ОБЗОР ПРЕССЫ № 6

14 октября 2002

"Учительская газета"

"Учительская газета" на этой неделе предоставляет свои страницы для открытого обращения педагогов, занятых преподаванием ОБЖ и военно-патриотическим воспитанием молодежи. Название обращения звучит как "Будущее российского образования под угрозой!", а собственно статья называется более конкретно - "ОБЖ - вопрос ребром".

Речь в обращении идет о том, что в проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования полностью игнорируются, ни больше ни меньше, "озвученные в Послании Президента РФ Федеральному собранию... национальные ценности и жизненные ориентиры граждан России, среди которых приоритетными являются безопасность и патриотизм".

В обращении, в частности, говорится, что "...новый проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования... отвергает комплексный, системный подход к изучению в школе проблем безопасности личности, общества и государства, ограничивается вопросами безопасности школьника, подменяя важнейшую государственную проблему задачей бытового уровня; не предусматривает самостоятельный курс ОБЖ в основной ступени школы, лишает учащихся систематизированной, последовательной подготовки к жизнедеятельности в условиях нарастающих техногенных, экологических, террористических, криминальных и другого рода угроз; нарушает ряд законов России о безопасности."

Учителя ОБЖ спрашивают: "Почему проектом стандарта образования не предусмотрена подготовка учащихся по основам военной службы, гражданской обороны, действиям в условиях массовых поражений, связанных с аварийными выбросами опасных химических и радиоактивных веществ, противодействия терроризму, а в "интегрированных" предметных стандартах крайне сокращена подготовка по основам медицинских знаний, по вопросам безопасности на улицах и дорогах?"

Как оказывается, не все пока гладко в проекте модернизации образования, даже в таком неконфликтном, казалось бы, предмете, как ОБЖ.


"Независимая газета"

"Независимая газета" рассказывает о Международной научной конференции "Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст", состоявшейся недавно. В ней участвовали специалисты Российской академии образования, Университета РАО и Института теории образования, а также их зарубежные коллеги из 120 стран.

Газета пишет, что "в последнее время центр интереса многих наук переместился на проблему человека. И мировое гуманитарное знание концентрируется сейчас на проблемах антропологии - науки о формах и факторах изменчивости человека." О возрождении и развитии опальной науки первым заговорил Борис Бим-Бад, академик Российской академии образования. Ученый заявил о важности педологии как фундамента современной педагогики: "Мы знаем, как воспитывать, но не знаем - кого:". Антропология как учебная дисциплина внесена сейчас в Государственный стандарт высшего образования для нескольких специальностей: педагога, педагога-психолога, социального педагога. Но так как наука о человеке - новый предмет, надо обсудить концепцию его преподавания.

На конференции помимо вопросов о месте и значении возрождаемой науки в контексте гуманитарного знания обсуждалась ее прикладная роль. Рассматривалась педагогическая антропология как предмет интеллектуальной истории, применение науки в системе профессионального образования.


"Комсомольская правда"

В Московской области теперь будут ловить школьников-прогульщиков. Об этом нам рассказывает газета "Комсомольская правда". В Министерстве образования Московской области приняли решение создать единую систему учета детей от 6 до 15 лет, которые не посещают школу.

Заместитель министра образования Подмосковья Галина Николаевна Попова сообщает, что с областное министерство совместно с органами соцзащиты и комитетом по делам несовершеннолетних будут выяснять, по каким причинам дети прогуливают школу. По данным на 1 сентября этого года, в школах Подмосковья в общей сложности обучается 722 тысячи детей, из них вообще не посещают школу 1,5 тысячи.

"Есть ребята, которые прогуливают школу из-за конфликтов с учителями и со старшеклассниками или из-за того, что им просто сложно учиться, - говорит Галина Попова. - Для таких ребят мы будем создавать центры социально-трудовой адаптации, постараемся заинтересовать их и вернуть в школы, сделаем так, чтобы дети-инвалиды тоже могли учиться". Теперь Минобразования сможет отслеживать судьбу каждого ребенка, не посещающего школу, и принимать необходимые меры для того, чтобы все дети получали образование.


