ОБЗОР ПРЕССЫ № 390

16 декабря 2010
Работать учителем только со справкой из милиции
 
Прежде чем идти устраиваться на работу в школу, детсад или ясли, придется посетить отделение милиции – за справкой о том, что вы не привлекались и не привлекаетесь к уголовной ответственности за широкий перечень преступлений насильственного (и не только) характера. Недавно, выступая с Посланием Федеральному собранию, президент сказал, что к детям нельзя подпускать всех, кто когда-либо совершал преступления, связанные с насилием вообще. Не только в отношении детей. Подробности – в заметке «Детей защитят справками», опубликованной в газете «Московский Комсомолец» от 9 декабря.
 
Теперь в Трудовом кодексе пропишут, что при приеме на работу в любое учреждение, работающее с детьми (то есть и центры искусств, и спортшколы, и лагеря отдыха, и детские санатории) придется предъявить справку о том, что соискатель никогда в жизни не привлекался к уголовной ответственности по широкому перечню статей УК. Воспитывать, учить и развлекать детей не позволят тем, кто совершал посягательство на «жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство гражданина», тем, кто покусился на половую неприкосновенность и половую свободу личности (опять же любого возраста). А также тем, кто совершил преступления «против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности».
В каком порядке отделения милиции будут выдавать справки и сколько эти справки придется ждать – неизвестно: это определит МВД в своем нормативном акте. Трудно сказать, насколько база данных МВД позволит сразу, без волокиты и запросов в другие ведомства, предоставить подобную справку в любом уголке нашей необъятной Родины. Тем более что вышеперечисленные ограничения касаются не только тех, кто уже приговорен к наказанию судом, но и тех, кто только обвиняется или подозревается в совершении преступлений. Одно можно сказать наверняка: такая справка непременно займет достойное место в прайс-листе коррупционных услуг.
Как быть в случае, если человек, к примеру, уже работает учителем и попал под статью? «Отстранят на время следствия», – объяснил журналистам глава думского Комитета по труду и соцполитике Андрей Исаев. Он признает, что новые правила создадут определенные неудобства у тех, кто желает работать с подрастающим поколением, но другого выхода нет: интересы самого подрастающего поколения превыше всего. Тем учителям и воспитателям, кто уже трудится в школах и детсадах, сразу бежать за справками едва ли придется. Но при прохождении аттестации – да, придется, предположил г-н Исаев. Причем Трудовой кодекс дает право администрации немедленно увольнять сотрудников, в отношении которых вдруг вскроются неприятные обстоятельства. Аналогичные справки придется предъявлять и тем, кто собирается зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если речь идет о деятельности, связанной с образованием, воспитанием, организацией отдыха, медицинским обслуживанием, детским спортом.
 
 
Нелегкая доля профтехобразования
 
Модернизации системы профессионального образования были посвящены парламентские слушания, проведенные Комитетом Совета Федерации по образованию и науке. «Где вы, сержанты индустрии?» – так называется статья, опубликованная в «Парламентской газете» от 10 декабря.
 
Особенно много времени в дискуссии на тему «Профессиональное образование и модернизация России: законодательный аспект» было уделено начальному профессиональному образованию (НПО). Председатель комитета Хусейн Чеченов назвал едва ли не самую злободневную на сегодня проблему: недавно заботу о НПО федеральная власть переложила на плечи регионов. Это привело к значительному возрастанию дефицита квалифицированных рабочих, специалистов низшего командного звена на производстве – «сержантов индустрии», как иногда называют мастеров. В Министерстве образования и науки не разделяют этой тревоги, считая, что нынешняя система НПО не столько выполняет образовательные функции, сколько вбирает в себя подростков, по той или иной причине отказавшихся идти в десятый класс. Поэтому предлагается встроить ее в систему среднего профессионального образования, которое и будет, по замыслу авторов идеи, готовить квалифицированных рабочих и «сержантов индустрии».
На это Хусейн Чеченов заметил, что начальное профессиональное образование давало стране золотые рабочие руки, поэтому в новом законе оно все-таки должно быть отражено как отдельный уровень в соответствии с реальными нуждами экономики страны. Сегодня из общего количества выпускников профессиональных образовательных учреждений всех уровней на НПО приходится лишь 10 процентов, реальная же потребность составляет 80 процентов. Вот почему начальное профтехобразование, считают специалисты, нужно сохранить в законопроекте. По словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олега Смолина, реформа образования в нашей стране вообще работает не на модернизацию, а против нее.
 
