ОБЗОР ПРЕССЫ № 123

27 сентября 2004

Сегодня зарплата учителей в России в среднем не превышает 56,1% от средней зарплаты в промышленности, сообщает "Учительская газета" 21 сентября. Тенденция отставания заработной платы педагогических работников от аналогичного показателя в промышленности сохраняется. На заседании Правительства РФ, посвященном итогам социально–экономического развития страны в первом полугодии 2004 года, разговор об индексации зарплаты не шел. По–видимому, власть не собирается этого делать. Не возвращается к этому и Дума. Несмотря на то, что по заверениям правительства бюджет по итогам первого полугодия исполняется успешно, потому что планировался он исходя из цены на нефть 22 доллара за баррель, а в этом году стоимость нефти составляет в среднем 32–33 доллара за баррель. Естественно, профицит бюджета больше, чем планировалось, — словом, деньги есть, но на федеральном уровне, а не в регионах.

По высказываниям сенаторов, финансовая ситуация в этом году складывается непросто: 36 субъектов РФ в этом году будут вынуждены направить на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы 40–45% своих доходов, 24 — от 45 до 50%, а 9 регионов — свыше 50% доходов. То есть 69 регионов преодолеют тот самый барьер в 40%, который всегда считался критическим во времена массовых неплатежей зарплаты 1998–99 годов, ибо наступал предел финансовых возможностей регионов. Можно сделать вывод: в 2005 году могут обостриться проблемы с сохранением нынешнего уровня зарплаты, что же тогда говорить о повышении?

Регионы робко высказывают свое недовольство по поводу того, что центр сейчас, при разграничении полномочий и налоговых источников, аккумулирует на федеральном уровне более 50% средств консолидированного бюджета страны. Совет Федерации РФ в своем постановлении по поводу закона № 122 высказал опасение, что регионы могут оказаться в очень сложном положении — полномочий им отдано много, а компенсирующих средств, которые необходимы для выполнения этих полномочий, явно недостаточно. Нужно не менее 400 миллиардов рублей, а дадут лишь 345 миллиардов.

Как предполагается расходовать средства бюджета 2005 года? Впервые за несколько последних лет увеличения расходов в части образования нет, более того, выделяется 98,8% средств по сравнению с нынешним годом. Это объясняется тем, что более 24 миллиардов рублей передают субъектам РФ в связи с переводом на региональный уровень учреждений НПО и СПО. Тут немало сомнений, потому что пока нет никаких официальных документов, связанных с передачей этих учреждений с одного уровня власти на другой.

Самое главное, что деньги в бюджете есть. С 6 по 13 августа 2004 года, по данным СМИ, золотовалютные резервы России возросли на 600 миллионов долларов. Американский Инвестбанк попытался оценить реальные объемы доходной базы федерального бюджета России и выяснил, что стоимость барреля нефти в 2005 году ожидается в среднем в размере 37,7 доллара, а не так, как запланировано в бюджете — 28 долларов. Одновременно банк подсчитал, что увеличение стоимости барреля нефти на каждый доллар дает прирост доходов федерального бюджета России на 70–80 миллиардов рублей в год. Учителям в конце концов все равно, из какого источника будут взяты деньги на повышение зарплаты.

"Независимая газета"

В России необходимо принять национальную программу поддержки общеобразовательной школы, считает "Независимая газета" от 24 сентября.

Общеобразовательная школа – самая продолжительная ступень в системе образования. В условиях значительного социального расслоения общества, низкого жизненного уровня значительной части населения принципы общедоступности и бесплатности основного общего образования должны быть дополнены принципом равных возможностей для учащихся в соответствии с их способностями. Принцип равных возможностей предполагает нивелирование социального статуса учащихся в стенах школы на основе государственно–муниципального финансирования. Этот принцип четко прописан в законах об общем образовании ряда развитых стран. Нивелирование социального уровня учащихся в рамках школы необходимо для здорового психологического климата в коллективе учеников и учителей, в обществе родителей.

