ОБЗОР ПРЕССЫ № 94

25 февраля 2004

В 2006 году во всех российских школах будет введено профильное обучение. По замыслу реформаторов, оно должно стать альтернативой репетиторству и подготовительным курсам, которые при поступлении детей в вузы вынимают из родительских кошельков немалые суммы. Рассказывает газета «Труд» №032.

Роль бесплатного государственного репетитора возьмет на себя учебное заведение. Старшеклассники под руководством специально подготовленных преподавателей начнут углубленно изучать предметы по собственному выбору. К примеру, будущие филологи бросят свои интеллектуальные силы на литературу, историю, родной и иностранные языки, будущие врачи - на химию и биологию. А непрофильные учебные дисциплины уйдут на второй план: ребята смогут заниматься ими лишь в рамках утвержденного законом образовательного минимума.

Прежде чем вводить профильное обучение, в школах 14 регионов уже в этом году начали готовить к новшеству семиклассников и восьмиклассников. Ребятам дали время на оценку собственных способностей и профессиональных склонностей, чтобы к 9-му классу они определились с выбором. На недавнем московском семинаре региональных координаторов эксперимента говорилось о том, что нужно уже сейчас разрабатывать новые, "углубленные" учебники по разным предметам. Необходимо провести и квалификационную подготовку педагогов, потому что одно дело - учить всех ребят по одинаковым программам, а другое - преподавать химию либо будущим студентам химфака, либо балеринам.

Как бы то ни было, в 2004 году школы 14 экспериментальных регионов перейдут на профильное обучение. Об этом участникам семинара объявил руководитель рабочей группы Министерства образования России Анатолий Пинский. Кроме того, он сообщил, что итоговая аттестация выпускников 9-х классов будет проводиться независимыми, межшкольными, экзаменационными комиссиями и в рамках эксперимента опробуют новую, 30-балльную систему оценки знаний учащихся по алгебре и русскому языку.

 


 

«Комсомольская Правда»

«Троечники - надежда России», таков гордый заголовок в газете «Комсомольская Правда» от 16 февраля. Нескончаемая, унылая третья четверть. В дневнике вашего отпрыска все чаще проскальзывают «трояки». Вы огорчаетесь. И зря! Сравнить психологические портреты крепкого троечника и круглого отличника газета попросила декана факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, профессора Михаила Юрьевича Кондратьева. «Ой, как мне нравится, что вы про отличников и троечников спрашиваете, а не про отличников и двоечников! - довольно улыбаясь, потирает руки Кондратьев. - Понимаете, с этими все ясно. И те, и другие - порождение образовательной системы, жертвы отметочного обучения. А вот троечники для психологов - люди, интереснейшие для наблюдения. Это натуры, сохранившие свою цельность, свое «Я», несмотря на все наши гигантские педагогические усилия по их уничтожению».

Троечнику наплевать на общепринятую (в данном случае школьную пятибаллку) шкалу ценностей. Его интересы, которые он умело оберегает и по необходимости даже маскирует, простираются отнюдь не в школе, куда его привели в семь лет и оставили еще на десять. Ему не важно, какую отметку ему поставит учитель. Куда более ценно для него, какой балл выставит себе он сам. За умение цыкать зубом, свистеть без помощи пальцев, отжиматься на кулаках, втихаря от отца покуривать, успешно списывать на контрольных... То же и девочки. Пока мама не видит, надо быстренько сбегать на свидание с «запрещенным» мальчиком, причем в самый мороз надеть юбку покороче и забыть про шапку. А ведь, как ни покажется парадоксальным, без всех этих вроде бы детских уловок мальчик не становится мужчиной, девочка - женщиной. А в целом ребенок - взрослым.

Пока троечники взрослеют, что происходит с отличниками? Отличник в это время работает на публику. Это основное его занятие - зарабатывание очков. Побоку первая влюбленность, кайф ощущения безграничных возможностей молодости. Он находится в постоянном нервном напряжении: а оправдал ли я возложенное на меня доверие? Это очень зависимые от чужого мнения люди. И зачастую задачи, которые они перед собой ставят, формальны. Пятерка ради пятерки. Настоящего личностного роста не происходит. Именно поэтому многие бывшие отличники теряются и выпадают из жизни. Лишь редкие отличники, действительно одаренные ребята, учатся не ради высокой оценки, а ради какой-то своей большой идеи. И, как вы понимаете, их планка - вовсе не поступление в институт.

