ОБЗОР ПРЕССЫ № 3

01 октября 2002

"Парламентская газета"

"Вновь обидели образование" - так называется статья в "Парламентской газете", посвященная первому чтению проекта федерального бюджета-2003. Как пишет газета, "анализ этого главного финансового закона страны свидетельствует о том, что заявленные правительством России бюджетные приоритеты в области образования и науки не нашли в нем достойного подтверждения."

Ректор Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов считает, что рекомендации Госсовета о ежегодном увеличении финансирования образования из федерального бюджета не менее чем на 25 процентов не выполняются. И это, безусловно, плохо, так как наука и образование при таком раскладе средств не смогут быть приоритетными направлениями государственной политики.

"Конечно, рост относительных показателей в проекте бюджета есть, но он не выдерживает никакой критики," - отмечает первый заместитель министра образования Григорий Балыхин. - "Цифры запланированных расходов выводят образование на уровень кризисных 1997-1998 годов. А чтобы подняться на уровень хотя бы конца 80-х - начала 90-х, России потребуется пять-семь лет, и то при условии ежегодного роста выделяемых средств не ниже 25 процентов."

Глава Комитета Госдумы по образованию и науке Александр Шишлов считает, что намеченное с 1 октября будущего года 33-х процентное увеличение зарплаты учителям как таковым увеличением не станет - все "съест" инфляция. При этом зарплата учителей и преподавателей вузов до сих пор отстает от уровня средней зарплаты в промышленности. По мнению Александра Шишлова, дополнительными источниками бюджетного финансирования образования и науки могут стать те доходы, которые правительство не заявило в бюджете на 2003 год - значительную часть средств можно взять из профицита бюджета.

Остается добавить, что в проекте федерального бюджета-2003 увеличение финансирования науки и образования составит 21,9 процента, что с учетом инфляции в конечном итоге обернется лишь 10-ти процентным увеличением.


"Независимая газета"

Опять же о проблемах образования в будущем федеральном бюджете написан материал в "Независимой газете". "По сравнению с другими разделами как в целом, так и внутри социальной сферы, темпы роста расходов на образование (21,89%) лишь несущественно выше темпа роста ВВП (19,2%), ниже темпов роста расходов на культуру (35,5%), здравоохранение и физическую культуру (23,2%), социальную политику (35,0%)", - сказано в "Заключении" думского комитета по образованию к проекту бюджета.

Депутатов совершенно не устраивает снижение расходов на питание в образовательных учреждениях на 731,2 млн. рублей, а в учреждениях начального профессионального образования - на 768,7 млн. рублей. Со своей стороны, Минобразования с удовлетворением отмечает, что на комплектование библиотечных фондов в образовательных учреждениях выделен 1 млрд. рублей, что составляет 250% к расходам на эти цели в 2002 году. Также в проекте будущего бюджета появилось резкое, на 400 млн. рублей (275%), увеличение финансирования по статье "Конкурсный фонд индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ".


В общем, как пишет "Независимая газета", комитет Государственной Думы по образованию и науке счел возможным поддержать проект закона "О федеральном бюджете на 2003 год" в первом чтении лишь при условии выделения дополнительных средств по разделам "Образование" и "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу".


"Труд"

В школах ямальского города Надым появились полицейские, - сообщает газета "Труд". Именно так, согласно принятой в муниципальном образовании комплексной программе, школы намерены противодействовать наркомании, алкоголизму и незаконному обороту наркотиков. Надымская школьная полиция будет проводить рейды в микрорайонах, к которым относится данная школа, работать с неблагополучными семьями, знакомить школьников с действующим законодательством, ну и, конечно, следить за порядком. На должности школьных полицейских принимаются молодые люди с юридическим или педагогическим образованием.


"Новая газета"

"Новая газета" публикует на этой неделе интервью с Давидом Фельдштейном - вице-президентом и академиком Российской академии образования, доктором психологических наук, профессором, а также заслуженным деятелем науки РФ и почетным доктором ряда ведущих университетов мира. "Педагогика и психология - не рядом, а вместе" - в заглавии интервью отражена главная тема всего разговора.

Образование обязано модернизироваться и изменяться, считает Давид Фельдштейн, так как последние годы качественно изменилось не только общество, но и детство. "Ребенок стал иным, чем его сверстник не только столетней, но даже и двадцатилетней давности. Это не значит, что он стал хуже или лучше, - он просто стал другим. Изменились его социальная позиция, его взаимоотношения со взрослыми."

