ОБЗОР ПРЕССЫ № 75

21 октября 2003

"Комсомольская Правда. Кубань"

Краснодарские психологи уверены, что до 8 лет шедевры ребенка выдают полную информацию о его пристрастиях и проблемах в семье. Рассказывает газета "Комсомольская Правда. Кубань" от 20 октября.

Все взрослые комплексы родом из детства. Иногда вовремя заметить душевную "трещину" не менее важно, чем накормить ребенка фруктами-витаминами. И, если родители не хотят этим заниматься, пусть потом не удивляются, что соседский "голоштанный" Ванька стремительно делает карьеру, а их ухоженный Феденька на работе в качестве "козла отпущения". Что касается детских рисунков, действительно, зная их расшифровку, можно вовремя уловить сигналы "SOS", которые подает его подсознание взрослым.

"О том, кто для ребенка роднее всех, а с кем у него проблемы, можно узнать, попросив его изобразить свою семью, - говорит Наталья Боброва, художник и психолог. - До 8 лет малыши рисуют символически, следуя не столько пропорциям, сколько внутреннему значению. Смысл в таком изображении имеет все: размеры фигур мамы, папы или других домочадцев, на каком расстоянии они расположены по отношению друг к другу и к самому художнику. Кто ближе к маленькому автору - тот ближе ему и в жизни. Большая фигура отца может означать, что он самый большой для него авторитет, но вместе с тем и больше всех на него давит. А если папы или мамы вообще нет на листе? Значит, именно их внимания и не хватает. Однажды я попросила своего маленького пациента нарисовать свою семью в образах машин. Малыш четко выдал семейный расклад: мама - "Скорая помощь", папа - милицейская машина с мигалками".

А если семью детеныш изображает в каких-то рамках, например, на ковре, на газоне или контуры обводит жирным цветом? По мнению психологов, это значит, что родителям нужно ослабить вожжи - в доме слишком много "рамок" и запретов. Удивительно, но больше чем у половины первоклашек в первые месяцы их учебы в школе на рисунках появляются черные тучи, наползающие на солнышко. А саму школу первачки часто рисуют в виде здания с многочисленными решетками на окнах.

По мнению Натальи Николаевны, родителям нужно озаботиться, если у ребенка трех-пяти лет на картинках регулярно появляются зубы, когти, длинные руки, бесконечные войны с трупами и оторванными головами. А также когда сверху лист замалевывается черным цветом либо ребенок постоянно рвет бумагу, рисует с таким сильным нажимом, что ломаются карандаши или продавливаются стержни фломастеров. Но это ни в коем случае не означает, что дитяти надо такую живопись запретить. Наоборот, похоже, что белый лист бумаги - единственное место, где он может выпустить пар. А надо бы дать простору побольше. У мудрых японцев, к примеру, даже в школах есть специальные комнаты, где все можно: рвать бумагу, рисовать на стенах, беситься вволю. Для кубанцев завести такой отдельный "кабинет психологической разрядки" дома - роскошь. Но существует и другое лекарство - спорт и подвижные игры. Если нет подходящей компании во дворе, придется родителям составить своему ребенку компанию в игре в казаки-разбойники. Игра стоит свеч: невыпущенная агрессия у детей со слабой нервной системой уходит внутрь и приводит к серьезным комплексам. К 7-му классу такой подросток, постоянно испытывая вину и ощущая себя плохишом из-за нереализованных дурных помыслов, частенько становится очкариком и сколиозником. Если нервишки покрепче, отпрыск может превратиться в "вождя краснокожих": дерзит взрослым, отыгрывается на животных и тех, кто послабее.

"Однажды я проводила тестирование в краснодарской начальной школе. Один рисунок меня поразил: он был в черно-белом цвете, хотя всем раздали карандаши, - рассказывает Наталья Николаевна. - Потом уже выяснилось, что нарисовала его девочка, которая была внучкой учительницы. В этот день она на переменке попыталась приласкаться к бабушке, а та ей строго сказала: "Ты здесь для меня такая же ученица, как все". Рисунок моментально выдал детскую обиду на подсознательном уровне - отсутствием красок". "Прозрачное" раскрашивание - когда рисунку не хватает яркости, цвета - может означать, что ребенок боится себя проявить. Если для детей до 8 лет красный цвет - это символ жизненной энергии, то в старшем возрасте он становится цветом тревоги. Постоянное сочетание в рисунках красного и черного - признак психологического неблагополучия. Много черного, отказ от раскрашивания или пустой лист с крошечным изображением в углу - это звонок для родителей: у ребенка депрессия.

