ОБЗОР ПРЕССЫ № 382

18 октября 2010
Где учиться слесарю?
 
В Госдуме начались парламентские слушания по проекту нового закона «Об образовании». Самые большие изменения ожидаются в системе профессионального образования. Как учить рабочим профессиям? С кого за это брать деньги? Что делать с лицеями и колледжами, которые выпускают невостребованных экономикой специалистов? На эти и другие вопросы на страницах «Российской газеты» от 12 октября в интервью под названием «Слесарь с дипломом вуза» отвечает директор Института педагогики и психологии профобразования РАО, академик Гузел Мухаметзянова.
 
Российская газета: Гузел Валеевна, в новом проекте закона «Об образовании» нет понятия «начальное профобразование». Значит ли это, что сантехники, электрики, плотники нам больше не нужны?
Гузел Мухаметзянова: Нужны. Везде в мире есть начальный базовый уровень подготовки. И у нас он будет сохранен. По проекту закона «Об образовании» начальный уровень профподготовки отдадут колледжам и институтам. Лицеи и другие учебные заведения начального профобразования, видимо, закроются. Идея такова – собрать разные уровни под одной крышей. Не важно, как называется учебное заведение, главное – какие программы у него есть. С тем, что под одной крышей сливаются разные уровни образования, пока много неразберихи. Например, учащиеся начального профобразования имеют право на бесплатное питание, а в среднем такой льготы нет, и как быть, если дети занимаются вместе? У начального и среднего профобразования разные финансирование, организация учебного процесса и материальная база. Соединить механически все это нельзя. Еще пример. В колледжах открывается прикладной бакалавриат. Но ведь бакалавриат – ступень высшего образования! Для того чтобы иметь право выдавать диплом бакалавра, учебное заведение должно пройти аккредитацию, иметь 60 процентов сотрудников с научной степенью и 10 процентов докторов наук.
Выполнить такое требование колледжи не могут. Сейчас создается национальная система классификаций, и очень скоро будет создан новый перечень специальностей, которые нужны производству. Многие специальности объединятся. Классификации будут учитывать требования профстандартов по крупным группам специальностей. А разрабатывают эти профстандарты сами предприниматели. И 50 процентов времени в программах подготовки предполагается отвести на изучение требований производства. Если раньше мы выпускали специалиста, который все знал, но станок включить не мог, то сейчас теоретических знаний потребуется меньше, а умений – больше.
 
РГ: Если российская экономика на 80 процентов состоит из добывающей отрасли, то и классификатор на 80 процентов будет состоять из профессий этой сферы?
Мухаметзянова: Отвечу так: вся система профобразования сейчас находится в поиске соответствия существующей экономике. Неустроенных выпускников во всей системе профобразования – колоссальное множество. Причина отчасти в дисбалансе системы. Если, к примеру, взять уровни подготовки, то у нас явно преобладает высшее образование. Если посмотреть на специальности, то превалируют гуманитарные. Я знаю государственный технологический институт, где преподается все – от туризма до кройки и шитья, и технический вуз, где в этом году открыта специальность «турбизнес и гостиничный сервис»! Хорошего специалиста можно подготовить только в профессиональной среде и профильном учебном заведении. Это касается не только высшего образования, но и других уровней профподготовки – начального и среднего. Вот почему хотелось бы их сохранить.
 
РГ: Сегодня колледжи и техникумы в России принадлежат двум хозяевам – кто-то государству, кто-то – регионам. Федеральные живут неплохо, а многие региональные влачат жалкое существование. Что их ждет?
Мухаметзянова: Успешные должны быть «пристегнуты» к производству, а слабые будут объединяться, становиться многопрофильными и главное – мобильными, предлагая новые программы. Будущее – за ними. Кто-то, конечно, останется и за бортом. Тут встает больной вопрос – куда девать преподавателей? Увы, сокращать. Большинство из них – глубоко пожилые люди. Они просто не смогут написать программы по новым профстандартам. А списать со старых программ нельзя – меняются требования и количество часов. Надо подключать работодателей к подготовке специалистов – они должны вкладывать деньги в обучение кадров. Допустим, по примеру Европы, где очень развито социальное партнерство между предприятием и учебным заведением: работодателю уменьшаются налоги на ту сумму, которую он вложил в образовательное учреждение. Технологий взаимодействия работодателя и учебного заведения – множество. Например, корпоративные университеты.
 