Примечательно, что за сохранение сложившейся в прошлые годы системы профессионального и высшего образования как единого целого выступает Торгово-промышленная палата России. Получается, что отечественный бизнес более заинтересованно относится к подготовке необходимых экономике кадров, чем облеченные властью государственные чиновники. Это подтверждают отдельные положительные примеры. В Москве подготовку подавляющего большинства квалифицированных специалистов учебные заведения ведут по заказу работодателей. В Сибири на базе учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования нескольких соседних регионов успешно ведут подготовку специалистов для железнодорожной отрасли. Такая кооперация позволяет более эффективно использовать лабораторную базу техникумов для нужд вузов, а преподавателей высших учебных заведений привлекать для обучения ребят из учреждений среднего проф­техобразования. Нельзя обойти вниманием и важную социальную функцию, которую оно выполняло. Раньше, когда государство обеспечивало юношей в профтехучилищах бесплатным питанием, предоставляло им другие льготы, это здорово стимулировало к приобретению рабочих специальностей. Сейчас далеко не все регионы в состоянии поддерживать такие учебные заведения даже на прежнем уровне, что приводит многие из них к полной деградации.
 
 
Большая студенческая стипендия – вполне реальна
 
«Стипендии студентов-отличников сравнялись с зарплатами учителей» – такая статья появилась в газете «Труд» от 14 декабря. В учащихся вузов стали вкладываться крупные компании, да еще и государство увеличило размеры выплат. Тем, кто не покидает стен вуза и старается грызть гранит науки все тщательнее, стоит отвлечься от учебы ненадолго и посмотреть, на какие гранты он может претендовать. При большом желании и рвении студент может «заработать» на своей учебе до 20 тысяч в месяц. И если раньше нужно было пропускать пары и трудиться промоутером, то сейчас делать это вовсе не обязательно.
 
Простая стипендия бюджетнику начисляется автоматически, как только он приобретает такой статус. В среднем пособие составляет 1,5 тысячи рублей. Выдаваться оно может как в кассе на руки, так и на карточку банка – партнера университета. Социальная стипендия платится лишь тем, чье семейное материальное положение неустойчиво по ряду причин. Для того чтобы получить социальную стипендию в связи с нехваткой денег, студенту необходимо предоставить справки с работы родителей о зарплате ниже прожиточного минимума. Также стипендия начисляется тем студентам, которые имеют одного родителя или вообще являются сиротами. Размер данного пособия – около 2 тысяч рублей в месяц.
Выплата за победу в межвузовских интеллектуальных соревнованиях и конкурсах, пожалуй, самая привлекательная для студента стипендия. Дотация назначается на 12 месяцев и выплачивается ежемесячно. В этом учебном году в конкурсе участвуют 60 вузов, а размер ежемесячной выплаты – порядка 3,5 тысячи рублей. Для того чтобы получить стипендию от Потанина, вам нужно отучиться последние два семестра на «отлично» и принять участие в интеллектуальном конкурсе. Помимо ежемесячных выплат лауреату предоставляется возможность принять участие в деятельности Летней и Зимней школ, учрежденных специально для стипендиатов. В ходе обучения проводятся мастер-классы и тренинги с участием представителей бизнеса. Кроме того, в рамках обучения в школах разрабатываются социальные проекты, лучший из которых получает шанс на реализацию – грант.
Тысяча стипендий от Дмитрия Медведева ежегодно ждет студентов и аспирантов. 700 – для тех, кто получает основное высшее образование, и 300 – для тех, кто решил продолжить научную деятельность в аспирантуре. Решение о повышении количества стипендиатов, а также самого размера стипендии было принято в феврале этого года. На такую стипендию могут претендовать те студенты, которые во время учебы начинают заниматься научными исследованиями. Это уже добрая традиция – решение о создании президентской стипендии было принято еще в 1993 году. Размер президентской стипендии для студентов – 2200 рублей, а для аспирантов – 4500 рублей. Причем начисляться эти дотации могут воспитанникам как государственных, так и негосударственных, но аккредитованных и имеющих хорошую подготовку вузов.
Конечно, зачастую гранты выплачивают потенциальные работодатели, причем для «технарей». В гуманитарных науках подобные гранты не просто редкость – их практически не существует. Зато компаниям, желающим заполучить в свои ряды талантливых разработчиков или инженеров, такая трата денег только на пользу. Студент уже на этапе подачи заявки на стипендию будет думать о компании как о потенциальном работодателе. Так, любой интересующийся программированием студент может поучаствовать в конкурсе на стипендию от компании Dr. Web. Выплата предназначена для поощрения научно-исследовательской деятельности студентов российских технологических вузов в области исследования и разработки антивирусных средств защиты информации. Таких стипендий от компаний – масса. Главное – собрать как можно больше информации. Разузнайте, может быть, с работодателем вашей мечты вы можете начать сотрудничество уже сейчас: с помощью студенческих конкурсов.
 
