ОБЗОР ПРЕССЫ № 15

28 ноября 2002

"Комсомольская Правда"

Газета "Комсомольская Правда" от 26 ноября публикует сенсационную новость - с 2004 года в России будет введена новая система школьных оценок. Об этом заявил недавно министр образования Владимир Филиппов.

"Нынешняя "пятерка" уже в ближайшие годы из лучшей отметки может превратиться в отметку сродни нынешнему "неуду" - пишет "Комсомольская Правда". Министерством образования дан старт официальному обсуждению новой шкалы школьных отметок. Вариантов пока три: десятибалльная (как в Белоруссии и Молдавии); двенадцатибалльная (как на Украине); стобалльная (как в США). Резоны министерства таковы: "пятерка" - отметка уже слишком дряхлая и затертая. В этом году как раз исполнилось ей 165 лет. Ввели ее еще при Николае I. С тех пор, по мнению теоретиков, лоск "пятерки" заметно потускнел и девальвировался.

"По сути, у нас сейчас трехбалльная система оценки знаний учеников, - объясняет министр образования Владимир Филиппов. - Законом запрещено ставить "двойки", иначе ученик остается второгодником. А значение "единицы" мы вообще забыли. Вот и получается, что одна, очень малая, часть ребят получает "пятерки", а другая, значительно большая, - "бултыхается" между тройками и "четверками". Но вы ведь сами знаете, что "тройка" плохо успевающего ученика сильно отличается от такой же отметки, которую получил отличник, случайно не выучивший урок. Сейчас шкала строится от "пятерки". Все знает ученик - "пять". Знает чуть меньше - "четыре". Я же считаю, что нужно делать по-другому. Допустим, имеешь ты балл по предмету, выучил дополнительную тему, накопи еще дополнительные баллы и так - "поднимайся" к освоению всего раздела."

Самое удивительное, что новшество поддерживают и учителя. Оказывается, в отдельных российских школах "пятерку" уже "казнили". Например, знаменитый учитель Шалва Амонашвили вообще оценок не ставит. В сургутской гимназии-лаборатории Салахова система двенадцатибалльная. В столичной школе № 1804 отличник получает от 10 до 12 баллов.

Как заверил министр образования, новая система оценок не будет введена приказом сразу и вдруг. До 2004/2005 учебного года она будет обсуждаться, а потом только появится во всех российских школах.


"Труд"

Газета "Труд" провела собственные исследования того, куда после школы поступают и чем занимаются выпускники сельских школ. Не секрет, что у таких ребят гораздо меньше шансов поступить в хорошие городские вузы. Кто как устроился из выпускников 2002 года - об этом статья в №212.

В Рогнедино - самом маленьком райцентре Брянской области - из 44 выпускников 2002 года больше половины поступили в вузы. Остальные пошли в местное училище, которое готовит водителей и овощеводов. Это в основном ребята из малообеспеченных и неблагополучных семей. Рогнединские родители сейчас озабочены одним: найти денег на обучение детей. Жизнь в городе дорогая. Немного легче тем ребятам, которые получают образование в сельскохозяйственных вузах при поддержке областной администрации. Власти пообещали им: после того, как устроятся на работу, в течение трех лет доплачивать ежемесячно по тысяче рублей. Остальным, если вернутся домой, придется встать на биржу труда.

Средняя школа поселка Красные Ткачи Ярославской области может похвастаться многими именитыми выпускниками. Здесь некогда учились актер театра и кино Олег Борисов, оперный певец Сергей Балашов и один из "архитекторов" перестройки Александр Яковлев. Сейчас в школе около 800 учеников - в основном из самого поселка и военного городка. В двух выпускных одиннадцатых классах было всего 37 человек. Из них 15 поступили в различные вузы. Еще 19 ребят выбрали строительный и химико-механический техникумы, а трое - ПТУ. То есть практически все выпускники продолжают учебу. Свое будущее они связывают с большим городом. Хотя и тут безработными не остались бы.

Село Белозерки в Красноярском районе Самарской области ничем особенным не выделяется. В средней школе 206 девчонок и ребят, 18 стали в этом году выпускниками. "Все до единого поступили в вузы и другие учебные заведения, - похвасталась заместитель директора Ольга Артамонова. - Абрахимова и Авдеев - в плановую академию. Глушков и Киргизов - в Самарский государственный университет. Две девочки предпочли юридический колледж, который расположен в районном центре".

Белозерковские учителя считают это своим успехом, с чем трудно не согласиться. С каждым годом уровень преподавания в селах Самарской области приближается к городскому, а порой и опережает его. Ни один выпускник прошлых лет не болтается по селу без дела. Это и есть настоящая школа.

Хоть Кристина Погорелова окончила Тацинскую школу Ростовской области с серебряной медалью, об учебе в городе не могло быть и речи. Слишком мал достаток в семье. Пришлось Кристине обратиться в районный центр занятости. С его помощью получила возможность поучиться три с половиной месяца в Ростове на оператора ЭВМ. Ей тут и стипендию платили. Теперь работает в районном банке. Тацинский центр занятости помогает многим сельским выпускникам с трудоустройством. По мнению его директора Надежды Мироновой, молодые люди наименее конкурентоспособны на рынке труда, поэтому им тут стараются помочь в первую очередь. Ростовский кооперативный техникум организовал в райцентре свой филиал с множеством специальностей. Ростовский университет открыл здесь центр довузовской подготовки. А местный учебный комбинат дает даже такую экзотическую профессию, как "хозяйка усадьбы". Она умеет квалифицированно шить, готовить пищу, знакома с основами бухгалтерского учета.


