ОБЗОР ПРЕССЫ № 96

10 марта 2004

В ближайшее время руководство области утвердит комплекс мер, направленных на совершенствование работы высшей школы, сообщает газета «Советская Сибирь» от 2 марта. Об этом рассказал губернатор Виктор Толоконский в ходе годичного собрания представителей высших учебных заведений нашей области. Как отметил губернатор, высшая школа имеет особое значение для всего научно-образовательного комплекса Новосибирской области.

В ближайшее время планируется создать центры коллективного пользования современным оборудованием, совместные научно-образовательные лаборатории, предполагается внедрить в учебный процесс новейшие знания и технологии.

Глава областной администрации обратил внимание собравшихся на необходимость укрепления материальной базы образовательных учреждений области. Причем основная часть доходов вузов должна формироваться не столько за счет взимаемой со студентов платы за обучение, сколько за счет увеличения бюджетного финансирования. «Именно вузовская общественность должна сформулировать условия, при которых будет увеличено бюджетное ассигнование на образование. Увеличение количества студентов, обучающихся по контракту, может привести к тому, что государство с каждым годом будет уменьшать расходы на высшую школу. Поэтому сегодня принципиально важно, чтобы государство было заказчиком на подготовку специалистов высшей квалификации», — подчеркнул губернатор.


 

«Учительская газета»

Поступление в первый класс — чрезвычайно ответственный момент в жизни ребенка и его родителей, считает «Учительская газета» от 2 марта. Был ли он готов к тому, чтобы приспособиться к новой для себя среде, воспринять иные «правила игры»? Если у малыша сформирована положительная внутренняя мотивация, которая складывается из желания учиться и понимания необходимости этого процесса, то половина дела сделана. Но существует и вторая составляющая готовности к школе. Это произвольность — способность действовать по образцу в соответствии с правилами.

Данное качество формируется в ходе ролевых игр со сверстниками в дошкольном возрасте. Характерная примета сегодняшнего дня — ситуация, когда дошкольник «не наигрался». Произвольность такого первоклассника будет страдать. Обе эти составляющие можно считать социальными, так как сложились они под воздействием среды. Однако нельзя не учитывать и внутренние причины, мешающие ребенку быть успешным в школе. Они связаны с тем, как на протяжении внутриутробной, младенческой и детской жизни формировался его головной мозг.

Если вы хотите определить, как ваш малыш сумеет адаптироваться к школьной жизни, обратитесь к нейропсихологу. Специалист по ходу тестового диагностического обследования точно определит, какой участок мозга как развит. К примеру, если недостаточно сформирован первый блок мозга, отвечающий за активацию и «бодрствование» (энергетику) коры, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность, что ведет к снижению самооценки ребенка. На самом деле он может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. Такой первоклассник может беспричинно плакать дома, часто болеть, быть раздражительным, обидчивым. Специалист подскажет, за счет каких зон головного мозга можно будет скомпенсировать недостаточность других, как помочь ребенку снять утомляемость и вялость. Последние предшкольные месяцы лучше потратить не на натаскивание в чтении или счете, а на общую закалку организма, тренировку внимания, логики, помочь будущему ученику поточнее сориентироваться в пространстве и времени. Будущему первокласснику можно помочь заранее, чтобы учиться ему стало легко и радостно.


 

«Комсомольская Правда»

Практикующие наркологи советуют, как развенчать подростковые мифы о безвредности марихуаны – об этом публикация в газете «Комсомольская Правда» от 9 марта. С чего грамотно начать борьбу с пагубной привычкой? Как объяснить, что это очень опасно для здоровья, чем аргументировать? Ведь подростки считают марихуану забавным и безопасным развлечением.

Для начала, советуют наркологи, объясните подростку, что наркологи не делят наркотики на «легкие» и «тяжелые». Расскажите, что в марихуане содержится более 400 опасных химических соединений. Установлено, что все формы марихуаны являются изменяющими сознание наркотиками - степень влияния зависит от их силы. Самые сильные формы марихуаны - гашиш и гашишевое масло. Нарколог Сергей Белогуров считает, что психическая и физическая зависимость от конопли такая же, как и от «тяжелых» наркотиков. В работе «О конопле для любознательных» нарколог отмечает, что регулярно курящие коноплю страдают синдромом отмены, как и при употреблении «тяжелых» наркотиков. Бессонница, депрессия, раздражительность, подавленность, агрессия - немногие из симптомов, возникающих у курильщиков конопли после «завязки».

