ОБЗОР ПРЕССЫ № 152

18 июля 2005

Федеральная поддержка гражданской науки будет удвоена к 2008 году, сообщает «Российская газета» от 7 июля. В результате бюджет отрасли через два года составит не менее 110 млрд. рублей.

Как сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко, его ведомство намеревается провести анализ эффективности всех бюджетных затрат на реформу государственного сектора науки. Когда этот анализ будет завершен, министерство планирует добиваться увеличения финансирования отрасли еще как минимум в полтора раза. В этом случае оклад научного сотрудника составит приблизительно 30 тысяч рублей.

"Почти все показатели, характеризующие положение дел в нашей науке, демонстрировали в последние годы отрицательную динамику", - сообщил Фурсенко. Отечественные предпринимательские организации и государственные структуры не научились быстро и эффективно использовать новейшие инновационные разработки российских ученых. Именно по этой причине многие уникальные разработки наших исследователей остаются невостребованными на российском рынке, "уходя" за рубеж и уже оттуда "возвращаясь" к нам в страну. Кстати, на мировой арене Россия в этой сфере также продолжает терять свои позиции. "Включенность российской науки в мировую науку связана с конкретными личностями, а не с тем, что сама отрасль у нас хорошо развита", - признался министр.

Правительство предлагает конкретные шаги для улучшения ситуации. Во-первых, министерство образования и науки предлагает всячески развивать конкурсную систему финансирования научных учреждений. Для этого понадобится сформировать систему оценки результативности и эффективности институтов. В настоящее время министерство занимается разработкой критериев для проведения подобных оценок. Во-вторых, по словам Фурсенко, государство "должно рационализировать использование имущества научных центров". В третьих, министерство планирует добиваться введения налоговых льгот для научных организаций. "Нужно объявить налоговые "каникулы" для малых инновационных предприятий: небольших институтов, автономных исследовательских лабораторий и т.д.", - сообщил министр.

Андрей Фурсенко также сообщил, что министерство образования и науки ужесточит требования ко всем отечественным вузам. По его словам, в течение последних месяцев министерство образования лишило государственной лицензии 23 региональных филиала "известных вузов". В ближайшее время еще у 10 филиалов будут также отозваны лицензии. Как сообщил Андрей Фурсенко, заметные позитивные изменения в положении отечественной науки будут заметны уже через один-два года. Правда, вернуть себе позиции советской науки, пользовавшейся огромным авторитетом во всем мире, России в обозримом будущем вряд ли удастся.

**********************************

О том, что происходит в российском образовании, на страницах газеты «Вечерний Новосибирск» от 29 июня рассказывает Евгений Сабуров – заместитель министра образования в 1990-м и министра экономики, заместитель председателя Совета Министров РСФСР — в 1991-м.

«В нашей стране, единственной в мире, человеческий капитал был отрицательным. То есть люди без образования получали больше, чем люди с образованием. За 15 лет реформ ситуация изменилась коренным образом. Сегодня на первом месте среди факторов, влияющих на доходы населения, — фактор территориальный. Предыдущий министр образования Филиппов говорил, что система образования участвует в образовании процентов на тридцать. И семья, и двор, и СМИ очень серьезно перекрывают ее деятельность. Роль семьи в образовании сегодня чрезвычайная — такой не было никогда! Когда страна была в целом малообразованной, то школа была неким центром культуры, а учителя были значительно более образованными людьми, чем большинство населения. Но скажите, сколько сегодня выпускников педвузов задерживаются в школе на три года? Ответ — семь процентов. А если еще учесть, что идут туда те, кто не поступил в классический университет, то мы имеем совершенно четкий механизм отрицательного отбора, то есть в школе задерживаются те, кто не смог найти что-то другое».

«По результатам международного тестирования девятиклассников по проверке знаний Россия находится на 15-м месте. Другой тест проверяет уже не знания, а компетентность, и здесь мы 29-е из 32-х; Бразилию, правда, пока опережаем. Это катастрофические результаты для самого лучшего в мире образования — именно так называет его ректор МГУ Садовничий. Когда Германия заняла в таком тесте 17-е место, то там это восприняли как национальную катастрофу, и тогда полетели министры многих земель… Но кто у нас слышал о 29-м месте?! А ведь в новом исследовании результат будет еще хуже. На нескольких уровнях мы можем рассматривать наше образование просто как государственную повинность.

Наш знаменитый социолог Левинсон очень метко сказал, что школа производит лишь один продукт — социализацию ребенка: когда детям 45 минут орут, что они идиоты, то их тем самым подготавливают к будущей жизни… Кстати, самая дорогая система образования у нас — ПТУ: здесь на одного учащегося приходится средств больше, чем на студента. Эта система неэффективная и тупиковая. Но что же делать? Если мы не будем учить детей из социально неблагополучных семей, то скоро вечером нельзя будет в город выйти. Огромная проблема! И оказывается, что это не образование, а отстойник с функцией — удержать людей».