Но у нас на практике проявляется тенденция социального расслоения учащихся в соответствии с социально–экономическим положением их родителей. Хотя создание частного сектора в области образования не несет явных отрицательных последствий для общества, тем не менее ряд развитых стран отказался от дифференцированной системы в образовании. Вред наносит и практика введения в ряде школ платных программ "углубленного" изучения предметов, организация особых (так называемых гимназических) классов для обеспеченных, якобы более способных учеников. По существу – это манипуляция школьными программами с целью дополнительной оплаты учителей. Слабый учет специфики школы в Законе РФ "Об образовании" обусловил возможность таких процессов, не поддающихся объяснению с точки зрения педагогики. В процессе формирования состоятельной прослойки в нашем обществе естественно ее стремление создавать для своих детей так называемые элитные школы. Однако важно помнить, что с увеличением ножниц между уровнями обычных и элитных общеобразовательных учреждений не готовится необходимая в дальнейшем "среда обитания" для элиты, снижается степень востребованности ее в обществе.

Тенденция введения в школах платных программ в большей мере связана с изысканием дополнительных финансовых ресурсов для повышения оплаты учителей, чем с необходимостью образовательного процесса. Эти ресурсы необходимо формировать вне школы. Использование платных форм обучения в школе не решит проблему оплаты труда учителя, поскольку прослойка состоятельных граждан в России невелика, и часть их детей обучаются в частных учебных заведениях или за границей. В результате социального расслоения большая часть учащихся будет ориентирована на минимум в образовании, снизится зависимость статуса учеников от их способностей и прилежания. Положения о бесплатном преемственном образовании приобретают декларативный характер. Возникает психологический дискомфорт для учащихся и их родителей. Детские школьные годы превращаются в период стрессовой ситуации. Здоровье и психика детей от этого страдают.

Однако это не значит, что в школах невозможно вообще использовать форму платных услуг. Школа может оказывать услуги на платной основе населению, как это определено ст. 45 Закона "Об образовании". Возможно платное репетиторство для учащихся школы. Для расширения кругозора детей может использоваться платная форма индивидуальных занятий или в коллективах. В развитых странах на них приходится 1/3 свободного от школьных занятий времени учеников.

"Комсомольская правда"

Ученые сравнили систему образования в России с системами других стран. Что из этого вышло – рассказывает газета "Комсомольская правда" от 23 сентября.

С одной стороны, школы в России так обнищали, что даже в далеком Зимбабве детям учиться лучше! С другой – наше образование самое фундаментальное и самое доступное в мире. Эти вроде бы противоположные выводы сделаны в докладе "Российское образование в контексте международных показателей", подготовленном Центром мониторинга и статистики образования по заказу Минобразования на основе сопоставления данных ЮНЕСКО о школах и вузах 49 стран мира. Зачем сравнивали? Страна приступила к модернизации системы образования, и нужно сверить курс с общемировыми тенденциями. Но оказалось, что российское образование ну никак не вписывается в мировые стандарты!

Со славой самой грамотной и читающей страны, увы, можно распрощаться. В России по утрам спешат в школу лишь 82,5% детишек старше 5 и младше 14 лет. Держава Ломоносова может гордиться тем, что на целых 0,3% обогнала по этому показателю Зимбабве! Почти во всех других странах из юнесковского доклада дела с ликвидацией безграмотности обстоят лучше, чем у нас. Чем благополучнее страна, тем раньше там детишки шагают в школу и тем дольше у них не кончаются школьные годы чудесные. Вполне понятно: мамы и папы зарабатывают неплохо, и отпрыски могут спокойно штудировать историю с географией. Почему мы недооцениваем интеллектуальные способности малышей – загадка! Россия – чуть ли не единственная страна в мире, где поголовное чтение букварей начинается с 7 лет. Компанию нам составляют лишь индонезийцы. В большинстве стран считают, что грамотного гражданина можно выучить лишь за 10 – 14 лет упорной учебы. Мы же как будто выполняем план пятилетки в четыре года. По мнению экспертов, потребность в увеличении продолжительности школьного образования существует, но она должна решаться не за счет прибавления лишнего года обучения в конце школы, а, наоборот, одного–двух лет в начале.

