ОБЗОР ПРЕССЫ № 421

16 апреля 2012
Нарешали, насчитали…
 
Треть московских школьников на пробном ЕГЭ по математике не смогли решить простейшую задачу.
Московский институт открытого образования (МИОО) подвел итоги пробного ЕГЭ по математике, который прошел в столице 17 марта.
Как сообщил проректор МИОО Иван Ященко на совещании департамента образования города, 10% выпускников не смогли решить рациональное уравнение. «Это нормально», – сказал Ященко.
В то же время он назвал вопиющим тот факт, что 30% школьников не смогли решить простейшую математическую задачу. Проректор вуза озвучил ее условия: школьникам предлагалось рассчитать, каков будет платеж за электроэнергию, если 1 января счетчик показывал 88742 кВт/ч, а 1 февраля – 88940 кВт/ч, при условии, что стоимость одного киловатт-часа составляет 3,5 рубля.
«Мы получали письма, в которых нам предъявлялись претензии: в этой задаче не описан алгоритм решения. Это задача не по математике», – рассказал Ященко. «Но давайте задумаемся, – добавил он. – Через два месяца мы выдадим экс-школьнику аттестат, и он не сможет оплатить свой счет».
По словам проректора, ситуации на экзамене доходили до абсурда. Один из школьников посчитал, что за месяц ему придется заплатить 260 тысяч рублей.
Анализируя причины таких результатов пробного ЕГЭ по математике, Ященко предположил, что их было несколько: невнимательность школьников и их формальное натаскивание на решение определенного вида задач.
 
Газета.Ru
 
Специальность можно получать, начиная с 4 класса
 
«Российская газета» напечатала приказ Министерства образования и науки РФ о том, как будут набирать учеников творческие учебные заведения. Речь о тех, которые предлагают интегрированные программы среднего профессионального образования. Это новое понятие в российском законодательстве.
 
Творческие училища, колледжи, вузы имеют право набирать учеников после начальной школы по конкурсу – в зависимости от их способностей. Иными словами, поступать могут ученики 4-го класса. Они будут одновременно получать специальность и образование. В приказе особо выделяется право таких училищ, вузов проводить отбор. Приемная кампания должна пройти с 25 апреля по 25 июня. К 31 июля зачисление завершится.
Недавно творческим учебным заведениям было дополнительно выделено около 600 млн рублей на развитие. Среди тех, кто получит дополнительные средства из бюджета, в частности, Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории (53,22 миллиона рублей), Красноярский государственный художественный институт (17,4), Московское государственное художественное училище 1905 года (7,17).
 
Григорий Ивлиев, заместитель министра культуры России:
– Программа среднего профессионального образования в области искусств будет иметь две составляющие: среднего профессионального образования и основного общего и среднего полного образования. Выпускник получит документы об общем образовании и диплом о среднем профессиональном образовании с соответствующей квалификацией. Набор в учреждения интегрированного образования будет индивидуальным – на основании творческих способностей поступающего. Подчеркну, что порядок проведения такого отбора, как и стандарты самого образования по интегрированным программам, будут установлены Минкультуры РФ.
 
«Российская газета»
 
Вы в кружок или в Интернет?
 
Плавание, иностранный язык, математика и программирование – вот джентльменский набор кружков современного продвинутого ученика.
 
Ученые из Санкт-Петербургского филиала ВШЭ проанализировали, в какие кружки и секции чаще всего ходят школьники. Выяснилось, что чаще всего они выбирают спортивные секции, на них в общем объеме дополнительных занятий приходится 49 процентов. Затем идут кружки, связанные с искусством – 28 процентов, иностранным языком – 11 процентов и наукой – 9 процентов. Причем чаще всего спортивные и научные кружки предлагают школы, а вот в домах творчества, центрах развития больше всего занятий из сферы искусства.
Из спортивных секций дольше всего ученики занимаются лыжами, баскетболом, велоспортом, коньками. Из творческих популярнее всего музыка и танцы. В целом на кружки современные дети тратят 4-5 часов в неделю, при том что в Интернете сидят, по их признанию, гораздо дольше – 11 часов.
Самые активные посетители кружков – второклассники и третьеклассники, потом интерес к дополнительным занятиям снижается и снова растет лишь к 7-8 классу, когда школьники уже делают самостоятельный выбор по своим интересам.
Один из лидеров по охвату учеников дополнительным образованием – Томск, где высок уровень образования родителей. В сельских районах и маленьких городках возможностей для развития детей почти нет: 45 процентов территории России не имеет нужной инфраструктуры. Проще говоря, нет домов творчества, спортзалов, бассейнов, кортов.
«Плавание, иностранный язык, математика и программирование – вот что чаще всего выбирают семьи, где родители имеют хорошее образование и достаток. При этом 20 процентов опрошенных в крупных городах признались, что на кружки в их семье вообще нет денег», – подчеркнул заместитель директора филиала ВШЭ в Санкт-Петербурге Даниил Александров.
 