 
Для обучения инвалидов нет условий – ни в школе, ни в вузах
 
Несмотря на то что всем гражданам страны гарантированы равные права на получение образования, на деле учить инвалидов готовы далеко не все вузы. Основная причина – в отсутствии для них особых условий: пандусов, просторных лифтов, туалетов. В институтских библиотеках нет книг со специальным шрифтом для слепых и оборудования для слабослышащих. О проблеме – «Российская газета» от 10 декабря в статье «Без Брайля и тьютора».
 
Среди российских вузов самые оптимальные условия для людей с ограниченными возможностями созданы в знаменитой Бауманке. Там с 1934 года обучают инвалидов по слуху. Начинался проект с пяти человек, а сейчас в вузе учится несколько групп, причем многие занятия у инвалидов проходят вместе со здоровыми сверстниками. В Бауманке есть штат сурдопереводчиков, кабинеты оборудованы усиливающей техникой и зеркалами. Все выпускники после окончания без труда находят работу и получают приличную зарплату не меньше здоровых сокурсников. В РХТУ им. Менделеева – другая проблема. В вузе учатся 20 инвалидов. И условий для них, прямо скажем, нет никаких. Университет располагается в зданиях, которые строились по старым проектам и совершенно не приспособлены, к примеру, для передвижения колясочников.
Ассоциация строительных вузов России предложила отражать в учебных программах для будущих зодчих особые запросы инвалидов. В Московском государственном строительном университете уже начали готовить проектировщиков, которые будут учитывать потребности таких студентов. А в программу «Доступная среда» можно внести графу о выделении денег на модернизацию старых зданий вузов. В Самарском государственном аэрокосмическом университете разработаны современные модели колясок, которые легче и удобнее в управлении, чем нынешние. А главное – дешевле. Но запустить их производство пока не удалось. У вуза нет для этого возможностей, а у бизнеса – интереса. Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ, считает, что на создание доступной среды вуз должен отчислять не менее 20 процентов средств, которые ему отпускаются на реконструкцию. При этом нельзя забывать и о том, что для студентов-инвалидов надо создавать места в общежитиях, которые должны находиться в максимальной близости от вуза. А лучше – на его территории, что тоже непросто.
 
Для того чтобы абитуриенты-инвалиды смогли получить высшее образование, они должны окончить школу. Причем обычную, не коррекционную. Программа коррекционных школ, где сейчас в основном и учатся инвалиды, не позволяет выпускникам поступать в вуз. В таких школах просто не сдают ЕГЭ, а без него не возьмут в вуз. Другое дело – инклюзивное образование, которое сегодня активно предлагается взамен коррекционного тем, кто при определенных условиях мог бы учиться в обычной школе. Но инклюзив возможен лишь там, где родители здоровых учеников готовы к тому, что рядом будет учиться ребенок-инвалид. Увы, таких «продвинутых» родителей немного. Директор реабилитационного центра «Детство» Евгений Лильин, который всю жизнь помогает детям с тяжелыми наследственными недугами, считает, что инклюзив может быть успешен только там, где родители имеют высокий уровень образования и социальный статус. К инклюзиву не готовы и многие учителя. У педагогов нет специальных знаний для работы с инвалидами, им некогда заниматься особыми детьми. Ведь новые модели оплаты труда, на которые перешли школы во многих регионах, предполагают четкую зависимость между учениками в классе и окладом. Чем больше учеников, тем выше зарплата. Если у тебя в классе сидит 25 человек, тут не до шрифта Брайля и сурдоперевода. Отдельный вопрос – безопасная среда в школах, где, как и в вузах, нет пандусов, лифтов, приспособленных туалетов, а кабинеты такие тесные, что коляске негде развернуться. Тьюторов, которые могли бы помогать учителям, как это делается в европейских странах, у нас пока нет. Никаких надбавок за работу в классе, где есть дети-инвалиды, педагогам обычных школ тоже не полагается.
 
