ОБЗОР ПРЕССЫ № 369

18 июня 2010
Достойным аспирантам – по 25000 рублей
 
Аспирантам некогда думать о науке, они зарабатывают на кусок хлеба. Ясно, что вузовская аспирантура должна измениться. Но как? С этого года в ГУ-ВШЭ начнется эксперимент по аспирантуре «полного дня». Тридцать самых лучших аспирантов – экономистов и социологов будут получать не полторы тысячи рублей, как все, а 25 тысяч рублей. Плюс к этому 15-20 тысяч им добавят как научным работникам вуза. Взамен заставят ходить на занятия (уже разработано три типа курсов), стажироваться за границей, участвовать каждые полгода в аттестации, и главное, им категорически запретят подрабатывать на стороне. Рассказывает «Российская газета» от 3 июня в статье «Вузы полного дня».
 
Для того чтобы поступить в целевую аспирантуру, кандидат должен сдать три экзамена, предоставить портфолио с копиями опубликованных научных работ или результатами исследований и показать рекомендации своего научного руководителя. Специальная комиссия отберет самых достойных. Еще одно отличие в том, что у аспиранта «полного дня» будет не один научный руководитель, а несколько. В том числе – зарубежные. Финалом эксперимента, если он пройдет удачно, будет введение собственной научной степени вуза. Этот вопрос уже обсуждался в Минобрнауки. От ВАКа при этом отказываться никто не будет: это дополнительный фильтр проверки качества работ.
На заседании Ассоциации ведущих университетов России, куда входит сорок вузов, предложение Кузьминова по реформированию аспирантуры ректоры поддержали. Но есть тут и сложности. И дело даже не в деньгах. Трудность – в разработке обучающих курсов и соглашениях с зарубежными партнерами, чей опыт обязательно должен использоваться. Встает еще один вопрос: куда пойдут работать подготовленные аспиранты? Логично рассуждать, что вуз вложил свои деньги и рассчитывает на то, чтобы они остались тут работать. В Высшей школе экономики думают иначе. Место работы аспиранты будут искать самостоятельно. В России сейчас тридцать тысяч аспирантов. Если начать готовить их по примеру «вышки», то бюджету под силу содержать только каждого десятого. По мнению Ярослава Кузьминова, государство должно существенно увеличить финансирование аспирантуры и фундаментальной науки. Пока что, по его словам, у нас на науку отпускается два миллиарда долларов в год – столько же составляет научный бюджет Гарвардского и Стэнфордского университетов.
 
 
Школа обязана быть бесплатной
 
«Реформа государственных (муниципальных) учреждений: за что придется платить россиянам?». «Круглый стол» на эту животрепещущую тему прошел в РИА Новости. Рассказывает газета «Известия» от 11 июня в конспекте заседания под названием «Школу заставят быть бесплатной».
 
Владимир Миклушевский, замминистра образования и науки: «Ни одного слова в законе о платности нет. Гарантии бесплатного общего и начального профессионального образования, а на конкурсной основе – среднего и высшего профобразования закреплены в Конституции. Никто эти нормы не менял и не собирается менять. Количество предметов и часов, которые школьник должен изучать в рамках бесплатного курса основной образовательной программы, закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте. Прежде чем стать нормативно-правовым документом, этот стандарт проходит достаточно сложную процедуру общественного обсуждения и утверждения. И если вдруг какая-то школа перестает оказывать услугу по стандарту, который утвержден, у нее просто приостанавливается лицензия. Сегодня в каждой школе понимают: чем лучше там работают, тем больше туда приходит учеников, а значит – тем больше она получает денег. В десятках регионов такая система уже успешно действует и приносит эффект».
 
