ОБЗОР ПРЕССЫ № 361

07 апреля 2010
Разные взгляды на строение Вселенной
 
С 1 апреля в 19 регионах России начался эксперимент по изучению школьниками нового учебного курса – «Основы религиозных культур и светской этики». Он включает шесть разделов: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Школьник будет изучать один из модулей по выбору своих родителей и собственному желанию. Больше всего пособий выпущено по светской этике – 123 тысячи. На втором месте по тиражу – основы православной культуры (83 тысячи). Однако вокруг этой книги разгорелся серьезный конфликт. Газета «Известия» попыталась разобраться в ситуации и опубликовала в номере от 31 марта статью «Страсти по отцу Андрею».
 
Автор учебника «Основы православной культуры» протодиакон Андрей Кураев заявил, что перед сдачей книги в печать оттуда удалили значительную часть одного из уроков, в котором детям рассказывается о том, как христиане понимают слово «Бог», тем самым «изуродовав» пособие. «Выброшенные тексты заменены картинками, – пишет отец Андрей в своем блоге, – значит, на весе учебника это никак не сказалось. Зато урезанные корректурой странички правленого урока заметно отличаются от соседних страниц учебника: на остальных страницах по 40 строк текста, на этой – всего пять».
 
«Известия» спросили самого Кондакова, зачем это было сделано. «Вот раздел, о котором идет речь, он называется «Человек и Бог в православии», – гендиректор раскрыл рукопись. – Смотрите, что было собственноручно вычеркнуто Кураевым. «Солнечная система – это глобус из тонких прутиков. На прутья нанизаны шарики-планеты. В центре светильник – Земля. Вокруг шарика, обозначающего Землю, вращается Луна. Планеты можно передвигать по прутьям и выстраивать из них разные сочетания». А теперь скажите, могли ли мы подобного рода тексты оставить в учебнике для четвертого класса? Такие взгляды на мир методологически не соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Не забывайте, что параллельно в курсе «Окружающий мир» дети изучают строение Вселенной, ее формирование, где отражены все вопросы, связанные с естественнонаучной картиной мира».
 
А вот как прокомментировал «Известиям» эту ситуацию председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви епископ Меркурий: «Во-первых, отец Андрей писал учебник не один: под его руководством работал целый авторский коллектив. Этот учебник прошел тщательную экспертную проработку и серьезную чистку. И в нашем отделе – а это не просто дяденьки и тетеньки в рясах, а огромный православный педагогический коллектив. И в редакционной коллегии, и в редакционном совете под председательством Святейшего патриарха, который сам неоднократно подчеркивал, что учебные пособия не являются миссионерскими. Но говорить о том, что пособие по той или иной религиозной культуре, которую будут изучать дети, не должно включать мировоззренческую составляющую, наверное, неправильно, да это и невозможно в принципе. Поэтому, думаю, здесь больше конфликт не авторского коллектива и издательства, а, может быть, недопонимание двух личностей».
 
По словам заместителя министра образования и науки Исаака Калины, конфликты между великими авторами школьных учебников (а таким безо всяких кавычек он считает и отца Андрея) и редакциями издательств будут всегда. Первым обычно кажется, что свет увидело далеко не все, что они хотели изложить на страницах своей книги. А вторые обязаны привести ее в соответствие с педагогическими, методическими, психологическими и прочими требованиями, которые предъявляются к школьному учебнику для конкретного возраста. И кроме всего прочего должны учесть, что любое пособие не является самодостаточным, а входит в комплекс учебников. «Содержание школьного образования должно быть системным, – напоминает замминистра, – оно не может быть фрагментарным, его нельзя разрывать по предметным «квартирам».
 
 
Школы Новосибирска – в ногу с реформами
 
В Новосибирской области за последние три года многое сделано для модернизации системы среднего образования. И эти нововведения вполне соответствуют сегодняшним идеям национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Таким образом, наш регион оказался неплохо подготовленным к грядущим преобразованиям средних учебных заведений. Этот вывод можно было сделать из сказанного на пресс-конференции руководителем областного департамента образования Владимиром Ивановым. Подробности – в статье «Новосибирск к «новой школе» готов», опубликованной в газете «Вечерний Новосибирск» от 6 апреля.
 
