ОБЗОР ПРЕССЫ № 43

08 мая 2003

"Молодость Сибири"

Газета "Молодость Сибири" №17 публикует очередные разъяснения к проведению единого государственного экзамена в Новосибирской области. На вопросы газеты отвечает главный специалист отдела общего образования управления образования НСО Андрей Головнин.

Наша область участвует в эксперименте второй год. Результаты по знаниям в прошлом году получились средние, так как наиболее подготовленные ученики ЕГЭ не сдавали, предпочитая традиционные экзамены во избежание случайностей. Между тем, по усмотрению экзаменаторов при разнице между годовой оценкой и ЕГЭ на один балл учащемуся может быть выставлена более высокая оценка из этих двух.

Пересдача ЕГЭ не допускается, но есть два пути подачи апелляции: в день проведения экзамена, если были некоторые внешние факторы, которые препятствовали нормальной работе, и в день оглашения результатов, в случае несогласия с оценкой. По-прежнему ЕГЭ можно будет сдавать по таким предметам - русский язык, математика, физика, химия, биология, география, обществознание, литература, история, иностранный язык.

Таблицами и справочными пособиями на едином экзамене пользоваться нельзя, калькулятор предусмотрен только на физике и химии. Продолжительность экзаменов по литературе и математике - 4 часа, по русскому языку, биологии, географии, химии, обществознанию, истории - 3 часа, по физике - 3,5 часа, по иностранным языкам - 142 минуты. Начало экзаменов - в 10 утра по местному времени. Сроки проведения ЕГЭ в 2003 году таковы:

  • 27 мая (вторник) - химия, обществознание, литература;
  • 30 мая (пятница) - география, иностранные языки;
  • 4 июня (среда) - русский язык;
  • 9 июня (понедельник) - математика;
  • 16 июня (понедельник) - история, биология, физика.


"Парламентская газета"

Российская академия госслужбы при Президенте РФ (РАГС) выпустила экспериментальную группу специалистов информационно-аналитических служб - журналистов, работников пресс-служб, сообщает "Парламентская газета" №1209. 13 слушателей прошли курс обучения по новой учебной программе.

Если раньше упор делался на изучение основ журналистики, информационной политики государства, то сейчас - на освоение технологий формирования и управления информационными процессами, упреждения и разрешения социальных конфликтов информационными методами. Кафедра информационной политики РАГС, которую возглавляет доктор философских наук, профессор Владимир Попов, сегодня выступает лидером в формировании нового для России научного направления - социальной информациологии. Как говорится, критерий истины - практика. Насколько новая концепция подготовки специалистов соответствует требованиям времени, покажет уже ближайшее будущее.

Борис Терноушко (Парламентское собрание Союза Беларуси и России), Елена Кнутова (пресс-служба Госдумы), Елена Харченко (пресс-центр парламента Республики Северная Осетия - Алания), Ирина Андрианова (МЧС), Жанна Алдашева, Игорь Папырин и другие показали блестящие знания на государственных экзаменах и готовы применить их на практике для реализации государственной политики в целом и Доктрины информационной безопасности РФ в особенности.


"Комсомольская Правда"

Как "обувают" абитуриентов? Пора поступления в вузы - самое хлебное время для различных жуликов "от образования", считает газета "Комсомольская Правда" от 28 апреля. По некоторым оценкам, объем взяток за поступление в вузы составляет в России около $300 миллионов.

В некоторых изданиях рекламируют "уникальную образовательную программу", гарантирующую поступление. Родители выплачивают около 15 тысяч долларов некоему учебному центру как плату за обучение ребенка на подготовительных курсах. Менеджеры центра убеждают: подготовка будет самая крутая, плата за нее все равно "меньше, чем стоимость пяти лет обучения на коммерческом отделении". Вам обещают, что при провале на бюджетное отделение оплату обучения на платном берет на себя центр. Это называется система "страхового образования". Фишка понятна - даже если из десяти абитуриентов центра на бесплатное отделение поступят двое-трое, прибыль будет.

