ОБЗОР ПРЕССЫ № 151

30 июня 2005

Закрыть военные кафедры в вузах - такими планами поделилось Минобороны, сообщает газета «Московские Новости» от 24 июня. Приступить к этому собираются уже нынешней осенью. Сегодня в вузах страны 229 таких кафедр, к 2010 году останется только 30, а число обучающихся на них студентов сократится со 170 до 10 - 12 тысяч. При этом все их выпускники будут обязаны отслужить офицерами - от трех до пяти лет по контракту. Если учесть, что не прошедшие такое обучение будут забираться в армию рядовыми, картина проста: все без исключения выпускники вузов должны будут надеть сапоги.

Нынешние законы дают студентам очных отделений вузов, как государственных, так и негосударственных (но имеющих государственную аккредитацию), отсрочку от призыва на время учебы. Если в вузе не было военной кафедры - после окончания могли на год забрать в армию. Если военная кафедра была - в принципе молодой специалист мог отправиться на два года служить офицером, но это случалось нечасто. Треть, а то и меньше, выпускников гражданских вузов надевали офицерские погоны (сейчас таких "пиджаков", как их традиционно называют, около 30 тысяч человек).

Что теперь? А вот что: с 2008 года запланировано сокращение срока срочной службы с двух лет до одного года. И чтобы компенсировать сокращение числа призывников, не имеющих высшего образования, решено "забрить" тех, кто его получил. Это, как полагают в Минобороны, "значительно поднимет интеллектуальный уровень армии". Министр обороны Сергей Иванов (сам в армии, как известно, ни дня не прослуживший) при этом заявляет, что некоторые из военных кафедр "открылись для того, чтобы повысить взяткоемкость вузов". А также, что Россия является "рекордсменом мира по отсрочкам от призыва на службу в армии": причин для отсрочки у нас насчитывается почти три десятка.

Сразу возникли предположения о том, что министр всего лишь проявляет естественную заботу о благосостоянии своего ведомства. Деньги, которые сегодня родители платят за поступление своих детей в вуз, естественно "перетекут" в военкоматы. Что же касается числа отсрочек, то, возможно, мы в этом отношении и впереди планеты всей. Вот только Сергей Борисович забывает добавить, что Россия - один из "реликтов", сохранивших всеобщую воинскую повинность. Наряду с Кубой и Северной Кореей (Израиль не в счет - он почти шестьдесят лет на военном положении).

Заметим: любой социологический опрос гарантированно показывает, что ничтожное количество родителей готово отдать своих детей в рекруты. Более 80% учащихся вузов и большинство преподавателей отрицательно относятся к возможной отмене отсрочек от призыва для студентов вузов, при этом более 70% студентов намерены использовать все способы, чтобы не пойти в армию. Но неужели нет другого выхода, чем поголовный рекрутский набор? "Нет!" - считает Сергей Иванов, неоднократно заявлявший, что никак нельзя отказаться от призыва и перейти к формированию полностью контрактной армии: это "очень дорого".

**********************************

Тенденции и риски профессионального образования обсуждает «Парламентская газета» от 23 июня. В Болонском процессе можно найти плюсы, например участие российских вузов в подготовке иностранных студентов, несомненным плюсом является и "конвертируемый" диплом. Но есть и минусы, например Болонский процесс предполагает уравнивание подготовки. Другой минус - ожидаемая колоссальная утечка мозгов. Последние 15 лет идёт борьба двух направлений в образовательной политике - элитарного и социального. Сторонники первого направления считают, что качественное образование должно быть доступно людям с высокими доходами. Другие же полагают, что учиться надо всем независимо от толщины кошелька.

Вице-президент Российской академии образования Владимир Борисенков обратил внимание на последнюю тенденцию - желание Правительства распространить рыночные механизмы на сферу образования.

Впрочем, эта мысль шла рефреном в большинстве докладах выступающих. Работников вузов волнует изменение статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений на так называемые АУ - автономные учреждения и ГАНО - государственные автономные некоммерческие организации. Как только образовательное заведение теряет статус "учреждения", из-под него автоматически выводится вся законодательная база даже тех скромных достижений, которые еще чудом сохранились. Например, отсрочки от призыва, досрочная пенсия для педагогов, работающих с детьми, оставшиеся налоговые льготы. Кстати о льготах. С 1 января 2006 отменяются налоговые льготы на имущество образовательных учреждений, а это значит, что плата за обучение для студентов, обучающихся по договору, возрастет. Возвращаясь к АУ и ГАНО, им грозит приватизация. Это значит, что сократится финансирование из бюджета, станет больше платных услуг, то есть образование станет очень дорогим удовольствием, будет доступно уже не многим, но избранным.

