ОБЗОР ПРЕССЫ № 461

23 мая 2013
10 главных ошибок школьных сайтов 
 
В 2011 году Российский новый университет и издательство «Просвещение» учредили Общероссийский рейтинг школьных сайтов. Предположение о востребованности внешней оценки качества школьных сайтов оправдалось в полной мере: к началу 2013 года количество участников рейтинга выросло с четырех сотен до 1328, а число представленных регионов РФ – до 79. Хотя ничего материально ценного организаторы не обещали: всё, что мог получить участник, – это место на вершине рейтинга, почетный знак на сайт и диплом. Или место в нижней части рейтинга – если сайт оказывался несостоятельным по критериям и мнению экспертов. 
 
При этом в первой и второй версиях рейтинга эксперты решали практически всё. В четвертой версии (рейтинг 3.1) на базе методик, разработанных совместно с НИУ ВШЭ, удалось модернизировать систему оценки, создав наборы показателей для шести категорий рейтинга. Доля экспертной субъективности сохранилась лишь в критериях сайтов классов, школьной тематики и персональных сайтов учителей. В трех «официальных» категориях – сайты школ, детских садов и учреждений дополнительного образования детей – ни одного субъективного показателя не осталось.
Получилась ли в результате стопроцентная объективность? Нет, не получилась. Во-первых, и в предельно формализованных критериях для официальных сайтов есть параметр «полнота информации». Так, краткая информация об учителях (квалификация, награды, стаж работы) – это 3 балла, а подробная (краткая информация + биография, публикации, победы учеников, ссылка на блог, прочее) – 6 баллов. Но считать ли информацию подробной, если указаны только биография и публикации? Или если подробная информация присутствует, а наград (краткая информация) не указано? Или если биография состоит из двух строчек? Четкой границы между краткой и подробной информацией не существует, и в промежуточном варианте эксперт субъективно выберет более высокий балл просто потому, что работать с этим сайтом ему более комфортно. 
А во-вторых, люди, даже если они эксперты, – не роботы. Да роботы и не способны пока производить такую тонкую работу, как оценивание контента школьного сайта. А поэтому огромный труд школ, учителей, школьных энтузиастов по наполнению своего интернет-ресурса важной и нужной информацией может не получить достойной оценки из-за пары-тройки системных ошибок. А порой, чтобы все испортить, хватает и одного ляпа.
Мы составили топ-10 типичных недостатков школьных сайтов – от критичных ошибок, приводящих к исключению из рейтинга, до недоработок, всего лишь затрудняющих работу экспертов. Объединяет все эти ошибки одно – устранить их гораздо проще, чем создать и наполнить контентом школьный сайт. 
 
Ошибка № 1. Неуместная реклама 
В феврале 2013 года баллы 130 участников рейтинга (то есть каждого десятого) были обнулены из-за наличия на сайтах неуместной рекламы. Эксперты честно предупредили школы, что определять степень уместности они будут субъективно, поскольку объективной оценке это явление практически не поддается. Разве что предложения научить «абсолютно законно» зарабатывать 15 тысяч рублей в день или сообщения «Как превратиться в суперлюбовницу? Советы от опытных мужчин!» на школьном сайте настолько явно недопустимы, и тут можно не просто баллов лишиться, но и под суд попасть.
Большая же часть рекламы законов не нарушает. И в самом деле, кто запретит школе публиковать на главной странице рекламу гадания «на любовь, карьеру, судьбу» или магазина икон, «быстро помогающего средства при поносе и похмелье» или московского кёрлинг-клуба (на сайте башкирской сельской школы), немецких окон или японских подгузников? И даже когда ученики с 1 по 11 классы, зайдя на сайт родной школы, узнают, что «с Ани Лорак случился конфуз. Страна не может этого забыть», формально никаких претензий эксперты рейтинга предъявить не могут. Только собственное ощущение уместности и здравый смысл. Несправедливо? Безусловно. Но ведь и участие в рейтинге добровольное: хотите, чтобы вас оценивали по-другому – вступайте в другой рейтинг, благо, школьных рейтингов, в том числе тех, где результаты определяются исключительно онлайновым голосованием, в Рунете хватает. 
При этом ни один проштрафившийся школьный сайт, за редким исключением, осознанно рекламу не ставил, ведь заработать что-либо, размещая рекламу на сайте школы или персональном сайте учителя, невозможно. Рекламные блоки просто располагаются по умолчанию на сайтах, созданных с помощью бесплатного конструктора типа uCoz. При этом поддержка сайта без рекламы стоит у uCoz 90 рублей в месяц, а для сайтов общеобразовательных учреждений рекламу уберут бесплатно (всего лишь нужно обратиться по адресу banner@ucoz.net).
Так что «посуда нержавеющая оптом» или «ремонт стекол Выхино-Жулебино» появляются на школьных сайтах не по злому умыслу, а по незнанию или из-за лени. Поэтому с весны 2013 года сайты с рекламой отсеиваются уже на этапе принятия заявки.
Но есть и хорошая новость – количество школьных сайтов с рекламой, заявляющихся в рейтинг, неуклонно снижается. 
И конечно, есть исключения и для рекламы, неслучайно в форме заявки появилось поле «Реклама есть, но она соответствует возрастной категории посетителей сайта». Эксперты не будут возражать против, например, баннера каталога проверенных детских ресурсов или рекламы бесплатного сервиса по конструированию сайтов, который и был использован для создания школьного сайта. Если, конечно, по ссылке на сайт сервиса не открывается всё та же неуместная реклама. Нельзя контролировать весь Интернет, но прямые ссылки со школьного сайта должны быть безупречны. 
 
