ОБЗОР ПРЕССЫ № 392

12 января 2011
Статус учителя должен стать выше
 
В уходящем 2010 году итоги Года учителя подвели в Государственной Думе. По мнению участников встречи, несмотря на ряд успехов в реформировании образовательной системы, решение целого ряда проблем учительства пока еще не найдено. Подробности – в заметке «Год учителя должен стать пятилеткой», опубликованной в «Парламентской газете» от 24 декабря.
 
Учебные заведения постепенно переходят на новые правовые основы – создаются бюджетные, автономные и казенные учреждения. Это позволит образовательным учреждениям получить большую самостоятельность. Меняется характер их финансирования. «Руководитель сам может решать, на что потратить средства, в том числе и на повышение зарплаты учителям», – отметил председатель Комитета Государственной Думы по образованию Григорий Балыхин, добавив при этом, что хотя федеральная индексация зар­плат преподавателям не проводилась, но наиболее отличившиеся из них более чем в 30 регионах уже в этом году получили реальное повышение зарплат от 40 до 80 процентов.
Участники встречи считают, что одна из главных задач реформирования образовательной системы заключается в принятии закона об образовании, который, как известно, вынесен на общественное обсуждение. Оценивать предложения граждан будет специальная комиссия, в состав которой вошли представитель Президента РФ, заместитель министра образования и науки, ректоры вузов, а также родители и сами педагоги. Большой вклад в совершенствование закона вносит Всероссийское педагогическое собрание – крупнейшая общественная организация, объединяющая учителей из 70 регионов. «К нам из разных мест поступают предложения от учителей», – отметила председатель Педагогического собрания Валентина Иванова, обратив внимание на то, что всех волнует, будет ли образование, как и прежде, бесплатным и доступным. Эти моменты должны быть отражены в законе в обязательном порядке. В документе сделана попытка прописать права учителей на получение высокой зарплаты, продолжительного отпуска, на получение жилья. А также права школ на самостоятельное управление своими финансами.
Другой вопрос, на котором акцентировалось внимание в Год учителя, – это статус педагога. По мнению Валентины Ивановой, очень важно, что в этот год было привлечено огромное внимание к проблемам школы и учительства. Для их решения она предложила не ограничиваться только Годом учителя, который подходит к концу, а сформировать пятилетнюю образовательную программу.
 
 
Итоги года в школьном образовании
 
Итоги уходящего года подвела и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Об этом – в материале «Запретный мобильник», опубликованном в «Российской газете» от 22 декабря.
 
«Практически для всех школьников тестирование, прежде всего Единый госэкзамен, стало нормой. Это самое главное в школьном образовании, чем отмечен прошедший год», – считает глава ведомства Любовь Глебова. Сегодня даже в начальной школе преподаватели успешно применяют тестирование для оценки знаний учеников. Конечно, никакого ЕГЭ после 4-го класса не будет, «и это к счастью», заметила Глебова. Но в добровольном порядке и в качестве инструмента, который должен помочь учителю, элементы различных тестов уже есть во многих школах. Если для малышей речи об обязательном Едином госэкзамене не идет, то для бакалавров и магистров ЕГЭ – вполне реален. По словам Глебовой, Рособрнадзор сейчас обсуждает с экспертным сообществом возможность введения аналога «единого» в вузах после каждой ступени обучения.
«Независимая оценка высшего профессионального образования в первую очередь связана с усилением контроля качества. Это не означает, что мы прямо сейчас сделаем ЕГЭ обязательным после бакалавриата, – уточнила Глебова. – Но потребность в едином подходе к оценке у вузов существует».
 
По мнению главы Рособрнадзора, такая внешняя оценка в первую очередь требуется выпускникам по так называемым «избыточным» специальностям – юриспруденции, экономике и менеджменту. С Ассоциацией юристов ведомство уже сейчас ведет активные разговоры о подготовке материалов для такого подобия ЕГЭ.
В 2010 году прошел пробный «единый» в электронной форме. Его сдавали ученики десятых классов некоторых российских школ. В будущем планируется список сдаваемых предметов расширить. Из других новшеств Любовь Глебова обратила внимание на сокращение списка вузов, которым будет разрешено проводить дополнительные к ЕГЭ вступительные испытания при поступлении. В 2010 году право на собственные экзамены получили 11 вузов (всего была прислана 21 заявка). Еще важный момент: в следующем году проверка части «С» Единого госэкзамена будет проводиться перекрестно. То есть работы одного региона проверят эксперты из другого. Все это должно повысить объективность оценки работ.
 