Ближе к маю в крупных городах появляются люди, готовые помочь "детям из глубинки" в штурме столичных вузов. Они дают объявления в местной прессе об открытии "заочных курсов по подготовке в престижные вузы Москвы: МГУ, МГТУ им. Баумана, РЭА, Медицинскуя академию. К заявлению о приеме на курсы, которое нужно послать по почте, требуется приложить от 1500 до 3000 рублей. Ясно, что заданий абитуриенты не дождутся. Адрес липовый. А денежки уплывают в далекие края.

В некоторых вузах взятки берут чуть ли не открыто, называя их "спонсорство". Самый экзотичный спонсорский взнос - тысяча полотенец, купленных недавно родителем для одного владимирского вуза.

В регионах все чаще взятки вузовским преподам дают натурой. На днях прокуратура Владимира передала в суд дело о взятке в виде одного комплекта постельного белья, переданного сотруднику Владимирского юридического института Минюста России родителями. Другому сотруднику вуза она же завозила в новую квартиру занавески, карнизы, люстры, сервизы... Общая сумма "спонсорской помощи" составила 45 тысяч рублей.

Если у вас вымогают взятку за поступление в вуз, прежде всего защиту ищите в прокуратуре своего региона. Если вам известны случаи, когда в вузе незаконно берут деньги с абитуриентов, организуют поборы со студентов во время сдачи сессии, сообщайте об этом на официальный сайт министра образования В. Филиппова (www.philippov.ru). Здесь составляют "черный список" университетов и институтов, отличающихся повышенной любовью к наличным.


"Труд"

Представители 11 субъектов РФ, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, недавно собирались в Великом Новгороде "для сверки часов" по проблемам школьной модернизации. Рассказывает газета "Труд" от 6 мая.

Стоит заметить, что один из главных и некогда самых спорных ее пунктов - единый государственный экзамен - в педагогической среде уже не вызывает столь резкого отторжения, какое наблюдалось еще год-два назад. Напротив, растет понимание того, что на сегодня ЕГЭ - наиболее оптимальный метод, обеспечивающий объективность оценки знаний выпускников и создающий равные возможности для их поступления в вузы независимо от того, окончил молодой человек школу в столице или в деревне. Видимо, не последнюю роль в изменении позиции сыграло непосредственное участие в эксперименте многих учебных заведений Северо-Западного региона.

А вот по поводу содержания образования на совещании разгорелись дискуссии. По мнению многих педагогов, его обновление идет слишком медленно, в первую очередь из-за того, что до сих пор не приняты государственные стандарты общего образования. В то же время некоторые другие новации внедряются с поразительной, даже легковесной поспешностью. Но ведь модное, отмечали выступающие, - далеко не всегда синоним хорошего. Нововведения нужно тщательно взвешивать, "обкатывать" в специально выделенных школах. Немало вопросов вызывает организация профильного обучения. Например: в чем предназначение профильных школ, на какой основе проводить в них набор, как составлять учебные программы, какими должны быть нормативы работы учителей? Остается непонятным и то, должна ли профильная школа давать углубленные знания всем школьникам или ей предназначено быть колыбелью интеллектуальной элиты страны. Единого мнения здесь пока нет.

Говорили о низкой заработной плате учителей, ее несвоевременной к тому же выплате, опасениях по поводу отмены единой тарифной сетки - не приведет ли она к еще большему обнищанию работников общеобразовательной школы? Другая проблема - трудовая пенсия педагогов. Известно, что за последние 10-15 лет многие учебные заведения часто меняли свои названия. Становились гимназиями, лицеями или колледжами, а потом иногда опять возвращались к прежнему... При этом выслуга лет учителя, согласно существующему законодательству, считалась заново, "с чистого листа", хотя характер его работы по существу не изменялся. Участники совещания потребовали от Минтруда РФ "разобраться с подзаконными актами, которые ввели такую нелепую регламентацию, и восстановить здравый смысл".