ОБЗОР ПРЕССЫ № 166

02 декабря 2005

«Российская газета»

Бюджет образования на 2006 год составит 132 миллиарда рублей, сообщает глава Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин на страницах «Российской газеты» от 1 декабря.

По сравнению с нынешним годом финансирование образования увеличится практически наполовину - в 2005 году оно составило 94 миллиарда рублей. Многое в нынешнем бюджете, по словам Григория Балыхина, впервые. Впервые предусмотрены расходы на содержание вновь вводящихся объектов. А это 200-300 тысяч квадратных метров ежегодно (школы, общежития, детсады). Первый раз за последние годы дополнительные средства - 549 миллионов рублей - будут выделены для детей-сирот. Причем львиная доля этих денег пойдет на оплату их проезда. Впервые 2,3 миллиарда рублей пойдет на то, чтобы обеспечить школы учебно-методическими пособиями.

Однако приоритетами финансирования системы образования остаются стипендии и зарплаты. В этом году и студенты, и педагоги получили прибавку к своему кошельку дважды: студенты вузов положили в карман по сто рублей в апреле и в сентябре, и пока базовая стипендия составляет 600 рублей. Педагоги "обогатились" в январе и сентябре, в целом их доходы увеличились на 13 процентов. Новый год порадует студентов вузов и учреждений начального профобразования. С первого января 2006 года их стипендии вырастут на 50 процентов и составят 210 рублей. Не густо, но все же. В полтора раза с началом 2006 года подрастут стипендии для аспирантов и докторантов - до 2 и 3 тысяч рублей соответственно. Уже подготовлены и в скором времени отправятся в администрацию президента РФ документы о повышении президентских и правительственных стипендий. Студентам - с 800 до 1600 рублей, аспирантам - до двух тысяч, а учащимся техникумов - с 350 до 700 рублей. Повышение зарплаты коснется в первую очередь школьных учителей первых трех квалификационных разрядов. А в конце весны 2006 года особая индексация ожидает педагогов первого разряда. С первого мая их зарплаты увеличатся на 37,5 процента.

Кроме общих расходов Рособразования на 2006 год, предусмотрены дополнительные средства на повышение заработной платы преподавателям высшей школы - кандидатам и докторам наук. С первого ноября 2006 года надбавка за ученую степень (не считая оклада) для кандидатов наук вырастет до 3000 рублей, для докторов наук - до 7000 рублей. На это бюджетом выделено 3 миллиарда рублей. А на 2007 год запланирована вообще беспрецедентная сумма - 18 миллиардов рублей. «Надбавка за степень коснется не только вузовских профессоров, но и сотрудников всех научных учреждений, - уточнил министр Фурсенко. Однако эту прибавку получат лишь те кандидаты и доктора, кто работает по теме диссертации. "Если человек защищался по истории, а преподает математику, вряд ли ему полагается надбавка. Пусть сначала докажет свою квалификацию», - считает министр.

«Парламентская газета»

Минобрнауки много раз порывалось ввести в школах медицинское обследование школьников, которое помогло бы выявить наркоманов. Но каждый раз ведомство останавливал аргумент: принудительный осмотр противоречит правам ребёнка. С другой стороны, по статистике получается, что ребёнок приобщается к наркотикам со школьной скамьи. Как быть? К 2008 году все школьные компьютеры, подключенные к Интернету, оснастят "антинаркотическими" фильтрами - системами, отлавливающими ссылки на наркотические сайты. По подсчётам специалистов, массовая чистка школьного Интернета может обойтись Минобрнауки в 50 млн. долларов. Но будет ли она эффективной? Такими вопросами задается «Парламентская газета» от 1 декабря.

В России 4 млн. человек употребляют наркотики, из них 65 процентов, то есть более двух миллионов, - молодежь. Специалисты отмечают еще одну неприятную тенденцию: возраст потребителя психотропных веществ снизился. Наркотики подростки начинают принимать с 11 лет. Главный метод борьбы с наркоманией - профилактика. «Нельзя уповать только на профессионализм сотрудников правоохранительных органов, тоннами изымающих наркотики из незаконного оборота, - говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков. - Важно выработать четкие государственные стандарты в системе профилактики. Каждый вложенный в профилактику наркомании рубль экономит 7-10 рублей, затрачиваемых на лечение. Основной упор в профилактической работе должен быть сделан на образовательные учреждения. С детьми должны работать профессионалы».