Ошибка № 2. Отсутствие реакции на фишинговые объявления
Одно из самых неприятных явлений, которое нередко встречается на школьных сайтах, – фишинг (интернет-мошенничество с целью получения доступа к логинам и паролям пользователей). При загрузке зараженного вирусом сайта выскакивает окно с текстом примерно такого содержания: «Администрация Вконтакте: Ваш аккаунт заблокирован за спам! НАЖМИТЕ СЕЙЧАС, чтобы сохранить». Или «Chrome: Ваш браузер устарел и будет отключен сегодня! Нажмите и обновите сейчас!».
Понятно, что ни один пользователь, владеющий элементарными навыками сетевой безопасности, ничего нажимать не будет, а просто покинет сайт. Также понятно, что такая неприятность, как заражение сайта вирусом, может случиться с каждым. Непонятно одно – как может администрация не обращать внимания на то, что официальный сайт школы неделями и месяцами встречает учеников, учителей и родителей сообщением от жуликов? Это все равно как не обратить внимания на организацию азартных игр в школьных коридорах.
 
Ошибка № 3. Анимация и виджеты
«С праздничком», «Календарик», «Погодка», «Часики», «Поиграй с собачкой», «Покорми хомячка», «…а теперь рыбок» плюс анимированные элементы – вращающиеся, подпрыгивающие, кувыркающиеся… Некоторые школьные сайты похожи на выставки достижений веб-дизайнерской индустрии, точнее, всего, что можно бесплатно натаскать из Интернета и поставить на сайт. 
Более 70% участников рейтинга применяют виджеты и анимированные элементы, но не более 10% таких применений можно назвать если не удачными, то не мешающими основной задаче школьного сайта – информированию.
Дополнительная опасность – многие виджеты содержат ссылку на посторонний сайт с непредсказуемым содержанием. 
 
Ошибка № 4. Мигающие буквы и бегущие строки
Еще больше мешают восприятию основной информации мигающий текст и бегущие строки «Добро пожаловать!», неустанно приветствующие посетителя, даже если он проводит на сайте целый день. На одном из сайтов эксперта ждало сразу две строки, бегущие в разные стороны. Дополнительное раздражение у пользователей вызывает бегущая строка с важной информацией (например, телефоном и адресом школы), потому что приходится ждать и буквально ловить каждый знак.
Текст не должен самопроизвольно прокручиваться, двигаться, мелькать, все это враждебные к пользователю устаревшие технологии, оставшиеся в прошлом веке.
 