 


 

"Известия"

В школе пишут выпускное сочинение. Через день директор вызывает Вовочку в кабинет, демонстрирует ему 18 грамматических ошибок и двойку за русский язык. И намекает, что ошибок может быть гораздо меньше, если богатый Вовочкин папа придет к нему на прием и принесет что-нибудь в клювике. Но Вовочка не дурак - у него диктофон в кармане. А на следующую встречу он приносит меченые купюры и приводит с собой оперативников. Эта история могла бы быть анекдотом. В реальности "Вовочку" зовут не Вовочкой, а Валентином, а директора не Марьей Ивановной, а Владимиром Геннадьевичем. Рассказывает газета "Известия" от 20 октября.

Старший следователь по особо важным делам Татьяна Шиловоа передает уголовное дело против директора школы № 7 Владимира Межецкого в областной суд. Межецкий обвиняется в превышении служебных полномочий с нанесением ущерба интересам государства (ст. 286, ч. 1, до 4 лет) и получении взятки с вымогательством (ст. 290, ч. 4, п. "в", от 7 до 12 лет). Виновен он или нет - решит суд, но Татьяна Васильевна считает, что вина директора очевидна.

"Межецкий еще с начала весны начал намекать Валентину Бондареву, что хотел бы поговорить с его отцом Валерием, - рассказывает Татьяна Васильевна. - Папа прекрасно понимал, зачем его хочет видеть директор, поэтому дал сыну установку - говорить, что он якобы уехал в длительную командировку. На выпускном сочинении Межецкий стал председателем экзаменационной комиссии именно в том классе, где учился Валентин. За сочинение он получил 3/2, и папа все же решил прийти к директору.

Тема "Кому на Руси жить хорошо?". Но показать не могу: тайна следствия. Могу лишь сказать, что сочинение стандартное, а ошибки в основном грамматические. Со знаками препинания там более-менее. Но вы слушайте дальше. Пришел папа в кабинет, директор показывает ему сочинение и вежливо говорит, что он предупреждал, а его не послушали, и что теперь Валентину грозит выпуск со справкой. Но что сочинение еще пока можно переписать. Сговорились на 23 тысячах рублей якобы на ремонт кабинета директора. Это было в мае. Через несколько дней Валентин принес первый взнос - 10 тысяч рублей. По совету адвоката он взял с собой диктофон. Таким образом следствие теперь располагает аудиозаписью их разговора с директором, которая не оставляет сомнений в том, что факт вымогательства был. Там даже слышно, как директор деньги считает".

 


 

"Труд"

Первый звонок в Коткозере в этом году прозвенел не для всех. Ученикам из окрестных деревень, которые живут в интернате, продлили каникулы еще на две недели. Первоклашки, так долго ожидавшие этого дня, остались дома с собранными портфелями. Огорченные родители беспрестанно звонили директору школы с одним вопросом: почему детей лишили праздника? Объяснить пробует газета "Труд" от 21 октября.

У Коткозерской школы-интерната - два здания. Кроме учебного, - двухэтажный деревянный интернат. Вот его и закрыли пожарники. По их мнению, он не приспособлен для проживания детей. Там необходимо сделать ремонт, поменять проводку, установить пожарную сигнализацию. На это требуется полмиллиона рублей, которых у школы-интерната нет. По распоряжению районного отдела образования интернатовцев перевели в помещение бывшего детсада, мало подходящее для круглосуточного пребывания учащихся. Там холодно и неуютно. Сантехника рассчитана на детсадовский возраст. В старом здании была кухня, и школьники могли на ужин что-нибудь приготовить. Здесь же - никаких подсобных комнат. А на питание ребенку местные власти выделяют всего 20 рублей в сутки.

