ОБЗОР ПРЕССЫ № 78

03 ноября 2003

"Советская Сибирь"

"В основе образования должно быть качество знаний", так считает министр образования Российской Федерации Владимир Филиппов. Он встретился с журналистами нескольких региональных средств массовой информации. И ответил на вопросы журналистов. Рассказывает газета "Советская Сибирь" от 29 октября.

Министр не стал говорить обтекаемо, а сразу же взял "быка за рога": "Если мы хотим поднять качество школьного образования, то у нас должен быть объективный механизм оценки этого качества. Сейчас школа сама себя оценивает. Это ненормально. Если мы хотим иметь объективный механизм оценки качества, он должен быть вне школы. Для этого и вводится система Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Мы впервые получаем такие интересные данные по стране, о знаниях школьников по химии, по биологии и еще по 12 предметам: сколько сдали на двойку, сколько на тройку, на четверку, на пятерку. Это объективно, кривая распределения оценок оказалась нормальной. Открываем по Интернету любой райцентр, по всем школам данного райцентра узнаем, какая лучше, какая хуже и где лучше учат".

Интересный случай произошел нынче в ходе ЕГЭ. Приехал директор школы, расположенной в 40 километрах от Ярославля, и говорит: "Наши ребята не первый год сдают единый экзамен, у нас есть две учительницы, у которых ученики прекрасно сдают единый экзамен. Сейчас ко мне весь Ярославль записался на единый экзамен, чтобы у этих двух учительниц поучить детей последние три года, 9-11 классы, и сдать единый экзамен, потому что потом никуда не надо поступать, ты потом по почте высылаешь в вуз результаты, куда угодно". В этом году в старшие классы школы поступило на 70 человек больше из других населенных пунктов, включая город Ярославль. Они нанимают автобус, приезжают в школу, пытались "купить" учительниц этих, чтобы их возить на автобусе в одну школу, но директор, естественно, не отдал. Но с новыми учениками в школу пришли дополнительные средства, а там норматив - 6900 рублей на одного ученика, и директор доплатит за дополнительную нагрузку этим учительницам. Таким образом, у нас впервые появился объективный механизм оценки хорошо работающего учителя.

"Проблема высшего образования прежде всего в его структуре, то есть кого и сколько мы готовим. Сейчас мы планируем в рамках реализации концепции модернизации образования впервые посмотреть, сколько нам необходимо рабочих, сколько - специалистов с высшим образованием, а сколько иметь техникумов и колледжей. Причем вопрос о жестком плане набора при рыночной экономике стоять не может. В рыночной экономике можно говорить только о прогнозе. Поэтому сейчас мы разработали с Минэкономразвития, с Минтруда на каждый субъект РФ прогноз-программу - сколько учеников после 9-го класса по прогнозу на ближайшие пять лет должно идти в ПУ, сколько в техникум, а сколько в старшие профильные школы.

При подготовке будущих специалистов сейчас очень много халтуры. Причем чаще всего это бывает в негосударственных вузах. Из-за введения платного образования молодого человека, который платит за обучение, не отчислишь - деньги ему не вернешь. Эта проблема есть в некоторых государственных вузах. Сейчас в некоторых из них, особенно на периферии, берут в год за обучение 300- 500 долларов. Мы часто говорим, что российское высшее образование - лучшее в мире, специалисты - высококлассные. Но только скажешь на Западе, что мы готовим классных специалистов за 500 долларов в год, можешь ничего больше не говорить. Это невозможно, в это не верят!"

"Сейчас у нас студенты разделяются на две категории - "платники" и "бесплатники" , мы их называем "белые" и "черные". Причем вуз назначает стоимость обучения от 1000 долларов в год. Как ты учился в школе, это вообще никого не волнует. Ты не добрал на вступительных экзаменах один или пять баллов - это не волнует: плати 1000 долларов - и ты студент. Материальное положение твоей семьи, то, например, что мама - учительница и не может 500 долларов платить, кого это волнует? 1000 долларов - ты студент. Нет - иди в армию. Это что за система платного образования сложилась в стране, которая никак не связана с академической успеваемостью и социальным положением семьи? Это просто дикая система для страны!

Поэтому на основе единого экзамена будет строиться новая система: если человек наберет, условно говоря, на ЕГЭ более 70 процентов баллов, он поступает в вуз бесплатно. Не добрал 10 процентов баллов до 70 процентов - он платит 10 процентов стоимости обучения. Не добрал 20 процентов - платит 20 процентов стоимости и т. д. При этом мы, во-первых, расширяем социальную базу тех семей, которые могут за эти 10-30 процентов доплатить. А во-вторых, помогаем образованию. Учись лучше - сдашь лучше единый экзамен и поступишь".

