ОБЗОР ПРЕССЫ № 373

29 июля 2010
Каждое третье высшее – ненастоящее
 
Каждый третий документ о высшем образовании – подделка. По оценкам экспертов, до 25 процентов специалистов при приеме на работу предъявляют поддельные документы о высшем образовании. В системе МВД таких людей 30 процентов – это признают даже в руководстве министерства. Фальшивки можно купить практически свободно. Доходит до того, что люди, не учившиеся по специальности ни дня, управляют движением самолетов и проводят хирургические операции. О проблеме – газета «Известия» от 20 июля в статье «Дипломы-оборотни».
 
По оценкам экспертов, наибольшим спросом пользуются поддельные дипломы о высшем юридическом образовании. С таким дипломом можно устроиться юристом в крупную фирму или даже стать офицером милиции. На втором месте дипломы медицинских вузов. Впрочем, изготовители фальшивок готовы исполнить любой каприз будущего дипломированного специалиста. Скандалы, связанные с использованием фальшивых документов о высшем образовании, в России происходят постоянно. В декабре 2006 года под статью попал мэр Архангельска Александр Донской. Суд доказал, что в 2004 году он купил диплом Северного института предпринимательства. В ноябре 2007 года разразился скандал вокруг заместителя главы Роскультуры Феликса Киселева. Выяснилось, что в 2005 году он устроился на эту должность по диплому Астраханского госуниверситета, в котором никогда не учился. В марте прошлого года было возбуждено дело в отношении вице-мэра Бердска Евгения Мартьянова за приобретение лжедиплома Сибирской государственной академии путей сообщения. Через два месяца – скандал в Приморье, где поддельный диплом нашли у градоначальника Партизанска Александра Галущенко. В Адыгее федеральный судья Кошехабльского районного суда Каплан Борсов сдал в отдел кадров выпускные документы несуществующего Ростовского юридического университета. А в Ростове-на-Дону преподавательница гимназии № 111 Марина Петрова, получившая звание «Лучший учитель года» на городском конкурсе, также оказалась с фальшивым дипломом.
 
Как ни странно, но больше всего самозванцев в органах внутренних дел. В МВД этого не скрывают, здесь развернулась целая кампания по борьбе с фальшивыми дипломами. Начальник Центра обеспечения кадровой работы (ЦОКР) департамента кадрового обеспечения МВД Александр Юдин заявил, что в настоящее время в министерстве каждый третий милиционер работает по фальшивому диплому. Треть фальшивых дипломов, выявленных при проверке, была получена еще во времена Советского Союза. Особым спросом пользуются поддельные медицинские дипломы. «В отличие от Европы, в России медицинские дипломы требуются для работы косметологом, массажистом, физиотерапевтом, преподавателем лечебной физкультуры и так далее, – рассказывает врач Надежда Гордеева. – В стоматологии медицинские дипломы требуют даже от администраторов, не говоря уж о медсестрах и ассистентах. Частная медицина сейчас – одна из самых денежных сфер в стране, но без медицинского образования невозможно открыть клинику пластической хирургии или любую другую частную клинику. Вот почему в частной медицине так много специалистов с купленными дипломами».
 
Сколько же в России всего специалистов с фальшивыми дипломами? По оценкам Всероссийского фонда образования – более 25%. «Эта цифра примерная, – говорит сотрудник Рособразования, руководитель проекта «База данных документов гособразца» Евгений Федоров. – Согласно нашим исследованиям, никак не меньше 15%». Сейчас производство фальшивых дипломов получило небывалый размах. Те дипломы, которые продают в метро, хоть и имеют реальный серийный номер, но выявить, что это фальшивки, несложно. Достаточно сделать запрос в вуз. Но покупатели лжедипломов нашли выход и здесь. Они делают копию диплома и заверяют ее у нотариуса. Затем с этой копией идут устраиваться на работу, заявляя, что сам диплом утерян. Работодатель, видя печать нотариуса, уже никаких сомнений по поводу неподлинности диплома не испытывает. По словам Евгения Федорова, много дипломов, фальшивое происхождение которых вычислить вообще невозможно. Это так называемые «проведенные» дипломы, информация о которых заносится в архивы вузов – вплоть до сдаваемых зачетов. Делается это с ведома ректоров.
 
