ОБЗОР ПРЕССЫ № 39

18 апреля 2003

"Вечерний Новосибирск"

В Калининском районе Новосибирска началась подготовка к сезону летнего отдыха и оздоровления школьников, сообщает газета "Вечерний Новосибирск" от 16 апреля. В общей сложности на детский отдых планируется потратить 4 миллиона бюджетных рублей. Примерно пять тысяч ребятишек примут пять загородных лагерей - "Тимуровец", им. Олега Кошевого, "Сказка", профильные лагеря "Каравелла" - для юных моряков и спортсменов и православный "Кирилла и Мефодия".

Самое большое количество детей, как и в прошлые годы, отдохнет в так называемых лагерях дневного пребывания, которые будут организованы на базах 23 школ района, в профилактории завода "Искра" и трех отделениях дневного пребывания Центра социального обслуживания Калининского района. Провести время "на площадках", как принято называть дневные лагеря в просторечии, смогут нынешним летом 3450 юных калининцев. Особое внимание в администрации района уделили трудным подросткам, каковых насчитывается 133. В прошлом году педагогам из школ NN 184 и 34 удалось организовать ребят с проблемным поведением в профильные отряды: технический, туристический, спортивный, компьютерный, где они занимались авиа и судомоделизмом, изучали географию родного края, плавали, боролись, упражнялись в компьютерных играх.

Три тысячи школьников Калининки изъявили желание посвятить летние каникулы зарабатыванию денег. Такую возможность вот уже шесть лет предоставляет лагерь труда и отдыха "Сады Сибири". Однако, работая по четыре часа в день на прополке и сборе ягод, дети зарабатывают от 100 до 300 рублей за сезон. Это ничтожно мало. "Дети едут не отдыхать, а работать. Я бы хотел, чтобы ребята понимали, что они работают. А чтобы они это понимали, им надо платить", - объяснял свое видение проблемы детского трудоустройства Валерий Федоров.

Работая в мастерских районного учебно-производственного комбината, тоже много не заработаешь. Между тем "предприятия жилищно-коммунального хозяйства испытывают хронический дефицит кадров. Старшеклассники вполне могли бы работать там, - обратился глава администрации к руководителю Дирекции заказчика по ЖКХ Кариму Камалову, - предлагаю провести анализ кадровой ситуации в каждом ЖЭУ и на основании этого анализа сформировать летние трудовые бригады". Глава администрации района ответил: "Даже если это будет с материальным ущербом, - это наши дети. Кроме нас никто их не воспитает и не приучит к труду. Во избежание воровства и порчи имущества будем назначать педагогов, которые станут нести ответственность за те же лопаты или грабли и внушать детям, что инструмент - это средство зарабатывания денег и обращаться с ним нужно бережно".


"Труд"

Куда наши дети пойдут учиться после школы? Этим вопросом задалась газета "Труд" от 16 апреля. Перед миллионом российских одиннадцатиклассников стоит вопрос вопросов: кем быть? Профессор Института социологии РАН Давид Константиновский сравнивает приоритеты прошедших десятилетий и дает прогноз на будущее.

"В 60-е годы прошлого века старшеклассники знали, что путь к благосостоянию лежит через высшее образование. Тогда молодежь стремилась в физики, математики, радиотехники, в медицину. Прошло двадцать лет, и инженерно-технические профессии перестали пользоваться популярностью. В десятке самых рейтинговых профессий появились военные, милиционеры, моряки, шоферы. В 90-е годы на первый план вышли юристы, экономисты, менеджеры. Социологические опросы показывают, что большинство выпускников 2003 года собираются поступать в юридические, экономические высшие учебные заведения. Хотя уже сегодня понятно, что многие из них по окончании вуза останутся без работы. Юристами и экономистами рынок уже перенасыщен."