В этом году много разговоров было о том, что школьники сдают экзамены, пользуясь мобильными телефонами. Теперь закон запретит мобильники в аудиториях, где проходит ЕГЭ. До сих пор запрет был, что называется, мягкий, он звучал так: «запрещается пользоваться». С нового года будет другая формулировка: «запрещено иметь при себе».
 
 
Неутешительные результаты международного рейтинга
 
Накануне Нового года были обнародованы результаты международного исследования PISA-2009, по которому российские школьники оказались, мягко говоря, далеко не самыми умными и грамотными по сравнению со сверстниками из других стран. Лучше нас учатся не только в Европе, но и в странах Восточной Азии. О проблеме – газета «Комсомольская Правда» от 11 января в статье «Образовательный рейтинг, по версии международного исследования: хуже нас только Африка?».
 
PISA хоть и тест, но проверяет не знание формул, как наш родной ЕГЭ, а способность детей использовать приобретенные в школе знания в реальной жизни. Недостаточно заучить формулу и механически решать задачки. Например, надо уметь выбрать из тарифов мобильной связи наиболее подходящий. Тесты PISA проверяют школьников по трем направлениям: читательская, математическая и естественнонаучная грамотность. По данным тестов по читательской грамотности Россия заняла «почетное» 41 – 43-е место из 65. Рядом с нами в рейтинге ОАЭ и Чили. Как рассказали в Российской академии образования (РАО), школьники отечественного производства не смогли правильно использовать информацию из только что прочитанной газетной статьи. Да что газетная заметка – пятнадцатилетние школьники не разобрались в расписании поездов! Педагоги говорят: ребята не смогли выделить главное, отбросить второстепенное, переварить и дать оценку.
На таких же отстающих местах наши школьники по математической и по естественнонаучной грамотности. Не могут большинство старшеклассников ответить на вопросы, требующие элементарных жизненных рассуждений вроде: «Если 40% населения – старше 60 лет, может ли средний возраст населения быть 30 лет?», «Как могут одновременно расти доход на душу населения и падать семейные доходы?». «Тестирование показало, что в нашей стране учеников, получивших крайне низкие баллы, на треть больше, чем в развитых странах, – подводит итоги вице-президент РАО Виктор Болотов. – А одаренных детей ровно на треть меньше».
PISA в итоге отвечает на два вопроса: каково состояние образования в стране и что изменилось за прошедшее десятилетие. Сороковое место наглядно развенчивает мифы о качестве обучения в школах. Так что же все-таки не так? Вроде и учителя хорошие есть, и грамотные учебники написаны, и в школах современное оборудование заводят... Может быть, дело в самих детях? Нет. Просто задачи у PISA совсем не те, которые ставит наша школьная программа. У нас – ясно сформулированное условие и четко заданный алгоритм, как и где применить формулу. А в тестах PISA надо из жизненной ситуации с большим набором данных отобрать те, которые нужны для решения, и только потом искать ответ. Задачки из российских учебников напоминают детское яблочное пюре – положил в рот и отправил в желудок. А в PISA – свежее яблоко, которое надо сначала откусить и прожевать.
С учителями тоже все непросто. Педагоги не стараются учить думать над условием, над текстом. Они верят в единственную и непоколебимую правду учебника – все, что нужно знать школьнику, написано в нем. За рассуждения «не по теме» ученик-бузотер может быть и вовсе удален из класса. «У нас один ЕГЭ для всех детей без разделения на базовый и профильный уровни. Один на всех детей стандарт. Одна программа. Будущие поэты и художники все равно учат интегралы. А как? Никого не интересует, – считает Болотов. – И в этом главная причина провала России на международном тестировании. С нашей дурной унификацией всех и вся мы идем по провальному пути. Мы и одаренных, и отстающих детей запихиваем под один каток. Именно поэтому необходимо вводить разный уровень экзаменов – это один из основных уроков PISA».