 


 

"Учительская газета"

И снова - тема Единого госэкзамена. Первые итоги на сей раз подводит начальник Главного управления образования администрации Воронежской области Яков Львович в "Учительской газете" от 28 октября.

"Большинство ребят, желающих поступать, сдавали ЕГЭ, совмещая с итоговой аттестацией. На середину июля количество абитуриентов, которые планировали сдавать вступительные в форме ЕГЭ, приближалось к двум тысячам. Общее число бюджетных мест около трех тысяч, под ЕГЭ отдано полторы. Общее число претендующих на эти места - 2300 - 2350 человек. Разумеется, это дополнительно создавало большие конкурсы в вузы. Конкурс колебался от 2,5 до 3,7 на место. Наибольшая нагрузка легла на Воронежский классический университет, потому что большое количество специальностей там было отдано под ЕГЭ, и многие абитуриенты хотели пробовать себя прежде всего в ВГУ. Второе место у технического университета. Кстати, в этом вузе очень хорошо сделана рейтинговая система оповещения абитуриентов. Там ежедневно в десять утра можно было увидеть, какое место в соответствии с твоими баллами ты занимаешь на той специальности, которую выбрал среди всех, отданных под ЕГЭ. Можно сравнить динамику. Мы рекомендовали такую систему во все вузы, но не везде информационные системы с этим справлялись".

"Высокие баллы, полученные выпускниками на первой, школьной сессии ЕГЭ, определили и высокие минимальные проходные баллы по профильным предметам для медалистов. Есть информация по ВГУ, и баллы достаточно высокие. Геологический - 75 (немного больше пятерки), юридический - 82, факультет романо-германской филологии - 90. Чтобы медалисту поступить на исторический, надо было иметь минимум 85 баллов по истории. Политология - 89, факультет международных отношений: мировая экономика - 95, международные отношения - 93. Психология - 94, культурология - 93. Факультет журналистики - 88, но на "Связи с общественностью" - 54. Понятно, что когда определяется минимальный балл в 54, это говорит о том, что вуз специально установил такой маленький проходной балл, чтобы все медалисты, подавшие на эту специальность, были зачислены. Вузы регулируют поступление. Например, на факультете компьютерных наук проходной балл очень высокий - 98. Туда идет очень много медалистов, математика профилирующий, а у нас в целом результаты по математике высокие. Факультет прикладной математики - 94, химический - 80, экологический - 73, физический - 75, а вот на фармацевтический - 95. На экономическом факультете тоже решили интересно: хотя этот факультет не принимает по итогам ЕГЭ, но полученные баллы учитывались при зачислении. Поэтому медалистов там тоже смотрели по результатам ЕГЭ".

 


 

"Российская газета"

Филиалы и представительства столичных вузов действуют сегодня в самых отдаленных уголках России. Увы: значительная часть таких учебных заведений не имеет для своей деятельности законных оснований. Однако пресечь весьма распространенный нынче "дипломный бизнес" непросто: закрыть липовое представительство, а тем более филиал вуза сегодня куда сложнее, чем их открыть. Рассказывает "Российская газета" от 29 октября.

Прокуратура Красноярского края при поддержке Генпрокуратуры проверила более сорока вузов края. Выяснилось, что многие из них не имели разрешения на образовательную деятельность. Председатель комитета по науке и высшему образованию администрации Красноярского края Анатолий Лепешев уточнил, что в Минусинске, где всего 70 тысяч жителей, набирали студентов представительства аж 16 вузов, многие из которых не имели лицензий и не состояли на налоговом учете. Всего в крае зарегистрировано пятнадцать филиалов столичных вузов. Законодательство не позволяет филиалам открывать свои представительства - это полномочия головного вуза. Но это не помешало красноярскому филиалу Современного гуманитарного института прописать в крае четыре представительства. На это нарушение и указала прокуратура. Аналогичные претензии к трем представительствам Аэрокосмического университета, а также Агроуниверситета. Документы проверок были представлены в Министерство образования РФ.

