ОБЗОР ПРЕССЫ № 36

01 апреля 2003

"Российская газета"

"Вуз "кирпичный" или виртуальный?" - так называется статья в "Научной газете, приложении к "Российской газете" от 31 марта. Поистине фантастическую картину будущего мирового образования, в том числе и российского, нарисовал заместитель руководителя сектора образования Всемирного банка Джамиль Салми на заседании Российского общественного совета по развитию образования. "Только научное знание может поднять экономику развивающихся стран и стран с переходной экономикой", - подчеркнул он.

В современной жизни становится актуальным лозунг "Образование длиною в жизнь", а дистанционное образование стирает границы между странами. Салми призвал российских коллег последовать примеру многих передовых стран. От "кирпичных" университетов, которые Салми сравнил с ископаемыми животными, они переходят к так называемым "виртуальным". Российские ученые мужи восприняли слова зарубежного гостя довольно критически. Так, министр образования Владимир Филиппов заметил: "Да, во всем мире наука сосредоточена в университетах, но в России в отличие от остального мира существует мощная система академических институтов. У нас своя специфика. К примеру, министерство поддержало опыт Института всемирной истории РАН, создавшего при институте Государственный гуманитарный университет. В его штате вообще нет преподавателей. Студенты обучаются у профессора из академического института, а половина его аспирантов - выпускники этого вуза".

По мнению многих ректоров, наше государство должно изменить отношение к высшему образованию. Сейчас на обучение одного студента бюджет расходует 500-600 долларов в год, в то время как в ведущих университетах мира - 20-25 тысяч долларов в год. Однако даже если государство увеличит финансирование нашей высшей школы в 1,5 раза, все равно этого крайне недостаточно. И здесь позиция Всемирного банка вселяет надежду. Ведь по сути эта влиятельная организация впервые за последние десять лет обратила внимание на высшее образование. До этого он в основном финансировал программы, рассчитанные на поддержку российской средней школы. Новая глобальная экономическая ситуация подталкивает банк к пересмотру его политики.


"Трибуна"

"Папа, а почему началась война?" - спросил шестилетний на вид мальчишка своего отца, когда тот выбирал себе телевизор в одном из гипермаркетов Хельсинки. С двух десятков новеньких экранов финский диктор монотонно вещал о военных действиях в Ираке, сопровождая для убедительности свои комментарии демонстрацией сюжетов о разрушенных зданиях и снующих между развалин людях. Поток информации о войне не может обойти стороной и детей: как уберечь их от постоянного напоминания по радио и телевидению о боях на Ближнем Востоке? Как объяснить им, почему на этой войне гибнет мирное население, в том числе дети? И ответы должны быть наготове, иначе недосказанность и попытки увильнуть от вопроса могут привести к психической травме ребенка, патологическому страху перед самим словом "война", о которой даже его родители опасаются говорить вслух. Об опыте финской школы по этой проблеме - статья в газете "Трибуна" от 29 марта.

Финны, полагают, что детям можно и нужно говорить о войне. Тема урока по религии в обычной финской средней школе была обозначена лаконично и емко - смерть. Четвероклассники обсуждали войну в Ираке. И первым вопросом, который дети поставили ребром, стал "Почему на войне убивают людей, которые не сделали ничего плохого?" Под перекрестный огонь безжалостных детских расспросов попали приглашенные на урок гости - полковник Пекка Майури из министерства обороны и детский писатель Тимо Парвела. Попытка ухода от ответа здесь не прошла бы, да, похоже, взрослые и не старались "вилять". Говорили, как есть, лишь переводя свои слова со взрослого языка на детский. Дабы не искажать пересказом картину урока, приведу с некоторыми опущениями ряд вопросов и ответов, выпукло отражающих, что же волнует десятилетних ребят.

Вопрос детей: "Почему Ирак и США воюют?" Ответ военного: "США поставили себе целью отстранить от власти президента Саддама Хусейна. Причин для этого много. Кроме того, целью ставится полное уничтожение в Ираке оружия массового поражения. Ирак, в свою очередь, защищает себя". А вот ответ писателя: "Не знаю. Сами причины, почему США с самого начала хотели начать войну, были, по-моему, очень размытые и неправдоподобные. Все чаще, однако, кажется, что причина войны кроется лишь в нефтяных ресурсах Ирака и в будущем Джорджа Буша как президента США." Почему Буш и Саддам Хусейн не воюют сами? - задали каверзный вопрос дети. Военный: "Оба президента, будучи главнокомандующими, несут ответственность за действия своих войск на войне, а президент Ирака и сам все время в гуще военных действий. Президенту Бушу как главе нации не следует подвергать свою жизнь опасности в боях, но он может на каком-то этапе навестить свои войска." Писатель: "Это было бы очень опасно. Ведь на войне можно умереть или получить ранение."


"Комсомольская Правда"

Десятиклассница Катя Степина заседает в Мосгордуме - сообщает газета "Комсомольская Правда" от 31 марта. Сейчас 15-летняя Катя готовится не только к урокам, но и к заседаниям экспертного совета комиссии по экономической политике Мосгордумы. Один из депутатов пригласил школьницу стать его общественным помощником.

По закону официальной зарплаты на этой должности нет. Но ежемесячно помощникам дают премии. По 50 - 100 "зеленых". Мало? А сколько стоит приобретенный опыт? А налаженные связи? Миленькая Катюша вовсе не похожа на расчетливую карьеристку. Задорная челка, кокетливые ямочки на щеках, точеная фигурка, словом, звезда школьных дискотек. Однако, несмотря на юный возраст, о будущем задумывается всерьез.