Отличник привык к тому, что его постоянно оценивают со стороны, и постоянно нуждается в подтверждении своего статуса. А типичный троечник, как сказочный Иванушка-дурачок, совсе-е-ем не дурачок. Он великолепно знает цену себе. Учитель ему говорит: «Иванов, ты совсем дурак. У тебя за диктант «два». А наш крепкий троечник себе на уме: «Ан нет, Марьпетровна. Это работа у меня дурацкая, а сам я о-го-го». Он умеет подлаживаться под ситуацию, когда надо - валять ваньку, в других обстоятельствах предельно концентрироваться и - как итог - одерживать победу малой кровью.

«Отличники, как правило, люди прямолинейные и ограниченные, -- продолжает Кондратьев. -- Они не готовы к поворотам судьбы. Я наблюдал множество студентов-пятерочников, которые на первом курсе, на первой же сессии вдруг получали впервые «три», и это была для них почти трагедия. Были даже такие, кто забирал документы из института. Кроме того, множество социсследований доказывает: о бывших школьных и студенческих «звездочках» после их выпуска, как правило, ничего не слышно. А большими делами заправляют именно не любимые учителями экс-троечники - мобильные, способные к нестандартному действию в предложенных обстоятельствах.Кстати, большинство учителей - сами, увы, отличники...» «Комсомольская Правда» дает советы родителям «троечников»: троечник троечнику рознь. Приглядитесь внимательно к своему. Если ребенок просто «пофигист» и у него есть интересы помимо школы - спортивная секция, компьютерные курсы, - отстаньте от него с отметками и нравоучениями. Пусть живет спокойно. Бог с ними, с учебниками. Не дурак он: когда почувствует потребность в учебе, догонит. Среди троечников бывают «серые мышки» и «тихие омуты». «Мышки» обычно ничем не увлекаются, у них не горят глаза, им скучно. И они действительно очень невысокого о себе мнения. Им надо обязательно найти занятие по душе. А с «тихонь» не спускайте глаз. Но и не давите. Важно понять, чем живут эти подпольщики, и вовремя скорректировать, если нужно, сферу их увлечений.

 


 

«Аргументы и Факты. Москва»

Сегодняшние школьники читают меньше, сообщает газета «Аргументы и Факты. Москва» от 18 февраля. Международное исследование PISA показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает аж 28-е место среди 32 развитых стран мира. Правда, неожиданный результат для когда-то «самой читающей страны»? Да, сегодня легче увидеть ребенка, уставившегося в компьютер или телевизор, чем с книжкой в руках. Но, с другой стороны, может, и не нужно современникам ХХI века много читать?

«Сколько нужно читать ребенку — вопрос весьма относительный, — рассказывает библиотекарь Татьяна Рудишина. — Известно, что каждое следующее поколение читает меньше, хуже. Моя коллега, чье детство выпало на послевоенные годы, вспоминает, как она прочитала в 11–12 лет всего Льва Толстого из-за маминого плеча (спали вместе, кроватей не хватало, книг, кроме Льва Николаевича, не было). У каждого поколения свои взаимоотношения с чтением. И дети в нашей стране ничем не отличаются от иностранных, которые тоже стали меньше читать. На Западе и в Японии педагоги и психологи бьют тревогу, создаются национальные программы чтения. И проходят они под девизом «Нация в опасности — дети перестают читать!». Еще один факт: из массового чтения уходит классическая приключенческая объемная литература (Дюма, Майн Рид, Жюль Верн и т. п.)».

