ОБЗОР ПРЕССЫ № 55

08 июля 2003

"Учительская газета"

Президент Российской Федерации Владимир Путин поздравил всех выпускников школ 2003 года в "Учительской газете" №27.

"Дорогие ребята! Сердечно поздравляю всех выпускников 2003 года с окончанием школы. Это событие для каждого человека - одно из самых знаменательных. День выпуска навсегда останется в вашей памяти. Он волнителен для вас, ваших педагогов и родителей. Вы вступаете во взрослую жизнь. Позади - детство, школьные годы, наполненные не только учебными заботами и проблемами, но и радостью познания мира, обретением друзей. Впереди - выбор профессионального пути, принятие важных и ответственных решений.

Уверен, вы - молодые, смелые, энергичные - совершите свои собственные жизненные и творческие открытия. А ваши личные успехи составят основу успеха страны. Пусть вам сопутствует удача во всех добрых начинаниях. Крепкого вам здоровья и счастья".

 


 

"Вечерний Новосибирск"

Одно из самых молодых средних специальных учебных заведений Новосибирска - это техникум железнодорожного транспорта, расположенный в Первомайском районе. Ему нет еще и двадцати лет. По итогам работы в прошлом году учебное заведение вышло на первое место в Министерстве путей сообщения, сообщает газета "Вечерний Новосибирск" от 3 июля. Это значительное достижение - железнодорожники имеют около 60 учебных заведений среднего профессионального образования, и многие из них солидного возраста: от 50 до 100 и более лет.

Начало Новосибирскому техникуму железнодорожного транспорта (НТЖТ) было положено в 1979 году, когда из Западно-Сибирской магистрали выделилась Кемеровская дорога. Начальник дороги принимает в 1983 году решение создать еще один техникум в Новосибирске. Место его дислокации определили сразу - станция Инская. Крупнейший на сети железнодорожный узел: локомотивное и вагонное депо, дистанции пути, электроснабжения, сигнализации и связи, гражданских сооружений, стрелочный и электровозоремонтный заводы, наконец, сама станция с ее огромным хозяйством. Занятия надо было начинать как можно скорее и уже по ходу дела создавать учебно-материальную базу для изучения специальных дисциплин.

Занятия в техникуме начались, как и планировалось, 1 сентября 1985 года. Набор первого курса проходил сложно, можно сказать, волевым путем. Каждое предприятие получило задание подобрать и направить на учебу определенное количество молодых людей. Попали, конечно, и случайные. Примерно через месяц наметился отсев, стали поступать заявления об отчислении. Удержать состав учащихся надо было во что бы то ни стало, иначе дело погибло бы в самом зародыше. И вот результат: отсев за первые четыре года составил всего 12 человек. Весной 1989 года дорога получила 105 молодых специалистов, а сегодня число выпускников перевалило уже за 2,5 тысячи.

За минувший период неузнаваемо изменилась учебно-материальная база техникума. В Новосибирске открылось заочное отделение, на Алтайском отделении дороги - филиал. Стали действовать подготовительные курсы и учебный центр повышения квалификации кадров массовых профессий железнодорожного транспорта. С двух до пяти увеличилось число изучаемых специальностей. Сейчас учебное заведение, кроме движенцев и вагонников, готовит путейцев, специалистов по автоматике и телемеханике, бухгалтеров.

В НТЖТ 44 учебных кабинета и лаборатории, пять компьютерных классов, столько же цехов учебно-производственных мастерских, библиотека, методический и врачебный кабинеты, столовая, актовый и спортивный залы. Создана служба информации, смонтирована и введена в эксплуатацию локальная вычислительная сеть с выходом в Интернет. Высокую оценку учебно-материальной базе техникума дала прошлогодняя государственная аттестация, проведенная экспертной комиссией Министерства образования и МПС.

Опыт Новосибирского железнодорожного техникума также широко представлен на областном и городском уровнях. Коллектив участвует в работе "Сибирской ярмарки" по теме: "Образование Сибири - ХХI век". Получили диплом и внесены в официальный каталог за разработку методики внедрения информационных технологий в учебный процесс. Почти за два десятилетия техникум дал железнодорожной отрасли около трех тысяч молодых специалистов. Государственная экспертная комиссия отметила: "Многие выпускники техникума, работающие на различных должностях, зарекомендовали себя технически грамотными, инициативными специалистами". Растет число окончивших учебу с отличием, увеличивается реальное дипломное проектирование, все большую популярность получает у молодежи НТЖТ, о чем свидетельствуют вступительные конкурсы последних лет.

 


 

"Комсомольская Правда"

На этой неделе начались вступительные экзамены в самых престижных вузах страны, таких, как МГУ и МГТУ им. Баумана. В это же время студенты закрывают сессию. И те, и другие присылают в газету "Комсомольская Правда" вопросы: как справиться с несправедливым деканатом, избежать конфликтов в приемной комиссии? В номере от 3 июля самые распространенные нарушения, которые допускают вузы во время вступительных экзаменов и сессии, комментируют доктор юридических наук профессор юрфака МГУ Андрей Шерстобитов и замдекана юрфака МГУ кандидат юридических наук Валерий Молчанов.