Конечно же, не могла остаться за бортом слушаний и тема вхождения в так называемый Болонский процесс. В частности, речь шла о переходе на двухуровневую систему бакалавр-магистр. Между тем действующий закон о высшем образовании предполагает право вузов выбирать между двухступенчатой и непрерывной программами реализации высшего образования. «Мы, когда писали этот закон, полагали, что вузовское сообщество - высококвалифицированное, самоуправляемое, которое не должно жестко регулироваться. Считает вуз, что при подготовке студентов по данной специальности удобно готовить по двухступенчатой системе, - это его право. На 2002 год у нас было 55 тысяч выпускников бакалавров или магистров, но 600 тысяч были специалистами, - комментирует первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. - Не приемлют бакалавриат оборонщики, медики, большинство инженерных вузов. Теперь нам предлагают оставить узкий круг счастливчиков, которые сохранят возможность подготовки по традиционной схеме, остальных превратят в бакалавров».

******************************

В советскую эпоху медаль была своеобразным пропуском в вуз: для поступления было достаточно сдать на "отлично" один экзамен. Медаль часто давалась не на каждый школьный выпускной класс и даже не на каждый выпуск. Сегодня число медалистов из года в год увеличивается. В 2004 году их стало более 90 тысяч! В некоторых южных регионах количество медалистов зашкаливает за все мыслимые нормы; медалистам выправляют работы, они переписываются под диктовку учителей. Обладателей медалей в вузах перестали любить. На первом экзамене их часто специально "заваливают", чтобы они поступали на общих основаниях (иначе не пройдут по конкурсу многие способные ребята). Некоторые родители, зная это, считают нужным заявить директору школы, что они не хотят, чтобы их дети "шли на медаль" (отличников "тянут" два последних года: школе выгодно иметь высокий процент "сильных" учеников). Так может быть, для страны и ее системы образования полезно было бы отменить льготы для медалистов - тогда эти награды станут более честными? Таким вопросом задалась газета «Известия» от 24 июня, и вот какие получила ответы.

Владимир Рудько, выпускник-2005, золотой медалист, серебряный призер Всероссийской олимпиады по химии-2005: «От медали при поступлении в вуз сейчас зависит минимум. Медалисты хоть и сдают только один профилирующий предмет, но сдать его на 10 баллов из 10 практически невозможно. Школа, конечно, готовит к выпускному экзамену, но программы выпускного и вступительного экзаменов очень различаются. Я, как призер олимпиады, буду поступать на химфак МГУ вообще без экзаменов. Там профилирующий предмет почему-то математика, причем очень сложная. А когда ты два года усиленно учишь химию по вузовским учебникам, готовишься к олимпиаде, на математику остается минимум времени. Я, конечно, что-то решил бы, но 10 баллов, наверное, не набрал бы. Медали пусть остаются как моральное поощрение ученика - он же старался, учился на "пятерки". Ее можно повесить на стенку и потомкам показывать. Но привилегии для поступления тоже пусть остаются - как традиция».

Игорь Карачевцев, директор гимназии № 166 , г. Санкт-Петербург: «Медали должны остаться, во-первых, для морального поощрения учащихся, чтобы они потом с гордостью показывали их детям, внукам. Это традиция нашей школы. Льготы медалистам при поступлении в вуз тоже нужны. Должен быть стимул хорошо учиться и за хорошее учение получать льготы. Некоторые представители высшей школы считают, что не всегда медалисты - самые яркие люди, порой школа завышает оценки, чтобы иметь больше медалистов. Может быть, иногда это бывает, но ведь существуют вступительные экзамены, и если медалист не может сдать первый экзамен на "отлично", он будет сдавать и все остальные. В каждом явлении есть плюсы и минусы, но из-за негативных сторон не стоит зачеркивать традицию. Да, при нашей системе школьного образования мы больше стремимся к тому, чтобы школьники усвоили определенные знания и эти знания продемонстрировали. А в вузах нужны не те студенты, которые хорошо заучивают материал, а те, которые способны самостоятельно мыслить, принимать оригинальные решения, вести исследовательскую работу. Но для этого нужно не отменять золотые медали, а менять структуру школьного образования, особенно в старших классах. При выдаче золотой и серебряной медалей должны учитываться не только "пятерки" по всем предметам, но и победы в конкурсах и на олимпиадах, участие в интеллектуальных играх».

Елена Дементьева, теннисистка (закончила 10-ю французскую школу Москвы): «Я думаю: если медаль заработана, у ее обладателя должны быть определенные льготы при поступлении в университет. Вы сделали свою работу качественно - вы должны получить за это премию, по-моему, здесь все очевидно. Возможно, подоплека вашего вопроса заключается в том, что есть школы, в которых медали дают незаслуженно, грубо говоря, за взятки. Но бороться с этим явлением, отменяя медали как таковые, было бы неправильно. Страдают от этого в первую очередь настоящие отличники, а формальные медалисты все равно найдут способ пролезть в университет окольными путями».

