ОБЗОР ПРЕССЫ № 21

22 января 2003

"Труд"

"Учителя в пикете" - сообщает газета "Труд" от 17 января. На днях у здания Государственной Думы примерно 400 работников образовательных учреждений из 18 регионов провели пикет, протестуя против правительственной концепции реформирования системы оплаты труда бюджетников.

Акция учителей была приурочена к парламентским слушаниям, на которых обсуждалась упомянутая концепция, разработанная специалистами Минтруда и одобренная правительством. У участников слушаний сама идея отраслевой системы оплаты труда не вызывает протеста. Однако они сошлись на том, что переход к новой системе невозможно рассматривать в отрыве от государственных финансовых и правовых гарантий увеличения средней заработной платы работников бюджетной сферы. А этих гарантий в предложенной концепции как раз и нет, за исключением минимального размера оплаты труда (МРОТ), который с 1 октября этого года составит 600 рублей.

Кроме того, концепция предполагает, что при определении уровня ставок и должностных окладов бюджетников субъекты Федерации будут ориентироваться лишь на собственные финансовые ресурсы. Но ни для кого не секрет, что для большинства российских регионов спущенное сверху распоряжение об увеличении размера заработной платы учителей - даже сейчас непосильная задача. При отсутствии государственных гарантий по минимальным размерам ставок нетрудно предсказать, что разрыв в уровне оплаты труда по регионам только увеличится, неизбежно возникнет неопределенность и с индексацией оплаты труда.

При таком положении дел, считают депутаты, переход к отраслевой системе может иметь смысл лишь при увеличении общего фонда оплаты труда не менее чем вдвое. Предполагаемый в проекте концепции и уже предусмотренный федеральным бюджетом рост учительских зарплат в 1,33 раза с 1 октября 2003 года лишь частично компенсирует неуклонное удорожание жизни. В конце прошлого года Министерство образования РФ предложило свой вариант отраслевой системы оплаты труда, который депутатам показался по сравнению с "минтрудовским" более предпочтительным, поскольку предусматривает увеличение заработной платы работников образования в зависимости от стажа работы и уровня квалификации от 1,88 до 2,4 раза.


"Независимая газета"

"Определить, в каком высшем учебном заведении России учат лучше, будет совсем непросто", считает "Независимая газета" от 17 января.

В недрах Минобразования РФ зреет план деления вузов на ведущие и обычные. Ведущим вузам России - особое внимание государства. Предполагается, что эта особая забота будет включать: целевую поддержку научно-педагогических школ, увеличение фонда заработной платы преподавателей, предоставление вузу права на разработку образовательных стандартов и основных образовательных программ, на проведение дополнительных испытаний, приоритетное выделение средств на приобретение оборудования и многое другое, включая даже увеличение стипендий студентам. Но гораздо важней этих видимых шагов будет влияние названия "Ведущий вуз РФ" на всю последующую жизнь выпускника. Исследуя опыт западных соседей, можно предположить, что выпускникам этих замечательных высших учебных заведений несложно будет найти престижную и высокооплачиваемую работу. Облегчится дальнейшее продвижение молодых людей по служебной лестнице и возможное дальнейшее обучение в аспирантуре.

Считается, что это может приостановить поток "липовых" дипломов. Не устраняет видимой прорехи в высшем отечественном образовании и система аккредитации вузов. Вроде бы аттестационная комиссия свою работу делает, тем не менее количество некачественных вузов растет. Предполагаемые критерии отбора претендентов на категорию "ведущий вуз РФ" почти полностью совпадают с теми, что сегодня используются для рейтинга вузов, составляемого ежегодно Минобразования РФ. Особенность министерского рейтинга в том, что победителей и побежденных отличает шаг в какие-то сотые балла. Иными словами, практически одновременно несколько вузов могут претендовать на первые места в таблице.