 
Электронный дневник не потеряешь
 
«Школьникам заменят обычные дневники на электронные» – статья с таким названием опубликована в газете «Труд» от 11 октября. Оценки можно будет смотреть в Интернете, а родителям начнут присылать SMS-сообщения с отметками детей.
 
Электронные журналы – первый шаг в модернизации школ, которую затеяло Минобрнауки. Первые электронные журналы появились в некоторых школах Москвы, Казани, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга еще 2 года назад в качестве эксперимента. Опыт был признан удачным: ученики, лишившись возможности скрывать оценки от родителей и исправлять нарисованные учительским карандашом двойки, принялись ожесточенно строчить домашние работы и готовиться к занятиям. А родители получили возможность безо всяких собраний в школе узнавать, как дела у их ребенка. Также в планах Минобрнауки – создание ежедневных SMS-рассылок с оценками детей на телефоны родителей. Полный переход на электронные журналы в стране планируется к концу 2011 года. В столице – к сентябрю 2011-го.
Электронный журнал – это принципиально новая для России система контроля за успеваемостью школьников. Несмотря на то, что подобные журналы уже считаются традиционными в Европе, США и ОАЭ, в нашей стране о возможности компьютеризировать школу заговорили лишь пару лет назад. Скоро сервис появится на сайтах школ по всей России: там введут раздел «Журнал», и в него ежедневно будут вносить оценки всех учеников по всем предметам. Каждому родителю выдадут индивидуальный логин и пароль. После их ввода они получат доступ не только к оценкам своего чада, но и к данным о посещаемости. Только сравнить успехи сына или дочери с результатами одноклассников, как это было раньше на школьных собраниях, будет невозможно. Родители увидят в журнале информацию только о своем ребенке. Если дома нет возможности постоянно пользоваться Интернетом, то родителям предложат SMS-рассылку школьных оценок. Кроме того, в онлайн-журнале есть несколько форумов: один – для самих школьников и второй – для общения родителей с классным руководителем. Домашние задания на конкретный день, опять же, можно будет посмотреть в этом сервисе. Пока электронная версия будет существовать параллельно с бумажной. Но разработчики надеются, что со временем останется лишь журнал в Интернете.
 
«У 70% школ нет сайтов, а из инвентаря – только мел и доска. В сельской местности присланные от Минобрнауки компьютеры директора школ под замок прячут и пользоваться никому не дают, чтобы не украли. Повсеместный электронный журнал – это что-то из области фантастики», – считает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. По его словам, даже в мегаполисах в оснащенных и развитых школах с журналом возникнут проблемы. «Интернет есть только в классах информатики на 3-4-х компьютерах плюс у завуча и директора. Как, где и когда учителя будут заполнять электронные журналы по всем предметам для всех учеников, совершенно непонятно. Это физически невозможно», – отмечает он. По его мнению, в этом мог бы помочь специальный модератор, но нанимать дополнительного сотрудника в школах не станут – нет денег.
Учитель русского языка и литературы столичной школы № 497 Саида Касмынина убеждена, что с появлением электронного журнала два года назад учителя в ее школе стали делать двойную работу. «Ведь приходится отвлекаться то на заполнение бумажного журнала, то на заполнение электронного. На класс остается очень мало времени. Еще нас заваливают бумагами: десятки отчетов приходится заполнять и в письменном виде, и в электронном», – говорит Касмынина. Директор московской школы № 426 (журнал появится здесь до конца 2011 года) Наталья Петрова, напротив, считает, что сложности с отчетами при внедрении электронного журнала – явление временное. «Когда освоим ресурс, то отчеты будем формировать прямо там, а потом только распечатывать. И все это нажатием одной кнопки», – отмечает Петрова. По ее мнению, интернет-журнал может стать источником иной проблемы – отчуждения родителей от школы. «Они просто перестанут ходить на собрания и лично общаться с учителями. А это плохо. На родительских собраниях мы нередко даем ценные советы по воспитанию, консультируем, как преодолеть проблемы переходного возраста», – отмечает директор.
 