Татьяна Нестеренко, замминистра финансов: «По поводу платности образования могу подтвердить: никаких дополнительных платных услуг по сравнению с теми, что есть сейчас, в школах не вводится. Закон еще не вступил в силу, но я обращаюсь к учителям и родителям с призывом не молчать, когда они сталкиваются с неправомерными действиями школьного руководства. Если за что-то, что положено по стандарту, требуют плату, то новый закон тут ни при чем. А это просто означает, что кто-то, пользуясь незнанием фактов и нюансов, решил половить рыбку в мутной воде. Нужно немедленно сигнализировать о таких фактах в управление образования».
Елена Низиенко, замдиректора департамента Минобрнауки: «В новых образовательных стандартах содержатся четкие требования к условиям обучения и его результатам, и в этом смысле стандарт становится основой для формирования госзадания на образовательные услуги. Очень важно, что кроме урочных часов в стандарте фигурируют и внеурочные. И за все эти часы платит государство. Сейчас нужно принять на всех уровнях нормативные акты, которые стали бы механизмами реализации нового закона. Кроме того, мы планируем посвятить традиционные августовские педагогические конференции в числе прочего обсуждению самого закона и тех нормативных актов, которые за ним последуют».
 
 
Как отдохнут новосибирские школьники
 
Материалы пресс-конференции «Лето 2010 года: отдых маленького новосибирца» публикует газета «Вечерний Новосибирск» от 10 июня в статье «Школьникам нужно отдохнуть».
 
Как рассказала главный специалист отдела надзора по гигиене питания, гигиене детей и подростков Роспотребнадзора по НСО Лариса Шуралева, в этом году в Новосибирске и области планируется открыть 1117 оздоровительных лагерей. Это 79 загородных лагерей и 1038 лагерей с дневным пребыванием ребят (это пришкольные площадки). Планируется оздоровить в пришкольных лагерях около 72 тысяч детей из Новосибирска и нашей области, а в загородных лагерях около 42 тысяч ребят. Загородные лагеря подразделяются на детские лагеря общего типа, профильные и палаточные лагеря, санаторные лагеря, а также учреждения для отдыха родителей с детьми. На 3 июня были открыты 635 детских оздоровительных учреждений города и области, в том числе 19 загородных оздоровительных лагерей. Все они, равно как и те, которые еще не открылись, были проверены Роспотребнадзором. По словам Ларисы Шуралевой, на сегодняшний день в детских оздоровительных лагерях, загородных и городских, закончена работа по согласованию примерного десятидневного меню. Рацион питания составлен. Кроме того, активизирована работа по бактерицидной обработке территорий загородных детских лагерей. На сегодняшний день обработано порядка 400 гектаров, это 52 процента территорий всех загородных лагерей, отметила она. Результаты лабораторных исследований показали, что из 364 детских лагерей 32 учреждения не соответствуют требованиям санитарного законодательства. В ближайшее время руководству этих объектов необходимо устранить все недостатки.
Некоторые родители захотели отправить своих ребят в оздоровительные учреждения других городов. На сегодня заявлено 66 групп (2500 ребятишек), которые отправятся в Сочи, Адлер, Анапу и Владивосток. Каждую группу будут сопровождать медики. Как подчеркнула Лариса Шуралева, о здоровье своих детей должны позаботиться, в первую очередь, родители. Каждый детский оздоровительный лагерь (особенно загородные учреждения) имеет свой рацион питания, и часто бывает так, что именно родители, навещая своих детей, привозят им в большом количестве продукты, от которых ребята часто страдают. Чипсы, газированные напитки, большое количество шоколада, даже фруктов способны нанести вред здоровью детей. Для этого практически во всех оздоровительных лагерях есть специальные памятки для родителей, в которых указывается, какие продукты нельзя привозить детям либо какие продукты нельзя привозить в больших количествах.
 
 
Кредит на обучение в вузе – всё более недоступная роскошь
 
Сбербанк объявил о начале программы по выдаче образовательных кредитов студентам под 5% годовых. Новая кредитная программа поначалу ласкает слух, глаз и прочие органы красивыми цифрами. Процентная ставка по кредиту – всего 5% годовых (раньше, по докризисной программе «Кредо», было 10%). Всего участвующие в программе банки планируют выдать деньги 10 тысячам страждущих (до кризиса, в рамках программы «Кредо», кредиты выдавались только 5 тысячам человек). Собственно на этом красота цифр уступает место суровой правде жизни: такие образовательные кредиты смогут получить менее 1% всех студентов, поступивших на платные отделения вузов. Подробности – в газете «Труд» от 15 июня, в аналитической статье под названием «Кредит на учебу дадут только отличникам».
 