В лидерах PISA-2009 – Китай, Финляндия, Гонконг, Сингапур, Канада. При этом в сравнении с последним исследованием PISA-2006 результаты Южной Кореи подросли на 30 баллов, Германия, проведя реформу образования, существенно сократила разрыв между хорошо и слабо подготовленными детьми. Польша, которая в 2000 году была рядом с нами на первых местах с конца, сейчас уверенно заняла 11-е место. Чили улучшила показатели на 50 баллов. А мы? Мы даже не пытаемся догнать паровоз. Точнее, в 2006 году мы его совсем упустили и скатились в самый конец, а сейчас вернулись на уровень... 2000 года. «Сейчас наконец в новых стандартах образования идет курс на развитие у детей умения применять школьные знания в жизни. Например, это переход на ведение проектного метода дисциплин. Ребенок должен будет не выучить и ответить, что на странице 28 в пятом абзаце сверху написано то-то и то-то, а выполнить проект, совместное открытие, разработку. Ему для этого понадобятся дополнительные знания, за которыми ребенок пойдет к учителю и станет искать ответы в дополнительной литературе», – надеется Болотов.
За 10 лет, пока мы участвуем в тестировании PISA, мы научились только латать дыры. Еще в 2003 году выяснилось, что наши ученики вообще не знают, что такое диаграммы. В учебниках появились диаграммы. Плохо читают? Добавили художественных произведений в программу. А вот про газеты и расписание поездов что-то не догадались. Но все это скорее напоминало желание исправить очередной недочет, нежели стремление принципиально изменить систему обучения. Сейчас в России начинают внедрять президентскую инициативу «Наша новая школа». Там прописан переход на «исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать новое, выражать собственные мысли, принимать решения». Для этого нужны «новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет», и «современная инфраструктура». Но когда сбудутся эти мечты, если до сих пор в четверти наших школ туалеты – на улице, а учителей старше 50 лет в школах больше 40 процентов?

Школьные предметы можно будет выбирать

 
Сократить количество предметов в старших классах в два раза. А для тех, что останутся, ввести три разных уровня освоения – интегрированный, базовый и профильный. Эти революционные нововведения заложены в проекте Федерального стандарта среднего (полного) общего образования. Его обсуждение в комиссии Общественной палаты по развитию образования было жарким. Рассказывает газета «Известия» от 21 декабря в статье «Предметно-методическая революция».
 
