция «Университетский потенциал исторического знания и исторического образования в контексте современной модернизации». Разговор шел о будущем исторического знания и о школьной истории. Как оказалось, главное в преподавании этого предмета – отнюдь не учебники, о которых обычно много говорят. Главное – это учитель. Рассказывает «Независимая газета» от 15 февраля в статье «Тиражирование исторического знания».
 
«Чем надо сегодня активно заниматься, так это подготовкой учителей. Гениальный режиссер Ростоцкий совершенно верно расставил акценты в своем фильме «Доживем до понедельника»: «Учебник может быть даже один, важно другое – какой у нас сегодня учитель», – подчеркнул ректор РГГУ Ефим Пивовар. – Именно поэтому мы создали Ассоциацию учителей. Мы хотим выслушать педагогов и точно узнать, чем конкретно можем им помочь. Разумеется, все они окончили разные вузы страны, и мы считаем себя просто обязанными держать их в курсе всех новостей. Кроме того, мы не можем оставить их один на один со всем тем колоссальным объемом знаний и валом фальсификаций, которые обрушились на них. Разумеется, мы ищем и иные формы взаимодействия».
 
По словам Пивовара, планируется создать портал «Родная история». «Это название отражает более широкое понятие, чем читается в названии с ходу, – считает ректор РГГУ. – Мы хотим, чтобы портал использовал все имеющиеся в нашем распоряжении сегодня ресурсы – материалы «Общества архивистов», «Общества краеведов»... Планируем разместить лекции ведущих академиков, записи с круглых столов, рецензии на материалы в СМИ. Хотим серьезно заняться тиражированием исторического знания. Ведь книги, которые сегодня издают историки, выходят очень маленьким тиражом – 500-1000 экземпляров».
 
Между тем, уверен директор Института российской истории РАН Юрий Петров, интерес общества к истории сегодня велик. Последние 20 лет были плодотворными для российских историков в связи с открытием новых архивных документов, но вместе с тем и благоприятными для появления всякого рода спекуляций на теме и откровенных фальсификаций. И один фактор, который уже сказался сегодня, – это кризис национального самосознания в обществе. «На глазах общества происходит «дебилизация поколения, – уверен Юрий Петров, – а способствует этому современная масскультура». Миссия историков – защитить историческое знание от признаков мистицизма, оккультизма, псевдоисторизма.
 
Интерес к истории велик, соглашается с Юрием Петровым академик Российской академии образования Сигурт Шмидт, но историю население лучше воспринимает не из академического исторического знания. Вообще, когда говорят об увлечении масс, чаще всего делают акцент на государственно-политической истории. А между тем история повседневности интересует простых людей гораздо больше. Это надо помнить и при преподавании истории в школе. Кроме того, уверен ученый, школьники лишены способностей абстрактно мыслить. Этот опыт приходит с годами. И поэтому Древний Рим часто остается ими так и не «открытым». Лучше давать детям те темы, что им ближе и более понятны по возрасту. Директор Института этнологии и антропологии РАН Владимир Тишков тоже поднял вопрос о преподавании истории. Он считает, что сегодня на первый план выходит вопрос «интернационализации» истории: «Нельзя сделать так, чтобы в Казани в разных классах одной школы одни ученики читали про какие-то исторические события со знаком «плюс», а другие со знаком «минус». Потому что на перемене школьники обязательно передерутся между собой».
 
«История, конечно, – идеология, но все-таки это больше наука, – заметил Ефим Пивовар. – Сегодня же появилась новая формулировка – «историки традиционной ориентации». Очевидно, имеется в виду, что бывают и «нетрадиционной». Мы дожили до того, что профессиональное общество историков не имеет профессиональной ассоциации, журнала и т.д. И исчезло само понятие «историческая культура». Николай Сванидзе, член Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, подытожил, что сейчас будут активно развиваться два направления: академическое и экранная публицистика. И для молодых людей, карьерно ориентированных, второе направление, безусловно, будет более интересным. «Интерес к популярной истории у молодых не приводит к заинтересованности в историческом знании – слишком много врали раньше… Ну а у власти нынешний интерес населения будет вызывать соблазн воспитывать юное поколение на исторических примерах», – заметил Николай Сванидзе.  
 
Без нравственного воспитания не обойтись
 
Школа должна стать центром духовно-нравственного воспитания гражданина России. Российская академия образования уже разработала соответствующую концепцию, которую включили в широко обсуждаемый сегодня стандарт для старших классов. Осталось понять, как это будет работать в реальной жизни. Участники состоявшегося в четверг в Общественной палате «круглого стола» «Современное воспитание молодежи. Духовно-нравственные аспекты» и пытались это выяснить. Рассказывает газета «Известия» от 18 февраля в статье «Антидухлесс» придет к школьникам».
 
Законопроект Федерального стандарта для старших классов школы сегодня не ругает только ленивый – в том числе и за его идеологический аспект. Действительно, духовно-нравственному воспитанию учащихся посвящена отдельная и самая большая глава нового стандарта. Как выяснилось, у нее есть автор – Александр Данилюк, главный редактор журнала «Педагогика», член-корреспондент РАО. Именно в недрах Российской академии образования и родилась в прошлом году концепция духовно-нравственного воспитания молодежи, которую и будут внедрять в школах.
 