Во-первых, на реализацию программы, которая теперь будет финансироваться из бюджета страны, выделены копейки. Во-вторых, к заемщикам предъявляются несусветные требования. Деньги получит только тот, кто не схлопочет ни одного трояка за время обучения. «Труд» нашел пять причин, из-за которых новые образовательные кредиты снова будут доступны лишь единицам. Из 7,6 млн российских студентов почти половина – 3,5 млн – учатся на платных отделениях вузов. 10 тысяч человек в этом учебном году – это капля в море, срок действия программы – до 2013 года, это только четыре потока первокурсников. Скорее популизм, чем реальная реформа образования. «Талантливые дети из бедных семей смогут получить качественное образование. Даже если студент не получает помощи от родственников, он сможет взять кредит и сам его обслуживать, – объясняет цели новых кредитов глава Сбербанка Герман Греф. – К тому же эти студенты потом станут нашими клиентами». Однако только 1-2% таких «клиентов» после окончания вуза продолжают сотрудничать с крупнейшим банком страны. Так что аргументация Германа Грефа, мягко говоря, условная. Оно и ясно, поскольку Сбербанк оказался в роли исполнителя, которому поручили сделать абсолютно социальную программу, которая мало отношения имеет и к банковскому бизнесу, и к вопросам кредитования.
 
В стране есть проблемы с доступностью высшего образования и с молодежной безработицей. Их надо решать, как – понимает мало кто. А новая программа образовательных кредитов – отличный для правительства способ продемонстрировать кипучую деятельность по искоренению этих проблем. Банкам в данной ситуации остается только брать под козырек и пытаться адаптировать желания власти к реальной ситуации и возможностям.
В Сбербанке, хедлайнере нового образовательного эксперимента, объясняют это необходимостью «раскрутить» новую услугу: на «раскачку» новой услуги среди студентов уйдет по меньшей мере два года, после этого желающих взять кредит станет больше, прогнозирует Герман Греф. «Надо учитывать яркую сезонность спроса именно на такое предложение, – замечает директор управления розничного кредитования Сбербанка Наталья Карасева, – по сути, до конца этого года нас ожидает всего одна волна клиентского спроса».
Но если студент попал в число «избранных» благодаря результатам ЕГЭ и успеваемости, дальше будет проще: кредиты будут выдавать без поручителей и без залога, срок выдачи – 10 лет с момента окончания вуза. Это реальные деньги, студент сможет выплачивать такой кредит самостоятельно, убежден проректор Высшей школы экономики Сергей Рощин: «Средняя зарплата наших выпускников – 40 тысяч рублей в месяц в первый год работы. Отдавать нужно будет примерно по 10 тысяч в год».
Новая образовательная программа – совместная с государством. Формально кредит дается под 10,75% годовых, но более половины – 5,81% – оплачивает государство. На эти цели из бюджета в этом году выделено 750 млн рублей. Их должно хватить на выплату части процентов, а также на гарантии банкам по компенсации потерь в случае невозврата кредитов. На участие в программе пока согласились только четыре банка – кроме «Сбера» это банк «Союз» (единственный, кто раньше участвовал в государственном эксперименте по выдаче образовательных кредитов), Росбанк и уфимский Промтрансбанк. Условия, предложенные государством, устроили не всех: банк ВТБ 24, к примеру, отказался принимать участие в данной программе – не устроил низкий процент годовых. Сбербанку деваться некуда: раз образовательные кредиты – госпрограмма, основной государственный банк будет выдавать их. Пока что решено, что кредиты на таких условиях будут выдаваться до 2013 года, но программа может быть продлена – все зависит от результатов.
 
