ОБЗОР ПРЕССЫ № 118

18 августа 2004

В начале XXI столетия спор о том, кто круче - «физики» или «лирики», можно считать завершенным, считает газета «Комсомольская Правда» от 12 августа. Все последнее десятилетие технари упорно набирали силу. Вот итоги: конкурс на механико-математическом факультете МГУ с 1,6 чел. на место в 1992 году вырос до 8,1 чел. в нынешнем. Абитуриенты факультета высшей математики и кибернетики этим летом «дрались» за место при конкурсе 7,5 человека. А в 1992 году конкуренции почти не было: 2,7 чел. на место. Желающих пойти в физики стало больше чем в три раза. В это же время резко снизился спрос на филологов и историков.

Во всех вузах страны уже который год держится высокий конкурс на факультеты экономики. Например, в МГУ он достиг в этом году отметки - 7 чел. на место. Зато у юристов ситуация противоположная. Например, на юрфаке МГУ за 10 лет конкурс, пережив всплеск в 1994 году (7,3 чел. на место), в нынешнем «осел» до 4 человек. Примерно то же самое - во многих госуниверситетах страны. И только в Московской государственной юридической академии - столпотворение: конкурс здесь - 10 чел. на место. Еще одна тенденция - пошел отток абитуриентов из непрофильных вузов, пооткрывавших для заработка платные факультеты менеджмента и экономики. Плохое образование за большие деньги котироваться перестало.

Лириков мощно поддерживают только «лидеры продаж» этого года - инязы. В нынешнем году факультеты иностранных языков абитура берет штурмом. В МГУ - около 10 чел. на место. Московский государственный лингвистический университет пока не опубликовал данные о конкурсе, но, по нашим источникам, он достиг 18 чел. на место.

Ректор МГТУ им. Баумана, председатель Совета ректоров Москвы и Московской области Игорь Федоров: «Развитие крупных производственных компаний потребовало новых квалифицированных инженеров. Это с одной стороны. С другой, молодежь уже поняла, что пора легких денег в России прошла. Прежде чем обрести престижную работу и достойный заработок, необходимо получить качественное образование. Его способна дать только наша классическая высшая школа, которая создавалась многие десятилетия и является одной из ведущих в мире. Уверен, что и в ближайшие несколько лет конкурс на технические специальности будет расти».


 

Увы, уровень многих вузов далек от высшего – сообщает газета «Московский Комсомолец» от 16 августа. Еще в июле министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что университеты ждет серьезная проверка. Вскоре появился список из 18 неблагонадежных московских и региональных вузов и филиалов. Как стало известно “МК” из неофициальных источников в Министерстве образования и науки РФ, на горизонте маячит новая чистка. На этот раз в “черный список” могут попасть 19 вузов, сплошь — столичные. А их студенты рискуют оказаться у разбитого корыта.

В июле вузы в основном отделались приостановкой аккредитации, то есть их на время лишили права выдавать дипломы гособразца. Теперь речь идет об отзыве лицензий. А это куда серьезнее. Значит, вузы не выполнили основных требований для ведения учебного процесса. Например, гоняли студентов из угла в угол из-за отсутствия нормальных аудиторий. Отсюда прямая дорога к закрытию.

В списке в основном негосударственные альма-матер. На рынке образовательных услуг они продержались от 7 до 13 лет. В названиях этих учебных заведений красуются модные слова, типа: “бизнес”, “коммерция”, “управление”, “шоу-бизнес”. В приемной комиссии одного из вузов, комментируя список, нам сказали: “Есть учебные заведения, которые любят козырять европейскими стандартами образования, а их учебные планы даже российской критики не выдерживают. Академия танцев, поэзии, богословский факультет в одном вузе — каким стандартам это соответствует?” Некоторые из университетов в списке и впрямь козыряют прилагательными “евразийский”, “международный”, “европейский”, “независимый”. Что интересно, значительной долей частных вузов из списка руководят дамы. Причем об этих учебных заведениях мало слышали даже коллеги-ректоры негосударственных вузов. Похоже, быть ректором так же модно, как содержать собственный бутик.