Ошибка № 5. Переизбыток цветов, шрифтов и начертаний
Около 20% создателей школьных сайтов используют собственный дизайн, к сожалению, не всегда удачный. Впрочем, аналогичная ситуация и на сайтах, сделанных по шаблонам. Основная ошибка – неудачное цветовое решение. Избыток желтого, красного, оранжевого, лилового, темно-синего и черного цветов затрудняет чтение и поиск информации. Отмечен ряд случаев использования фоновой картинки с мелким рисунком при отсутствии однотонной подложки под текст, что также не идет на пользу зрению читателя. 
Еще один распространенный недостаток дизайна школьных сайтов – использование всех доступных редактору шрифтов. Единый стиль оформления текстов, столь приятный глазу и эксперта, и любого посетителя, зафиксирован лишь в каждом третьем случае. Редакторы и дизайнеры 70% сайтов-участников рейтинга используют более трех цветов, шрифтов и начертаний, из-за чего восприятие текста ухудшается. Наиболее удобен для экранного чтения шрифт без засечек, например Arial, Verdana, Tahoma. А вот Times New Roman прекрасно подходит для документов, но плохо читается на экране.
Злоупотребления курсивом – бич школьных сайтов. Текст, набранный курсивом, неудобен для чтения и может применяться лишь к небольшим фрагментам текста, а полужирный шрифт – только для выделения заголовков (подзаголовков). Еще один фаворит начинающих дизайнеров – «Выворотка» ( белый текст на тёмном фоне ) – также может использоваться исключительно в гомеопатических дозах.
И наконец, совершенно недопустимо применять на сайтах подчеркивание слов и фраз, не являющихся ссылками. Подчеркивание – первый и главный атрибут гиперссылки, поэтому крайне невежливо обманывать пользователей, безуспешно тычущих курсором в обычный текст.
 
Ошибка № 6. Музыка
Пять секунд ада, через которые прошел каждый эксперт, – музыка, начинающая звучать сразу после открытия сайта. Особенно музыка со словами, например песня о школе, исполняемая задорными пионерскими голосами. 
Дополнительные острые ощущения эксперт получает, лихорадочно пытаясь найти на сайте кнопку выключения музыки – а кнопки нет! А если к этому прилагается еще и неостановимое видео… Дорогие директора школ и учителя, вы серьезно считаете, что просмотр вашего сайта должен проходить в музыкальном сопровождении? Полагаем, что такое возможно, только если к вашему компьютеру не подключены колонки или если вы не посещаете свой сайт.
Сетевой этикет здесь, как и во всех подобных случаях, неумолим: музыка или видео могут запускаться только по желанию пользователя. 
 
Ошибка № 7. Некачественный контент
Не раз и не два эксперты, кликнув по заголовку новости, попадали на страницу, состоящую из заголовка. Или целый раздел сайта встречал надписью «Здесь скоро будет текст». Или пункт меню «Школьная жизнь» приводил на страницу с единственной фотографией. Или страница сообщала, что она не найдена. Или лицензия представляла собой отсканированный документ, который даже в увеличенном варианте не позволял разглядеть номер школы. То есть контент, может быть, планировался и качественный, но, видимо, что-то случилось.
Еще один способ испортить контент – опечатки, грамматические и орфографические ошибки, особенно неуместные на образовательных ресурсах. Мы понимаем, что ошибки и опечатки встречаются даже в крупных СМИ, но школьному сайту, в отличие от СМИ, публиковать информацию с максимальной оперативностью не нужно. Найдите время и силы, проверьте свой сайт, исправьте ошибки, удалите пустые страницы (а лучше – наполните), в общем – проведите на школьном сайте субботник. 
 
Ошибка № 8. Неудержимые файлы
Традиционная ловушка на страницах школьных сайтов: ссылка «Советы родителям» или «Парадоксальные задачки», или «Разработка урока», или еще что-то не менее увлекательное. Нажимаете… и начинается закачка файла! Как? Почему? Я не хотел ничего скачивать, я хотел просто посмотреть!
Обычно – и «обычно» здесь ключевое слово – пользователь, кликнув на что-либо, похожее на гиперссылку, ожидает, что откроется HTML-страница. Не надо его разочаровывать. Файл, который можно загрузить с сайта, обозначайте соответствующим образом, указывая его формат, например: (.doc), (.xls), (.pdf), либо размер файла, либо и то, и другое. Еще одним вариантом решения являются небольшие иконки рядом с файлом, указывающие на тот или иной формат.
При этом крайне желательно, чтобы скачиваемый документ не открывался в том же окне, в котором открыт сайт, так как, закрыв документ, посетитель, сам того не желая, закроет и сайт. 
 