Зато дипломированными специалистами Россия еще и поделиться может – у нас таких больше, чем в Швейцарии, Канаде, Швеции и куче других богатых стран! От Англии с ее Оксфордом и Америки с Гарвардом мы отстаем. Но все же занимаем 10–е место в мире по количеству выпускников средних специальных и высших учебных заведений! А по числу окончивших аспирантуру и докторантуру Россия на 6–м месте в мире. Очень любопытно выглядит сравнение учебных планов в школах разных стран. В России взрослые больше всего хотят научить подрастающее поколение читать творения Пушкина и Толстого: чтение, письмо и литература занимают в учебных планах 23% времени (в среднем в 49 странах – 16%). Больше нас уважают свой великий и могучий только тунисцы (33% уроков посвящены словесности), ирландцы (28%), египтяне и новозеландцы (по 24%). Самые равнодушные к чтению почему–то голландцы и филиппинцы (10 и 9%).

Естественные науки мы тоже любим всей душой: 14% учебного времени наши школьники уделяют физике, химии и биологии (в среднем в мире 11%). Более подкованными по части молекул и пестиков с тычинками хотят видеть своих детишек в Уругвае, Мексике (по 19%), Португалии, Иордании и Индии (по 15%). Может, неспроста индусы–вундеркинды уже сейчас получают бешеные деньги в крупнейших компьютерных фирмах мира? Иностранные языки, по мнению составителей школьных программ, нашим школьникам в будущем не пригодятся: они занимают скромные 8% учебного плана. В других странах – в среднем 11%. Не мы одни такие гордые! В Перу, на Ямайке, в Индонезии и Австралии изучение басурманских наречий считают делом еще более бесполезным (5 – 6%). Ну и правильно: пусть лучше немцы русский язык учат! В Германии языкам уделено рекордное место: 16% учебного времени.

Музыка, рисование, эстетика занимают лишь 4% аудиторной нагрузки. Утешает, что в Таиланде и на Филиппинах еще меньше – 3%. А вот в Италии – аж 13%! Вот как надо воспитывать новых Микеланджело! Судя по скудному количеству уроков физкультуры (5% времени), здоровые граждане России тоже без надобности. Среди 49 стран только 5 относятся к детскому спорту равнодушнее нас: Малайзия, Турция, Филиппины, Иордания и Зимбабве. Тенденция очевидна – в богатых странах школьники чаще висят на турнике и бегают кроссы, чем в бедных: 10 – 11% физкультуры в учебных планах Норвегии, Франции, Японии.

"Российская газета"

Автор детективов Владимир Колычев предлагает ввести в средней школе специальный курс "уроки криминальной действительности". Об этом – на страницах "Российской газеты" от 22 сентября. Действительно, среда или другие люди нередко толкают человека на преступление. В исповедях многих почти всегда присутствует приятель, который проповедовал: "Настоящая жизнь – это когда ты крутой. Даже если попадешь в тюрьму, то всех построишь и будешь главным". Владимир Колычев предлагает ввести в школьном курсе ОБЖ спецкурс "Криминальная действительность" и, в частности, просто дать школьникам прочитать письма зэков. Для многих они станут откровением. А кого–то предостерегут от пагубных поступков. Там есть пронзительные строки о своей изуродованной судьбе, о родных, о матерях, о том, что "никакая крутизна блатного мира не сделает тебя независимым". Проблема с криминалом в нашей стране стоит очень остро. Даже в свете недавних событий в Беслане. Думаю, рано или поздно в группировках боевиков окажется немало славян. Отморозки, уголовники, наркоманы пойдут на все, лишь бы платили. "Мы не можем всех детей эвакуировать в спокойную и благополучную Швейцарию, не можем выбросить телевизор и запретить читать российские газеты и Интернет. Все, что происходит плохого и ужасного, они видят и слышат, и делают выводы. Замалчивать – значит оставить их наедине с опасностью. Что же касается исповедей заключенных, то вряд ли рассказы людей, оказавшихся у разбитого корыта, оставшихся без семей и без надежды на лучшее будущее, вызовут желание подражать. Не стоит ли ввести подобный же спецкурс против наркомании? Это более чем актуально. Ведь сейчас были случаи, когда детей в 8–9 лет сажали на наркотики. Вначале для них это игра. Психологи разрабатывают рекомендации, как отказаться от предложенного в первый раз наркотика. Сказать, например: "Нет, я не буду его принимать, у меня старший брат был наркоман и умер от передозировки". Скорее всего, распространитель наркотиков не будет связываться с таким человеком".