Но почему на распространителей фальшивых дипломов практически не реагируют правоохранительные органы? Милиция работает по заявлениям граждан, и специальных рейдов по поимке тех, кто подделывает дипломы, не проводит. Вот если бы они кроме дипломов подделывали еще миграционные документы, паспорта, водительские удостоверения и прочее, тогда есть смысл ими заниматься. Уголовные дела по распространителям подложных дипломов считаются бесперспективными. Хотя согласно ст. 327, ч. 1 УК «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» фальшиводипломщику предусматривается наказание в виде лишения свободы до двух лет. А за предъявление фальшивого диплома предусматривается два года исправительных работ либо арест до шести месяцев. А кроме того – штраф до 80 тыс. рублей.
 
Проблема не только в отсутствии единой базы образовательных документов. Беда в том, что до недавнего времени образовательные документы и государственные бланки по своим техническим требованиям не являлись защищенной полиграфической продукцией, а оставались простыми бумажками. Вот почему дипломы так просто подделать. Но начиная с этого года ситуация изменилась. Начали выдаваться аттестаты и дипломы с защищенной полиграфией. Приблизительно к 2012 году, по словам Федорова, в стране будет завершено формирование единой базы дипломов, и любой работодатель, кликнув мышкой, сможет в одну минуту выявить сотрудника с поддельным дипломом. Разумеется, с появлением такой базы изготовление фальшивых дипломов потеряет смысл, и этот вид бизнеса отомрет сам собой.
 
Свободный вузовский стандарт: есть над чем подумать
 
О стандартах нового поколения наслышаны все. Более того, на них опираются все нововведения в вузах, связанные с инновационным направлением развития страны. Слышали все, но мало кто представляет – чем это обернется для вузов. Об этом на страницах «Независимой газеты» от 21 июля в интервью «Стандарт взят, ректоры приуныли» рассказывает проректор Высшей школы экономики Сергей Рощин.
 
«Начнем с того, что стандарт – это всегда ограничение по минимуму. Если мы посмотрим на современные системы образования, то, конечно, наша отличается от американской или европейской. Там вузы имеют собственные стандарты обучения, свои дипломы и отвечают за это своей репутацией. Хотя деятельность вузов так или иначе не остается там бесконтрольной. У нас же страна давно пошла по пути выдачи госдиплома. А раз так, то она должна отвечать за качество и иметь госстандарты по образованию. Но любая инновация уходит от стандарта. Прежние стандарты довольно жестко регламентировали процесс обучения. Жестко предписывали набор дисциплин, которым нужно учить. И ведущие вузы, включая МГУ, СПбГУ, МГТУ, МФТИ, МГИМО и т.д., вынуждены были так или иначе отклоняться от выполнения этого стандарта. Иначе невозможно было модернизировать образование.
 
Пришло понимание, что многое нужно менять, и были разработаны новые стандарты третьего поколения. Их содержание отличается тем, что университетам предоставляется большая степень свободы. Стандарт регулирует только 50% от общей трудоемкости образовательной программы, и 50% вуз наполняет сам так, как он это считает нужным. Что касается идеологии стандарта, то она описывается в компетентностном подходе. Вместо дидактических единиц формируются компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза. Несмотря на это, отклонение от стандарта все равно будет существовать. Поэтому правильным шагом было то, что ведущим вузам, имеющим особый статус, предоставлено и право, и обязанность реализовать собственные стандарты. И это задача, которую национально-исследовательские и федеральные вузы сейчас решают».
 
«Мы имеем дело с явлением, когда вся система образования переходит на стандарт третьего поколения. У слабых вузов есть возможность, с одной стороны, адаптировать свои образовательные программы с точки зрения их ориентаций на конкретном рынке труда. С другой стороны, они должны обеспечить 50% выполнения контролируемого ядра. Задача госорганов образования в том и состоит, чтобы правильным образом организовать систему проверки качества образования. И те, кто не может справиться с такой задачей, наверное, должны уходить с рынка образовательных услуг. В РФ сложился тотальный спрос на высшее образование. Вузы выполняют еще и функцию социального лифта. Это произошло одновременно с тем процессом, когда негативную окраску получили все другие ступени образования. У нас все образование, кроме высшего, по сути дела ушло в маргинализацию. У нас не до конца решены проблемы средней школы. И с этой точки зрения, сказать, сколько вузов надо РФ – невозможно. Судя по спросу – у нас должно быть большое количество вузов, но при этом должен быть надзор за качеством. Стандарты выстраивают требования, а дальше надо выстраивать систему качества, которая позволяла бы контролировать, как эти требования соблюдаются. Здесь важно не норматив написать, сколько должно быть вузов, а какие должны быть вузы».
 