Убедите подростка пройти экспертизу в хорошей клинике: следы метаболитов марихуаны остаются в моче в течение нескольких дней после употребления. При регулярном курении следы метаболитов находят и спустя недели после прекращения употребления. Посетите в этой же клинике психолога. Он подберет к вашему чаду «ключик» и убедит, что курить марихуану опасно. Перед посещением клиники скажите ребенку, что не считаете его наркоманом и хотите убедиться, что мимолетное (а вы очень надеетесь, что это именно так!) увлечение марихуаной не нанесло вреда здоровью. Перед походом в клинику честно предупредите, что если анализы окажутся хорошими, то вы извинитесь перед ребенком за то, что пришлось пройти через эту процедуру.

Расскажите об исследованиях среди подростков-наркоманов: 95% из них начали употребление сильных наркотиков с марихуаны. Расскажите, что курение марихуаны ведет к импотенции. В состав «тяжелых» наркотиков входят опиаты - при всей опасности они, как ни странно, быстрее выводятся из организма. А «безобидная» марихуана таким свойством не обладает. Являясь жирорастворимым веществом, она накапливается в тканях: в головном мозге, легких и половых органах. Порой составляющие марихуаны навсегда остаются в тканях организма, меняя ДНК и угнетая вегетативную систему. По мнению наркологов, любителю травы на мечте о здоровых «сыночке и лапочке-дочке» надо поставить крест.

Припугните тем, что продавцы наркотиков не упустят случая увеличить доходы и «подсадят» ребенка на серьезные наркотики, от которых он уже не откажется сам - только при помощи нарколога.


 

«Парламентская Газета»

В Казахстане отказываются от советской системы образования, сообщает «Парламентская Газета» №1415. В республике решили идти "своим путем". Однако это оказалось не так-то просто. За годы суверенитета в этой сфере сменилось несколько министров, и каждый старался внести свою лепту в перестройку системы. Ее сотрясали многочисленные реформы, которые не привели к желаемому результату и чаще всего останавливались на полпути. Чтобы добиться положительных результатов, нужны свежие и оригинальные идеи. Но они как раз и оказались в дефиците.

Качество образования снижается на всех уровнях. Эту горькую истину признал нынешний министр образования и науки Жаксыбек Кулекеев на специальных слушаниях в республиканском парламенте, посвященных этому вопросу. Ежегодное тестирование абитуриентов показало, что до 70 процентов выпускников школ получают двойки по естественным наукам (математике, физике, химии). Если же говорить об уровне среднего образования в целом, то 40 процентов юношей и девушек - "твердые" двоечники. Даже из тех, кто имеет в аттестате зрелости сплошные пятерки, каждый десятый не выдерживает вступительных экзаменов в вузы, получая все ту же "пару". Она, похоже, становится самой популярной оценкой знаний молодежи.

Не лучше положение и в высших учебных заведениях. По словам министра, студент превратился для преподавателей в источник дополнительного денежного дохода. За взятку можно получить в зачетку какую хочешь отметку. И таких беспринципных людей становится все больше. Даже если в коллективе заводится белая ворона, ее стараются выжить из стен вуза. Всем, включая ректорат, легче расстаться с принципиальным преподавателем, чем с плохим, но денежным студентом.

"Государство сегодня готово вкладывать средства в систему образования, но если мы не поднимем ее эффективность, то просто впустую потратим деньги и не получим качественных специалистов", - заявил Кулекеев. В качестве выхода из сложившейся ситуации он предложил реформы в структуре среднего и высшего образования. Суть предлагаемых перемен можно свести к следующим понятиям: 12-летнее школьное обучение, единая национальная система тестирования знаний и второгодничество для тех студентов, которые во время летней сессии показали низкий уровень знаний. Все это предполагается задействовать в практику уже в следующем учебном году.

Система 12-летнего обучения в школе обсуждается в Казахстане уже в течение длительного времени и имеет своих сторонников и противников. Вся "изюминка" заключается в другом. Отныне выпускники средних учебных заведений освобождаются от сдачи итоговых экзаменов. Для них вводится единое для всей республики тестирование. Оно будет проводиться в независимых центрах, на создание которых предполагается затратить 385 миллионов тенге. Положительный результат станет для выпускника своего рода пропуском в институт или университет. Следующий этап тестирования будет проводиться уже непосредственно в вузе по завершении студентом второго курса. При неудовлетворительном результате двоечник остается на второй год. Или даже на третий. "Если у родителей есть деньги, то пусть учат своих детей хоть 15 лет", - заявил министр.