«Действующее законодательство не обязывает органы государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований заниматься профилактикой наркомании. Понятие "профилактика наркомании" вообще отсутствует в законодательстве. Настала пора активного внедрения как национальных, так и региональных антинаркотических программ, пропаганды здорового образа жизни. И основными проводниками этой работы должны стать образовательные и научные организации, студенческое сообщество как представители наиболее интеллектуальной части общества. Но эта работа окажется малоэффективной, если мы не сумеем создать четкий механизм взаимодействия государственных органов власти, местного самоуправления и общественных организаций по профилактике наркомании. Разработано и направлено в Правительство более 20 предложений по профилактике наркомании, по молодежной политике, по предупреждению безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков, - говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова. - Мы предлагаем Правительству пересмотреть список специальностей, для занятия которыми существуют ограничения по медицинским показателям. Одним из ограничений должно стать употребление наркотиков. Те, кто потребляет наркотики, должны быть выявлены на ранней стадии. И вопрос об их занятии рядом профессий должен быть предусмотрен в законодательстве».

Но вот проблема пришла откуда не ждали. Благодаря федеральной программе информатизации российских школ, действующей с 2002 года, к Сети удалось подключить около 10 тысяч учебных заведений, а к 2008 году ожидается, что их станет в два раза больше. С одной стороны, информатизация школ - несомненный прогресс и благо, дети осваивают информационное пространство, учатся не только потреблять, но и искать информацию. Но, с другой стороны, возникает вопрос: а какую именно информацию они пытаются найти в Сети? Отнюдь не всегда дети заходят на специально разработанные образовательные порталы. И вот министр образования и науки Андрей Фурсенко предложил еще один способ профилактики школьной наркомании - Минобрнауки решило ограничить доступ подростков к сайтам, пропагандирующим наркотические вещества. К 2008 году ведомство планирует подключить "антинаркотические" фильтры - специальные системы, отлавливающие ссылки на наркотические сайты по ключевым словам - ко всем школьным компьютерам, подключенным к Интернету.

В этом нет ничего нового. Многие страны практикуют разного рода защиту школьников от нежелательной информации. Например, США защищают своих детей от порнографии, там охоту на ссылки порнографических сайтов ведут люди, которым платят из государственной казны. Специалисты уже подсчитали: установка компьютерных систем фильтрации интернет-сайтов стоит от тысячи до двух с половиной тысяч долларов на школу. Оснащение 20 тысяч учебных заведений сетевыми "антинаркотическими" программами обойдется в 20-50 млн. долларов.

Но все же эксперты считают, что траты на интернет-фильтры неэффективны. Школьники у нас продвинутые, фильтры нижнего ценового диапазона им по зубам. Дорогие системы и обойти сложнее, но для того чтобы они работали, необходимы постоянное обслуживание систем, дополнительные средства. «Все-таки специальные фильтры установить необходимо, хотя полностью это проблему не решит, - считает заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова. - Необходимо помимо этого принимать целый ряд комплексных мер, которые бы школа реализовывала через систему основного общего образования и через систему дополнительного образования. Спорт, музыкальные школы, художественные кружки - главное, чтобы основное и дополнительное образование обеспечивали максимальную занятость ребенка. И тут возникает вопрос качества образования, ведь процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы еще больше заинтересовать ребенка дисциплинами, которые изучаются в школе. Нужно, чтобы школьник был увлечен поисками дополнительных знаний по предметам, тогда ему и на сайты, где пропагандируют наркотики, заглядывать будет неинтересно».

«Одна из мер системы профилактики, которую хочет выстроить Госдума, выглядит следующим образом, - говорит Валентина Иванова, - справка по форме №086У, которую раньше необходимо было представлять при поступлении в вуз, будет возрождена. Эту справку о состоянии здоровья выпускника дополнит заключение нарколога. Абитуриентам придется проходить "нулевой" этап тестирования. Затем, в случае поступления, такие же тестирования будут проводиться в рамках обязательной ежегодной диспансеризации. При поступлении на работу выпускнику придется предъявить работодателю помимо диплома еще и санитарную книжку, где будут отражены все его наркологические перипетии. В следующем учебном году справка будет введена как обязательный документ при поступлении в высшее учебное заведение. А раз она станет обязательной, то школы обязаны к системе медосмотра привлекать и наркологов».

«Аргументы и Факты. Семейный Совет»

Большинство родителей сегодня хотят учить детей иностранным языкам с младенчества. Однако во многих европейских странах, где практически каждый взрослый гражданин знает по нескольку языков, иностранный учат только с 10 лет. А современные методики экспресс-обучения гарантируют, что вы заговорите на любом иностранном через несколько месяцев, будь вам 7 или 70 лет. Так зачем начинать учить язык так рано и учить так долго — все школьные годы? Об этом на страницах газеты «Аргументы и Факты. Семейный Совет» от 28 ноября говорит учитель французского языка одной из московских школ Татьяна Смелякова.

