ОБЗОР ПРЕССЫ № 35

28 марта 2003

"Аргументы и факты"

Очевидно, что Единая тарифная сетка, по которой бюджетникам рассчитывают зарплату, устарела - считает газета "Аргументы и факты" №12. Поэтому Министерство труда готовит новую сетку для бюджетников. В ней масса градаций и коэффициентов. Делиться она будет по отраслям, профессиям, квалификации и так далее.

Как изменится зарплата от возможной реформы? Возьмем для примера зарплату Майи Григорьевой из тульской общеобразовательной школы N18. "Я - учительница математики в средних классах, - рассказывает Майя Григорьева. - По сегодняшней тарифной сетке у меня 13-й разряд 1-й категории. Нам, учителям, положено работать 18 часов в неделю. За все это государство платит 1 405 руб. в месяц. Я, как и мои коллеги, взяла себе дополнительную нагрузку: 7 часов в неделю. Получается, что работаю 25 часов в неделю. За счет этого оклад мой вырастает до 1951 руб. 40 коп. К тому же школа доплачивает за классное руководство (25% от ставки учителя) и проверку тетрадей (20% от суммы, положенной за то количество часов, которое я вырабатываю). Это еще дополнительные 351 руб. 25 коп. и 390 руб. 28 коп. соответственно. Всего со всеми доплатами я получаю в месяц 2692 рубля и 93 копейки".

Какова же будет зарплата Майи Григорьевой, когда реформа "заработает"? Основной критерий для расчета зарплаты учителям - уровень образования. За единицу принимается среднее образование - 11 лет (за него полагается зарплата в 937 руб. в месяц). Далее за каждый год к коэффициенту добавляется по 0,1. У Григорьевой за плечами 5 лет вуза. Следовательно, 937 х 1,5 = 1405,5 руб. Но это не все. Ставки и оклады будут меняться в зависимости от стажа. Выделяются пять групп: до 3 лет, от 3 до 8 лет, от 8 до 14 лет, от 14 до 20 и свыше 20. Ставка в каждой следующей группе на 0,025 выше, чем в предыдущей. Ставка Григорьевой - 1405,5 х 1,36 (ее коэффициент) = 1900 руб. В таком случае получается, что ее оклад вырастет на 35%. Но дополнительные часы будут входить в тариф. Значит, всего (вместе с тетрадями и классным руководством) Григорьева будет получать около 2 800 руб. Как мы видим, это примерно на 100 руб., или на 4%, больше сегодняшнего заработка.

А между тем, реформаторы декларируют, что благодаря новой оплате труда зарплаты бюджетников увеличатся от 18 до 40%. Как же так? Ведь в реальности это только 4%! Кроме того, с последнего повышения 1 декабря 2001 г. по октябрь 2003 г. цены, по подсчетам статистиков, вырастут на 30-40%. То есть дай бог новые зарплаты только покроют инфляцию. К тому же, как утверждает М. Шмаков, глава Федерации независимых профсоюзов России, если провести повышение одновременно с введением новой сетки, то почувствовать его смогут только академики и ректоры в вузах. "Нижним слоям" бюджетной сферы (медсестрам, техничкам в школах) к зарплате прибавится совсем немного. Поэтому первое требование - сначала провести для всех одинаковое повышение зарплат в 2003 году, а потом (в 2004 г.) перейти на новую систему оплаты труда.


"Комсомольская Правда"

"Начинаются облавы на педагогов-взяточников" - провозглашает газета "Комсомольская Правда" от 24 марта. Недавно Департамент образования Москвы проводил "горячую линию" по незаконному сбору денежных средств в общеобразовательных учреждениях столицы. Самое большое количество звонков - о взносах при приеме в детский садик или в первый класс. Даже за то, чтобы дитя спокойно пошло в ближайшую школу, москвичи платят мзду наличными или подносят школьной администрации подарки в виде печек-микроволновок, мебели в директорский кабинет, импортных унитазов. Суммы - от 1000 рублей до 1000 долларов. Уже сегодня спецгруппа в количестве 22 человек из отдела ревизии и городской инспекции Департамента образования выедет на "дело". "Контролеры" обещали за неделю проверить всю поступившую к ним информацию.