Корреспондент “МК” попытался связаться с руководством некоторых вузов. Председатель приемной комиссии одного из них сказал: “Мы готовы к любой проверке. И ничего не боимся. У нас есть аккредитация до 2005 года. Недавно пришел приказ из министерства о расширении вуза. Мы входим в четверку лучших негосударственных вузов Москвы. Но ряд университетов и филиалов наверняка прикроют.

Сейчас в Москве и области более 450 негосударственных вузов и филиалов, а в Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области входит лишь около 30. Думаю, до 2010 года 200—250 учебных заведений и филиалов прикроют. У многих ни кола ни двора. И сами они фиктивные: открываются как консультационные центры для тренировки абитуриентов, а потом начинают набор как в филиал устраивать”. В другом вузе с нами отказались разговаривать, заявив, что “МК” не “проверяющая контора”. Где-то признали, что аккредитации по ряду специальностей у них нет и учебные помещения на протяжении уже нескольких лет приходится арендовать, но от других комментариев отказались. Ни один из вузов, с кем нам удалось связаться, не признал у себя оснований для отзыва лицензии.

Кстати, если лицензии все-таки будут отозваны, то перед студентами встанет вопрос о том, где продолжать учебу дальше. И хорошо, если в договоре с учебным заведением сразу были прописаны гарантии возврата денег при закрытии обучения по вашей специальности либо обязательство перевести студента в другой институт. Иначе придется уповать на помощь министерства, Ассоциацию негосударственных вузов и на русское “авось”.


 

Идея передачи творческих вузов под юрисдикцию Минобразования не нова. Почему этот вопрос встал так остро именно сейчас? Таким вопросом задается газета «Новые Известия» от 17 августа.

Впервые озвучил эту идею бывший ректор Московской консерватории, а ныне министр культуры Александр Соколов на ученом совете. Он говорил, что сейчас необходимо подогнать стандарты российской высшей школы к общемировым, чтобы наши дипломы принимали во всем мире. По его словам, надо вводить систему американских университетов, то есть учреждать степени бакалавров и магистров. Но поскольку бакалавры это трехгодичное обучение, а степень магистра получают через два года после бакалавра, наш традиционный пятилетний цикл обучения разбивался бы. Два года назад это казалось просто нереальным. Сегодня говорят, что после реформирования системы и передачи творческих вузов под юрисдикцию Минобразования подобную систему легче будет финансировать. Выходит, возобладал бухгалтерский подход и совершенно не учитывается сама специфика обучения творческим профессиям.

Недавно получены новые разнарядки по программе на новый учебный год, где существенно сокращен объем занятий по творческим дисциплинам и расширен объем часов по теоретическим дисциплинам и методике преподавания. То есть предлагается готовить прежде всего педагогов, а не музыкантов. Эти разнарядки заставили кафедры двух ведущих консерваторий страны – Москвы и Петербурга – собраться, чтобы обсудить новые стандарты. Долго вместе гадали, как им с этим бороться. Образование в творческих учебных заведениях в корне отличается от обычных вузов. Овладение профессией происходит на индивидуальных уроках – это 80% всех часов. Можете представить себе, чтобы игре на скрипке обучали на общих лекциях? То же в отношении художников, актеров, балерин... Именно поэтому в творческих вузах количество студентов и количество педагогов приблизительно равно. Готовящееся постановление правительства категорически расходится с принципами творческого образования, поэтому все очень взволнованны.