Марина Мишина, абитуриент одного из новосибирских вузов: "Пришла сдавать документы в приемную комиссию, а секретарь говорит: "С вас 150 рублей за рассмотрение документов. Мы ваши личные дела составляем, папочки готовим, клей переводим". Комментарий: приемная комиссия не имеет права брать деньги за работу секретарей, за папочки и за клей. Это нарушение указа Генеральной прокуратуры РФ от 7 августа 1997 г. об общедоступности и бесплатности (на конкурсной основе!) высшего образования. Единственное, за что могут платить студенты, - дополнительные образовательные услуги. Например, факультативные занятия.

Катя Ефремова: "Я поступаю в Нижегородский госуниверситет им. Лобачевского. Мама сказала, чтобы я подавала на апелляцию, если не буду довольна оценкой. А на стенде в приемной комиссии написано, что после рассмотрения апелляции оценка может быть и понижена. Это правда?" Комментарий: в соответствии с приказом Минобразования России "Об утверждении порядка приема в государственные вузы" абитуриент может обжаловать свою оценку и подать на апелляцию. Но рассмотрение апелляции - это не переэкзаменовка. Вам не будут задавать дополнительных вопросов, а только еще раз проверят работу и посмотрят, справедливо ли поставлена оценка. Апелляционная комиссия может изменить оценку - как повысить, так и понизить, если на то имеются основания.

Алина, Москва: "В прошлом году поступила в негосударственный вуз - Международную академию маркетинга и менеджмента. За первый семестр заплатила 300 долларов. Когда начался второй семестр, вузу приостановили лицензию. Я решила забрать документы. Пришла в деканат за справкой об оценках за первый семестр. А декан потребовала заплатить еще 300 долларов за второй семестр. Говорит, что, только если я оплачу весь год учебы, она мне выдаст бумаги. Как мне забрать свои документы?" Комментарий: то, что вуз собирается продолжать учебу без лицензии, - нарушение закона. В этой ситуации студенты могут смело жаловаться в Министерство образования. Если тем, кто хочет уйти, не отдают документы - надо обращаться в суд.

 


 

"Известия"

Не так давно закончились школьные экзамены. Среди выпускников школ, как и всегда, много медалистов. Споры о том, нужны ли медали, стали извечными. Критиков больше, чем сторонников. Сегодня газета "Известия" от 4 июля публикует мнение в защиту медалистов.

Есть мнение, что сегодня во многих школах стараются "вытянуть" хороших учеников на медаль. И дело не в школе, а в родителях. Многим из них кажется, что медаль - свидетельство успешности их ребенка в будущем.

Российские школы выдают много медалей, случается, что медалисты не подтверждают своих знаний. Отчетные данные показывают, что в 2001 г. 22 592 российских выпускника получили золотые медали. Москвичей среди них было 1020 человек. Это действительно очень много. Выпускники школ получают золотые медали в результате неимоверного напряжения, иногда потери здоровья, сегодня во многих школах стараются "вытащить" хороших учеников на медаль (для повышения авторитета школы перед начальством), часто неблаговидна роль родителей, которые заставляют своего ребенка стремиться получить медаль.

Еще в 1935-1944 гг. действовало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б), в соответствии с которым выпускник школы с аттестатом отличника пользовался правом поступления в высшую школу без вступительных экзаменов. Положения о медалях многократно изменялись, а с 2000 г. и по сей день золотой медалью награждают на основании приказа Минобразования от 03.12.1999 № 1076. Ее выдают выпускникам общеобразовательных школ, получившим полугодовые, годовые и итоговые оценки "5" по всем предметам, изучавшимся в классах третьей ступени общего образования, и получившим по госаттестации оценки "5" (с правом поступления в вуз после успешно сданного единственного экзамена).

Система награждения медалями должна существовать, считают "Известия", однако целесообразно проводить дальнейшее совершенствование этой системы в направлении резкого сокращения числа медалистов путем учета годовых оценок "5" по всем предметам за время обучения начиная с VII, VIII, IX, X, XI, XII, а не с IX, X (XI, XII) классов; учащимся-кандидатам, определившимся с возможностью получения золотой медали, ради сохранения здоровья разрешать учиться параллельно не более чем в одной школе или заниматься в одном кружке; сокращенному числу медалистов восстановить право поступления в вуз без вступительных экзаменов; резко увеличить ответственность школ, наградивших выпускников медалями, запретив на некоторое время школам, выпускники которых не сумели подтвердить свои знания при поступлении в вуз, награждать выпускников медалями, и напротив, поощрять дополнительными компьютерами и другой информационной техникой школы, медалисты которых подтвердили свои знания. В этом случае школы и органы муниципального образования должны систематически, раз в 5-10 лет, осуществлять мониторинг своих медалистов.