ОБЗОР ПРЕССЫ № 26

13 февраля 2003

"Парламентская газета"

О необычном пока для нас учебном заведении - Московской православной духовной академии и семинарии - рассказывает "Парламентская газета" №1156.

В нынешних условиях служителям церкви приходится решать не одни духовные проблемы. Довольно часто к батюшкам обращаются по вопросам, совсем не связанным с верой, например по вопросам наследства. Кроме того, священнослужитель в сложившейся непростой обстановке решает и вопросы материального обеспечения церквей, строительства и ремонта храмов и соборов, поэтому уже давно назрел вопрос о правовом образовании служителей церкви. В настоящее время служителю церкви тяжело обойтись одними только знаниями законов Божиих. Поэтому по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Московской православной духовной академии и семинарии создана кафедра права, где будущим священникам будут преподавать основные юридические дисциплины.

Возглавил кафедру профессор, доктор юридических наук Н.И. Капинус. А преподавать там будут одни из самых известных и авторитетных ученых страны из лучших образовательных юридических учреждений: заслуженный деятель науки, профессор Л.М. Клодкин; профессор В.В. Оксамытный; профессор Д.О. Якубовский; профессор Н.Г. Иванов; профессор Л.С. Яковлев и многие другие. Особый акцент преподаватели кафедры намерены сделать на гражданском законодательстве. Базовые юридические знания, бесспорно, помогут выпускникам Московской православной духовной академии и семинарии в решении насущных "земных" проблем, а также повысят авторитет священнослужителя в глазах его прихожан.


"Труд"

"Обидевшись на плохие отметки, ученик поджег свою школу" - сообщает газета "Труд" №025. Поздним вечером в селе Бык - недалеко от райцентра Романовка - загорелась школа. С этой вестью к директору Алексею Владимировичу Телкову прибежали ученики - братья-погодки Коля и Гриша и их приятель Лешка. Огонь уже так полыхал, что стало ясно: школу не отстоять. До глубокой ночи учителя вместе с ребятами и их родителями перетаскивали школьное имущество. А здание сгорело. Вскоре выяснилось, что это умышленный поджог: на пепелище обнаружилась пустая бутылка из-под бензина, а одно окно было выбито. Виновных установили быстро - ими, к общему удивлению, оказались те, кто громче всех кричал о пожаре: братья-погодки и Лешка.

Накануне Леша получил двойку по математике. Колю же оставили после уроков на дополнительное занятие. Мальчишки затаили обиду и решили отомстить. Часу в восьмом, когда стемнело, Леша сбегал домой за бутылью с бензином. В кабинете математики высадили стекло, плеснули горючим в класс и бросили спичку. Когда школа заполыхала, мстители пожали друг другу руки. Во всяком случае так они потом рассказывали. "Мне кажется, они не совсем понимали, что делают. Насмотрелись сериалов, от "Бригады" были без ума и, видимо, вообразили себя героями-мстителями", - рассуждает следователь Романовского РОВД Светлана Кислицына. Районная прокуратура настаивала на аресте несовершеннолетних поджигателей. "Представляете, что будет в стране, если пойдет такая мода: получил двойку - сжег школу", - возмущается прокурор Павел Мельник. Но суд постановил иначе: с ребят взяли подписку о невыезде. Крайняя мера наказания по статье об умышленном поджоге - 5 лет. Но, учитывая возраст подсудимых (Коле и Леше - по 14 лет, а Гриша вообще не достиг возраста уголовной ответственности - ему 13), не исключено, что они отделаются условным сроком.

Могут ли плохие отметки вызвать столь агрессивную реакцию у школьников? На этот вопрос отвечает доктор психологических наук, член-корреспондент РАО Михаил Кондратьев: "Увы, могут. Если, допустим, уже накопились обиды и эта двойка стала последней каплей. До агрессии может довести даже четверка, если ожидалась пятерка. Надо четко уяснить, что отметка и оценка - это разные понятия. Обычно ученики обижаются не на отметку - она может быть случайной, а на оценку - потому что она касается личности. То есть, ставя двойку, тем самым демонстрируют, что ученик - идиот. Не зря известный педагог Шалва Амонашвили отменил отметки в начальных классах, а оценки детей у него всегда были позитивные. Вот если на основе отметки даются и оценки личности, то можно разрушить ребенку жизнь. Конечно, в одиночку ученик на поджог не решился бы. Любое агрессивное действие - почти всегда групповое. Посмотрите статистику подростковых преступлений - из них примерно 70 процентов совершены в группе. Подростки способны "заражать" друг друга."

