ОБЗОР ПРЕССЫ № 105

30 апреля 2004

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заверил, что в этом году вступительные экзамены в вузы пройдут по прежним правилам, а проведение эксперимента с Единым государственным экзаменом (ЕГЭ) никак не отразится на приеме студентов. Об этом сообщает газета «Труд» №079. «В этом году никаких изменений ни в вопросах ЕГЭ, ни в вопросах приемных экзаменов не будет», - сказал А.Фурсенко, выступая в среду на заседании Совета Федерации РФ.

По его словам, какое-то принципиальное решение по ЕГЭ (расширять его сферу, сужать или отменять совсем) может быть принято только после широкого обсуждения результатов эксперимента. Причем обсуждение это должно проводиться таким образом, чтобы голоса большинства не были забиты наиболее активными представителями образовательного сообщества, не важно "за" или "против" ЕГЭ они выступают, заметил А. Фурсенко.


 

«Российская газета»

До 60 процентов людей с высшим образованием в Санкт-Петербурге считают, что для работы им это образование не нужно. Но при этом число студентов за семь лет выросло в два раза. Такие неожиданные результаты на "круглом столе" в Петербурге в конце прошлой недели озвучил социолог и экономист Андрей Вейхер, выполнивший крупнейшее исследование под эгидой одного из международных фондов. Рассказывает «Российская газета» от 19 апреля.

Каждый год в России создается до тридцати новых вузов. Почти половина студентов нацелена на получение второго высшего образования. Но все больше людей учатся в вузах (часто - за большие деньги) только для того, чтобы получить диплом. При этом уровень получаемых знаний их не слишком интересует. После года исследований, насколько доступно высшее образование в России, основной вывод, как определил Андрей Вейхер, раздрай. С одной стороны, в обществе сохранился стереотип, что молодому человеку, желающему чего-то достичь, нужно учиться. С другой - реальное состояние экономики не требует такого числа специалистов с высшим образованием. И не дает им сколь-нибудь заметного преимущества, если говорить об уровне жизни.

Исследования в Петербурге показали: среди тех, кто получает зарплату от 500 до 1000 долларов в месяц, число людей с высшим образованием превышает число людей со средне-специальным всего на 10 процентов. Лишь для категории лиц с заработками выше 1000 долларов фактор образования играет существенную роль - тут выпускники вузов составляют 90 процентов. Почему же тогда молодежь так стремится в институты? По мнению исследователей, решающим фактором выступает общая бедность населения и невозможность сразу после школы или техникума устроиться на работу, обеспечивающую хорошую зарплату. "Если ребенок не может заработать существенные деньги, пусть он лучше дальше учится", - решают родители. Тем более действует еще один отечественный парадокс: даже для людей с относительно невысокими доходами доступно высшее образование в платных институтах. В них стоимость обучения (особенно, в региональных филиалах) почти равна тем расходам, которые приходится нести в процессе учебы студенту бесплатного вуза. Только хлопот меньше: уж если платишь, тебя вряд ли выгонят.

Почему "частники" так мало берут, но при этом число этих вузов растет быстрее, чем государственных? Как показало исследование, частные вузы создаются в основном при государственных как средство приработка для преподавателей. Соответственно, они могут пользоваться материальной базой государственных институтов. К тому же преподаватель, для которого работа в платном учебном заведении - приработок, соглашается на меньшую зарплату, чем по основному месту работы. Вот и получается, что высшее образование в России предельно доступно (по числу студентов на 10 тысяч населения мы опережаем США и Японию). Однако качество его падает. Ученые пришли к выводу: высшему образованию в России предстоит коренная реформа. Оно, очевидно, разделится на общее и специальное. То есть на образование, которое не делает человека специалистом в какой-нибудь области знаний, а просто дает ему некий культурный уровень. И то, которое делает человека профессионалом.


 

«Аргументы и Факты. Москва»

Официально объявлено о начале военных сборов для десятиклассников. Реальные учения в большинстве школ пройдут после 20 мая, когда будут закончены все уроки основной сетки занятий. Таким образом, считают в столичном Департаменте образования, военные сборы пройдут по скользящему графику, индивидуальному для каждой школы, и не будет нарушен учебный процесс. Но откуда появилась сама идея дать мальчишкам-десятиклассникам в руки автомат и почему ее решили воплотить именно сейчас? Рассказывает газета «Аргументы и Факты. Москва» от 28 апреля.

В программе десятого класса есть предмет под названием «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), состоящий из теоретической и практической части. Практика — обязательная часть изучения ОБЖ, которая и должна проводиться в форме военных сборов (в текущем году они пройдут в Таманской и Кантемировской дивизиях). Всего на эту «половину» предмета выделено 40 учебных часов: 5 дней по 8 часов занятий. Сами сборы напоминают по схеме занятий турслет. Только туризм — дело добровольное, а сборы — обязательное. Не участвуют в мероприятии только те, кто имеет подтвержденные документом противопоказания — например, медицинскую справку о болезни или заверенное в поликлинике освобождение от физкультуры.

В старых планах Минобраза тоже были военные сборы — только проводить их собирались после 11-го класса двенадцатилетки. Цели очень простые: за год до окончания школы юноша проходит практику ОБЖ, а после выпускного, когда ему (в результате прибавки одного года) исполняется 18 лет, сразу отправляется в армию. К счастью, переход на двенадцатилетку отложен на неопределенный срок. Но военные сборы как официальное «милитаристское» мероприятие остались. Подвох заключается в том, что школьник, принявший в них участие, уже не сможет подать заявление на прохождение альтернативной службы. Как он докажет, что является пацифистом? Четких норм, по которым можно доказать свои миролюбивые воззрения, нигде не прописано да и не существует в принципе. Против «идеологического лепета» потенциального альтернативщика будет свидетельствовать официальная справка под заглавием: «Он участвовал в военных сборах».

Для учеников наличие сборов будет означать, что заботиться о своей будущности придется уже с десятого класса. Именно тогда нужно будет определиться: садиться ли за учебники, штудировать пацифистскую литературу или стирать портянки. Да, правительство Москвы нашло и впрямь хитрый способ поправить ситуацию с призывом.


 

«Учительская газета»

Педагогическая Россия на фоне мира – так называется статья в «Учительской газете» от 27 апреля. Положение с зарплатой работников образования крайне различно в обеспеченных и развивающихся странах с кризисной экономикой. В развитых государствах минимальная зарплата педагогов находится на уровне или несколько ниже размера ВВП на душу населения, зато максимальная превышает этот уровень на 20-100%.

В развивающихся странах и государствах с кризисной экономикой заработная плата составляет большую часть образовательных бюджетов и постоянно становится объектом оптимизации расходов с целью экономии. Для этого сокращается преподавательский и вспомогательный персонал, увеличивается учебная нагрузка, стимулируется ранний уход на пенсию квалифицированных преподавателей и уменьшаются начальные требования к учителю для снижения уровня оплаты его труда. Педагоги вынуждены искать дополнительную работу или бросать преподавание вообще. Реальная зарплата учителя в этой группе стран постоянно сокращается.

В развивающихся странах власти повсеместно не выполняют своих обязательств перед работниками образования. Невыплата или задержка заработной платы — постоянное явление в нарушение статьи 115 Рекомендаций МОТ ЮНЕСКО о положении учителей. В России максимальная заработная плата за 12 месяцев составляла в 2003 году лишь 1,5 тысячи долларов или 47% от размера ВВП на душу населения (3157 долларов). Для сравнения: зарплата в промышленности в России в 2003 году составила порядка 2,8 тысячи долларов или 89% от размера ВВП на душу населения.