 
О быстром высшем образовании
 
Российским бакалаврам не дают ни трудоустроиться, ни продолжить образование. Переход на двухступенчатую систему образования поставил молодых людей перед невеселым выбором: остаться бакалавром и существенно снизить шансы на трудоустройство или же тратить время, деньги и нервы на полноценное образование. При этом велик риск того, что выстраданный диплом магистра все равно не будут признавать за рубежом. О проблеме – газета «Новые Известия» от 12 октября в статье «Профессия – недоучка».
 
Официально российские вузы перешли на двухуровневую систему образования – бакалавриат и магистратуру – в прошлом году. Однако до окончания процесса еще далеко: студенты, поступившие до 2009 года, будут учиться пять-шесть лет на специалиста. Специалитет также сохранен для военных, силовиков, некоторых творческих профессий. В ряде престижных вузов не собираются отказываться от специалитета и на других факультетах. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что двухступенчатая система образования в России введена преждевременно. Сторонники системы полагают, что она намного гибче специалитета. Студент получает базовые знания на протяжении четырех лет, а после этого волен выбирать более узкую специализацию в магистратуре. «Первая выбранная профессия зачастую оказывается неверной, особенно у мальчиков, – пояснила социальный психолог Наталья Варская. – Юноши идут, куда взяли, лишь бы в армию не попасть. В столь юном возрасте трудно с уверенностью сказать, кем хочется быть». Однако эта вариативность имеет два недостатка. Во-первых, практические занятия предусмотрены только для магистратуры, да и то в небольшом объеме, так что в большинстве случаев вуз покидает неадаптированный теоретик. А во-вторых, система не учитывает специфики ряда профессий.
Основная проблема заключается в том, что образовательные стандарты у нас до сих пор не согласованы с европейскими. Комиссия, которая должна была этим заниматься, просуществовала ровно год – с 2003 по 2004-й. «Министр образования Чехии в августе удивлялся, как Россия может быть частью болонской системы, когда у нас разные, скажем, методики оценки качества знаний на выходе, – говорит президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – В европейских вузах действует зачетная система накопления баллов: большую часть курса занимают лекции, потом идет зачет по ним, далее студенты делают творческую работу, следом – сдают зачет по творческому курсу, а далее все подытоживается. В России порядок иной: лекции, параллельно – практические занятия, семинары и подготовка курсовых работ. А результаты смотрят на итоговых занятиях, зачетах и экзаменах».
Вопросы вызывает также изменение программы обучения. «Знания, которые надо вложить в головы студентов, преподавателям приходится урезать на свое усмотрение, ведь никаких общих стандартов не существует, – говорит Сергей Комков. – То, что раньше давалось на протяжении пяти-шести лет, надо «утрамбовать» в три с половиной года, поскольку первые полгода тратятся на то, чтобы дотянуть вчерашнего школьника до уровня первокурсника. Кроме того, европейские образовательные стандарты учитывают потребности местного рынка труда, с российскими эти цифры, понятно, не совпадают».
Одним из плюсов двухуровневой системы образования ее сторонники называют более легкое трудоустройство выпускников первой ступени. Времени учеба в бакалавриате занимает меньше, при этом базовая программа дается та же, что и за традиционную пятилетку. А специализированные знания, в зависимости от пожеланий работодателя, можно добрать за счет дополнительных курсов или внутрикорпоративного обучения. Однако российские компании не спешат раскрывать объятия бакалаврам. По данным рекрутингового портала Superjob, 35% работодателей приравнивает бакалавров к претендентам, имеющим неполное высшее образование, а 8% – к выпускникам ПТУ.
Но дело не только в том, чему студент успеет научиться за четыре года. Отечественный рынок труда просто не подготовлен к нашествию бакалавров. Но даже если выпускник-бакалавр и найдет работу, это не решит проблему до конца. «Медики и педагоги переходят на двухуровневую систему образования, хотя и активно недоумевают, зачем она для этих сфер, – говорит Сергей Комков. – Непонятно, как величать педагога-бакалавра – то ли недоучившийся учитель, то ли школьный бакалавр, то ли ассистент преподавателя».