Может возникнуть ситуация некомпетентного управления со стороны Минобразования, чьи специалисты не понимают специфики творческих вузов. Могут возникнуть очень большие проблемы другого рода. Министерство образования концертной и театральной жизнью не занимается. Поэтому концертные залы консерваторий и сценические площадки театральных учебных заведений будут отделены от самих учебных заведений. Возьмем, к примеру, Петербургскую консерваторию. В ее здании есть огромный театр, в котором поют студенты, играет студенческий оркестр. Получается, надо будет по воздуху проводить границу между одним кирпичом, который будет принадлежать Министерству культуры, и другим, который будет принадлежать Министерству образования?! А что делать, если новый директор театра завтра скажет: «Мне ваши студенты не нужны, потому что на них народ не ходит. Я приглашу лучше профессиональных артистов из Мариинки. Так выгоднее». После этого Петербургская консерватория лишится оперной студии. Это может произойти? Запросто!


 

Школьное сочинение ХХI века – таков подзаголовок статьи в«Независимой газете» от 17 августа. Стоит ли писателю апеллировать к так называемым массам, если они вообще изначально не способны к художественному восприятию и анализу? И не просто не способны, а еще и охотно искажают чужое, во вдохновенных муках рожденное слово? И не есть ли среднестатистический выпускник российской школы типичнейший представитель такового большинства? А что - юный, так оно тем типичнее, и энергичнее, и непосредственнее…

По теме "Любовная лирика Сергея Есенина" один из абитуриентов в своем сочинении высказался четко: "Каждый считает своим долгом сказать свое слово о любви. Кто-то пишет песни, кто-то стихи, а кто-то на заборе, но все должны хоть один раз попробовать…" Он же отметил не без резона: "Каждый человек должен испытать истинную страсть, и только после этого становится ясно, кто вверху, кто внизу". Серьезное наблюдение сделано и в другом сочинении: "Между Есениным и Советской властью образовалась большая промежность…" Устами младенца глаголет истина!

Вот и тургеневский роман "Отцы и дети" по-прежнему волнует незрелые умы, души и тела: "Базаров быстро овладел дамой…" И далее фразы из разных работ на одну, тургеневскую, тему. "Умирая от лихорадки, которой он заразился по неосторожности от мертвого мужика, когда производил ему вскрытие, Одинцова навещает его… В результате в романе складывается своего рода лесенка: Катя-Аркадий-Одинцова-Базаров… Базаров сначала воспринимал Одинцову как объект… Через тему любви Тургенев раскрыл характеры своих героев - умертвил одних, а другим даровал счастье"! Кайф, да?

Многие фразы из выпускных и вступительных трактатов писаны ненароком в ключе нашего местного (настаиваю: провинциального) постмодернизма, что наводит меня на мысль о его, российского постмодернизма, народности и самой что ни на есть школьной органике. Например - опять из сочинения: "Онегин ехал к своему умирающему дяде, приезжает и говорит: "Скажи-ка дядя, ведь недаром, / Москва, спаленная пожаром..." А чего, сдвинутая цитатность, веселая вторичность, ненатужный стеб. Как говорится, снова двойка - и ура! Или вот еще: "Во второй половине дня Печорин любил пить кофе со сливками общества". Игра слов - ненатужный юмор. А один юноша-абитуриент в сочинении о Блоке вывернул цитату прямо-таки постмодернистски рекордно: "В белых тапочках из роз / впереди Иисус Христос"!

Некоторые перлы именно в силу своей глупости вдруг взрезают ткань привычного восприятия и обнажают перед нами истинный нерв великого текста. Никто из шекспироведов или поэтов, писавших вариации на полях "Гамлета", не высказал такого существенного парадокса: "Гамлет сумел притвориться умалишенным, а Офелия не сумела". Точно так же не является ли следующая фраза ключом к гоголевским метафизическим поискам: "В Италии Гоголь отдыхал от ревизора"?

Один из перлов вообще вгоняет автора статьи в депрессию, натолкнув на самокритичные мысли о связи любых творческих порывов с психической хворью: "Знакомясь с творчеством Маяковского, понимаешь, что он сумасшедший. Потому что только больной человек может замаскировать свой бред под творчество" - так пишет абитуриент МГУ, с коим кто-то ведь дипломированный уже занимался, литературу штудировал, задания на дом давал, проверял, беседовал… Поневоле, отхохотав, загрустишь.