«Язык — это не просто зубрежка слов и заучивание правил, хотя сама по себе зубрежка — вещь исключительно полезная. Ничто не тренирует память так, как систематическое запоминание слов, а лингвистические модели тренируют аппарат мышления не хуже, чем математические. Изучение иностранного языка — это, прежде всего, тренинг общения, умение действовать в нестандартных ситуациях. Но и это еще не все. Есть навыки, приобрести которые легче всего именно в раннем возрасте. Это, прежде всего, произношение. Даже когда вы «забудете» иностранные слова, через много лет ваши губы сами «вспомнят», как надо правильно говорить. На всю жизнь слова, конечно, не зазубришь. А вот если вы учили язык в раннем детстве, «языковой барьер» у вас не появится до старости. Слова же — дело наживное. Психологический барьер — вот основной тормоз общения, преодолеть его очень трудно».

«Изучение языка — это и обучение общению. Это неоценимый психологический тренинг. Человек постоянно ставится в новые, нештатные ситуации. При изучении иностранного языка по классической школьной модели человек получает такие знания и умения, которыми будет пользоваться всю жизнь. Причем, только изучение иностранного языка и дает эти навыки. Есть ли какие-то минусы при раннем обучении? Если преподаватель — грамотный, то чем больше знаний он даст малышу, тем лучше. Даже если ребенок потом и не будет в первом классе учить язык, не беда. Все «пойдет в зачет» — и навыки общения, и интерес, уже личный, ко всему, что связано с родиной этого языка, и многое другое. А слова пусть забываются, здесь ничего не поделаешь».

«Основная опасность не в этом. Например, родители «костьми легли», чтобы определить свое чадо в самый лучший детский сад, где он будет интенсивно изучать язык. Но в первом классе этот вундеркинд один-единственный и знает иностранный. Ему становится неинтересно. Вот это-то и «перечеркнет» все преимущества детсадовского обучения. Дальше родителям нужно искать школу, «подходящую» под детский сад. Чем серьезнее языковая подготовка в саду, тем ответственнее должен быть выбор школы. Лучше всего, конечно, когда в школе малыши продолжают изучать то, что начали в детском саду, когда детский сад и школа связаны единой программой непрерывного обучения. На практике таких связок: школа-детский сад — раз, два и обчелся. В одной французской спецшколе идет эксперимент непрерывного обучения детей, начиная с детского сада, и результат превзошел все ожидания. Уже к 7-му классу ребята осваивают программу спецшколы, а в 11-м — свободно пишут по-французски на любую тему. К ним приезжали эксперты из Швейцарии и Франции и были потрясены».

«Мы сейчас вышли на самый верхний уровень проблемы. Хорошо бы давать в школе ребенку те навыки и знания, которые будут востребованы. Можно научить говорить на бытовые темы. Можно научить навыкам перевода. Знает ли родитель, как сложится судьба его ребенка, что ему будет нужно? И это еще не вся неопределенность. Вот вы выбрали школу с какой-то моделью обучения. А потом переехали. Ребенок переходит в другую. Вариативность — палка о двух концах. Она дает определенную свободу в выборе школы, но намертво закрепляет за ней ученика. А вообще в школе надо учить детей тому, что большинству из них пригодится в будущем».

«Комсомольская Правда»

Кто научит малыша школы не бояться? У корреспондентки газеты «Комсомольская Правда» - пятилетняя сестренка Полина. В апреле начнется запись малышей в первый класс. А в декабре пора подыскивать трехмесячные курсы, где чадо подготовят к учебе. Корреспондент с сестренкой отправилась на такие поиски в Москве, о результатах которых газета рассказывает в номере от 2 декабря.