"Учительская газета"

"Учительская газета" №48 уделяет внимание проблемам британских школьников и педагогов. Британские учителя будут подвергнуты тотальной проверке - это связано с операцией по предупреждению насилия против детей и подростков.

Задачей Криминэл Рекордз Бюро, созданного весной нынешнего года, является тщательнейшее исследование любого кандидата, подавшего заявку на трудоустройство в школы, детские сады, воспитательные учреждения, - на предмет того, не был ли он в прошлом судим или привлечен к ответственности за сексуальные проступки или преступления в отношении детей и подростков. Наблюдатели связывают предпринятые действия по проверке работников всей системы британского образования к 4 сентября с недавней трагедией, разыгравшейся в английском местечке Соэм. Потрясшее всю страну убийство двух 10-летних девочек, Холли Уэллс и Джессики Чэпмэн, розыск которых вылился в самую мощную полицейскую операцию в истории Британии, стало последней каплей, переполнившей чашу гнева британцев. Сотни детей пропадают на Альбионе каждый год. Некоторых не удается найти, невзирая на отчаянные усилия полиции и общественности, привлекаемой к поисковым операциям. Некоторых находят убитыми. По обвинению в убийстве Холли и Джессики арестованы двое - сотрудники школ.

Следствие по делу об убийстве еще не завершено, и поэтому эти двое формально не могут быть названы убийцами. Но у следствия есть более чем веские основания, чтобы считать зверское преступление делом рук этих двоих. А у общественности Британии, и в особенности у родителей, есть все основания, чтобы требовать обеспечения безопасности своих детей от подобного рода "педагогов".

Под ведущуюся органами внутренних дел проверку попадают 25 тысяч кандидатов на должности преподавателей, ассистентов, а также технических работников образовательных учреждений. В случае, если кандидат на имеющуюся в школе или колледже вакансию не успеет пройти проверку в Криминэл Рекордз Бюро, подтверждение его благонадежности школы могут получить из так называемого Списка 99 - правительственного черного списка, в который включены лица, явно не приемлемые для контакта с детьми. Если кандидат на должность в данном черном списке не значится, его могут принять на работу, ожидая более подробных данных о нем по результатам последующей - когда наконец подойдет его очередь - детальной проверки со стороны Бюро.

Решение министерства образования о тотальной проверке учителей - окончательное и обжалованию не подлежит. Какой бы кадровый голод ни испытывала школа, ни один человек не сможет быть отныне принят на работу без проверки его через Список 99 и через расследование Бюро. Это дорогостоящая мера. Это жесткая мера. Но она целиком и полностью оправдана благополучием и безопасностью детей.


"Московские Новости"

"Каждого ли можно заставить говорить не по-русски?" - спрашивает газета "Московские Новости" №46.

"Читаю и могу объясниться", - честно отвечал на анкетный вопрос о владении иностранным языком среднестатистический выпускник советского гуманитарного вуза. "Технари" и вовсе признавались: "Читаю со словарем". Впрочем, столь скромные языковые возможности редко мешали успешной карьере в СССР.

Сегодня "иностранному" учат в российских школах и "неэлитарных" вузах примерно с тем же результатом. Но теперь "безъязыкость" - большой минус и для физика, и для лирика: ни с зарубежными коллегами свободно не пообщаться, ни в приличную фирму на работу не устроиться. Специалисты говорят, что самое главное в изучении иностранного языка - мотивация. Есть ли щадящие способы в короткие сроки заговорить "не по-нашему"? Есть, хотя и этот путь не будет легким.

Большинство курсов, работающих по методикам, объединенным общим названием "интенсив", обещают быстро научить свободно общаться на чужом языке. Наиболее известные российские варианты "интенсива" - школы Шехтера, Китайгородской и "Система-3". "Интенсив" - явление далеко не новое. Еще в конце 60-х болгарский психотерапевт Георгий Лозанов, приехав в СССР, поразил коллег из московского иняза в самое сердце: с помощью особых психологических приемов (включая внушение) он обучал иностранному языку за 24 дня. Чуть позднее россияне Игорь Шехтер и Галина Китайгородская разработали собственные методики быстрого обучения языку. Их суть - обучение языку в процессе общения. По Шехтеру, главное для эффективного овладения языком - наличие преподавателя, умело организующего игровые диалоги в группе, помогающего студентам вжиться в роль, испытать различные эмоциональные состояния. Ведь запоминается только то, что вызвало какие-то яркие переживания.

Школа Китайгородской завоевала официальное признание еще в 70-е. Обучение здесь строится в форме ролевых игр, иногда очень увлекательных - благодаря артистизму преподавателей. В 1989 году на поле "интенсива" появился еще один игрок - Лингвистическая школа общения "Система-3". По словам ее директора Арнольда Рубинштейна, моделируемые на занятиях ситуации должны быть яркими, но реалистичными: студентам никогда не предложат, например, вообразить себя в роли английской королевы. Широко используемые здесь аудио- и видеоматериалы - не учебные записи, а художественные или научно-популярные фильмы. Еще одна характерная особенность обучения в "Системе-3" - динамизм: разыгрываемые этюды заставляют студентов двигаться.

Кроме чисто российских языковых школ, существует масса курсов, использующих западные варианты "коммуникатива". В общем, сегодня потребителю есть из чего выбирать. Если же он не готов ради того, чтобы заговорить не по-русски, превращаться из солидного гражданина в артиста, может утешать себя цифрой из журнала "Economist": две трети британцев вообще не знают ни одного иностранного языка. Правда, на их родном, английском, свободно общаются уже 56 процентов европейцев.