В январе московским школам и институтам было разослано предложение выступить ученикам на экономическом семинаре в городской Думе. Когда директор школы № 1198 объявила ученикам об этом, Катя месяц штудировала Интернет и научные журналы. Отослала тезисы выступления. И ее вместе с ребятами еще из шести школ и пяти вузов пригласили в Мосгордуму. Доклад Степиной под названием "Промышленная политика России: взгляд в будущее" законодатели признали лучшим. Согласитесь, серьезная тема даже для опытного аналитика. А тут симпатяшка в модной юбочке с горящими глазами втолковывает мне что-то про специфику российского бизнеса, базисные векторы экономики и утечку мозгов за рубеж.

По признанию Кати, одноклассникам на ее успехи наплевать: "По-моему, никто из них никогда не работал и не понимает, насколько это интересно. У одних родители богатые, другим вообще ничего не надо." Дома у Степиных единственный письменный стол завален клочками бумаги с шаржами Катерины на Путина. И на вопрос "Кем хочешь быть?" она обычно с задорным смехом отшучивается: "Президентом!" А в разговоре с нами, посерьезнев, объяснила: "Президентом своей компании..."


"Московский Комсомолец"

"Школьники стали сами выбирать себе обеды" - заявляет газета "Московский Комсомолец" от 31 марта. Питаться в столовых со "шведского стола" начали учащиеся десяти московских школ. Эксперимент проводится в рамках исследования гигиенических проблем организации питания в школах столицы.

Как сообщили в отделе детского питания Института питания РАМН, специалисты которого и проводят исследование, сейчас в большинстве столичных учебных заведений все еще кормят детей традиционными способами. Это приготовление стандартного меню на школьной кухне или продажа пирожков и булочек в буфете. Однако в последние годы ученые ищут новые пути в организации завтраков и обедов. К примеру, специалисты предложили детям питание по принципу "шведского стола". Главное его достоинство в том, что школьникам предлагается на выбор сразу два первых, два вторых и два третьих блюда. Если ребенок не хочет рыбный суп, ему нальют грибной, а вместо рыбной котлеты положат куриную. То же самое происходит и с компотами. В большинстве экспериментальных школ к обеду все блюда повара раскладывают по тарелкам и устанавливают на раздаточный стол. В некоторых дали детям еще больше воли: разрешили им самостоятельно наливать себе суп из кастрюли - кому-то нравится погуще, кому-то - пожиже.

Пока дети едят по-новому, ученые из НИИ питания исследуют этот процесс и подмечают все его плюсы и минусы. Так, их опасения, что дети при свободном доступе к блюдам будут переедать, не подтвердились. Единственная трудность из-за того, что дети едят столько, сколько хотят, возникает иногда с учетом продуктов.


"Вечерний Новосибирск"

130 школьников собрал нынешний, уже пятый по счету, областной конкурс экологических проектов "Чистая вода". - сообщает газета "Вечерний Новосибирск" от 29 марта. Участниками стали экологические клубы и группы, занимающиеся изучением и охраной водоемов области - от крупных, как Новосибирское водохранилище, до маленьких, вроде озера со смешным названием Ложка, которые, кроме местных жителей, вряд ли кто знает. Ребята проводили полевые исследования, изучали видовой состав растительного и животного мира водоемов и прилегающих территорий, делали анализы воды, оценивали антропогенную нагрузку и экологическое состояние водоемов.

Но одной лишь наукой юные экологи не ограничивались. Они очищали от мусора берега рек и озер, проверяли состояние водоохранных зон, требовали наведения порядка от местных администраций. Школьники из экологического клуба "Бриз" средней школы N 165 результаты своих исследований качества поверхностных вод Новосибирского водохранилища представили главе администрации Советского района. А подростки из лаборатории экологического воспитания Института цитологии и генетики СО РАН, изучавшие состояние реки Бердь в Присалаирье, кроме того, что провели вполне профессиональное исследование, очистили от мусора русло Каменки, притока Берди, и помогли в посадке саженцев ивы для укрепления берегов Новосибирского водохранилища. В конкурсе экологических проектов им было присуждено второе место со спальным мешком в награду, который им непременно пригодится в предстоящих походах. А первыми стали ребята из экологического клуба "Родник" Колыванской средней школы N 1, исследовавшие экологическое состояние реки Чаус. Награда вполне соответствовала серьезности проведенных работ. ФГУ "Верхнеобьрегионводхоз" наградил клуб "Родник" новеньким компьютером. Остальные участники конкурса получили микроскопы с методическими пособиями по мониторингу малых рек. И все - Красную книгу животных Новосибирской области.

"У вас удивительные дети. Можно быть уверенным, что и став взрослыми, они так же будут заботиться о чистоте рек и озер", - сказал под занавес голландец Ваутер Пронк, представляющий общественную организацию "Милио-Контакт", которая спонсировала проведение конференции, оплачивала проезд, проживание и питание юных экологов. А у главного организатора конкурса Галины Кучиной, возглавляющей общественную организацию "Новосибирский областной комитет охраны водных ресурсов", после конкурса экологических проектов появились новые заботы: "Ребятам нужны сборники методических рекомендаций и портативные химические лаборатории, чтобы проводить серьезные исследования. Тогда, возможно, к ним больше будут прислушиваться те, от кого зависит чистота наших водоемов".