На вопрос журналиста, что важнее в работе с ребенком - педагогика или психология, Давид Фельдштейн ответил, что сама постановка вопроса - "Что важнее?" - некорректна. "Практика образования опирается и на педагогику, и на психологию, и не только на них, но и на анатомию, физиологию, философию, антропологию, эргономику - на всю систему наук, составляющих "человекознание". Что касается соотношения педагогической и психологической областей научного знания, то они тесно взаимосвязаны и постоянно обогащают друг друга. Педагогика базируется на закономерностях психического развития, становления человека как личности, на механизмах мышления, восприятия, памяти, речи, сознания, самосознания, других психических процессов, состояний, раскрываемых психологией. А психология постоянно обращается к педагогике, рассматривающей человека в его связях, отношениях, к фактам, добываемым в дидактике, методиках обучения и воспитания."

Одна из главный проблем современной педагогики и психологии - проблема построения современного процесса обучения в условиях мощного информационного прессинга. С ней тесно связаны проблемы качественно иной подготовки педагога и психолого-дидактических основ построения учебной книги нового поколения. Очень нужно и важно раскрыть пути психолого-педагогической помощи семьям мигрантов, создать условия построения системы психологической реабилитации людей, переживающих разного рода стрессы. Для этого нужно сочетать развитие фундаментального психологического и педагогического научного знания с совершенствованием психолого-терапевтической помощи людям - и растущим, и взрослым.

Современное общество, сегодняшние школьники совсем не такие, как об этом написано в советских педагогических книгах. Именно поэтому "мы просто не имеем права, закрыв на все это глаза, продолжать сегодня свои прежние исследования, проводя их на установках 70-х и даже 90-х годов," - считает Давид Фельдштейн, автор свыше 250 научных работ по педагогике и психологии.


"Аргументы и Факты"

Если ваш ребенок сразу после школы не бежит на улицу гулять или не плетет бисерные "фенечки", а занимается языками, математикой, биологией, и снова языками - это значит, что после школы он продолжает учиться. А это, в свою очередь, означает, что вы лишаете своего ребенка хобби - занятия по душе, великого изобретения человечества.

Приложение "Семейный совет" газеты "Аргументы и Факты" считает, что отдыху тоже нужно учится. Иначе выросшие мальчики и девочки не смогут заниматься ничем, кроме работы, и в итоге общество пополняется творчески ограниченными людьми, которые научились работать, но не научились интересно и плодотворно отдыхать.

"Бывает, человек годам к тридцати вдруг осознает, что значительную часть жизни занимался не своим делом," - считает психолог Анна Красильникова, - "ходил не в ту школу, учился не в том институте, работал там, где ему на самом деле неинтересно. Это самый яркий пример того, что в детстве ребенку не дали возможности попробовать себя в разных сферах. Как раз именно школьные и районные кружки и помогают понять, что ему нравится."

Вполне естественно, что вам хочется вырастить чемпиона по плаванию или балерину. Но это ваше желание, а ребенок, возможно, стремится играть в школьном театре, заниматься борьбой, плести макраме, или разобраться в устройстве велосипеда. Каким бы бесполезным ни казалось вам увлечение, не лишайте его ребенка. Он может и даже должен сам выбрать, чем ему заниматься после школьных уроков.

Совсем устраняться родителям не стоит, - считают "Аргументы и Факты". Ведь чтобы сделать правильный выбор, нужно знать, из чего выбираешь. Вот вы и расскажите своему чаду обо всех кружках, попавших в поле зрения, распишите, чем там занимаются. По возможности загляните в каждый хотя бы на пару минут, чтобы познакомиться с преподавателем, взглянуть на ребят, прочувствовать атмосферу занятий.

Это нормально, когда лет до 14-15 ребенок меняет кружки, "как перчатки". Это помогает ему лучше определиться, в сфере каких интересов лежат его наклонности и устремления. Но все же не стоит устраивать ежедневного "драмкружка, кружка по фото, да еще и петь охота". Внешкольных занятий не должно быть больше двух-трех. Иначе ребенку просто не хватит дня, чтобы все успеть.

И помните, уважаемые родители - ребенок имеет неотъемлемое право на свободное время. После всех занятий и уроков у него должен быть личный хотя бы час перед сном, когда он может заниматься чем угодно: читать, слушать музыку, наконец, просто валяться на диване и мечтать. А самое главное - активно интересуйтесь всеми "кружковыми" успехами, - советуют "Аргументы и Факты". Ребенку не захочется ни в какие самые занимательные секции, если ему не перед кем будет демонстрировать свои достижения.