«Новый стандарт – это особые требования к ректорам? Да, это сигнал к изменениям. Чего скрывать, появляются свободы – и люди не знают, как ими воспользоваться. Я общался с коллегами из разных университетов. Порой они не знают, чем эти 50% свободного учебного пространства заполнить. К сожалению, такое тоже есть. Поэтому новые стандарты – это новые требования к профессиональному вузовскому сообществу».
 
Медицинское образование востребовано всегда
 
Как сообщило Минздравсоцразвития, приток абитуриентов в медицинские вузы и училища России в этом году увеличился на треть. При этом на 30% выросло количество заявлений и от абитуриентов, которые имеют право на внеконкурсное поступление. Эксперты отмечают: сегодня врачи могут найти хорошую работу быстрее, чем специалисты многих других профессий, и, когда нынешние абитуриенты будут получать дипломы, ситуация вряд ли изменится. Рассказывает газета «Новые Известия» от 22 июля в статье «Лечить бы рад».
Лидируют медвузы Центрального федерального округа, в которые уже подано 47 тыс. 356 заявлений. Для сравнения: в этом году выпущено 30 тыс. специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. Наибольшей популярностью среди абитуриентов пользуются специальности «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология». Для министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой очевидно, что таким образом «растет интерес к медицинскому образованию».

Президент известного рекрутингового портала Алексей Захаров ставит этот вывод под сомнение. «Отмеченный рост интереса к медвузам еще не показатель реального роста интереса к профессии. Возможно, это результат новых правил приема в вузы», – сообщил он. Эксперт напомнил, что в 2010 году 11 вузам было разрешено помимо ЕГЭ проводить дополнительные испытания, а МГУ и СПбГУ устраивают их на правах особого статуса при приеме на все специальности. Медвузы такого права не получили, поэтому во избежание лишних стрессов абитуриенты, «которые, может быть, и не грезили о профессии врача, имея на руках хорошие результаты по профильным ЕГЭ, подали туда заявления», предполагает г-н Захаров. При этом он отметил: профессия врача весьма востребована на рынке труда. По данным эксперта, в мае – июне она занимала 10–11-е место в топ-двадцатке самых нужных работодателям специальностей. Алексей Захаров уверен: ситуация с медицинскими кадрами в ближайшие шесть лет кардинально не изменится. В крайнем случае, специалисты с таким образованием могут быстро переквалифицироваться в медицинских представителей, которые также весьма востребованы на рынке.

 

Президент крупной кадровой компании Юрий Вировец добавил к этому, что сфера медицины и фармацевтики почти не пострадала в кризис – зарплаты не падали, а специалистов не сокращали. По его словам, индекс дефицитности специалистов на рынке труда в этой сфере сегодня составляет 1,25, то есть конкуренция среди соискателей низкая, и хорошую работу можно найти даже за неделю. С этим фактором и связывает эксперт растущий конкурс в медвузах. Он также убежден, что в ближайшие годы конкурс в них ослабевать не будет, но и не будет расти в первую очередь из-за демографической ямы. Интерес к лечебному делу, педиатрии и стоматологии г-н Вировец объясняет развитием частных клиник, готовых стабильно и неплохо платить даже молодым врачам. «К тому же государство все-таки обратило внимание на государственную медицину и тоже готово поддерживать молодых врачей. А поскольку и сам рынок медицины в кризис показал себя стабильным, люди, чувствуя это, готовы выбрать профессию врача ради уверенности в будущем», – заявил эксперт.
 
Реформа ВАК – путь в мировую науку
 
Общественная палата России занялась реформой ВАК. Реформа системы подготовки научных кадров вскоре превратит аспирантов в официальных научных сотрудников, а их стипендии – в полноценную оплату исследовательской деятельности. Подробности – в статье «Российская наука вот-вот перерастет ПТУ», опубликованной в газете «Московский Комсомолец» от 26 июля.
 