Новые образовательные кредиты дадут, если студент соответствует нескольким очень жестким требованиям. Счастливчиков будут жестко отбирать сначала на этапе поступления, а затем во время учебы, чтобы свести к минимуму риск невозврата кредита. Если упрощать, то кредит на образование смогут получить только самые умные и старательные студенты ведущих вузов, выбравшие самые востребованные и денежные специальности.
Транши будут перечислять лишь в том случае, если студент-платник имеет не больше одной тройки по итогам сессии. Если троек больше, студенту придется платить за учебу из своего кармана – до следующей сессии. Для сравнения: по программе «Кредо» студента могли отлучить от кредита за академические задолженности, проще говоря, хвосты. Теперь все куда жестче. По данным Минобрнауки, 68% студентов российских вузов имеют тройки за сессии. От троек не застрахованы и те, кто просто чем-то не глянется преподавателям, или те, кто параллельно с учебой работает. При этом такие студенты чаще всего куда талантливее и способнее зубрил.
Но образовательный кредит выдадут тем, кто старательно учится на четыре-пять. Очевидно, что банки не будут прислушиваться к объяснениям студентов – в очередном транше откажут вне зависимости от причин плохой успеваемости.
Изменился и список вузов, студенты которых смогут получить кредит: вместо 24 учебных заведений в нем теперь около 90. Соответственно, расширилась и география получения образовательных кредитов: помимо Москвы и Санкт-Петербурга теперь можно взять образовательный кредит на обучение в Башкирии, Бурятии, Воронеже, Новосибирске, на Дальнем Востоке, в Татарстане. Это плюс, но все же программа охватила далеко не все государственные и тем более негосударственные вузы. Получить кредит на обучение там, где хочешь, по-прежнему невозможно.
 
Работа и образование: связи и проблемы
 
Конец учебного года и начало летних каникул традиционно сопровождаются резким ростом безработицы. На рынок труда выходят старшеклассники, выпускники школ, студенты и дипломированные специалисты. При этом успех при охоте за вакансиями им вовсе не гарантирован: например, к концу прошлого года четверть безработных молодых людей так и не сумели трудоустроиться. О проблеме – газета «Новые Известия» от 7 июня в статье «Охота на работу».
В конце мая в Москве прошла крупнейшая ярмарка вакансий для школьников. Самая популярная вакансия на ярмарках труда – курьер, следом – промоутер. Причем промоутеру вовсе не обязательно раздавать листовки у метро: в одном торговом центре требуется жарить сосиски на улице, рекламируя шампуры и мангалы, а другая компания ищет людей, которые могли бы раздавать орешки. Среди мальчиков популярна работа в точках общепита, разносчиками пиццы, рекламных газет или расклейщиками объявлений. Школьницы нередко становятся консультантами косметических компаний. Некоторые фирмы принимают на работу с 14 лет. Впрочем, работодатели не очень охотно берут к себе несовершеннолетних сотрудников: по закону прав у таких работников очень много, а вот обязанностей почти никаких.

Городские власти чаще всего предлагают работу по благоустройству территории, как правило, это связано с озеленением. Многие школы также привлекают учеников к облагораживанию облика заведения. Правда, обычно стирают занавески и оттирают жвачку с пола школьники совершенно бесплатно. А вот в Чите в течение недели ремонтировать школы будут подростки из малоимущих семей – за это они получат 2,5 тыс. рублей. Если такая форма занятости не по нраву, то можно найти небанальные профессии на лето. Например, выгуливать соседских собак, стать репетитором для учеников младших классов, поучаствовать в массовке при съемках кино или музыкального клипа или даже стать моделью в рекламе средства от прыщей.