Что касается принимаемых в настоящее время федеральных стандартов образования, в НСО по ним уже с 1 сентября начнет работать 25% всей нашей начальной школы. А к концу этого года или началу следующего, видимо, появятся и стандарты для второй и третьей ступеней. Суть данных новаций заключается, например, в том, что, помимо оценки ученика (она и теперь важна, в том числе и балл, полученный на ЕГЭ), добавлены требования к самому процессу обучения и к его условиям. Очень важным является теперь и такой показатель, как воспитание.
 
Большое значение будет придаваться и индивидуальным способностям ребят – так, по словам Владимира Иванова, даже во внеучебной деятельности ученики смогут самостоятельно получать знания по интересующим их предметам (и в целом у них, как можно понять из всего вышесказанного, будет больше возможностей реализовывать себя именно в тех дисциплинах, к которым они демонстрируют склонности). К тому же сама деятельность учителя будет оцениваться также с учетом индивидуальных особенностей школьников. Это будет проявляться, например, в том, что определенные успехи, которые педагог продемонстрирует в работе с более «слабым» учеником, будут оцениваться выше, и это отразится в оплате труда.
 
Если брать приоритетные для нашего региона планы, одним из важнейших направлений считается реконструкция старой инфраструктуры на селе и создание новой. Наряду с дорогами, жильем и т. д., речь идет и о зданиях учебных учреждений. Так, в НСО действует отдельная целевая программа по замене окон в школах, расположенных в районах области, ведутся и другие ремонтные работы. При этом продолжают строиться новые здания школ, в том числе – второй очереди уникального интерната для глухонемых и слабослышащих детей. Теперь там, помимо всего прочего, будет свой бассейн. Сейчас решается вопрос о возможности разместить в этом учреждении и слабовидящих ребятишек.
 
 
Финишная прямая – готовимся к ЕГЭ
 
Весь учебный год выпускники усердно готовятся к главному испытанию школьной жизни – единому госэкзамену. За несколько недель до начала экзаменов впору еще раз повторить материал – выявить пробелы и восполнить их. Газета «Труд» от 1 апреля в статье «Как подготовиться к единому госэкзамену за оставшиеся недели» советует, как это сделать наиболее эффективно.
 
Очевидно, что за оставшееся время прочитать и запомнить весь учебник наизусть даже по одному предмету невозможно. Всего же выпускникам предстоит сдать как минимум два ЕГЭ: русский и математика обязательны для получения аттестата. Выпускники, у которых остались слабые места по тем или иным темам, должны сконцентрироваться на главном – выявить пробелы в знаниях и ликвидировать их.
 
И здесь самое время вспомнить о правиле трех карандашей. Надо взять три цветных карандаша и попробовать без помощи учебников и шпаргалок прорешать части A и B контрольно-измерительных материалов (КИМ) 2010 года, где представлены типичные задания, которые выпускникам предложат весной. Карандашом одного цвета, например синим, следует отмечать вопросы, ответы на которые вы знаете. Вторым цветом, например зеленым, – вопросы, на которые вы можете ответить с трудом и не уверены, что ответы верные. И третьим цветом, красным, – вопросы, ответов на которые вы не знаете вовсе. По соотношению цветов будет очевидно состояние подготовки к экзамену, а также выявлены слабые места. После этого можно приступать к повторению. Начинать надо с вопросов, которые отмечены третьим цветом. Следует найти в учебнике тему того вопроса, с которым возникли сложности, и вновь изучить ее. И таким образом проработать все «красные» темы. После этого «неуд» на экзамене вы уже не получите.
 
Далее следует взяться за вопросы, ответы на которые вы знаете слабо, и действовать по той же схеме. В оставшееся время повторите вопросы, которые знаете хорошо. Не бойтесь повторять материал не по порядку.
Не рвитесь сразу осваивать часть C, особенно если данный предмет не является профильным. К группе С следует переходить только в том случае, если хорошо решаете группу А, а также более половины задач группы В. Если же чувствуете, что с более простыми примерами у вас пока трудности, лучше остановитесь на них. ЕГЭ дает выбор, какие задачи решать, так как заданий много.
 