 
Плата за высшее образование растет
 
В Великобритании молодежь выступает против решения парламента втрое увеличить плату за обучение в вузах. Только за минувшую осень подобные инциденты проходили не раз в странах Евросоюза. В связи с этим имеет смысл проследить: а как обстоит дело с ценами на обучение у нас? К некоторым любопытным выводам пришло независимое агентство РейтОр, собрав и проанализировав информацию о вузах. Подробности – в статье «Плата в вузах растет», опубликованной в «Независимой газете» от 14 декабря.
 
Первый их вывод состоит в том, что плата за обучение – вопрос в нашем обществе почти «интимный». А те вузы, которые сбросили покровы тайн, выглядят чуть ли не монстрами. Судите сами: престижное направление «Мировая экономика» в Высшей школе экономики (ГУ) – 400 тыс. руб. Кстати, если верить представленному агентством топ-списку, то еще и несомненный лидер цен. На самом деле все обстоит не совсем так. Есть вузы, где плата за обучение намного выше. Пример навскидку: есть филиалы МГУ за рубежом, где цена за обучение в год достигает 30 тыс. долл.
Второй важный вывод исследования агентства заключается в том, что статусные вузы перенацеливают сегодня свой бюджет с домохозяйств на государственное обучение. Они же ищут и источники дополнительного финансирования. Но государство направляет дополнительные средства в те вузы, на те программы и те направления, которые интересны ему. Какие это программы? Безопасность и противодействие терроризму, живые системы, индустрия наносистем и наноматериалов, информационно-коммуникативные системы, перспективные вооружения и спецтехника, рациональное природопользование, транспорт, энергетика и др.
Но МФТИ минимизировал поступления денег от платных образовательных услуг. А МГУ и МГТУ, державшие цены на обучение в 2008/09 году, вдруг в 2010 году их спустили. В результате чего плата за обучение в этих вузах возросла на 25% и на 15% соответственно.
Как раз отсюда вытекает важный, третий вывод. Рост цен на образовательные услуги стимулирует само государство. Каким образом? МГУ и другие престижные вузы вынуждены повысить плату за обучение, потому что государство увеличило количество госсредств, затрачиваемых на одного студента. В МГУ сегодня это около 261 тыс. руб. А согласно действующему законодательству установленная вузом цена на коммерческом уровне должна быть не ниже бюджетных ассигнований. Еще одним примером того, что государство стимулирует рост цен на обучение в вузе, является ежегодное сокращение бюджетного обучения на гуманитарных направлениях. Все это привело к тому, что стоимость обучения в вузах по этим направлениям за последние два года возросла в среднем в два-три раза.
 
Все это приведет в будущем, как полагают эксперты РейтОра, к сверхдоходам вузов, которые сохранятся после деятельности министерства по чистке вузов. Ведь политика министерства – сократить как можно большее количество «лишних» вузов, оставив только перспективные. На кого ляжет бременем эта финансовая нагрузка по обеспечению вузовских «сверхдоходов», гадать не приходится. Эгоизм государства здесь читается в стремлении хоть таким образом, но регулировать соотношение спроса и предложения на рынке труда. Хватит ковать гуманитариев? Но это невозможно сделать, не повысив качественную подготовку на математическом и естественнонаучном направлениях еще в средней школе. При полностью разрушенной системе дополнительного образования (бесплатные кружки в домах творчества юных) переломить эту ситуацию достаточно трудно. И все-таки с помощью ценовой политики будут регулировать приток студентов в технические вузы.
Какой выход для гуманитария с низкими доходами, желающего получить качественное высшее образование помимо этого «принуждения»? Учиться «по любви» можно, но… в регионах. Цель проводимой государственной политики – стимулировать качественное образование там. Для этого создаются федеральные университеты. Сливаясь из трех-четырех вузов, они, по задумке властей, тем самым укрепляют качественный состав своих преподавателей и перестают дублировать направления подготовки студентов, концентрируясь на чем-то одном. Этим вузы четко определяют свои ниши, что позволит в дальнейшем создать им научные школы. Федеральные вузы в особой финансовой милости у государства, что позволило им уже сегодня укрепить материальную базу. Плата за обучение в этих вузах, как показывают данные агентства РейтОр, как минимум в два раза ниже столичной. Например, в Сибирском федеральном и Южном федеральном университетах минимальная и максимальная плата за обучение держатся в пределах 44-120 тыс. руб. Проживание в регионах обойдется студенту дешевле, чем в столице. Государству такая образовательная политика тоже выгодна, потому что при благополучном исходе решает кадровую проблему регионов. Вот только любопытно, примут ли такое положение вещей сами студенты? И сможет ли государство контролировать плату за образование?
 