«У нас 70 лет начисто отсутствовало гуманитарное образование, 20 лет не финансировался ВПК — это значит, что обучают технические вузы технологиям 20-летней давности. И кому, скажите, они нужны, если технологии меняются каждые пять лет! Плюс к этому лишь 20 процентов педагогов нашей страны сказали, что, в общем-то, наукой они занимаются… Но это ведь только с их слов. А может ли давать высшее образование человек, который сам наукой не занимается?! Это, простите меня, техникум! А наше высшее образование — это высшее общее образование…

Если мы либералы-рыночники, то никакого другого выхода, кроме как запустить конкуренцию между школами, я не вижу. Конкуренция между вузами уже происходит. И я думаю, что через некоторое время нас ожидает волна слияний и поглощений вузов. Это будет и хорошо, и эффективно. Но можно ли это сделать со школами? Опираясь на мнения людей, мы можем запустить механизм конкуренции, основанный на выборе потребителя. По теневым деньгам этот процесс уже идет… Сегодня мест в вузах больше, чем выпускников одиннадцатых классов. Значит, качество образования должно упасть обязательно. Опять начинается отрицательный отбор, а если вспомним еще отрицательный отбор педагогов, то ухудшение ситуации может принять лавинообразный характер. Если говорить об элитных школах, то сегодня мода на образование за рубежом прошла. В Москве есть школы, где только первый взнос составляет 37 тысяч долларов. Так вот, многие богатые люди забирают оттуда своих детей и стремятся устроить их в обычную, крепкую, хорошую школу. Ко мне, например, часто обращаются за советом порекомендовать такую школу, потому что хорошее образование именно там».

«Даже бедные люди изо всех сил стараются дать детям хорошее образование. Для бедного человека в России образование всегда обладало колоссальной притягательностью, потому что выполняло роль социального лифта. И нам важно, чтобы именно образование, и ничто иное, формировало национальную элиту. Чтобы это были не доходы, не территориальная привязка (питерский — значит, уже министр), не что-то еще, а именно образование! Нужно, чтобы Ломоносов, хоть он и из Холмогор пришел, мог поступить куда угодно. Именно образование должно формировать инновационный потенциал населения России — человеческий капитал, который способен конкурировать с человеческим капиталом других стран».

*******************************

Мама школьницы, крайне удрученная частыми заболеваниями ребенка, однажды положила Кодекс законов о труде рядом с учебным планом. И оказалось, что чиновники из Московского департамента образования более чем в 2 раза завысили предел нагрузки на несовершеннолетних. Рассказывает газета «Труд» от 5 июля.

“Наши дети - рабы. Вкалывают по 60 часов в неделю вместо назначенных КЗОТом 24 часов. Если навесить эту норму на взрослого, он надорвется, - пишет в своем письме Валентина Викторовна Перевозник. - Я не понимаю, почему зарплата педагога прямо “завязана” на количестве часов-уроков. Если не отказаться от принципа “рубли за часы”, то скоро детей просто перестанут выпускать из классов”. Учительская гонка за урочными часами печально сказывается на здоровье школьников. Учебные перегрузки приводят к сколиозу, нарушениям зрения, заболеваниям нервной и сосудистой систем, пищеварительных органов. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, среди российских первоклашек полностью здоровыми можно считать не более 20 процентов, а к 11-му классу их число сокращается до 10 процентов.

Весь учебный год учителя воюют за аудиторные часы, копят их впрок, как маринованные огурцы, чтобы хватило на год. Знакомый американский профессор Стив Керр, ознакомившись с нашими порядками, изумился: “У нас педагогам платят за полный день, проведенный с детьми. А по часам работают только так называемые wet backs - “мокрые спины”: грузчики, сборщики фруктов, временный обслуживающий персонал”. В Европе наряду с высокооплачиваемыми “полнодневными” педагогами сохранились и почасовики. Их вызывают в школу по мобильной связи, чтобы срочно закрыть пустоты в расписании. Платят “мобильным учителям” примерно втрое меньше, чем штатным. Зато внештатники вправе обслуживать сколько угодно учебных заведений.

Недавно коллектив под руководством директора Центра социально-экономического развития школы Анатолия Пинского подготовил проект концепции системы стимулирования труда учителей, которая покончила бы с почасовой оплатой, утвердившейся у нас с 30-х годов ХХ века. По мнению разработчиков, старая система “провоцирует рост числа занятых в образовании работников (рекордный на фоне других бюджетных отраслей); блокирует обновление педагогических технологий; исключает (при 6 - 8 уроках ежедневно) серьезную подготовку преподавателя”.