"Что касается наказания, то я убежден: подростка можно наказывать лишением свободы лишь в том случае, если от его действий пострадал другой человек. Но в данном случае никто не погиб. Хотя материальный ущерб, как и вред, ребятам и учителям, безусловно, нанесен. По-моему, не стоит сажать ребят за решетку. Надо заставить их родителей возместить материальный ущерб. А самим поджигателям придумать наказание в виде посильных общественных работ, хотя бы на колхозном поле, которые помогут им загладить вину перед учителями и ребятами, оставшимися без школы."


"Учительская газета"

Сегодня школа, а нередко и семья не всегда являются местом, где уважают ребенка, его личную жизнь и его мнение - считает "Учительская газета" №5. Права ребенка очень часто нарушаются или реализуются в неполной мере. Во многом виной тому низкий уровень правовой культуры, гражданской ответственности и самосознания родителей и педагогов.

В Центре развития русского языка прошел "круглый стол" на тему "Современная школа и права ребенка". В нем участвовали представители Министерства образования, ученые, государственные чиновники, учителя московских школ, родители и дети.

Сегодня родители могут выбирать учебные заведения, в которых будут учиться их дети. Но даже на первом этапе знакомства со школой происходят нарушения прав детей. "Недавно мы провели опрос общественного мнения, - сказал министр образования РФ Владимир Филиппов. - Около 95% родителей ответили, что ничто не мешало им определиться с выбором школы. Но 2,5% ответили, что были случаи отказа в приеме их детей в школу. Это связано с появлением лицеев, гимназий, с отбором детей. Безусловно, надо сохранять многообразие школ. Но надо сделать более прозрачными и объективными процедуры приема детей в общеобразовательные учреждения." Был задан вопрос об отношении учителей и учеников. Около 50% детей ответили, что к ним хорошо относятся абсолютное большинство учителей. Лишь 23% детей указали на то, что все учителя школы строят отношения с ними по принципу уважения к ученику, а примерно 75% детей отметили, что ряд учителей относятся к ним недостойно.

Первый заместитель министра труда и социального развития РФ Галина Карелова считает, что семейная политика в России выстроена по аномалиям. "Мы поддерживаем многодетные и неполные семьи, которых сейчас в нашей стране около 28%. Количество неполных семей катастрофически растет. Я хотела бы обратить внимание на тот факт, что во многих регионах семьи сознательно не регистрируют брак. Почему? Причина простая. У нас обычная семья получает детское пособие в размере 70 рублей, а неполная - вдвое больше." Первая позиция, которая, по мнению Кареловой, заслуживает, самого серьезного внимания и пересмотра сложившихся традиций, - это содержание семейной политики. Она не должна строиться по аномалиям. Много вопросов вызывает еще один момент. Каким образом пополняется число безнадзорных и беспризорных детей? Как правило, оно растет в зависимости от того, насколько активно нарушаются права детей. Сегодня в России уже около тысячи приютов. Наблюдения показывают, что из числа тех детей, которые попадают в приюты, более 60% детей, чьи права были нарушены родителями.

"Когда начали заниматься профилактикой детской беспризорности, мы ввели ряд изменений, - сказала Карелова. - Сейчас ребенок может сам прийти в приют. Мы хотим, чтобы об учреждениях социальной защиты знали как можно больше детей, и здесь нужна помощь школы. В букваре или в дневнике школьника должны быть адрес и телефон приюта, на случай если в семье ему станет невыносимо. Обсуждая проблему взаимодействия семьи и школы, нельзя обойти факты попадания детей в приюты по вине школы. Примерно 16% детей в приютах - это те, которые сбежали из детского дома, школы-интерната, которых обидели в школе. Это вроде бы небольшой процент, но за год через наши учреждения проходят 500 тысяч детей. Конечно, проблема взаимодействия приютов, учреждений социальной защиты со школами должна решаться не так, как сегодня. Традиционные формы работы в школе с родителями, к сожалению, не приносят положительных результатов. Как сделать так, чтобы каждый родитель чувствовал свою ответственность? Представляется, что огромная проблема для нас - это проблема культуры родителей и их понимание своего места в воспитании ребенка."