В сущности, что значит открыть филиал вуза? В нынешней обстановке напрашивается аналогия с торговлей или ресторанным бизнесом. Человек, имеющий средства, арендует торговую марку, получая взамен отработанную технологию и ноу-хау. По правилам честного бизнеса филиал должен не просто эксплуатировать торговую марку известного вуза, а обеспечивать равноценное качество подготовки. То есть организовать библиотечные фонды, готовить преподавателей. Но этого, как правило, нет. Преподаватели из столицы в Минусинск или Ачинск не поедут. Начальник управления высшего профессионального образования Минобразования РФ Юрий Новиков признает, что в филиалах и представительствах есть серьезные проблемы, связанные с качеством образования. Правда, филиалы имеют и свои плюсы. Во многом благодаря им возникает конкуренция в сфере высшего образования. Многие красноярские вузы спохватились и стали в срочном порядке создавать свои представительства, когда почувствовали экспансию москвичей и питерцев. Теперь представительства и филиалы местных вузов первенствуют в крае по числу студентов. Их преимущество в том, что первые два курса студенты учатся в родном городе, а потом уезжают в головной вуз в Красноярск. Благодаря филиалам появляются новые технологии - в том числе дистанционного образования.

Начальник управления лицензирования, аккредитации и аттестации Минобразования РФ Елена Геворкян сетует на то, что хорошая в общем-то идея филиалов "реализуется на тройку". Причин, по ее словам, несколько. Во-первых, слишком либеральное законодательство. Во-вторых, сами ректоры ослабили контроль за деятельностью своих филиалов, увлекшись зарабатыванием денег. Судите сами: больше всего филиалов и представительств у гуманитарных вузов, где не требуется ни лабораторной базы, ни специального оборудования. У тех же, например, МАИ и МГТУ всего по два филиала, у МГУ их пять. А вот Современный гуманитарный институт, попавший в поле зрения красноярской прокуратуры, обзавелся уже 180 (!) филиалами в городах России и в странах СНГ! Глядя на столь бурную деятельность "на ниве образования", невольно думаешь, что это уже не обучение, а торговля дырками от бублика.

 


 

"Аргументы и Факты. Семейный совет"

На закончившемся недавно общероссийском форуме, посвященном безопасности детей, были обнародованы страшные цифры. За последние 10 лет статистика детских самоубийств увеличилась в 80 раз! О том, какие процессы, происходящие обществе, стоят за этими цифрами - газета "Аргументы и Факты. Семейный совет" от 25 октября.

Одна из причин этого - насаждение танатизации - влечения к смерти - всеми средствами массовой информации. Символика смерти и распада - вокруг нас, она на одежде детей, на книгах, которые они читают, на игрушках. Тревожно, что изменилось содержание детских игр и фольклора - в них все больше моментов жестокости, цинизма. Все это свидетельствует о процессах дегуманизации в детской субкультуре, когда "остроумная" смесь жестокости и радостного смеха по поводу чужой боли ближе ребенку, чем сострадание. И это не только виртуальная реальность смерти как убийства, умерщвления, насаждаемая телевидением, видео- и компьютерными играми, но и все явственнее проступающая в детских рисунках тема смерти природы и всего живого, тема экологической катастрофы и опустошения в глобальном масштабе, а также гибель людей и собственное небытие. С конца 90-х годов она все явственнее проступает в рисунках младших школьников и сочинениях подростков.

Самоубийства детей - та цена, которую мы платим за ложные "свободы". "Все позволено" - этот лозунг особо пагубен для детей. Ребенку необходимы рамки, нравственные пределы, четкие границы добра и зла. Да, он всегда будет пытаться их преодолевать, заглядывать за черту: Но лишь для того, чтобы еще более резко с помощью взрослого определить для себя, "что такое хорошо и что такое плохо". Психологи знают, что, если дошкольник жалуется, "ябедничает", что Саша оторвал крылья бабочке, Маша ударила новенького, Гриша не дает кубики и пр., это чаще всего для того, чтобы услышать: бабочка живая, нельзя отрывать у нее крылья; бить никого нельзя, особенно новеньких; нужно делиться с друзьями: То есть ребенку необходимо подтвердить норму, очертить границы "можно" и "нельзя", для него жизненно важно убедиться, что мир по-прежнему стоит на добре, получить уверенность в незыблемости мира и своего места в нем. По своей природе ребенок неисправимый оптимист, он открыт радости и будущему. И он строит свою жизнь, ориентируясь на то, что он вырастет большой и будет что-то интересное в его жизни.