Что же предлагается вместо принципа “рубли за часы”? Формула авторов проекта проста: деньги - за штатную должность. Кроме уроков, мерой для определения окладов должны стать такие фактически не учитываемые и почти бесплатные формы педагогических занятий, как внеурочная, внеклассная, воспитательная, методическая работа. В результате все сегодняшние изрядно запутанные доплаты и надбавки (за проверку тетрадей, участие в педсоветах, работу с семьями) получат четкое часовое выражение. Сумма этих часов вместе с уроками складывается в ставку, которой соответствует тот или иной оклад. “Ничего нового при создании отраслевой системы оплаты труда изобретать не надо, - уверен заведующий кафедрой Академии повышения квалификации работников образования Николай Решетников. - Просто нужно привести ее в соответствие с КЗОТом. Сейчас все бюджетники, кроме учителей, работают по 8 часов в день. Но обязанности у них разные, что и определяет должностную ставку».

В школах, по мнению Н.Решетникова, следует определить должности и определить как ставки, так и должностные обязанности. К примеру, должность предметника предполагает не только занятия в классах, но и консультации для неуспевающих детей. Это, кстати, подвигнет преподавателей больше заниматься с отстающими. А должность учителя-воспитателя - это ведение воспитательной работы, массовых мероприятий и прочее. Количество ставок легко рассчитать. Скажем, в школе 40 классов - значит, и ставок для работников, организующих в них воспитательную работу, должно быть столько же.

*************************************

Студент — существо ленивое. Самый простой путь помочь себе сдать экзамен — выйти в Интернет, распечатать файл, в котором на нескольких страницах мелким шрифтом изложено содержание всех экзаменационных билетов, и, даже не заглянув в получившиеся шпаргалки, отправиться сдавать. На неофициальных сайтах почти всех вузов непременно присутствует раздел, из которого можно извлечь готовые шпаргалки по каждому предмету каждого курса. О вечном спутнике любого учащегося человека – шпаргалках – рассказывает газета «Трибуна» от 11 июля.

Формулы и даты, выведенные бисерным почерком на бумажных «гармошках», «бомбы» (пачки листов стандартного формата с ответами), пронесенные на теле в аудиторию, загодя исцарапанные парты и расписанные ручкой бедра студенток, — все это уходит в прошлое и расценивается как экстравагантная выходка или наивное чудачество. Гораздо проще тратиться не на распечатки, в самый неподходящий момент вылетающие из-под одежды, а положить деньги на счет своего мобильного телефона. Отправив номер своего билета на сотовый друга, можно спокойно ждать, пока товарищ перешлет нужный материал при помощи SMS. А потом, сделав вид, что смотрит на установленные в мобильном телефоне часы, студент легко и нагло прочитывает, о чем ему придется беседовать с экзаменатором.

С SMS-шпаргалками бороться трудно: мобильник нынче есть у каждого, молодежь умеет набирать сообщения вслепую, на ощупь, под партой, а студенты-«технари», например, могут прикинуться, что пользуются телефоном как калькулятором. Бороться трудно, но тем не менее этому год за годом пытается научиться руководство МГУ, устанавливая на вступительных экзаменах так называемые джаммеры — глушители мобильной связи. В прошлом году университетские «отцы» сами признали, что эксперимент оказался неудачным: мощности аппаратуры не хватало, чтобы охватить аудиторию целиком. От абитуриентов этого года снова не слышно ни одной жалобы на проблемы с сотовой связью во время экзаменов.

Параллельно со стараниями разработчиков глушилок совершенствуются и операторы мобильной связи. Бесплатная услуга Student WAP уже долгое время помогает студентам жульничать на экзаменах. Пользуясь специальной формой на интернет-сайте, пользователь «заливает» свои шпаргалки в общую базу, а на экзамене через поддерживающий WAP мобильный телефон «достает» нужный билет и дальше уже по традиционной схеме все скатывает.

Девушкам же вообще не обязательно знать, что такое Интернет, WAP или SMS, чтобы удачно сдать экзамен. Им достаточно просто распустить пышные волосы, спрятав в них провода ушной гарнитуры своего мобильника, а на экзамене ткнуть в кнопочку приема звонка, прошептать что-то вроде классического киношного «Билет номер 13! Прием!» И старательно законспектировать ответы, продиктованные обложенной учебниками группой поддержки.

Раз уж мы вспомнили фильм о приключениях Шурика, кинем взгляд и на этот легендарный способ «списать» — при помощи радиотехники. Не проходит и дня, чтобы в электронный ящик студента не грохнулось письмо с заголовком вроде «Опять скоро экзамены?!», предлагающее приобрести хитрое устройство на 100, как вас заверяют, процентов гарантирующее положительную оценку. Это устройство — либо радиогарнитура вроде той, которую используют дикторы и спецслужбы для скрытого ведения переговоров, либо беспроводной микронаушник, подключаемый к сотовому телефону.

Однако настоящим «злобным» экзаменаторам совершенно не требуется аппаратура, какая была у профессора из того же известного фильма. В целях борьбы со списыванием они предварительно запугивают студентов предупреждениями о том, что о шпаргалках можно даже и не думать, потому что, хотя мне уже и за 70, но нюх у меня по-прежнему, как у собаки, а глаз, как у орла…