А какова наша правовая база? Оказывается, она довольно развитая - более 100 законодательных и нормативных актов так или иначе посвящены правам ребенка. Эти документы нужно довести до родительской общественности. Кроме этого, нужно издать подобную литературу для детей, чтобы они знали свои права. Сегодня в Семейном кодексе есть новые позиции по защите прав детей на жилье. Но тем не менее вопросы жилья, сирот и детей без попечения родителей - это, безусловно, самые больные вопросы. "Нас учили на примерах Коменского, Песталоцци, Макаренко - тех педагогов, которые свои жизни посвятили защите прав ребенка, - взяла слово Ирина Ахметова, вице-президент Межрегиональной ассоциации "За гражданское образование", заместитель директора московской школы-лаборатории N 199. - Что же мы видим сегодня? К сожалению, современный учитель по ряду причин не чувствует себя ответственным за защиту прав школьника. И все дело в правовой неграмотности учителей. По данным полномочного представителя по правам человека, 80% педагогов даже незнакомы с Конвенцией ООН о правах ребенка."

По мнению Валентины Березиной, начальника Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи МО РФ, нужно возрождать работу с детьми по месту жительства, развивать формы ученического самоуправления. Как можно говорить о воспитании в ребенке гражданина, если он в процессе обучения в школе не может себя реализовать как личность. Еще одна проблема - кадровая. От наших педагогов сегодня исходит много бед. Тройственного единства учителя, родителей и ребенка не получается. Зачастую педагоги натравливают родителей на своих детей. "Сегодня в школе три ключевые фигуры - заместитель директора школы по воспитательной работе, педагог-психолог и социальный педагог, - считает Березина. - Служба социально-педагогической помощи должна работать в каждой школе. Если у ребенка не складываются отношения с учителем, то социальный педагог или педагог-психолог должны начинать соединять эти разорванные ниточки не с ребенка, а с учителя-предметника."

Участники заседания отметили, что успешное решение проблем, связанных с соблюдением прав детей, имеет существенное значение не только для конкурентоспособности российской школы в мировом образовательном пространстве, но и для становления в России гражданского общества. В резолюции "круглого стола" подчеркнута особая важность учреждения общественной экспертизы программ и материалов СМИ с целью обеспечения защиты прав детей от информации, наносящей вред их благополучию и здоровью.


"Аграрная газета"

Студенты сельскохозяйственных учебных заведений, которые хорошо учатся, будут получать стипендию Российского аграрного движения. Об этом информирует "Аграрная газета", приложение к "Российской газете" от 12 февраля.

В целях осуществления поддержки кадрового и научного потенциала агропромышленного комплекса России, повышения престижности труда сельскохозяйственных работников и закрепления молодых кадров на селе президиум Центрального совета Российского аграрного движения 27 сентября 2002 г. принял решение об учреждении стипендий РАД для лучших представителей научной молодежи и студенчества высших и средних образовательных учреждений Минсельхоза России. Стипендии Российского аграрного движения (далее - стипендии РАД) назначаются студентам государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и аспирантам высших учебных заведений Минсельхоза России, проявившим выдающиеся способности в учебной и научной деятельности как в целом по курсу обучения, так и по отдельным дисциплинам.

Российское аграрное движение устанавливает следующие квоты и размеры выплат стипендий каждому образовательному учреждению Минсельхоза России:

  • по две стипендии в размере 500 рублей для студентов ссузов;
  • по три стипендии в размере 1000 рублей для студентов вузов;
  • по одной стипендии в размере 3000 рублей для аспирантов вузов.

Списки кандидатов, получивших рекомендации ученых (педагогических) советов и утвержденных руководителями государственных образовательных учреждений Минсельхоза России, представляются ежегодно до 15 июля в Департамент кадровой политики и образования Минсельхоза России. Решение о назначении стипендии принимает президиум Центрального Совета Российского аграрного движения.

Выплата стипендий РАД будет осуществляться за счет средств общероссийской общественной организации "Российское аграрное движение - РАД".

Отрадно заметить, что среди первых стипендиатов есть и новосибирцы. Среди аспирантов это Заверткина Илона Викторовна (кафедра защиты растений Новосибирского госагроуниверситета), среди студентов того же университета - Измайлов Матвей Сергеевич, Мельникова Наталья Михайловна и Усольцева Надежда Александровна.