Почти половина россиян считает, что качество школьного образования по сравнению с советским периодом ухудшилось, а хороших школ и учителей стало меньше (данные Фонда "Общественное мнение"). Однако картина вовсе не выглядит абсолютно беспросветной. После уточнения вопроса ("там, где вы живете, каких школ больше: хороших или плохих?") выяснилось, что граждане не сомневаются: хороших школ в их регионе все еще как минимум в два раза больше, чем дурных. Главными проблемами отечественного среднего образования россияне называют отсутствие необходимого госфинансирования, "плохую атмосферу" в учебных заведениях, низкое качество учебных программ и всяческие поборы с родителей. Поскольку в обществе господствует представление о том, что "советская школа была лучше", социологи предполагают, что попытка убрать золотые медали - еще один из ее символов помимо бесплатности - будет встречена гражданами без энтузиазма.

***************************

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, выступая в Госдуме, резко раскритиковал наше школьное образование. Последние 15 лет все его предшественники занимались тем же самым. И что в итоге? Рассказывает газета «Аргументы и Факты» от 29 июня.

Ежегодно детей из 42 стран тестируют на функциональную грамотность: способность написать автобиографию, заполнить таможенную декларацию, заказать товар по Интернету и т. п. Лучше всех справляется с практическими задачами молодежь Финляндии. Наши по сумме показателей лишь на 30-м месте, другими словами — каждый второй функционально беспомощен. Официальная версия неудач — несоответствие российского образования западным стандартам. Что же такого в этих стандартах, чего нам так не хватает?

Нам есть с чем сравнивать. В 1958 г., после запуска первого советского спутника в космос, американский журнал «Лайф» провел исследование, сравнив двух мальчиков — Алешу Луспекаева из Москвы и его ровесника из Нью-Йорка. Выяснилось, что московский школьник опережал в развитии американского на 2 года, успевая посещать еще и кружки помимо школы. Американцы возбудились и открыли огромную программу по изучению советского школьного образования. Эта тема у них до сих пор актуальна.

«Конечно, американская школа не во всем пыталась нас догнать. В области экономики, права, психологии, физкультуры и изо не у нас, а у них стоит поучиться, — убеждает член президиума Федерального экспертного совета по образованию заслуженный учитель России Евгений Бунимович. — Но не надо их слепо копировать. В СССР тот же ВПК диктовал серьезные требования к выпускникам, в частности по математике. Сегодня этого нет. Зато примитивные тесты, от которых в мире уже отказываются, у нас приобретают все больший размах на разных уровнях обучения. Мы должны понять, что хотим оставить из старой школы, а от чего хотим отказаться. Очевидно, что нельзя пропагандой заменять историю. Но в преподавании таких фундаментальных предметов, как математика, химия, физика, биология, наше первенство признано во всем мире. И если мы «выбьем ножки» из-под нашей школы, она рухнет. От советской школы еще сохранилась очень сильная система элитного образования. Элитного — не в смысле денег, а та, что связана с одаренными детьми. Они до сих пор показывают приличные результаты на международных олимпиадах. Но дистанция между элитной и массовой школой увеличивается».

По мнению педагогов, вариативность необходима, но в меру. Вал учебников по каждому предмету уже пугает. Из-за многообразия программ переход в другую школу для ученика — трагедия. Нам твердят про узкую специализацию? А вот зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, членкор РАО профессор Александр Асмолов — за «избыточность» в образовании: «Кто четко знает наперед, что тебе понадобится? Мир так быстро меняется. И если мы будем готовить людей, как когда-то в муравейнике: муравей-слесарь, муравей-профессор, муравей-инженер, муравей-поэт, мы проиграем в том быстротечном веке, в который вошли». Предложение Минобрнауки ввести обучение с пятилетнего возраста взволновало главного государственного санитарного врача России Геннадия Онищенко. Для обучения таких маленьких детей у нас нет условий. Другая идея — из-за перегрузок сократить программу на 25%. Но, по подсчетам специалистов, у нас короче урок и дольше каникулы, чем у школьников в других странах, следовательно, данные о перегрузках не соответствуют действительности. К тому же подтверждено исследованиями: если предмет интересен, то ребенок не замечает, как летит время. Проблемы с усталостью начинаются, когда на уроке скучно. А это зависит от педагогического таланта.

Забота Минобрнауки о детском здоровье объясняется элементарной экономией. Во-первых, «рабочий день» дошкольника обходится государству вдвое дороже, чем содержание первоклассника. Во-вторых, чем меньше нагрузка на учеников, тем меньше зарплата учителя. Значит, солидная прибавка для бюджета. И все же россиянам есть чем гордиться. Вымывание мозгов из страны — это объективный «диагноз». То, что наших выпускников, особенно в фундаментальных областях, разбирают во многие страны и не просто разбирают, а идет «охота за головами», отслеживают победителей математических и физических олимпиад, доказывает, что образование у нас конкурентоспособное. Пока его окончательно не угробили.