"Труд"

Необычный эксперимент начался в Нижегородском государственном университете имени Лобачевского, пишет газета "Труд". Начиная с зимней сессии, студенты первого курса всех факультетов университета будут получать на экзаменах не только оценки "плохо", "удовлетворительно", "хорошо" и "отлично". К ним добавятся "очень хорошо" и "превосходно".

В современных требованиях, чтобы более точно установить различия в знаниях и качественнее подойти к подбору кадров, привычных пяти баллов недостаточно. Экспериментальная система вводит две дополнительные отметки: "6" и "7", что дает возможность преподавателям более детально оценить знания студентов. Поясняя положительные моменты нововведения, первый проректор ННГУ Роман Стронгин говорит, что это похоже на то, как преподаватели для себя оценивают знания студентов, ставя рядом с отметкой плюсы или минусы.

Министерство образования России разрешило провести эксперимент пока только в масштабах нижегородского вуза. Если все сложится удачно, в следующем году второкурсники могут присоединиться к опробованному на первом курсе эксперименту. Ничего нового здесь не придумано - за основу взята система оценок, которая используется высшими учебными заведениями Европы.


"Известия"

Статья под названием "Пастыри на потоке" привлекает на этой неделе внимание в газете "Известия". Речь в ней идет о том, что светское государство отныне будет готовить профессиональных учителей религии. Такое решение приняла научно-практическая конференция "Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования".

В частности, она рекомендовала российским республикам, областям и школам, в них находящимся, "включать в региональный компонент образования учебные предметы и курсы, направленные на приобщение школьников к общезначимым ценностям традиционной религиозной культуры народов России". Чтобы ввести религию в классы и аудитории, Министерство образования разработало для вузов государственный стандарт по специальности "теология".

В итоговом документе конференции сказано, что "стратегические цели Российского государства и традиционных религиозных организаций народов России в области образования полностью совпадают". А раз так, пишет газета "Известия" то отныне религиозные деятели и представители власти станут совместно бороться с бездуховностью подрастающего поколения, беспризорностью, защищать детей "от пропаганды насилия и жестокости, сексуальной эксплуатации и растления".

"Стандартная программа подготовки магистров и бакалавров по специальности "теология" была разработана еще в 1992 году, - говорит начальник отдела гуманитарного, экономического и юридического образования Минобраза Вера Иноземцева. - Это обычная вузовская специальность, но не для всех, а для узкого круга интересующихся. Специальность существует с 2000 года, готовит научных работников, а к педагогическим специальностям никакого отношения не имеет." Впрочем, по словам Веры Иноземцевой, введение теологии и в российских школах не планируется, "этот вопрос даже не обсуждается".

"С одной стороны, государство ни в коем случае не должно вмешиваться во внутриконфессиональные дела. С другой стороны, введение теологического стандарта, на основании которого выпускники будут получать дипломы государственного образца, дает им право преподавать и в светских школах. Этот вопрос надо хорошо проработать," - сказал полпред Президента РФ Сергей Кириенко, тоже участвовавший в конференции.

Свое мнение по этому поводу высказал начальник Управления академической политики и организации учебного процесса МГУ, декан философского факультета Владимир Миронов: "Нарушает ли введение этой специальности принцип разделения школы и государства? Небольшое нарушение имеет место, так как Россия по Конституции - светская страна. По-моему, теология не может быть надконфессиональной - она обязательно конфессиональна. В рамках одного курса нельзя преподать богословия разных конфессий и религий: если католическое и православное богословия более или менее близки, то, скажем, с мусульманским богословием различия более радикальные. С моей точки зрения, религию лучше изучать надконфессионально, так, как это делает религиоведение, входящее в корпус философских наук."