Ошибка № 9. Новые окна и новые сайты
А вот обычные страницы, наоборот, должны открываться в том же окне, это стандарт по умолчанию. Если посетитель захочет открыть страницу в новом окне или новой вкладке, ему достаточно нажать на ссылку правой кнопкой или колесиком мыши.
И уж тем более при щелчке по ссылке или пункту меню не должен внезапно открываться другой сайт! Исключение: новые окна и новые сайты могут открываться по ссылкам, размещенным  в специально обозначенных разделах типа «Советуем посетить» или «Полезные ссылки», а также по кнопкам (баннерам). Во всех других случаях предупреждайте посетителя, что, пройдя по ссылке, он окажется на другом ресурсе, например: «Занимательная методология на сайте нашего УМО».
И даже в этих частных случаях лучше не путать посетителя разнообразием подходов. Просто запомните: страницы сайта открываются в том же окне, скачиваемые файлы – в новом. 
 
Ошибка № 10. Многообразие дизайна и непредсказуемость меню 
Согласно распространенному заблуждению, дизайн сайта – дело вкуса. Захотелось администратору заполнить две трети главной страницы панорамным видом на школу и окрестности – его право, никто ему не запретит. Эти две трети красоты начинают загружаться на каждой странице сайта – неудобно, но красиво же. Кажется разработчику, что у каждого раздела должен быть свой дизайн и свое меню, а основное меню главной страницы пусть остается только на главной странице – его же сайт, пусть что хочет, то и делает.  
Вот что о важности грамотного дизайна на образовательных сайтах пишут авторы рейтинга информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных учреждений (школ), опубликованного НИУ ВШЭ и РИА «Новости» в середине апреля 2013 года:
«Единство визуального оформления всех страниц и логичность компоновки контента (логичность переходов) обеспечивают доступность информации для людей с некоторыми когнитивными нарушениями. Если визуальное оформление сайта меняется от страницы к странице, а переходы по разделам подчиняются некой специфической логике, то пользование таким сайтом для инвалидов этой группы значительно затруднено».
Согласимся с коллегами и добавим от себя: не только инвалидам, но и абсолютно здоровым людям становится не по себе, когда визуальное оформление меняется от страницы к странице, а переходы подчиняются «специфической логике». Основное меню обязано оставаться неизменным на всех страницах сайта, возможность вернуться на главную страницу (причем не только через кнопку браузера «Назад») должна быть на любой странице сайта, а разветвления меню не имеют права заводить пользователя в тупики и лабиринты, из которых так просто и не выберешься.
***
Представим абсолют: сайт, на котором нет ничего, кроме полусотни заголовков, по которым открываются зазипованные документы с полной информацией о лицензии, аккредитации, администрации, преподавателях, оснащенности, образовательном процессе, внеучебной деятельности и так далее по всем пунктам параметра «информационная насыщенность». И даже с лентой новостей о достижениях – тоже в формате .doc. Или в формате .jpg (скан фотографии диплома, например) – для разнообразия. Правда, эта фотография откроется на другом сайте, но ведь откроется же. И прочесть текст диплома сможет только человек с феноменальным зрением… 
В этом случае формальные требования по контенту школьного сайта выполнены? Да. Этот сайт пройдет министерскую проверку? Да. Это сайт для людей? Нет. Должен такой сайт стать образцом для подражания? Нет.
Поэтому с августа 2013 года критерий «юзабилити» (удобство использования), обкатанный этой зимой на сайтах классов, сайтах школьной тематики и персональных сайтах, будет введен во все категории рейтинга.
Делайте хорошие сайты, и пусть вам сопутствует удача!
 
Интернет-издание «Просвещение», «Школьные сайты: 10 ошибок, которые легко исправить», 26 апреля 2013 г.
 
 
Детская литература: требуется реанимация
 
Сегодня идет замена книг для малышей некими «книгоподобными продуктами». В книжных магазинах мы видим полки, заставленные либо хорошими, добрыми, но многократно переизданными книгами, которые читали еще наши прабабушки нашим бабушкам, либо приключениями персонажей, типа Губки Боба, мир которых выглядит порождением сознания в наркотическом угаре… 
 