 
Аспирант в деньгах не нуждается?
 
В минувшую пятницу на официальном сайте правительства РФ было опубликовано постановление об увеличении стипендий аспирантам до 2,5 тыс. руб., докторантам – до 4 тыс. Нововведение вступит в силу с 1 сентября 2011 года. При этом прожиточный минимум в целом по стране составляет в этом году 4780 руб. Независимые эксперты отмечают, что государство, говоря о модернизации и инновациях, продолжает воспринимать науку как хобби для какой-то части граждан. О проблеме – газета «Новые Известия» от 13 декабря в статье «Бог в помощь».
 
Сейчас, согласно постановлению правительства от 16 июля 2005 года, стипендии составляют 1,5 тыс. руб. для аспирантов и 3 тыс. для докторантов. Молодые ученые, работающие в академических институтах РАН, уже оценили «щедрость» государства в ходе акций протеста, состоявшихся в столице этим летом. Понять их можно и должно – прожиточный минимум в Москве, утвержденный на 2010 год, составляет 5790 руб. В целом по стране он меньше – 4780 руб. Но речь идет, напомним, о деньгах, достаточных лишь для физиологического выживания, а не для напряженной работы мозга, необходимой для того, чтобы двигать вперед науку, обеспечивая инновации и модернизацию. Заметим также, что только на проект «Сколково» за ближайшие пять лет будет выделено свыше 110 млрд руб. Вопрос только в том, кто будет его реализовывать, если по крайней мере в ближайшие два года будущие кандидаты и доктора наук обрекаются на голодное существование.

«Увеличение стипендий производить необходимо, и государство движется в правильном направлении, – заявила по этому поводу председатель комиссии Общественной палаты по образованию и науке Любовь Духанина. – Но даже увеличенная стипендия далека от желаемой суммы. Стипендия должна быть такой, чтобы аспирант или докторант занимался своей научной работой, а не тратил время на зарабатывание средств для существования. Иначе снижается уровень работ. Как результат, не все могут защититься». Эксперт считает, что уровень стипендии должен быть не ниже средней зарплаты по регионам. Возможно, по ее словам, государство недостаточно увеличивает этот уровень, потому что в аспирантуру идут не только те, кто желает учиться. Кому-то просто нужно получить отсрочку от армии, задержаться в общежитии. По мнению г-жи Духаниной, следует ужесточить требования поступления в аспирантуру и одновременно существенно увеличить стипендии. Это, полагает она, будет правильная политика: деньги в обмен на результат.

Несколько иного мнения придерживается директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. «Суммы – комические для докторантов, – заметил эксперт, – ведь чаще всего они уже не юны и имеют семью. Такие стипендии – это просто издевательство со стороны государства. Считается, что аспиранты могут прожить на такие деньги, потому что могут где-нибудь еще и работать. Но это противоречит принципу аспирантуры! Такими надбавками государство демонстрирует начинающим ученым, что оно о них забыло и вспоминать не собирается. Посылает им, так сказать, «воздушный поцелуй». Г-н Кагарлицкий убежден: чтобы аспирант действительно занимался наукой, ему необходимо установить стипендию в 20 тыс. руб. С докторантами же надо обращаться по-другому. Можно воспользоваться опытом Запада – в некоторых странах на научную работу выделяется год, в течение которого научное учреждение продолжает содержать работника. «Однако ни одна частная мера, в том числе повышение стипендии, не может решить проблем нашей науки, – подчеркивает эксперт. – Нужен комплекс реформ, способных остановить идущее сегодня разрушение академической системы. Деньги у государства есть, но используются они крайне неэффективно». По его словам, государство воспринимает науку как некое хобби, а не как тяжелую работу. «Чиновники искренне уверены, что наука только удовлетворяет любопытство какой-то части граждан нашей страны, а государство еще и деньги выделяет на эти увлечения», – констатирует г-н Кагарлицкий.