В самой школе возникли сложности с оплатой коммунальных услуг. Коммунальщики поставили ультиматум: если не будут погашены долги, отопительный сезон не начнется, отключат водоснабжение и канализацию. В прошлом учебном году так и было - школа и интернат сидели без тепла и воды сентябрь, январь и март. Теперь коммунальщики подали иск на школу в арбитражный суд, который вынес странное решение: взыскать с сельской школы долги. Хотя учредителем образовательного заведения является администрация Олонецкого района. Именно она по закону отвечает за его содержание, обеспечение водой, теплом и светом. Почему она не выполняет свои обязанности? Дело в том, что Коткозерская сельская школа не такая, как все. У нее большое учебно-производственное хозяйство. Выращивают картофель, овощи, занимаются заготовкой леса, содержат звероводческую ферму. На эти средства тут смогли купить технику, спортивное оборудование, построили учительский дом. Школа, активно занимаясь инновационной деятельностью, получает гранты, спонсорские средства. Она даже признана федеральной экспериментальной площадкой по реализации проекта "Коткозерский сельский социально-культурный комплекс как фактор развития образования и оздоровления деревни". На этот счет есть диплом, подписанный министром образования РФ. Он же поддержал новый коткозерский проект "Живая деревня", в результате чего на базе сельской школы организован центр повышения квалификации, где обучают взрослых. Не бесплатно.

Поэтому школа смогла приобрести компьютерное оборудование, подключилась к Интернету. У нее - собственное телевидение и радио (об этом наша газета сообщала 12 февраля 2003 г.), даже свой микроавтобус, приобретенный на грант Минобразования России. Но его в любой момент могут забрать. Судебные приставы по Олонецкому району именно на автобус наложили арест. Тогда ребятам из близлежащих деревень придется добираться на учебу своим ходом, что небезопасно. "По закону об образовании мы вправе привлекать для развития учебно-материальной базы дополнительные средства, - говорит директор школы, кандидат педагогических наук Алексей Андрейко. - Но мы не можем расплачиваться ими за услуги ЖКХ. И тем более - оборудованием, приобретенным за счет министерского гранта". "Изымать оборудование и транспортные средства, которые реинвестированы в развитие образовательного учреждения, никто не вправе", - подтвердил нам заместитель министра образования Карелии Анатолий Кармазин.

К сожалению, нарушать закон стало у нас привычным делом. Потому коткозерская школа живет в тревожном ожидании: не пойдет ли с торгов имущество, созданное кропотливым трудом детей, родителей, педагогов?.. И удастся ли чиновникам превратить замечательную экспериментальную школу в самую обычную - без всяких там проектов и грантов?

 


 

"Учительская газета"

В Британии существует два вида государственных общеобразовательных школ, если квалифицировать их по "религиозному" признаку: школы светские и те, что относятся к той или иной религиозной концессии. Для того чтобы учиться, скажем, в католической школе, необязательно быть католиком (нужно лишь исповедовать христианство). О британской школе рассказывает "Учительская газета" от 21 октября.

Ваш ребенок, пожелай вы его отдать в подобную школу и согласись та его принять, будет изучать католицизм, участвовать во всех мероприятиях религиозного характера, проводимых здесь, и, главное, воспитываться с учетом заповедей католического мировоззрения. "Согласны ли вы с этим?" - спросили в свое время автора этих строк, когда, решив определить своего ребенка в местную школу, я получила от знающих людей совет выбрать именно школу католическую, ибо по академическим показателям одна из подобных школ числилась среди лучших в Лондоне. Руководство школы не возражало рассмотреть наше заявление и порекомендовало прислать документы, однако по здравому размышлению на семейном совете решено было - таки выбрать школу светскую: обучение на религиозной основе, вероятно, в силу особенностей постсоветского мировоззрения, показалось мероприятием хоть и бесспорно почтенным, но все же несколько вычурным.