Если в число ведущих вузов России не может войти больше 15 учебных заведений, то можно предположить, сколь напряженной будет борьба и как много будет зависеть конкретно от каждого члена экспертного cовета. Хорошо бы избежать при этом такой милой российской черты, как лоббирование интересов ближнего. Другой важный момент заключается в том, что если состав Экспертного совета будет сформирован полностью из чиновников Минобразования и прочих начальников, то ректоры автоматически становятся очень и очень управляемыми.


"Комсомольская Правда"

А газета "Комсомольская Правда" от 21 января сообщает о том, что с 1 февраля вводятся новые санитарные нормы учебников для школ, колледжей и училищ. На днях опубликован новый документ - "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования" (СанПиН 2.4.7.II66-02).

В нормах выделены такие категории учебных книг: гуманитарные, математические, естественные, а также специальные дисциплины для начального профессионального образования. Кроме того, в зависимости от назначения книги подразделяют на учебник, учебное пособие, практикум (то есть учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т. п.)

Гигиенисты не рекомендуют выпускать издания, рассчитанные для двух разных возрастных категорий. Книги для первоклассников должны содержать материалы для одного года обучения. Для школьников 2 - 6-х классов разрешается печатать учебники, предназначенные для двух лет учебы (например, "Математика 2 - 3-й классы"). Для учеников 7 - 11-х классов под одну обложку можно "прятать" материал сразу на три учебных года. Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке. Книги в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессовкой пленки, кроме обложек, изготовленных из мелованных бумаг или бумаг со специальным покрытием.

Не разрешено класть на парту книги, в которых присутствуют дефекты, приводящие к искажению или потере информации: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки.

Количество переносов на странице букварей и прописей - первых учебников для самых маленьких - не должно превышать четырех. Общая площадь иллюстраций на странице букварной части букваря рекомендуется не менее 50%, а послебукварной части - не менее 30%. В прописях для освоения начальных навыков письма (элементы букв, буквы, соединительные элементы между буквами, отдельные слова) расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв должно быть не более 8 мм и не менее 5 мм. В прописях для закрепления навыков письма (отдельные слова и предложения) расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв должно быть не менее 4 мм. Расстояние между строками (межстрочье) должно быть не менее 8 мм.

Один из самых важных вопросов - о тяжелом ранце школяра. Итак, Для 1 - 4-х классов книга должна быть весом не более 300 г. Для 5 - 6-х классов - 400 г. Для 7 - 9-х - 500 г. Для 10 - 11-х - 600 г. Вес изданий для 1 - 4-х классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 г. Допускается увеличение веса издания не более чем на 10 процентов.


"Вечерний Новосибирск"

"Воспаленное горло и больной желудок - признаки студента" - делится медицинской информацией газета "Вечерний Новосибирск" от 18 января.

16 января в Новосибирском государственном техническом университете состоялось заседание Совета ректоров вузов НСО. Собравшиеся ректоры обсудили вопрос об организации медицинского обслуживания студентов и преподавателей высших учебных заведений. Начальник отдела мэрии по медицинской помощи населению Александр Заиграев сообщил, что муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями сегодня обслуживается 95617 учащихся высших и средних учебных заведений. Общая заболеваемость составляет 670,44 на 1000 студентов, при этом максимум приходится на болезни органов дыхания (36,62%) и пищеварения (11,67%).

Наибольший резонанс вызвало обсуждение приказа управления здравоохранения от 5 ноября 2002 г., по которому студенты переводятся в поликлиники по месту регистрации (сейчас студенты и преподаватели прикреплены к вузовским поликлиникам). Таким образом, приказ предусматривает существенное сокращение медицинского персонала вузовских поликлиник.

Также обсуждался вопрос, что дешевле: оплачивать обслуживание студентов и сотрудников вузов в муниципальных поликлиниках, как предусматривает приказ, или по-прежнему содержать собственные службы. Ректоры предложили не спешить с принятием этого решения и создали специальную комиссию из представителей вузов для работы с управлением здравоохранения.