В отличие от развитых стран мира подготовка научных кадров в России наряду с начальным школьным и профессиональным обучением числится составной частью образования. Неудивительно, что основное внимание при подготовке аспирантов и докторантов при таком подходе уделяется не научной работе, а образовательному процессу. Точнее говоря, не исследованию нового, а пережевыванию старого. Это серьезная заявка на углубление и без того заметного отставания России от ведущих научных держав мира, заявили участники слушаний в Общественной палате. И не дать ей реализоваться может лишь перестройка нынешней системы послевузовского образования во главе с российской ВАК – Высшей аттестационной комиссией.
Первая задача, отмечается в материалах Общественной палаты, – переориентировать систему подготовки научных кадров на получение нового знания. Тогда исключительно образовательный процесс останется только на первом уровне подготовки – в бакалавриате. Уже на втором уровне (магистратура) образование дополнит научно-исследовательская работа, итоги которой подтвердит сдача кандидатских экзаменов. А третий уровень подготовки – аспирантура – будет представлять собой чистую научную (исследовательскую) деятельность под присмотром научного руководителя. То, на что сегодня уходит практически весь первый год аспирантуры: коллоквиумы, кандидатские экзамены, слушание спецкурсов и лекций, – переместится из аспирантуры в магистратуру или специалитет. При этом аспирант будет считаться научным сотрудником своего вуза и получать заработную плату за свою научную деятельность.
Четвертый уровень (подготовка докторской диссертации) предполагает самостоятельную научную деятельность. Причем с учетом международного опыта ВАК предлагает ввести новые официальные степени: доктор делового администрирования – для представителей бизнеса и доктор государственного администрирования – для крупных чиновников. В противном случае, предупреждает ВАК, мода на ученые степени будет и впредь стимулировать бизнесменов и государственных деятелей защищать в лучшем случае «околонаучные» диссертации.
Вторая задача – реформа системы диссертационных советов в вузах. Открывать и закрывать в вузах аспирантуру с докторантурой сможет только ВАК. Причем лишь в тех, где будут профильные диссертационные советы и где по этим направлениям идет реальная научно-исследовательская работа. Кроме того, на базе ВАК появится единая информационная система кандидатских и докторских диссертаций со свободным доступом. Это позволит не только избежать дублирования тем диссертаций, но и сделать научное знание реально открытым. А значит, приступить к интеграции России в мировое научное сообщество. Во имя этой цели должна быть допущена защита диссертаций на иностранном языке и введено автоматическое признание дипломов и ученых степеней, присвоенных ведущими мировыми научными и образовательными учреждениями. (В их список могли бы войти порядка 300 первых вузов из 4-5 мировых рейтингов.)
 
Крупные компании выучат будущих сотрудников сами
 
Крупные российские компании уже поняли не просто выгоду – необходимость обучать студентов «под себя» и с каждым годом все активнее сотрудничают с вузами. Компании выделяют деньги на проведение различных исследований и опытно-конструкторские разработки, создают базовые учебные кафедры, вкладываются в оборудование для университетских кафедр и лабораторий и, наконец, выплачивают гранты и именные стипендии студентам. В среднем на финансирование таких совместных программ направляют по 6,3 млн рублей в год. Рассказывает газета «Труд» от 20 июля в статье «Крупные работодатели в России стремятся учить студентов по-своему».
 
Слишком много теоретических знаний, говорят во всех компаниях, сотрудничающих с вузами. «Вузы дают хорошую базовую теорию. Но студентам не хватает практики. Кроме того, высокие технологии развиваются так стремительно, что учебные программы институтов за ними порой не успевают – студентам не хватает горячих знаний в IT-сфере», – говорит руководитель направления по работе с образовательными учреждениями «Лаборатории Касперского» Светлана Ефимова. Вторая проблема: студентов не учат быть инициативными, «учат быть пользователями, а не созидателями», как определили в «Лаборатории Касперского». Эту проблему компании также решают, вводя курсы, направленные на развитие лидерских качеств. «Наши специалисты читают курсы лекций по развитию личностных навыков – например, навыка публичных выступлений, умения вести переговоры.
 
Специалисты из отдела персонала проводят мастер-классы по навыкам самопрезентации, построению персонального бренда, умению проходить интервью и составлять резюме», – отмечает Анна Славнова, директор по персоналу PricewaterhouseCoopers в России. Это помимо специализированных курсов, необходимых для работы в PWC, – по практике применения МСФО, по РСБУ, системе налогообложения, международному налоговому планированию. С одной стороны, парадоксально, с другой – вполне по-российски: многие компании сталкиваются с тем, что в вузах не заинтересованы в создании совместных программ и в решении проблем, возникающих по ходу обучения, – такой вывод делается в исследовании Российского союза ректоров. Но это проблема решаемая, если захотеть, а компании хотят влиять на содержание учебных программ. Hewlett Packard наладил взаимодействие уже с 17 российскими вузами – в его активе помимо МГУ и СПбГУ Самарский аэрокосмический университет, Дальневосточный технический, Казанский и Камчатский госуниверситеты. В HP убеждены, что студентам не хватает многих знаний – во всяком случае, компания разработала курсы и лабораторные работы по таким темам, как «Параллельное программирование», «Сетевые технологии», «Маршрутизация в компьютерных сетях», они уже внедрены в учебный процесс вузов, рассказывает Игорь Белоусов, ведущий менеджер по работе с образовательными учреждениями НР в России.
Intel охватил своим влиянием Нижний Новгород, Новосибирск, Челябинск – всего около 25 вузов в России и странах СНГ. Работа с вузами была начата еще основателями компании (около 40 лет назад в Кремниевой долине США) и является частью корпоративной культуры.
 