Впрочем, эксперты называют и другую причину рабочей дискриминации. «Понятия «бакалавр» и «магистр» до сих пор не внушают россиянам доверия. Поэтому из общего числа выпускников степень бакалавра получают всего несколько процентов, – рассказала проректор по учебной работе и инновационному развитию Поволжской академии государственной службы им. А.П. Столыпина Лариса Константинова. – Раз бакалавриат считается второсортным образованием, туда поступают лишь самые слабые абитуриенты, до магистра и вовсе почти никто не доходит. Остальные готовы учиться на платной основе, но получить «традиционную» специальность».
Российские выпускники с дипломом магистра имеют намного больше шансов на трудоустройство. Вот только перейти на вторую ступень образования крайне сложно. Число мест в магистратуре относительно бакалавриата в идеале должно составлять не более 30%, при этом бюджетных мест в ней предполагается делать около 20%. Фактически российскую молодежь приглашают заниматься наукой за собственный счет, говорят эксперты.

 
 
Институт вместо академии
 
Многим учебным академиям придется возвратиться к подзабытому сегодня названию – «институт». В Российской Федерации, уверены чиновники, назрела необходимость создания новой типологии образовательных учреждений. Если раньше классификация образовательных программ шла по типу «общеобразовательные» и «профессиональные», то сегодня они делятся на «основные» и «дополнительные». К основным относится дошкольное, общее, среднее и высшее образование. К дополнительным – дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы (переподготовка). Рассказывает «Независимая газета» от 28 сентября в статье «Студентом можешь ты не быть».
 
Стоит откровенно признаться в том, что фактически исчезло начальное профобразование. На повестке дня вопрос: что делать с ПТУ? Закрыть или помиловать? Решено, что за систему начального профобразования теперь будут отвечать колледжи, средние профессиональные училища и техникумы. Высококвалифицированного рабочего будут готовить три с половиной – четыре года в колледжах (лицеях при колледжах) или центрах профессиональной подготовки кадров. Высшее образование в РФ закрепляется в уровнях: колледж, институт, университет. Существующая ныне такая форма образовательного учреждения, как академия, преобразуется в принципиально иной вид. Она входит наряду с центрами в вид дополнительных профессиональных программ. Это означает, что в академию нельзя будет поступить сразу после окончания школы. Но этот факт не подчеркивает ее второсортность в плане подготовки научных кадров. Академия будет иметь право готовить научные кадры. И обучение в ней возможно лишь после завершения учебы по программе бакалавриата или специалитета. В результате многим нашим академиям, в том числе и известным, придется возвратиться к подзабытому ныне названию – «институт».
В колледжах можно будет обучаться только по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. В институтах плюс к этому допускается обучение в аспирантуре. А докторантура достается университетам. Бакалавриат, напомнили в Минобрнауки России, остается полноценным высшим образованием. В магистратуру не имеют права поступать не окончившие бакалавриат или специалитет. Последние два направления носят характер прикладных знаний, в магистратуру же идут исключительно те пытливые молодые люди, кто решил посвятить себя науке. Вузы переходят на кредитно-модульную систему обучения. Эта калька с западных образцов позволит студентам вузов набирать кредитные единицы (часы курсов) с тем, чтобы затем не было особой привязанности к одному только учебному заведению. И, отучившись в одном институте, студент смог спокойно перейти в другой, зная весь набор предъявляемых ему требований.
 
 
Основы религиозных культур – эксперимент начался
 
Новосибирская область попала в число девятнадцати регионов России по апробации нового школьного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Первый этап начался в прошлом учебном году в четвертых классах в четвертой четверти, а завершится теперь уже у пятиклассников большим праздником ко Дню народного единства. Однако, как всякое начинание, новый предмет вызывает массу споров и вопросов у учителей, школьников и их родителей. На вопросы отвечает Наталья Николаевна Попова – директор Центра культурологического и религиоведческого образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Интервью «Как донести детям главное?» опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» от 14 октября.
 
Комплексный курс состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». Родители имеют право выбрать любой из предложенных модулей и даже во время обучения изменить свой выбор в пользу другого модуля, если сочтут это нужным. Самыми востребованными в Новосибирске оказались модули: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». В этом учебном году в четвертой четверти у четвероклассников начнется второй этап апробации курса с учетом всех замечаний и предложений.
 