Но в последние годы ребенок перестал видеть себя в будущем, а если видит, то в какой-то неблагополучной ситуации, а не такой, какая обычно характерна для детского сознания. То есть в сознании детей как бы ОТСУТСТВУЕТ БУДУЩЕЕ. Отсюда - инфантилизм, нежелание становиться взрослым. И сейчас не так уж редко на вопрос, сколько им лет, дети называют меньше, чем им на самом деле, - хотя прекрасно осведомлены о своем возрасте. Взрослость, к которой стремились дети на протяжении всей истории человечества, видя ее исключительно позитивно (в древних культурах дети проходили серьезные физические и психологические испытания для того, чтобы получить статус взрослого!), сегодня как бы утрачивает свою ценность. Ребенку в школе стараются раскрыть (и пораньше!) все негативное, что есть в жизни: технологию извращений, абортов, в подробностях говорят о СПИДе, наркомании, преступном мире (чего стоит один учебник Соколова "Граждановедение", который скорее напоминает пособие для малолетних преступников!). Когда вся эта грязь обрушивается на сознание ребенка, который еще и смысла жизни не представляет, у него может возникнуть подсознательная реакция: а зачем ради такой жизни жить?

Еще 40-50 лет назад ребенка окружала совсем иная атмосфера. Да, в жизни всегда было много тяжелого и дурного - ребенок сталкивался и со смертью, и с преступлениями. Но при этом отношение ко всем сторонам жизни было здоровым, дети знали: у них есть перспектива, есть будущее. То, что происходит сейчас, это преступление взрослых, которые в своем помрачении приобщают детей к негативной и неестественной стороне жизни, к извращениям, которые хотя и были всегда, но не становились центром жизни.

Как оградить ребенка от этого распада? Ребенком надо заниматься, его надо любить - не в смысле обеспечения красивой одеждой, игрушками и развлечениями (в такой ситуации ребенок чувствует себя очень одиноким и, как ни странно, нелюбимым!). Качество жизни не зависит от вещественных предметов; оно зависит от духовных запросов, от того, насколько душевные проблемы ребенка интересуют его родителей, насколько они посвящены в них, насколько любят с ребенком разговаривать о том, что ему интересно. И даже в ситуации, когда родители вынуждены день и ночь работать, чтобы повысился жизненный уровень ребенка, всегда можно найти родных людей (бабушку, тетю), которые были бы рядом с ребенком и как бы утверждали его существование: ты нам нужен и мы тебя любим. С детьми надо непременно говорить о смысле жизни - этот вопрос становится особенно важным в подростковом возрасте. И осмысление вопроса - ради него я живу? - во многом зависит от родителей.

Никто из нас не может сказать, что полностью спокоен за ребенка, что его дитя никогда не коснется страшная тень мыслей о самоубийстве. Потому надо внимательно смотреть за поведением ребенка, за тем, что нового появляется в его жизни. Признаки, к которым следует отнестись со всем вниманием:

  • Резкое изменение характера в течение продолжительного времени.
  • Импульсивные состояния и действия, носящие характер бессмысленных, немотивированных, агрессивных и разрушительных актов, побуждения к деструкции.
  • Нестабильность поведения, перепады настроений. Сужение круга общения.
  • Смещение социально-психологических пристрастий в сторону пессимизма, цинизма, "чернухи" (предпочтение тяжелой музыки, появление специфических наклеек на теле, наколок, ношение одежды с символикой смерти и разрушения, предпочтение теле- и видеофильмов, компьютерных игр с вампирами, убийствами).
  • Увлечение оккультизмом, магией.

Рисунки на тему "Моя семья" - прекрасный показатель внутреннего благополучия или неблагополучия ребенка, своеобразный психологический тест. И если вы видите сдвиг в сторону неприятия семьи - то это говорит о кризисе семьи. Увы, семья все чаще перестает быть убежищем для ребенка. Наблюдается даже такая парадоксальная вещь: 30% первоклассников предпочитают класс своей семье - и не потому, что школа такая замечательная, но, видимо, оттого, что очень уж тяжело становится ребенку в семье. Определенную опасность представляет ситуация и в тех семьях, где ребенка как бы перекармливают только хорошим: говорят лишь о положительных примерах из жизни, воспитывают как бы под колпаком. Здесь нередка реакция протеста, бунта: "Надоели мне твои розовые примеры и розовые капли, которые ты капаешь на меня!" Такой ребенок, не получивший "прививки от Зла", может сорваться, столкнувшись с реалиями жизни.

Потому по отношению к ребенку необходима разумная трезвенность - надо, утверждая его в добре, раскрывать перед ним и негативные стороны жизни - не для того, чтобы напугать, но чтобы уберечь от них. Раскрывать весь спектр жизни, говорить, что жизнь - это прежде всего труд, но не надо бояться, этого - трудное мы преодолеем вместе, но будет и много радостей. Смерть самоубийцы - это утверждение, что нет надежды, нет будущего. Самоубийца не думает о тех, кого оставляет, о том, что его смерть осуждает их. Ведь это означает, что рядом с таким человеком не нашлось никого, кто бы его утвердил, кто бы убедил, что его жизнь нужна другим.