О том, что школьная программа сильно перегружена и ученики просто физически не успевают освоить весь материал, говорится давно и на разных уровнях. Но до последнего времени ситуация никак не менялась. Действительно, тема профессионально ориентированной школы обсуждалась еще 10 лет назад. Уже тогда предполагалось, что она станет заменой подготовительной системы для вузов. В президентской программе «Наша новая школа» вновь речь идет о необходимости повсеместной специализации в старших классах. Похоже, дело наконец удалось сдвинуть с мертвой точки. В новом стандарте предлагается оставить для старшеклассников шесть предметных областей, из которых они будут выбирать до семи нужных предметов. Это русский язык и литература или – впервые на выбор – родной язык и литература. Иностранный язык. Математика и информатика. Общественные науки – обществознание, история, география, экономика, право. Естественные науки – естествознание, физика, химия, биология, экология. Шестая область – искусство или предмет по выбору школы в национальных республиках (например, в Татарстане попросили включить предмет «технология»).
Главное новшество: каждый из выбранных предметов будет иметь три уровня изучения: интегрированный (первая ступень), базовый (вторая ступень) и профильный. И учащийся сам решит, какой из уровней для него предпочтительнее. Так что теперь будущему гуманитарию не придется изучать интегралы и сложные химические формулы. Ему будет вполне достаточно получить знания по математике и химии, что называется, для общего развития, а основное внимание уделить таким профильным дисциплинам, как литература или история. Бесспорно, очень здравая идея. Предполагается, что на профильный курс будет отведено пять часов в неделю, а на базовый и интегрированный уровни – соответственно по три часа. В результате учебный план для старшеклассника будет выглядеть примерно так. Три профильных предмета, три обязательных и три – базового или интегрированного уровня. Это значит, что вместо 18-21 предмета, как сегодня, останется не более десяти, благодаря чему удастся избежать огромного количества избыточных знаний, которые в любом случае не усваиваются. Уделено в новом стандарте внимание и так называемым индивидуальным проектам школьников, предназначенным для развития навыков самостоятельного обучения.
Конечно, вопросы пока еще остаются. Например, как быть, если на какой-то предмет запишется небольшое число учащихся? Будет ли сформирована в этом случае учебная группа? А если ученик в середине 10-го или 11-го класса поймет, что ошибся с выбором профильных предметов, будет ли у него возможность отыграть назад? Пока еще разработчики не готовы ответить. Другой важный вопрос: кто обеспечивает материально-технические условия для обучения в такой продвинутой, по мысли разработчиков стандарта, школе? По мнению руководителя института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, здесь акцент нужно сместить с директора школы на учредителя. А комиссия Общественной палаты рекомендует четко прописать в стандарте уровни финансовой ответственности – муниципальный, региональный, федеральный.
Наконец, самый острый вопрос: будут ли стандарты внедрены именно в таком виде или подвергнутся серьезной правке, учитывая сопротивление пресловутого «предметно-методического лобби»?
 
 
Обмен студентами и преподавателями
 
Российский союз ректоров (РСР) обсудил на своем заседании вопрос «самоочищения» вузовской среды. Для потенциального абитуриента это означает повышение качества высшего образования хотя бы у части вузов. Чтобы запустить этот процесс, университетам как минимум необходимо иметь собственную программу развития и участвовать в государственных программах. Подробности – в статье «Самоочищение высшей школы», опубликованной в «Независимой газете» от 28 декабря.
 
«У нас получается довольно странная ситуация, – начал свой доклад ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, академик Виктор Садовничий. – Из 41 госпрограммы, утвержденной распоряжением правительства России, только три вуза являются соисполнителями трех госпрограмм по двум направлениям». Что касается собственных программ развития, то, по словам Виктора Садовничего, такие реализуются более чем в 200 вузах, направлены на формирование устойчивых профессиональных связей с бизнесом, носят комплексный характер, но при этом излишне локализованы. Вузы в последнее время стали слишком самодостаточны. Хотя программы многих вузов уже включены в сетевое взаимодействие. И как раз его надо бы еще активней развивать. Почему?
Сегодня вузы, наделенные особым статусом (плюс особым финансированием), неравномерно распределены по территории страны. Самое большое количество таких вузов (13) сосредоточено в Центральном федеральном округе. В Северо-Кавказском нет ни одного. В Южном – один, в Дальневосточном – два, в Сибирском – пять, в Северо-Западном – семь. Межвузовское взаимодействие поможет эту неравномерность смягчить. Одним словом, начинается процесс поиска вузом собственной ниши. Какой-то вуз сосредоточил все усилия на одном направлении, кто-то – на другом. Союз ректоров составил «Карту участия вузов в процессах модернизации образования», которая включает и приоритетное задание вуза. Матрица «Карты участия» будет вскоре размещена на сайте РСР, и все смогут с ней ознакомиться. Что это означает для потребителей? Качественное образование можно будет получить студенту по выбранной специальности как в своем, так и в другом вузе. В том, где эта школа сильней. Для этого же будет предусмотрена практика двойных дипломов. Вузы будут еще активней обмениваться своими лучшими студентами, аспирантами и даже преподавателями.
Также на совещании ректоры рассмотрели вопрос, посвященный процессу обсуждения законопроекта «Об образовании». Ректоров посетил советник президента РФ Вениамин Яковлев, который возглавил комиссию, призванную проанализировать предложения, поступившие в ходе обсуждения документа общественностью. Он резюмировал, что обсуждают новый законопроект не так активно, как законопроект «О полиции». Интересует он в основном педагогическое сообщество, которое продолжает слать предложения, детализируя те или иные параграфы закона. Наиболее острые споры возникают при обсуждении социальных вопросов. Ректоры рекомендуют для дальнейшего обсуждения свой перечень «болевых точек»: изменение видов образовательных учреждений (имеет ли смысл опять что-то менять), введение кредитно-модульной системы, изменение системы льгот при поступлении в вузы, третий уровень образования – аспирантура и адъюнктура, проблемы госзаказа и др. Закончить обсуждение ректоры обещают к 25 января 2011 года.
 