Вопрос, можно ли успешно совмещать работу с учебой, не дает покоя многим специалистам. В последнее время делать это становится все сложнее, отмечают эксперты. «Три-четыре года назад наметилась следующая тенденция: работодатели все менее охотно берут на постоянное место людей с незавершенным высшим образованием, – рассказала руководитель отдела изучения доходов и потребления «Левада-Центра» Марина Красильникова. – Компании предпочитают брать квалифицированного специалиста, которого, возможно, надо переучивать, зато голова у него не будет забита зачетами». Все, на что может рассчитывать студент, если ему не повезло с оплачиваемой практикой от университета, – физический низкооплачиваемый труд, обычно в стройотрядах.

Выпускники вузов, напротив, нацелены на серьезные и длительные «отношения» с работодателем. Увы, это желание не всегда взаимно. По данным опроса, проведенного компанией Superjob, более трети предприятий и организаций не готовы принять в штат сотрудников без опыта работы: нет возможностей обучить новичков. Есть и другие причины, по которым фирмы не следуют лозунгу «молодым везде у нас дорога». «Сейчас компании все чаще используют схемы срочного трудового контракта, чтобы обезопасить себя от «лишней» рабочей силы, – пояснила Марина Красильникова. – Конечно, они предпочитают брать на место людей с высшим или специальным образованием, но наличие диплома вовсе не может гарантировать трудоустройства». Инерционность отечественной системы образования – главная причина плачевной ситуации на рынке молодежного труда, убеждены эксперты. «В выпускнике работодатель получает набор теоретических знаний и маленький практический опыт, – говорит директор по коммуникациям Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) Ольга Каменчук. – Наше образование до сих пор отличается фундаментальностью и малой практичностью. Ведущие вузы стараются изменить ситуацию, но выпускникам все равно говорят, чтобы они забыли все, чему их научили».

Высшая школа просто не успевает за колебаниями в сфере трудоустройства, а если и пытается идти в ногу со временем, то оказывается, что такие шаги никому не нужны. К примеру, логично предположить растущую востребованность таких инновационных специальностей, как энергосберегающие технологии или робототехника. Остро не хватает специалистов реального сектора экономики, сферы высоких технологий, инженеров, а также врачей и педагогов. Конкурс на эти профессии порой в разы меньше, чем на какой-нибудь факультет менеджмента. Однако молодежь по-прежнему дерется за возможность стать журналистом, пиарщиком, экономистом или юристом. В деле трудоустройства выпускников есть еще одна серьезная проблема. 50% выпускников-бюджетников не работают по специальности, причем среди медиков и педагогов показатель достигает 70%. «Первая выбранная профессия зачастую оказывается неверной, особенно у мальчиков, – утверждает социальный психолог Наталья Варская. – Они идут, куда взяли, лишь бы в армию не попасть. Кроме того, в таком возрасте трудно определиться с тем, чего хочешь». По данным руководителя столичного департамента труда и занятости населения Олега Нетребского, достаточно серьезную часть вчерашних студентов приходится отправлять на переобучение.

«Не можете научить – так хоть рабочим местом обеспечьте», – такова логика российских чиновников по отношению к вузам. Планируется, что вузы, чьи «питомцы» регулярно остаются без работы, будут трудоустраивать выпускников в обязательном порядке. Эта инициатива перекликается с другой идеей на образовательном поле – государственным распределением, возврат к которому Госдума обсуждает не первый год. Распределение может в два счета превратиться в низкооплачиваемую отработку. Понятно, что медик или педагог, оттрубив от звонка до звонка в «медвежьем углу», сбежит не только из сельской местности, но и из профессии вообще. «Мы по-прежнему вместо того, чтобы поднимать заработную плату и улучшать условия труда, хотим заслать подальше тех, кто не сумел от этого отказаться, – уверен проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович. – В экономике это называют «отрицательный отбор». Так мы только усугубим ситуацию в сферах, где не хватает кадров». Для того чтобы этого не произошло, эксперты предлагают ввести частичное распределение в самых «безработных» регионах, при этом государство должно обеспечить выпускникам ссуду на жилье, а также определенные дотации и доплаты.
 
 
Школьный тест как он есть
 
Нобелевская премия достанется тому, кто изобретет совершенную систему приема в вузы – считает «Независимая газета» и публикует 8 июня статью «Школьный тест бессмертен».
 