«Да, детям необходимо читать, — продолжает Елена Голубева, тоже библиотекарь. — Но понятие «читать» имеет более широкий смысл — это значит и разбирать, и анализировать, и воспринимать текст. Причем не важно, на каком носителе — нынешнее поколение с одинаковым успехом читает и с экрана компьютера, и книги. Исследования российских и западных ученых показывают: нечитающий человек может стать опасным для общества. Например, тот, кто не способен проанализировать текст, не может сделать осознанного выбора: будь то выбор стиральной машины или президента страны. Чем больше читает человек, тем лучше его память, выше сознательность, способность к сочувствию. Но нельзя думать, что важнее всего КОЛИЧЕСТВО прочитанных книг. В это заблуждение точно так же впадают школьники, когда удивляются тому, что за пятистраничное сочинение стоит «тройка», а за трехстраничное — «пятерка». Ведь главное — КАК именно читать».

Читать ребят учат в школе. И читают они в первую очередь то, что им задают (иначе получат «двойку»). И, как сетуют учителя, нынешняя программа по литературе устроена далеко не лучшим образом. Во-первых, в списки чтения для начальных классов попадают очень сложные произведения, к примеру «Тарас Бульба», к которому в старших классах уже нет времени вернуться. Во-вторых, современное образование никак не может изжить порочную практику давления на ученика. Пара заданий образца «прочитать от сих до сих» способна отбить даже самую сильную тягу к чтению. Ученикам кажется, что Пушкина нужно читать потому, что так сказала Марь Иванна, и если сегодня на уроке про него не спросили, то возвращаться к произведению завтра совсем не обязательно. В-третьих, самой интересной во всех отношениях части курса — ХХ веку — уделяется очень мало внимания. За год выпускникам предлагается усвоить фактически всю поэзию и прозу современности. При этом одиннадцатиклассников ждут экзамены — они должны успеть повторить весь XIX век. Поэтому последняя часть курса усваивается хуже всего, между тем именно на современной литературе основывается будущее самостоятельное чтение ученика. Вот и получается: школьники, а следом и взрослые люди читают меньше потому, что их этому неправильно научили.

 


 

«Российская газета»

Идет война за души, и пока не ясно, кто в ней одержит победу – так начинается статья о сектах в «Российской газете» от 17 февраля. Но возможно, секты — это просто страшилка для людей несведущих и ничего ужасного в них нет? Может, секты, напротив, вносят мир и покой в людские души? Ведь адепты сект предлагают человеку спасение. Да и в конце концов люди-то сами выбирают свой путь.

«Никакого выбора в реальности нет, — утверждает профессор богословия, руководитель центра религиоведческих исследований Александр Дворкин. — Никто в секту сам не приходит. Человека уводят, фактически заманивают в секту, так что ни о каком свободном выборе даже и речи идти не может. А потом ему практически невозможно оттуда выбраться, поскольку его сознание уже полностью закрыто от критического восприятия мира. Тоталитарная секта — это организация с жесткой структурой, имеющая обожествленного лидера или верхушку, применяющая методы по контролированию сознания своих членов и удержанию их, твердо регламентирующая все аспекты их жизни. Для адептов любого деструктивного культа характерно рассматривать окружающий их мир как мир тьмы, а людей, его населяющих, представлять слепцами или, хуже того, врагами. Сектанты пытаются всеми способами уйти из этого мира, а заодно увести за собой и детей».

Кстати, довольно часто секты создают центры по работе с наркозависимыми подростками. Это одна из наиболее распространенных разновидностей сектантского бизнеса, ведь за излечение своего ребенка родители готовы отдать последнее. Под видом же лечения происходит вербовка в секту, а с помощью специальных практик у молодых людей, страдающих наркоманией, происходит своеобразная «перезависимость». Так, вербовкой через псевдолечение, например, занимается секта, которая то объявляет себя религиозной организацией, то снимает с себя все культовые одеяния — в зависимости от того, что ей на данный момент выгодно. Речь идет о сайентологии, или «центре дианетики», или «гуманитарном центре Хаббарда». Среди программ сайентологов выделяется программа лечения наркозависимых детей и подростков «Нарконон». В специальной декларации Совета Европы, подписанной 2 апреля 2003 года, прямо указывается на то, что «Нарконон» подменяет наркозависимость зависимостью от сайентологии. «Использующие его люди, — говорится в документе, — становятся легкой добычей вербовщиков, делаются более восприимчивыми к промыванию мозгов». Да и лечения, собственного говоря, никакого нет. Человека заставляют проводить по 6 часов в сауне, принимать в громадных дозах витамины (что далеко не так уж безопасно для здоровья, особенно детского), бегать трусцой и медитировать. Известно, что некоторые клиенты сайентологов погибали во время этих «очистительных процедур». Недавно Минздрав РФ запретил использование любых методик, связанных с именем Хаббарда, в государственной медицинской системе.