Никто не отрицает того, что важнейшее место в жизни ребенка занимает игра, потом идет обучение и развитие, и высшим пилотажем считается гибрид – обучение через игру. Однако если говорить о книгах и чтении, то этот подход не срабатывает, уверена член ученого совета НИИ Центра психического здоровья АМН РФ Елена Смирнова:
– Едва ли не важнейшая проблема современной детской литературы заключается в том, что сегодня идет массовая замена детских книг некими «книгоподобными продуктами». Книжка становится игрушкой или обучающим игровым пособием, но в результате суть самого повествования теряется напрочь, ребенок оказывается совершенно неспособен воспринять цельно даже тот небольшой текст, что в ней напечатан. Из последних примеров, которые попадали мне в руки, – книжка «Красная шапочка», которая совмещена с… обучением счислению времени. Иллюстрации сделаны в виде разного рода часов, текст перемежается вопросами на понимание: а сколько времени прошло с того момента, как волк съел бабушку, и т.д. Или вот так называемая «3D-книга» – при открытии обложки на страницах поднимаются пейзажи и герои, все это шевелится, двигается, звучит музыка и какие-то эффекты! Как игрушка это может быть забавно, но многие родители, давая это ребенку, думают, что дали ему КНИГУ! 
Елена Смирнова считает, что обучение через сказку не должно заменять саму сказку в чистом виде. А дело, по ее мнению, идет к тому, что все больше классических добрых детских произведений дети воспринимают не цельно, а как часть какой-то игры или «обучалки». Редкий родитель купит одну и ту же книжку в двух разных изданиях – как книгу и как обучающую игру. Если выбрана игра (а она является коммерчески более привлекательной, ибо издана ярче, интереснее и т.д.), то текстовый вариант пройдет мимо ребенка.  
– И проблема заключается в том, что таких «книг» становится все больше, они вытесняют книги нормальные. Издателям невыгодно печатать писателей, тем более новых и еще неизвестных, – и в результате на прилавках мы видим либо многократно переизданное старое, либо такие вот «книгоподобные продукты»... 
Еще один аспект проблемы отмечает детский педагог-психолог Ольга Силина:
– У многих родителей сейчас в моде энциклопедичность по отношению к детскому чтению. И в плане книг тут все в порядке – в продаже много детских изданий и типа «Все обо всем», и даже узкой направленности, но большого, взрослого объема – скажем, «Все о собаках» или «Все о кораблях» и т.д. Это хорошие книги, но родители, которые пичкают ребенка преимущественно такой литературой, лишают его эмоций, которых нет в сухих (несмотря на то, что они детские) справочниках и энциклопедиях. Ребенок не читает о приключениях, переживаниях, дружбе и любви, трудностях и их решениях, запоминая лишь породы собак и ареалы их обитания, условно говоря. Я сталкиваюсь с такими детишками в своей работе: на уроках они поражают учителей своими энциклопедическими познаниями и эрудированностью, но на переменках не могут толком общаться со своими сверстниками, садятся в уголок и утыкаются в телефон…
А руководитель семинара по детской литературе в Государственном литературном институте им. А.М. Горького Александр Торопцев и вовсе видит в современной детской литературе угрозу национальной безопасности:
– У разных культур – разные типы мышления. У американцев – прагматичное, у японцев – системное, у нас – образно-интуитивное. И вот этой образной интуитивности в детских книжках становится все меньше. Нас сажают на иглу прагматичности Гарри Поттера! А ведь язык, слово – это одно из главных богатств народа, залог сохранения его культуры.
Художник-иллюстратор, исполнительный директор секции «Книжная графика» Московского союза художников Юлия Панипартова, призывает не забывать и о художниках, чьи рисунки несут едва ли не половину всего восприятия книги малышом:
– До 80-х годов отечественная книжная иллюстрация была признана в мире одной из лучших! А сейчас мы все это теряем… Притом что нельзя сказать, что молодежь не идет в иллюстраторы – и учится, и идет! У нас отлично учат в Строгановке в мастерской Кошкина, на кафедре иллюстрации и эстампа в Московском полиграфическом институте, в Суриковской мастерской книжной графики. Но издатели не хотят вкладываться в иллюстрацию – они назначают маленькие сроки на работы, за которые невозможно сделать качественные рисунки, занижают гонорары… Хотя иллюстрация – это лицо книги! 
Что же касается молодых авторов, которым необходимо дать дорогу, специалисты проявили редкостное единодушие, которое лучше всех выразил Александр Торопцев:
– Вот у меня сейчас спрашивает девочка-школьница, талантливейший литератор-самородок, – поступать ли ей в наш литинститут? Что мне ей ответить? Что ты едва ли сможешь зарабатывать потом этим на жизнь? Поэтому детским книгам однозначно нужна господдержка! Этим должно заниматься государство. Издательство «Детская литература» и сейчас существует, но, по сути, как такое же коммерческое, как и все остальные. Его нужно реанимировать в таком виде, чтобы оно было обязано давать путевку в жизнь молодым авторам.
 
«Московский комсомолец», «Книжки детям не игрушки», 14 мая 2013 г.