 
Пропасть между вузом и работодателем
 
Эксперты подтверждают: что переход на болонскую систему, что недостаток информации сильно влияют на качество образования в стране. Помочь могут несколько шагов. «Чем плохи российские вузы и как с этим бороться» – такая статья опубликована в газете «Труд» от 12 января.
 
Вот уже многие годы на рынок труда выпускаются тысячи никому не нужных специалистов. И такая ситуация сложилась вовсе не из-за того, что в стране нет работы. Просто потребности и возможности не соотнесены. Эксперты в области образования уверены, что эта отрицательная тенденция коснулась не только достаточно редких специальностей, но и тех, представители которых, на первый взгляд, являются весьма востребованными.
«Проблема также усугубляется снижающимся уровнем подготовки выпускников. Это приводит к уникальным парадоксам: например, уже не первый год рынок перенасыщен выпускниками вузов по специальности „юриспруденция“, но при этом редкий работодатель не жалуется на то, что найти хорошего юриста практически невозможно», комментирует ситуацию директор по развитию компании Begin Group, занимающейся образовательным консалтингом, Михаил Каптюг. Пути к решению данных проблем могут лежать, например, в большем внимании вузов к профориентационным мероприятиям. По мнению эксперта, многие школьники, поступающие на престижные специальности, не до конца понимают специфику профессий, по которым им придется трудиться после окончания вуза. Это ведет к разочарованию в выбранном пути и, как следствие, прохладному отношению к учебе.
 
Предъявить единые и четкие требования ко всем отчетностям в вузах решение проблемы некачественного образования. Зачастую студенты даже толком не знают, какова тема их дипломной работы. С введением ЕГЭ поступление для жителей регионов несколько упростилось, но недостаток информации все еще негативно сказывается на системе образования. «Введение ЕГЭ сильно повысило мобильность абитуриентов (не нужно лично приезжать на экзамены, вузы принимают заявления по почте), и это, конечно, радует. Но при этом школьникам, например, из Екатеринбурга трудно получить информацию о том, чем обучение на физфаке МГУ отличается от обучения в Физтехе. Ситуацию здесь может изменить использование новых технологий», – комментирует Михаил Каптюг.
 
«Переход российской системы образования на болонский стандарт это процесс, который приведет наше образование к еще большей отсталости от развитых стран. К сожалению, здесь применяется подход „сделать, как у них“, и это, кстати, касается далеко не только образования, отмечает ректор МАТИ Анатолий Петров. Это в корне неверно, потому что, пока мы медленно и со скрипом переходим на то, что в развитом мире давно уже внедрено, сами развитые страны уходят далеко вперед, а мы остаемся в хвосте этой гонки». Система бакалавриата и магистратуры (4+2) появилась в США около 40 лет назад. Это был ответ на успехи Советского Союза в научных достижениях 60-х годов, и эта система в США сработала. Работала она и во время перехода от индустриального уклада к постиндустриальному. Но, по словам эксперта, сейчас мир уже вышел из постиндустриальной эры и шагает дальше. Соответственно, постепенно развитые страны начинают отказываться от системы 4+2, и США в первую очередь. Они понимают, что эта система не соответствует современному уровню развития – бизнесу уже нужны не бакалавры-«ремесленники». «Но мы вынуждены переходить на эту систему, так как в России она закреплена на законодательном уровне. Хотя работодатель не понимает, что такое бакалавр, особенно это касается производства», – комментирует Анатолий Петров.