Вообще сфера образования — одна из основных целей деструктивных сект. Психологи-«дианетики» проводят частные консультации, прикрываясь вывесками учебных заведений. Сайентологи пытаются проникать (и пока, увы, у них это неплохо получается) в школы и вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Волгограда, Нижнего Новгорода, Калуги. «Церковь Христа» действует среди подростков и молодежи в техникумах и ПТУ. Последователи «преподобного» Муна читают лекции «Профилактика наркомании», «Чистая любовь и истинная семья», «Половое воспитание» в обычных общеобразовательных школах. В начале же 90-х годов прошлого века в течение нескольких лет мунитский предмет «Мой мир и я» преподавался в качестве обязательного во всех калмыцких школах, и только после серии громких скандалов этот курс был отменен. Но не только Калмыкия пострадала от идей «великого старца», называющего себя императором Вселенной и живым богом, — по учебнику «Мой мир и я» преподавали более чем в двух тысячах российских школ. Тогда же, в начале 90-х, мунитские организации провели множество специальных семинаров для учителей. Более 75 тысяч преподавателей из стран СНГ прошли через эти курсы. Сейчас учебник «Мой мир и я» и соответственно курс по нему запрещен в наших школах, но учителя-то остались. И вот одна из таких учительниц с гордостью поведала телевизионщикам из Франции, снимавшим в Москве передачу о мунитах, что из 60 ее учеников, которым она только год преподает, 20 регулярно стали ходить на богослужение в «Церковь объединения» (другое название мунитов). Фактически в открытую прозвучало признание о нарушении закона о светском характере государственного образования и о запрете на обращение в религию детей без разрешения на то родителей, а также об использовании своего служебного положения в вербовочных целях.

Иногда оккультизм, в итоге уводящий детей в различные оккультные и неоязыческие секты, проникает в наши школы под маской «абсолютно научного предмета». Так случилось с «наукой о здоровье» — валеологией. Почти во всех школах введены ее обязательные уроки. Да и что тут, казалось бы, дурного, ежели валеологи преподают правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности? На деле же конечная цель валеологического воспитания школьников, как признаются сами валеологи, «сформировать личность человека Ноосферы», активизировать возможности детей, дать им новый духовный опыт сверхвозможностей». По учению теософов, чьим детищем, собственно, и является валеология, они во взаимодействии с «духами космоса» созидают на Земле новую, «шестую» расу сверхчеловеков с оккультно-экстрасенсорными возможностями. Для этой цели годится все — проповедь под видом лекции, «музыкальный фон для массажа, релаксации, медитации, йоги» (цитата из книги «Педагогическая валеология»). Используется и прямое внушение, вторжение в сознание детей, включая краткие сеансы гипноза. Во время таких практик фактически подавляются критическое мышление детей, их аналитические способности, ребенок начинает все принимать на веру, не размышляя, не сомневаясь.

Словом, пора, наконец, признать — сегодня идет самая настоящая война за души наших детей. И пока мы выигрываем лишь на отдельных участках фронта, терпя одно стратегическое поражение за другим. Известное высказывание «дети — наше будущее» сектанты понимают как никто другой. И они, в отличие от нас, отчего-то уверенных, что все образуется само собой, борются за свое будущее яростно и беспощадно. Искусно прикрываясь детскими клубами и благотворительными миссиями, налаживая крепкие связи в органах власти, манипулируя сознанием людей, откровенно покупая чиновников, они похищают наших с вами детей. А мы стоим и смотрим, как когда-то стояли, не в силах пошевельнуться, родители немецкого городка Гамельна, наблюдая, как загадочный крысолов в ярких одеждах, наигрывая на своей дьявольской дудочке, уводил в темную неизвестность их родных детей.