«Первым делом я потащила Полинку в дошкольное отделение Ломоносовской частной школы. Здесь малышей обучают по технологии «ИнтеллекТ», разработанной учеными во главе с доктором педагогических наук Маратом Зигановым. Суть ее - научить не просто читать, но и усваивать прочитанное, не только слушать учителя, но и самому формулировать и высказывать свои мысли. Все занятия построены на игре и на соревнованиях малышей друг с другом, даже уроки компьютерной грамотности и английского языка. Полинка ходила по классам, как идеально воспитанный ребенок: никаких «хочу это», «не хочу то». Посмотрела, как дети окунают пальцы в краски и рисуют прямо руками (это называется арт-терапия). Потом выдала: «А давай здесь жить?» Школа похожа на мини-отель, в котором есть все для удобства малышей. И стоимость пониже, чем в отеле: подготовка к школе в группах кратковременного пребывания 3 раза в неделю по будням стоит 150 у. е. в месяц, 4 раза в неделю с углубленным изучением английского - 270 у. е., а интенсивный курс из субботних занятий с января по апрель - 300 у. е. Впрочем, цены я сравнивала не с прейскурантом в гостиницах, а со стоимостью курсов подготовки к школе, открытых в соседнем Доме культуры. А это всего 300 рублей в месяц. Но мою экономию беспечный ребенок не одобрил. Малышей заставляли сидеть за партой все 45 минут, рисовать ровные палочки в ряд и дисциплинированно поднимать руку, прежде чем что-то спросить. Через 20 минут Полинка вскочила с места, а через 35 была отправлена за дверь за нарушение дисциплины. Возвращаться мы не стали».

«Моя общительная и кокетливая дома сестренка стесняется новых людей - не только взрослых, но и сверстников. Подумав, что стесняться будущих одноклассников нам ни к чему, я нашла в детском центре «ОбРаз» тренинговую программу «Зеркало» - цикл творческих занятий, направленных на развитие социальной уверенности детей. Раз в неделю малышей учат правильно общаться, не только говорить, но и слушать и понимать окружающих. Объясняют, что нужно спокойно воспринимать различия между людьми, а не дразнить тех, кто короче или шире тебя. Учат и защищаться от насмешек, но не кулаками, а чувством уверенности в себе. Один урок в центре длится 1,5 часа и стоит 250 рублей. Когда мы с Полинкой заглянули в класс, то увидели, как малыши в позе звездочек лежат на мягком ковре. У них минутка релаксации. Несколько минут спустя народ уже кружил по комнате, сцепившись паровозиком, - развивали корпоративный дух. «Давай присоединяйся!» - позвала Полинку молодая педагогиня. Ребенок не заставил себя упрашивать, а пока я ждала сестренку в коридоре, другая учительница объяснила мне, что чувство стеснения у малышей быстро проходит - минут через 30 общения. ...Вчера Полина пыталась познакомиться с молодым консультантом в магазине игрушек. Стеснения не было обнаружено даже в первую минуту беседы».

«В Интернете я нашла объявление от «педагога со стажем». Может, индивидуальные уроки принесут Полине больше пользы? «Педагог со стажем» сказала, что, если мы ей понравимся, она сама будет приезжать в гости, но первое свидание назначила в своей квартире. Выглядела она лет на 60, одевалась, как в 25, и говорила следующее: «Мозг развивается, только когда он работает, так что ребенка надо максимально нагружать информацией. Вы должны нарезать кучу карточек и приклеить на них изображения животных, планет, портреты исторических личностей, ученых и писателей, цифры и математические примеры, разделить карточки на серии и в течение дня показывать Полине. Например, десять раз в день по десять секунд - десять карточек с портретами писателей. Со временем к изображениям нужно будет добавлять факты - дату и место рождения, список произведений и их краткое содержание». Карточки должны были стать основным Полинкиным досугом. На прощание нам назвали цену - 10 долларов за час занятий - и заверили, что через год Полинка станет гением. Только вот второй раз идти в гости к даме ребенок, насупившись, отказался».

«Друзья - родители второклашки - посоветовали перевести Полинку в детский сад, работающий по системе Монтессори. Мол, и платить лишнего не придется - цены, как в обычном детсаду, - и эффект гораздо выше. Здесь развивают ребенка в свободной атмосфере. ...Полинка решила, что мы пришли развлекаться. Делай все, что интересно: рисуй, считай, пиши, а хочешь - вообще стирай. Запрещают только то, что опасно для жизни, например, есть клей или прыгать с крыши. «А почему здесь так много малышей?» - недоумевала «взрослая» сестричка. Оказалось, что здесь считают, что разновозрастные группы лучше: детям полезно заботиться о тех, кто младше. Перед уходом Полинка потребовала обещание, что завтра мы вернемся. Но мама засомневалась. После Монтессори-сада ребенок должен идти в Монтессори-школу и учиться по этой методике до подросткового возраста или даже дольше. А вот в обычной школе, где никто не захочет учитывать индивидуальные особенности первоклашки, у него может возникнуть сильный стресс».

«В общем, выбор большой, - резюмирует корреспондент «КП». - Но в конце концов я поняла: нужно сначала искать школу и толкового учителя начальных классов, у которой Полинке будет интересно учиться. А потом уже идти на школьные курсы. Если, конечно, там не устраивают заумных занятий, а с толком и заботой приучают ребят к дисциплине и расписанию».