Оказалось, что многих москвичей волнует вопрос сбора денег в выпускных классах. "Бабки" стригут даже в 4-м классе при переходе из начальной школы в среднюю - по 1000 рублей. Родителям, якобы диктует условия родительский комитет, то есть 3 - 4 человека. Каждый второй голос в трубке негодует: "Почему я должен (должна) платить 100 баксов?! Из чего складывается такая сумма?" В иных школах и садах, если верить звонившим, на ремонт помещений ежемесячно с каждого ученика взимается от 200 до 500 рублей. Представляете, сколько можно собрать с тысячи учеников? В департаменте устали повторять: вся оплата только через Сбербанк! Только тогда можно быть уверенным, что денежки не выбрасываются на ветер.

Подать за охрану школы или детсада невелика - от 30 до 70 рублей в месяц. Но выяснилось, что во многих школах нет положенного договора об охране между директором школы, родителями и охранным агентством. А договор этот гарантирует родителям, что с них не возьмут лишнего и что их детей будут охранять. Нарушается и порядок оплаты за эти услуги. Детки несут рубли в школу, отдают учительницам, бывает, и самим охранникам. Как выяснилось в ходе опроса, так удобнее самим родителям. Им лень из-за трех червонцев бегать в Сбербанк каждый месяц. Вот и не жалуйтесь, если что!

Взяточникам и мздоимцам Департамент образования в принципе готов головы открутить за безобразия. Но на практике вершить суд сложно. Не хватает законов. Единственное, что возможно, - наказать нарушителей в административном порядке - сделать замечание, вынести выговор. За грубые нарушения (к ним относится и наличный сбор денег) - снять руководителя с занимаемой должности, но для этого должны быть безупречные и очевидные доказательства. В этом же случае материалы передаются в правоохранительные органы, заводится уголовное дело. Но чаще всего с доказательствами - беда. Москвичи, как правило, отказываются сообщить свое имя. А на анонимках до суда не доедешь.


"Российская газета"

Использование компьютера как инструмента в процессе обучения до сих пор остается под вопросом - считает "Российская газета" от 25 марта. Проблема, по мнению специалистов, не только в отсутствии компьютерных классов. Информационные технологии в школе не отменяют педагогического процесса. Как встроить компьютер в процесс обучения школьников? Чему учить? На эти вопросы отвечает Тамара Борисовна Малых, директор проекта "Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов для средней школы" Федерации интернет-образования.

"Нужна многоплановая государственная программа информатизации образования. А это не только оснащение школ современной техникой, но и создание программных продуктов для учебных заведений. Кроме этого, необходимо изучить вопрос, как внедрять эти обучающие программы в школьный процесс, какую роль в этом процессе должен играть учитель, а какую - ученик. Надо переписать школьные учебники: создать такие, в которых школьный курс был бы увязан с новыми технологиями. А здесь мы сталкиваемся уже с другими проблемами. Оснащение школ в городах и в селах заведомо различное. По госпрограмме информатизации, которая завершилась в прошлом году, сельской школе, в которой меньше 400 учеников, полагается один компьютер. Идет ли это в сравнение с городскими школами, где не редкость компьютерный класс, а значит, требуются и совершенно разные методики обучения?"

"В школе зачастую все основано на личной инициативе учителя, а ему за использование новых технологий на занятиях пока не платят. Вот и возникает вопрос, будет ли он применять компьютер на своих уроках или нет? Как правило, сегодня, если в школе есть хотя бы один компьютер, он используется для уроков информатики. Все время, которое остается, может быть отдано на другие предметы. На какие - решает директор, учитывая специфику учебного заведения и "подкованность" педагогов. Единой системы, увы, нет. Обучать детей на компьютере только информатике - это, по сути, использовать королевскую печать для колки орехов. А ведь огромные возможности не задействованы, например, при обучении иностранному языку."

"Дети часто страдают от учительского произвола - необоснованно заниженная оценка наносит серьезную моральную травму ученику, подрывает стимул к учебе. А ведь, например, очень просто проверять знания по русскому языку с помощью компьютеризированных тестов. Такой контроль - реальная защита ребенка. Но есть предметы, например, та же математика, где контроль только с помощью тестов на компьютере может быть даже вреден, потому что в математике важно проследить логику рассуждения, что очень сложно автоматизировать. То есть мы опять сталкиваемся с проблемой продуманного методического сопровождения современного учебного процесса. И сегодня очень важно, чтобы с такими методиками познакомились и родители, и учителя, а самое главное, чтобы эти методики изучались в педагогических вузах."