Религиозное обучение, таким образом, не состоялось. Ибо в обычных учебных заведениях Англии оно преподается, скажем так, лишь на периферии школьного расписания. Почему? Да потому, что в национальную учебную программу такой предмет, как "религиозное образование", не входит. Согласно действующему и по сей день Указу о реформе образования образца 1988 года ученики здешних средних школ должны быть ознакомлены с основными мировыми религиями, под которыми традиционно подразумеваются - христианство, индуизм, ислам, иудаизм. Ознакомлены, так сказать, в общих чертах, чтобы представлять себе все многообразие вероисповедания, существующего в мире, и не замыкаться в рамках лишь собственной религии и культуры, игнорируя при этом чужую веру.

Что именно изучать на уроках религии, определяют местные органы образования. Единой общенациональной методики преподавания этого предмета в Англии до сего дня не существовало. Поэтому все зависело от инициативы и фантазии на местах. Как правило, эта фантазия дальше рамок указанных выше традиционных основ не простиралась. Однако бывали и исключения. Так, недавно руководство одного из центральных районов Лондона выдвинуло идею ввести в состав уроков религии изучение сектантских движений и культовых религий. А именно: крайне спорного религиозного направления, именуемого сайентологией, вероисповедания секты Мунитов и, наконец, язычества. Как отнеслись к подобной инициативе родители школьников? Весьма неоднозначно. Некоторые увидели в этом "продвинутость" и прогрессивность. Другие - прямую опасность для еще не слишком зрелых умов подростков заразиться сектантскими настроениями, благо за такими движениями, как та же сайентология, стоят весьма популярные у молодежи герои в лице прославленных голливудских звезд.

Между тем преподавание религии на серьезно проработанной методологической основе может и должно стать важным инструментом формирования мировоззрения подрастающего поколения. Так считают апологеты этой учебной дисциплины, одним из которых является в Англии Дебора Уэстон, председатель профессионального совета по религиозному обучению и одновременно преподаватель религии в одной из девичьих школ восточного Лондона. Почему же, с ее точки зрения, так важен для современных подростков этот предмет? Двенадцать процентов обучающихся сегодня в английских школах детей принадлежат к этническим меньшинствам - исповедуя, по большей части, индуизм или ислам. Для того чтобы такого понятия, как антагонизм на расовой или религиозной почве не существовало в принципе, ни одна из религий, исповедуемых теми, кто живет и работает с тобой рядом, не должна быть чуждой и неведомой для других. Религиозное обучение, считает Дебора Уэстон, - это, скорее, инструмент гармонии и сближения, нежели инакомыслия. "С точки зрения исповедуемой ими веры дети часто испытывают очень серьезное давление", - говорит миссис Уэстон. Например, многие из ее учениц, 97 процентов из которых являются выходцами из Бангладеш и исповедуют ислам, приходят на внеклассные вечерние занятия специально для того, чтобы изучать Коран. И на этих уроках учительница организует дискуссии на самые важные для девочек темы, в частности о роли женщин. Часть девочек считает, что им необходимо получить как можно более полное образование для полноценной профессиональной деятельности, другие полагают, что согласно заповедям Корана их место - преимущественно дома, в семье. "Моя задача состоит в том, чтобы доказать им, что обе эти позиции не являются взаимоисключающими, и доказать это именно ссылками на Коран".

В минувшем учебном году рекордное число (около 202 тысяч) школьников выбрали религиозное обучение в качестве одного из основных предметов для обучения. При этом более 122 тысяч детей решили изучать его не по укороченному курсу, который также предусмотрен для желающих, а по полной, двухлетней программе. Невиданный бум этого предмета привел к тому, что минувшим летом для приема выпускных экзаменов по религиозному обучению пришлось нанимать местных викариев: преподавателей этой дисциплины попросту не хватило на всех желавших продемонстрировать свои знания учеников. Британия не относится к странам с ярко выраженным религиозным началом. Англиканская церковь не имеет в здешнем обществе тех мощных позиций, которые имеет католическая церковь, скажем, в Италии, Испании или Польше. Тем более показателен при этом растущий интерес молодого поколения к религиозным наукам. Что ищет современная молодежь в Библии и Коране? Вероятно, ответы на многие вопросы сегодняшнего дня были ведомы тем, кто писал книги вечной мудрости вчера.