Чтобы за оставшиеся два месяца проработать все проблемные вопросы, важно составить план работы на каждый день. Необходимо распределить число вопросов по оставшимся до экзамена дням и четко следовать плану.
Работу следует чередовать с отдыхом. По мнению специалистов, оптимальный вариант – 40 минут занятий, 10 минут – перерыв. При изучении того или иного вопроса полезно структурировать материал – например, составлять планы и схемы. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал, и повторить его с помощью краткого плана. Отработав часть «красных» вопросов, не забывайте один-три раза в неделю повторять их. Уделить этому можно 20-30 минут в начале каждого дня (в качестве разминки). Повторение можно внести в график работы, так как это важный этап подготовки. Ведь чтобы правильно решить большое количество заданий, необходима отработанная техника решений, или так называемая набитая рука. Выпускники прошлого года в основном прокалывались на мелочах.
 
 
Родители готовы платить за образование
 
Исследовательская компания MAR Consult опубликовала результаты опроса, который она провела в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Хабаровске среди 1100 респондентов от 25 лет. Социологи выяснили, готовы ли горожане платить за образование детей, и если да, то сколько. Результаты – в газете «Новые Известия» от 1 апреля, в статье под названием «Пусть меня научат».
 
Примечательно, что характер ответов зависит не от возраста и не от уровня доходов участников исследования, а от уровня их образованности. Чем этот уровень ниже, тем с большей убежденностью люди рассуждают о том, что обучение должно быть полностью бесплатным. В группе опрошенных, не имеющих высшего образования, сторонников бесплатного образования 51%, среди окончивших вузы – 27%, а среди имеющих ученую степень – только 7%. По мнению Ксении Марковой, руководителя исследовательского департамента MAR Consult, «позиция россиян вполне ясна». «Мы постепенно приняли установку о необходимости оплачивать получаемые знания, тем более когда речь идет о втором высшем, повышении квалификации, получении ученой степени – о тех ситуациях, когда мы осознанно вкладываем средства в собственное развитие, позволяющее нам в будущем эти же средства приумножить, – пояснила социолог. – Однако среднее и среднее специальное образование все же должно быть доступно на бесплатной основе. Об этом свидетельствует высокий процент сторонников полностью бесплатного образования среди тех, у кого это образование закончилось на уровне школы или ПТУ».

Между тем обучение собственных детей уже оплачивает каждый пятый – 22% опрошенных, и только 23% из них считают, что образование должно быть полностью бесплатным. При этом каждый третий тратит на эти цели до 4 тыс. руб. в месяц, а каждый пятый – более 10 тыс. В среднем же образование детей жителям российских мегаполисов обходится в 8,7 тыс. руб. в месяц. Интересно, что из общего числа опрошенных треть (32%) готовы платить более 10 тыс. руб., а 22% не готовы делать этого в принципе. В среднем, по данным исследователей, потенциал затрат на образование детей составляет 17,8 тыс. руб. в месяц, что вдвое выше уровня нынешних реальных затрат.

По наблюдениям г-жи Марковой, чем младше граждане, тем меньше среди них сторонников полностью бесплатного обучения. «Среди поколения 1960-1970-х практически каждый второй является сторонником полностью бесплатного образования. И этих людей можно понять – они получили качественное образование, за которое заплатило государство, – комментирует ситуацию эксперт. – И несмотря на то, что большинство россиян на данный момент не оплачивают образование своих детей, готовность к тратам в данном направлении достаточно высока. Это объясняется, с одной стороны, пониманием ситуации с поступлением в вузы (сокращение числа бюджетных мест, существенное увеличение доли полностью платных вузов, сложности с поступлением на бюджетное обучение), с другой – если речь идет о среднем образовании, готовностью платить за качественное образование и комфорт для своих детей».

Сколько кредитов – столько дипломов

 
Студентам дали возможность получить льготный образовательный кредит. Процентная ставка – 5,13% годовых. Плюс возможность погашения в течение 10 лет после окончания вуза. По сравнению с нынешними потребительскими кредитами – дешево. И доступно. В эксперименте по господдержке предоставления образовательных кредитов участвуют вузы, обеспечивающие подготовку студентов по приоритетным сегодня для России специальностям – исходя из прогнозной потребности до 2013 года. Например, в Тюменском государственном университете, позиционирующем себя как исследовательский университет, приоритетными направлениями определены география, экология, биоэкология, геоэкология, природопользование, теплофизика, математика, компьютерная безопасность и управление качеством. На господдержку может рассчитывать молодежь, которая выбрала или уже учится по этим направлениям на платной основе. Главное требование к заемщикам – успехи в учебе. Рассказывает газета «Тюменские известия» в статье «10 лет в долгу у банка».
 