"Рост"

В училище №27 проходил областной конкурс поваров-кондитеров среди учащихся профтехучилищ. О нем рассказывает газета "Рост" от 17 апреля. Задания были теоретическими и практическими. Победитель конкурса поедет на всероссийские соревнования в Новороссийск. На практическом задании нужно было приготовить три блюда: ромштекс, салат "Весна" и кисель из свежей клюквы. Решено было не включать в соревнование приготовление кондитерских изделий как из-за трудоемкости, так и из-за длительности приготовления. Только бисквиту, оказывается, после выпечки нужно созревать 10-12 часов. А так как у всех ребят после выпуска будет две специальности: повар и кондитер, решили ограничиться чисто поварской специализацией.

Кстати, не думайте, что повар чисто женская профессия. Во многих училищах группы поваров состоят почти полностью из мальчиков. А шеф-повары в крупных ресторанах практически всегда мужчины. Мария Безгеммер из училища №55 как раз об этом и сказала. Жаль, но карьерный рост в этой специальности для девочек затруднен. К тому же, училище дает только базовые знания, а если ты собираешься достичь хорошего уровня, надо больше читать, платить за обучение на специализированных курсах и за работу подмастерьем у повара с именем - причем, немало.

Профессия повара и кондитера объединяет искусство и знание технологии приготовления пищи. Глазами мы тоже едим! И вкус должен быть такой, "чтобы о нем не спорили". А существуют еще санитария и гигиена, инструменты, приемы раскладки и разделки. Повар - профессия сложная. Ты создал произведение искусства, радующее глаз и вкус, а его через 15 минут съели! И вот так всю жизнь! Трудно. Учась в училище, можно параллельно обучаться в техникуме общественного питания. И квалификация у такого специалиста, конечно, будет намного выше.

Когда подводились итоги конкурса, технические эксперты отметили, что работали ребята ответственно и профессионально. А сам конкурс был прекрасно организован. Каждый участник на своем рабочем месте обеспечен инвентарем, печкой, материалами для работы. А еще все присутствующие говорили о том, что почти 7 лет не проводились такие конкурсы, и как же их не хватало всем! И чтобы оценить свое мастерство, и чтобы научиться новым приемам работы. Победила в конкурсе Светлана Спирина из ПУ№44.


"Учительская газета"

Минус в аттестате оборачивается минусом в здоровье, считает "Учительская газета" №15. Рассказывает Борис Мишин, главный специалист Минобразования РФ: "В отчетах, которые мы получаем, все хорошо: и занятия идут, и школы работают. Вот только почему-то при этом здоровье детей год от года становится все хуже. Если уроки так интересны, как пишут авторы отчетов, то отчего в родительских письмах все чаще и чаще появляются сетования о том, что физкультура для их детей становится нелюбимым предметом?"

"Если мы считаем физкультуру эффективным лекарством, которое поможет детям укрепить здоровье, то должны прежде всего подумать о том, какими занятия должны быть для детей, нуждающихся в создании специальных медицинских групп. По статистике, таких детей 140 на каждую тысячу, но групп для них в таком количестве нет, дети попадают в основные группы, и вместо оздоровления в результате наносится непоправимый вред их здоровью. С другой стороны, таких детей частенько вообще освобождают от занятий физкультурой, в их аттестатах об основном полном или неполном общем образовании по этому предмету ставится прочерк. Видимо, нужно достигнуть договоренности между Минобразованием и Минздравом, что не должно быть освобождений, чтобы были созданы такие условия, когда дети под наблюдением врачей и педагогов обязательно занимались бы физкультурой, чтобы были разработаны критерии, учитывающие не какие-то показатели, а развитие ребенка в динамике, старание, проявление силы воли и так далее."

"Тот, кто знаком с базисным планом, знает, что ввести три урока физкультуры в первом классе нужно, но нет возможности. Чтобы ввести три урока в неделю в принципе, нужно ресурсное обеспечение: кадры, спортзалы, оборудование, учебно-методические материалы. Каким путем нам идти? Сделать довесок, дополнив уже существующие программы, или разрабатывать комплексную полноценную программу, рассчитанную на три часа в неделю по физкультуре?"