По словам Данилюка, «в стандарте уделяется первостепенное внимание воспитанию», поскольку принято решение вернуться к единству воспитания, образования и развития, которое в последние 20 лет было утрачено. Каждое образовательное учреждение при переходе на новый стандарт будет обязано разработать собственную программу духовно-нравственного развития учащихся. Данилюк не настаивает, чтобы это был набор неких предметов. По его мнению, «это должна быть программа нравственного уклада школьной жизни, поскольку воспитывают не слова, а среда». Получается, что школа должна стать островком духовно-нравственной жизни. При этом работать ей приходится, по словам того же Данилюка, в агрессивной среде.
 
Стандарт предусматривает, что школа также должна обеспечить повышение педагогической культуры родителей. То есть заодно воспитывать или, скорее, перевоспитывать и взрослых – для достижения «социального партнерства». Александр Данилюк признает, что все это серьезно увеличит нагрузку на учителей – «они уже стонут, но работы будет еще больше». Как это будет сочетаться с материальным вознаграждением, непонятно. Получается, обозленные и раздраженные от возросшей нагрузки и вечного безденежья учителя должны воспитать высоконравственных граждан нашей страны. Какая-то нестыковочка получается. Александр Данилюк и сам это понимает, заявляя, что без кадрового и материального ресурса проблемы воспитания не решить и школу «нельзя оставлять один на один с новым стандартом».
 
Впрочем, оказывается, и без нового стандарта в школе есть резервы для воспитания полноценной личности, надо их только правильно использовать. По убеждению Александра Мелик-Пашаева, главного редактора журнала «Искусство в школе», это гуманитарно-художественные дисциплины. Именно на этих занятиях можно привить ребенку чувство прекрасного, способность понимать других людей и сопереживать им. «Если человек растет эмоционально бесчувственным, то чем он успешнее во всем остальном, тем опаснее для общества», – уверен Мелик-Пашаев. Но проблема в том, что именно гуманитарные дисциплины в последнее время активно вытесняются из учебного процесса. Например, сочинение, когда-то обязательное для выпускников старших классов, больше не является таковым. А ведь способность грамотно излагать свои мысли на художественную тему тоже характеризует развитие личности.
 
Госдума – об образовательном кодексе
 
Из-за ляпов и недочетов эксперты Госдумы решили предложить свой вариант нового закона. В Государственной Думе на круглом столе, организованном партией «Справедливая Россия», эксперты сошлись во мнении, что если стандарты старшей школы еще можно как-то переделать, то закон нужно писать заново от начала и до конца. Об этом – газета «Московский Комсомолец» от 24 февраля в статье «Образовательный кодекс вновь перепишут?»
 
«Нам необходимо реформировать систему образования. Об этом свидетельствуют хотя бы результаты недавнего социологического опроса, свидетельствующего, что примерно треть россиян убеждены в том, что Солнце вращается вокруг Земли, – говорил Николай Левичев, руководитель фракции «Справедливая Россия». – Но как ее реформировать – это другой вопрос. Если мы сегодня неправильно выберем реформаторскую парадигму, это может иметь печальные последствия в жесткой конкурентной борьбе на мировой арене за место под тем самым Солнцем, вокруг которого пока крутится Земля». «Еще летом закон об образовании составлял 251 страницу, а к зиме его сократили до 120, и 25 из них занимают определения. Составители за несколько месяцев выкинули больше половины текста, не содержащего никакой ценной информации! – возмущался академик Владимир Попков. – Но и после сокращения законопроект не стал четче: не прописаны пункты ни о начальном, ни о профильном образовании. Если собрать 15 квалифицированных экспертов от министерства образования, то за две-три недели был бы готов адекватный законодательный акт».
 
Несмотря на то, что на авторов закона вылилось достаточно критики, по мнению вице-президента ассоциации негосударственных вузов Александра Агеева, они ее не восприняли. «Так может их вовсе нужно сменить?» – Агеев в своей оценке рабочей группы был категоричен. Если в новом законе есть термин «образовательная услуга», то, по мнению Александра Агеева, должна быть прописана и процедура организации государственного тендера, и критерии победителей, получающих госзаказ: «Ведь за такой «кусок» захотят побороться не только государственные, но и частные школы, колледжи и вузы». Например, такая образовательная услуга, как репетиторство. Нужна ли она? «Чтобы не насаждать репетиторство, требования к ученикам в школах должны полностью соответствовать требованиям к абитуриентам в вузах, а сейчас между ними существует разрыв», – считает Виктор Демин, президент союза директоров средних специальных учебных заведений.
 
Со стандартами еще меньше ясности, чем с образовательным кодексом. Евгения Абелюк, учитель лицея №1525, одна из противников проекта новых стандартов, считает, что даже после редактирования в них осталась масса недочетов: «Во-первых, нужно облегчить содержание предметов, чтобы было можно заниматься развитием мышления ребенка – этого не было сделано. Во-вторых, предмет «биология» вообще может выпасть из программы из-за предоставления ученикам выбора. В-третьих, содержание курса ОБЖ не отражает того, что в его рамках действительно будет преподаваться. Детей надо учить, как обезопасить свою жизнь, а там дают инструкции, как встать на учет в военкомат или что-то подобное. Но что самое непонятное, как будет финансироваться этот новый стандарт? Сколько средств будет выделено и на что?» Собравшиеся в Госдуме эксперты приняли решение подготовить новый законопроект «Об образовании» и выставить его на всеобщее обсуждение. На образовательные стандарты «думцы» пока, видимо, решили не замахиваться.