Прежде всего, учитель должен рассказать родителям, что это за курс, показать все учебники. А их пятнадцать единиц (учебно-методический комплект): шесть учебников – это основы иудейской культуры, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Кроме того – книга для родителей, книга для учителя и шесть дисков по каждому модулю. Затем родители выбирают модуль, вписывают его в предложенную учителем таблицу и расписываются за него. Преподаватель должен передать эти заявки администрации школы. А задача администрации – организовать учебный процесс. Иногда получается так, что, например, ислам в классе выбрал только один человек. Тогда нужно работать в рамках сетевого взаимодействия. То есть в какое-то время, в каких-то школах собирается по одному модулю, и начинают изучать его. Группа должна быть не меньше 12-15 человек. Или в рамках школы из нескольких классов набирается одна группа и будет изучать определенный модуль.
Все учебники детям должны выдать из школьной библиотеки. На будущий год по заказу Министерства образования на каждого родителя заказали «Книгу для родителей». Рабочие тетради будут подготовлены в ближайшее время, примерно через месяц. Мы их выставим в электронном варианте – для того, чтобы на сегодняшний день ими можно было воспользоваться. Позже мы договоримся с издательством «Просвещение», и их издадут. Сейчас идет апробация. Мы выясняем, чего не хватает. Рабочих тетрадей действительно не хватает по всем регионам. Все поняли, что они необходимы ребенку.
В классах есть дети разных национальностей. В семьях говорят на родном языке, у них своя религия... Не произойдет ли обособление этих детей по мировоззрению или национальной принадлежности? Ни в коем случае. Потому что одновременно с введением этого курса, вернее, еще раньше, начали изучать, как будут вести себя дети разных национальностей. У нас есть программа воспитания толерантности. Эта программа работает в гимназии № 13 Центрального района, где детей объединяют не по национальному признаку, а как они относятся к понятию культура. Проходят совместные праздники, школьники показывают национальные блюда, национальную одежду, танцы. Такая же работа ведется практически во всех школах, где в начальной школе примерно 50 процентов детей разных национальностей. Классные руководители работают в толерантно-ориентированном направлении. Здесь не будет никакого обособления. Если посмотреть программу, то она как раз направлена на то, чтобы в доступной форме рассказать о добре и зле.
Великолепно написан учебно-методический комплект. В нем есть недостатки, которые мы будем исправлять. Издательство «Просвещение» с нами сотрудничает, мы работаем на сайте издательства. Если есть проблемы в учебнике, если учитель видит, что ребенок что-то не понимает, они могут эти проблемы обрисовать на сайте «Просвещение». Тогда будут внесены изменения в учебник. Дети очень довольны курсом. Они занимают активную позицию, имеют право задать вопрос. Отметки не ставятся. В курсе поднимаются вопросы добра и зла, вопросы нравственности. После урока дети часто задают вопросы родителям, а родители уже волей-неволей подключаются... Благодаря ребенку им самим становится интересен этот курс. Я первый раз вижу предмет, который вводится впервые и который так заинтересовал учащихся, родителей и учителей. Потому что он относится к жизненной позиции каждого человека.
 
Если учитель не проходил специальные курсы, он не имеет права вести этот курс. В марте было подготовлено по новым методикам 1286 преподавателей нового курса. Эта цифра не случайна – она была просчитана по четвертым классам общеобразовательных школ Новосибирска и Новосибирской области. Администрация школы выбирает педагога-предметника – МХК (мировая художественная культура), история, начальные классы, – который должен пройти обучение. У нас в институте повышения квалификации и переподготовки работников образования сейчас идут годичные курсы. На нескольких кафедрах существует эта тематика, и готовятся еще одни курсы. Администрация школы должна была к этому заранее подготовиться. У нас проходят семинары, создан культурологический и религиоведческий центр, учителя могут прийти к нам на стажировку, чтобы мы могли им помогать. Созданы специальные сайты, будет работать «скайп» – для того, чтобы мы могли общаться с учителями, у которых нет нужной подготовки на сегодняшний день. Но это в очень редких случаях, потому что все-таки число педагогов, которые потребуются для нового курса, было просчитано по всем начальным школам. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» носит просветительский характер, он затрагивает вопросы развития и формирования духовно-нравственных основ, что очень важно в нашей современной жизни. Здесь слиты воедино традиции, нравственные ценности нашего Отечества, которые мы, наконец, произносим осознанно и вслух. Нужно это только донести детям.