«СИТРОНИКС» также не жалеет времени и денег на обучение студентов: студенты 4 курса Московского государственного института электронной техники (МГИЭТ) в течение 6-10 месяцев проходят практику на производстве и в подразделениях предприятия. На подготовку одного студента каждый год выделяется от 38 до 140 тысяч рублей, в среднем за время обучения студент отрабатывает на «Микроне» от 216 до 1000 часов.
«Предприятие может влиять на содержание программы обучения, добавлять или расширять отдельные курсы обучения по направлениям, необходимым для развития производства», – комментирует вице-президент «СИТРОНИКС» по корпоративному развитию Константин Хачатуров.
 
Студенты не связаны с компаниями, обучающими молодых людей «под себя», никакими обязательствами: в штат попадает только часть студентов, но эти знания будут востребованы во многих компаниях. Опыт американских вузов показывает, насколько эффективным может быть сотрудничество университетов с бизнесом. Массачусетский технологический университет (MIT) – пример того, каким эффективным может быть образование, где студенты вправе выбирать курсы, а на факультетах ведутся исследовательские работы – например, разрабатываются энергосберегающие технологии и новые методики лечения рака. Компании настолько заинтересованы в выпускниках этого вуза, что из спонсоров выстраивается очередь. Это путь, по которому сейчас двигаются наиболее прогрессивные университеты России. Когда у студентов появится возможность проводить действительно серьезные исследования, а институты изменят свои программы, дополнив их самыми современными курсами, объем спонсорской помощи возрастет в разы. Тогда студенты российских вузов, получив диплом, смогут легко находить работу как в России, так и за океаном.
 
Как правильно выбрать детский лагерь
 
«Как отличить хороший детский лагерь от плохого» – в статье с таким заголовком, опубликованной в газете «Комсомольская Правда» от 23 июля, советы родителям дает уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. Впереди – третья смена. Может, пока не поздно, отдать путевки и вернуть деньги? Или тщательно проверить лагерь, перед тем как посылать туда драгоценное чадо?

 

Перво-наперво надо проверить документы лагеря. Оказывается, если знать, на какие официальные бумажки стоит обратить внимание, то в учреждении можно проверить буквально все, даже не выезжая туда лично. Изначально надо посмотреть, при ком организован лагерь и кто им владеет. Обычно это либо частная компания, либо самостоятельное детское учреждение. «Какой вариант лучше, сказать сложно, – поясняет Астахов. – Есть частные лагеря, в которых условия и отношение к детям на порядок выше, чем в государственных, и наоборот. И там и там может быть хорошо, и там и там может быть плохо».

Если все в порядке с этими документами, то просите показать все заключения о проверках Роспотребнадзора. Ведь ни один лагерь не может быть открыт без специального разрешения санитарной службы. В актах проверок должны быть указаны все, даже мелкие, нарушения, а также сроки исправления недочетов. И самый главный документ – приказ об открытии лагеря и начале летнего оздоровительного периода. Там прописывается и назначение конкретного директора, и воспитателей.

 
Многие родители сталкивались с тем, что в лагерь их отказывались пускать под разными предлогами – то дети спят, то дети заняты, то уборка в корпусах. «Не пустить родителей на территорию лагеря не имеют права, – объясняет Астахов. – Если вы купили путевку, то Закон о защите прав потребителей полностью распространяется на тех, кто продает путевки. А в нем четко сказано, что потребитель имеет право получить полную и достоверную информацию, посмотреть и проверить ее в любое время. Если в лагерь не пускают, это самый настоящий обман потребителя, и на нарушителей может быть заведено уголовное дело».