Политика в США в области образования еще со времен Джорджа Буша основывалась на тесном увязывании результатов работы школы с тестированием школьников. Школы с плохими результатами подвергались высоким административным штрафам, хорошие – поощрялись. Но Обама решил пойти дальше своего предшественника. Ежегодному тестированию подвергается каждый американский ученик начиная с третьего класса школы вплоть до ее окончания. По результатам теста оценивается работа школы и курирующего ее совета по образованию. Результаты тестов учитываются при поступлении в колледжи и университеты (вычисляется средний балл оценок, полученных при школьном тестировании). Зачисление в колледж осуществляется по результатам специального общефедерального теста на интеллектуальные способности выпускников (SAT – Scholastic Aptitude Test) и среднему баллу оценок по основным предметам школы.
 
Подавляющее число тестов проводится в двух формах: в виде вопросов и ответов к ним, данным на выбор. Или же в форме вопросов, требующих ответа «да» и «нет». В идеале SAT – это комбинированный тест. Первое, что он измеряет, – наличие знаний у выпускника по предмету. И второе – он должен выяснить способности ученика к математическому или логическому мышлению. Второе должно бы стать наиболее важным при приеме в высшие заведения. Но не всегда получается на деле так, как задумано. Содержание тестов в американском обществе тоже вызывает скепсис, тревогу и критику. Чем выше результаты SAT, тем более вероятно для абитуриента поступление в наиболее престижные университеты страны. Поэтому SAT – повод для настоящей родительской истерии.
Обама, приняв во внимание этот конечный итог тестирования и удостоверившись, что черное население стабильно показывает результаты в школьном образовании слабее белого населения, решает в первую очередь ликвидировать разрыв в образовании между школами. Сделать это можно, уверен он, приняв единые стандарты образования по всей стране. При этом, «подняв планку высоко вверх», необходимо оставить школе академические и финансовые свободы, позволив ей самой решать, как этих высот достичь. И основное внимание американский президент намерен уделить так называемым чартерным школам (аналог автономных школ в РФ, с государственным финансированием и полной свободой распоряжения школой своими финансами). Тестирование, таким образом, перестанет быть делом только самого штата и станет своего рода американским ЕГЭ. Стандартизация тестирования – это предполагаемая цель правительства Обамы. Таким образом, президент США планирует поставить школьное образование на соревновательные рельсы.
Вообще, то, что сегодня происходит в мире, – это стремление к соревнованию образовательных систем. Нужно это все для освоения (или завоевания) международного образовательного пространства. Компания МсKinsey, сравнив образовательные системы разных стран мира, подготовила доклад для министров образования ведущих стран, где определила признаки хорошей системы образования. Хороша та система, которая, во-первых, отвечает международным стандартам. Следовательно, та, которая изучает стандарты обучения в других странах, сравнивает их результаты со своими и понимает причины своего отставания. До последнего времени в США и Австралии разрабатывали стандарты с учетом собственного опыта. Изменения начались в США только после того, как правительство США призналось во всеуслышание, что школьное американское образование отстает.
Вторым главным признаком хорошей образовательной системы считается зависимость качества образования от работающих в ней людей. Тщательный отбор учителей, их подготовка и переподготовка – вот что нужно хорошей образовательной системе. Система поощрения хороших учителей и наказание плохих – то, что происходит сегодня и в РФ, и в США. И третье – наличие в школах хорошего менеджмента, академических и финансовых свобод. Это опять же пытаются сделать в США и в РФ.
 
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тест как оценивание результатов работы школы вряд ли уйдет с арены любой образовательной системы, стремящейся к международному сотрудничеству и соперничеству. В США элитные вузы принимают абитуриентов, учитывая оценку их личностных качеств. И выходят за рамки критериев, которые предлагает SAT. Хотя справедливый набор в вузы – головная боль и там. Так что Нобелевская премия наверняка ожидает того, кто изобретет совершенную систему приема.