"Школы делают для физвоспитания и сохранения здоровья детей все, что могут. Во всяком случае стараются сделать. Но против этого выступает антисоциальная реклама на ТВ, по радио, в прессе, пропагандирующая алкогольные напитки, пиво, табак. Вот и получается, что ребенку проще купить бутылку пива и расслабиться, снять напряжение, нежели пойти и потрудиться в спортзале. Пропаганда здорового образа жизни, к сожалению, отсутствует, и это не идет на пользу детям."


"Московский Комсомолец"

Выпускные классы перестанут учить "под одну гребенку" - сообщает газета "Московский Комсомолец" от 17 апреля. Старшеклассники знают: одного школьного багажа для поступления в вуз недостаточно. Хочешь в студенты - двигай на подготовительные курсы или занимайся с репетиторами. А это дополнительная нагрузка и расходы для семьи. Помочь выпускникам пересесть со школьной скамьи на студенческую с минимальными затратами призвано очередное образовательное новшество - профильная школа.

С сентября 2003 года профильными должны стать 10-11-й классы. Их разделят на гуманитарные, естественно-математические, социально-экономические и информационно-технологические. В каждом будет свой набор учебных дисциплин. В гуманитарных станет больше истории, литературы, иностранного языка, в естественно-математических - алгебры, физики, химии и биологии. Профиль определит и набор выпускных экзаменов: два обязательных (русский язык и алгебра) и три-четыре по выбору - в зависимости от специализации. Однако на переходный период (до 2006 года) сохранятся и обычные общеобразовательные школы - главным образом в небольших городах и районных центрах, где нет возможности сразу ввести специализированное обучение, а также в сельских школах, где обычно бывает всего один старший класс.

Московская гимназия №1576 профилирует уже три года. Если для большинства российских старшеклассников все еще считается роскошью два-три направления обучения, то в 1576-й ребята могут выбирать сразу из 6 профилей: гуманитарного, экономического, инязовского, физико-математического, естественно-научного и информационно-технологического. "Профили формируют сами ребята, - поясняет заместитель директора школы Юрий Середа. - Мы только организуем учебный процесс. Разделение по интересам происходит в 9-м классе. Ребята высказывают пожелания, какие дисциплины они хотели бы углубленно изучать, а мы составляем учебные планы и расписание. Основу знаний получает каждый школьник, независимо от профиля, - базовый курс школьных дисциплин у нас не хуже, чем в любом другом учебном заведении. Специализация предполагает лишь более глубокое, основательное изучение некоторых предметов. Если ребенок захочет изменить профориентацию или вообще перейти в другую школу, то он легко включится в новую учебу. Распределение происходит не только по желанию ребят, но с учетом их успеваемости. Скажем, у Пети Иванова по алгебре троечка. Вряд ли его возьмут на физико-математический профиль, где в неделю 8 уроков математики, или на экономический - там 6 часов алгебры. А вот на гуманитарное направление или иностранный язык он вполне может претендовать. Русский язык и алгебра являются федеральными экзаменами, общими для всех. Еще два (в 9-м классе) и три-четыре (в 10-м) выбирают сами ученики, с учетом специализации. На естественно-научном профиле это может быть химия, физика, биология, география, на иностранном языке - литература, английский, история, второй иностранный. Конечно, берется в расчет и профиль вуза, в который летом будет поступать выпускник."

На самом деле профильная школа - идея отнюдь не новая. Она существовала еще до революции и в советские годы. Первая попытка профилирования была предпринята в середине позапрошлого века. В 1864 году гимназии разделили на два типа - классические (для подготовки к университету) и реальные (для практической деятельности). Они просуществовали пятьдесят лет - до реформы образования 1915 года, когда появились гимназические классы трех видов: новогуманитарные (стало больше истории, русского и иностранного языков), гуманитарно-классические (более глубокое изучение древнегреческого и латыни) и реальные (упор на математику и естествознание). Реальные классы, в свою очередь, делились на естественные и математические. Но завершить школьную реформу помешали Первая мировая война и революция.