Если же вам удалось попасть на территорию оздоровительного учреждения, стоит внимательно все осмотреть. Как известно, театр начинается с вешалки, а детское «отдыхательное» учреждение – с ворот, забора и охраны. Лагерь должен быть обнесен высоким забором без всяких дырок, в смену охранять лагерь обязаны минимум два охранника. Запрещается объединять на одной территории взрослый дом отдыха и детский лагерь. Ребячье царство в любом случае огораживается. На территории никаких магазинов и баров! Зато медпункт со стационаром обязательны. «Сразу уточняйте, будет ли детям предоставляться белье, сколько полотенец выдают. Не забудьте узнать, сколько раз за смену проводят замену постельных и банных принадлежностей, – добавляет Астахов. – Проверьте, чтобы в спальном помещении были ковры на полу, занавески и противомоскитные сетки на окнах».

Ну а поскольку ребенок не будет проводить в комнате все время, то неплохо бы посмотреть, что есть из спортивного и игрового инвентаря. Баскетбольные, футбольные, волейбольные мячи, ракетки и воланчики для бадминтона, все для настольного тенниса – это лишь «обязаловка». Кстати, различные настольные игры, причем не только домино и лото, но и современные, к примеру «Монополия», также должны наличествовать. Если же поехать не получается, то обязательно требуйте при покупке путевок фотографии. Причем не две-три образцово-показательные фотокарточки, а альбом, где запечатлены и пищеблок, и спальни, и актовый зал – вся изнанка лагеря.
Конечно, попробовать то, что готовят повара, стоит. Но вряд ли это можно назвать хорошей проверкой. Ведь когда родители уедут, пищеблок может начать готовить совсем другую пищу. Поэтому лучше снова обратиться к бумажкам. «Пищеблоки и кухни также проверяет Роспотребнадзор. Есть специальные санитарные правила, где прописаны все нормы. Поэтому следует посмотреть заключения этой службы», – добавляет уполномоченный. В каждом лагере, независимо от профиля, обязаны организовать пятиразовое питание. Чтобы понять, как все-таки будут кормить ребенка, стоит посмотреть меню. Обычно оно составляется либо на 10 дней, либо на две недели. Там прописывается даже, из чего будет компот в конкретный день. И еще один важный момент – ребята по правилам должны есть в одну смену. Поэтому столовая должна быть просторной и большой, чтобы уместились все сразу.

Перед тем как отправлять дите на третью смену, узнайте, есть ли место для купания. Особенно если путевка куплена в лагерь на берегу моря. Важно потребовать фотографии и посмотреть, оборудовано ли место специальными буйками и сеткой, хороший ли подход к воде, есть ли спасательные средства. Узнать у руководства лагеря, кто ответственный за процесс купания. При этом важно спросить результаты проб воды этого водоема. Если таковых нет, то и купаться нельзя. Не поленитесь и попросите посмотреть план работы лагеря на третью смену. В этом документе должны быть прописаны все запланированные экскурсии, под каждую экскурсию должен быть издан приказ директора. Там должны прописать маршруты экскурсий, назначить сопровождающих. Причем каждый из них обязан поставить свою личную подпись. «Очень много нарушений при перевозке детей на экскурсии, – говорит Павел Астахов. – На протяжении всего маршрута детей должны сопровождать сотрудники ГИБДД».

 

Ну и, наверное, самое главное. Нужно понять, кто будет заниматься вашими детьми всю третью смену. Поговорить с каждым воспитателем, вожатым или сопровождающим просто нереально. Впрочем, как и угадать, к кому попадет ваш сын или дочка. Но зато можно узнать их квалификацию. Расспросить представителей лагеря, сколько лет тот или иной человек работает с детьми, какое у него образование, есть ли опыт работы. Естественно, лучше отдать предпочтение тому учреждению, где с ребятами работают не студенты на практике, а специалисты с педагогическим образованием. При этом, уверен уполномоченный, современным лагерь может считаться в том случае, если в штате есть психолог. Ведь найти подход и помочь привыкнуть и влиться в коллектив замкнутым детям под силу только специалисту.

После проверок в Краснодарском крае выяснилось, что из 148 стационарных лагерей только 11 соответствуют правилам и нормам. Из 56 тысяч российских лагерей в этом году открылись 42 210. После первой смены было закрыто еще около 200 детских оздоровительных учреждений. Не поленитесь и сделайте себе табличку при выборе лагеря – в одной колонке плюсы, в другой – минусы. А потом сравните результаты. Обязательно дайте с собой ребенку мобильный телефон и объясните ему, что он может просто позвонить вам и пожаловаться. Спросите у руководства лагеря номер стационарного телефона (он обязательно должен быть). Детям, кстати, по первому требованию также должны разрешать звонки домой родителям.