«Российская газета»
 
ЕГЭ: думай о хорошем
 
На носу Единый государственный экзамен, и многие школьники уже начинают переживать за его исход. Психологи считают, что во многом в чрезмерном волнении учеников виноваты родители и учителя, которые начинают задолго до экзаменов нагнетать обстановку, тем самым настраивая школьника на неправильный лад.
 
Думай о хорошем
Доцент факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Марина Чибисова считает, что для успешной сдачи ЕГЭ школьнику важно настроиться на успех и чаще напоминать себе, что сдать экзамен всем по силам. Также она советует школьникам продумать собственную стратегию подготовки к экзамену и обсудить ее с родителями, классным руководителем, школьным психологом, учителем-предметником. Эксперт рекомендует выпускникам освоить простейшие техники расслабления. Это могут быть мышечные или дыхательные упражнения, которые позволяют быстро снять напряжение.
При подготовке не стоит переусердствовать, слишком много информации за один «прием» рискует превратиться просто в кашу в голове. Повторение и изучение материала не должно заменять и еду, и сон, и прогулки, иначе они не пойдут на пользу.
«От того, что человек занимается 24 часа в сутки, результативность его работы не увеличивается. Правильное питание, здоровый сон, прогулки, отдых – все это очень важно», – отмечает психолог.
Родительское плечо
По наблюдениям психологов, больше всего Единого госэкзамена боятся взрослые. Жесткие установки родителей на определенные результаты выпускных экзаменов могут сказаться на эмоциональном состоянии старшеклассников, считает председатель Московского отделения Федерации психологов образования России, доцент МГППУ Ирина Умняшова.
«Часто в семье выпускников формируется отношение к результатам ЕГЭ как к сверхзначимым, что, безусловно, повышает уровень тревоги у старшеклассников и боязнь не оправдать ожидания и вложенные средства и силу в подготовку к экзаменам», – отмечает Ирина Умняшова.
Она советует родителям оказывать всяческую поддержку ребенку во время подготовки и в период сдачи выпускных экзаменов. Она заключается в формировании уверенности у старшеклассника в том, что в случае неуспешной или недостаточно успешной сдачи выпускных экзаменов у него все равно есть выбор – продолжить образование в различных учреждениях или получить среднее специальное образование для получения профессии.  
Основные функции родителей в период подготовки и сдачи ЕГЭ, по мнению психолога, – сохранить здоровье ребенка, снизить стресс, обеспечить дома комфортные условия и оказать поддержку в выборе профессии с учетом результатов экзаменов.
Помимо этого психологи советуют родителям самим познакомиться с ЕГЭ, посмотреть пробные варианты, обсудить их с ребенком, позаниматься, также не помешает поговорить с учителем-предметником. «Когда родители понимают, что ребенка ожидает, им проще поддержать его и дать совет», – считают эксперты.
Задачи для учителя
Учителя не меньше школьников и родителей переживают из-за Единого госэкзамена, они рассматривают успехи ребенка как показатель своей профессиональной компетентности, полагает Марина Чибисова.
«Это, безусловно, в определенной степени так, но важно понимать, что на результат ребенка очень большое влияние оказывает большое количество факторов. Важно, чтобы учитель понимал, на что он может повлиять, а на что – нет», – отмечает психолог.
По ее мнению, в период подготовки к ЕГЭ и в момент сдачи экзамена учителю важно находиться в позитивном состоянии и так же настраивать детей. Мотивация на успех стимулирует гораздо больше, чем мотивация на избежание неудачи, напоминает эксперт.
«Очень важно, чтобы к экзамену учитель был настроен не как к проблеме, а как к задаче, которую он может решить», – считает Чибисова.
Председатель Московского отделения Федерации психологов образования советует педагогам и школьным психологам провести для старшеклассников, склонных к переживаниям, тренинги по стресс-менеджменту, развить навыки решать задачи в условиях цейтнота, стресса и сверхзначимости результатов. А для всех без исключения выпускников организовать силами школьных психологов тренинги на развитие умений наиболее эффективно распределять время в процессе решения экзаменационных задач.
 
«Учительская газета»