"Учительская газета"

Словно предугадав невеселый статистический факт, что количество детей-сирот год от года будет расти, в Петербурге несколько лет назад появилась такая форма образовательного учреждения, как "Профессиональное училище - детский дом", сообщает "Учительская газета" №11. Сейчас их насчитывается семь. Обучаются там в общей сложности около 960 детей. Соединение это оправдало себя тем, что город получает не только квалифицированные рабочие руки, но и молодых людей, расставшихся с психологией иждивенца. А таких при поступлении в училище почти половина. Игорь Куричкис, руководящий ПУ N 116, уверен в перспективности центров "ПУ - детдом". Его детище существует вот уже девять лет.

"Я избегаю слова "сироты" и делю ребят на "общежитейских" и домашних. Всего их у нас - 418, а "общежитейских" - 216. Почему "общежитейских"? Во-первых, потому, что ребята из детдома живут в наших общежитиях, а во-вторых, потому, что они - продукт нашего безрадостного "общего житья". Численность их растет, причем из 216 наших детей только 5% - настоящие сироты, у остальных родители либо лишены своих прав, либо пребывают в местах не столь отдаленных, либо психически нездоровы. Принимаем мы ребят после 8-9 классов из детдомов и школ-интернатов и обучаем профессии слесаря, столяра, сварщика. Здесь они живут, питаются, занимаются в кружках, работают. Согласно закону о дополнительных социальных гарантиях наши дети могут находиться на полном государственном обеспечении до 23 лет. С одной стороны, это правильный подход, с другой, - мы наблюдаем порой вырабатывающуюся у них позицию "мне все обязаны". Чтобы адаптировать таких иждивенцев к реальным условиям существования, мы в течение года на базе своих мастерских организуем временные рабочие места (2-3 часа работы и заработок в 1200 рублей). Осенью работаем в совхозе "Ладога" Кировского района на уборке картофеля, а летом выезжаем в лагерь труда и отдыха. Благодаря тому, что у ребят есть возможность зарабатывать собственные деньги, резко сократилась такая проблема для всех детдомов, как воровство."

"Трудоустройство - это одна из проблем. Дети, обучающиеся у нас, в основном из коррекционных детдомов. Это больные дети. Многие из них стояли на учете в психоневрологическом диспансере, у некоторых диагноз: олигофрения, ЗПР. Медкомиссии предприятий относятся к этому очень строго. Например, мы готовим сварщиков третьего разряда, но если ребенок "учетный", завод его не примет. Там жесткие требования к состоянию здоровья: ведь сварка может проходить в закрытых объемах, на высоте. А столяры и слесари могут быть на тот момент заводу не нужны. Но стараемся выйти из положения: трудоустраиваем не на базовом предприятии, а на других производственных объектах. 31 из них принимает ребят на практику."

"Наша реклама - это наши ребята. Они здесь живут, учатся, они знают наши условия, наших мастеров и директора и рассказывают об этом в своих детдомах, с которыми не порывают связи. Единственное, что я ежегодно провожу, это собеседование с каждым детдомом. Дети приезжают, смотрят видеофильм об училище, само училище, и так получается, что не я их зову к нам, а они сами просятся учиться. Такой структуры, как "ПУ - детдом", нет в реестре сиротских учебных заведений, утвержденном Правительством РФ. Из-за этого наши педагоги, воспитатели, работающие с "общежитейскими", лишены 50-процентной "губернаторской" надбавки к зарплате. Неувязки возникают и при отстаивании мной интересов ребят в суде. Согласно Семейному кодексу РФ, статья 147, государственным опекуном детей является то сиротское учреждение, где они обучаются, но "ПУ - детдом" в этом реестре нет. Выходит, что на деле я государственный опекун, а когда идут судебные процессы, суд требует представителей муниципальных органов опеки. Но данные проблемы решаемы, если утвердить новый тип образовательного учреждения - "ПУ - детдом"."