Образовательные кредиты банки будут выдавать под гарантии государства. Студенту не нужно предоставлять обеспечение по кредиту (залог или поручительство), кроме того, государство субсидирует действующую процентную ставку банку – на 3/4 ставки рефинансирования. Срок, в течение которого возвращается кредит после завершения обучения в вузе, составляет 10 лет. Можно погасить и досрочно, не боясь при этом штрафных санкций, – такая возможность прописана в условиях федерального эксперимента.
 
Несмотря на это студенту все же понадобится поддержка родителей или родственников. Ведь если уплату основного долга по кредиту можно отсрочить на весь срок обучения в вузе и еще на 3 месяца после его окончания (время для устройства на работу), то гасить проценты все равно придется. Хотя здесь тоже предусмотрены льготы – в течение первого и второго года пользования образовательным кредитом заемщик выплачивает только часть процентной ставки (40 и 60% соответственно). Деньги небольшие. Но приезжую молодежь, особенно из села, и такая сумма может поставить в тупик. У приезжих затрат больше, самый дорогостоящий – квартирный вопрос, а требования к качеству современного образования не всем позволяют совмещать учебу с работой. Словом, если мама с папой не поддержат, то мало на что можно рассчитывать.
 
Нынешний эксперимент родился не на пустом месте. В российском кабинете министров его детали начали обсуждать еще в 2006 году. 23 августа 2007 года проведение эксперимента было утверждено постановлением Правительства РФ, исполнение возложили на Министерство образования и науки. Тогда господдержка заключалась в том, что государство гарантировало банку частичное обеспечение выданного образовательного кредита – в размере 10% от его суммы. А студентам предложили сразу три вида образовательных кредитов. Основной – на оплату первого высшего образования, дополнительный – на получение еще одной специальности, и сопутствующий – для оплаты расходов, связанных с учебой, – например, на аренду жилья.
 
В Министерстве образования и науки России рассчитывают, что основной этап реализации федерального эксперимента по господдержке предоставления образовательных кредитов студентам начнется в период приемной кампании – 2010. В пресс-релизе, размещенном на официальном сайте Минобрнауки РФ, сообщается, что уже достигнуты предварительные договоренности о запуске программы – с банком «Союз», Россельхозбанком и Сбербанком России.
 
Однако представители этих банков еще не выступали с заявлениями о своем участии в программе, и пока их маркетинговые службы продвигают собственные кредитные продукты, связанные с образованием, со ставкой от 10% годовых в рублях.
 
 
Как воспитывать элиту
 
Дмитрий Медведев, встретившись не так давно с победителями международных олимпиад школьников и студентов, заметил: «Хотелось бы, чтобы вы действительно не потерялись в университетской жизни, а чтобы вы свои успехи конвертировали в успехи в будущей жизни». Такие механизмы будущей конвертации успехов есть и действуют уже во многих высших учебных заведениях страны. Среди них – студенческие научные общества, своеобразные кузницы специалистов очень высокого класса, спрос на которых всегда остается стабильным. Рассказывает «Парламентская газета» от 2 апреля в статье «Как закалялся элитный кадровый резерв».
 
Одно из старейших студенческих научных обществ действует в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова – ему уже более ста лет. Предшествовали этому добровольному объединению студентов, решивших посвятить себя науке, факультетские студенческие научные кружки, возникшие еще в середине ХIХ века, когда нынешняя медицинская академия была в составе Московского университета. Однако конец семидесятых и практически все восьмидесятые годы двадцатого века, известные как наиболее кризисные годы практически для всех сфер советского общества, не могли, конечно, не отразиться и на жизни студенческого научного общества. Помог, можно сказать, случай, когда по решению тогдашнего Минздрава СССР в Московском 1-м медицинском институте образовали экспериментальный факультет подготовки научно-педагогических кадров.
 
Суть эксперимента заключалась в том, чтобы собрать под крышей нового факультета студенчество, ориентированное в последующем исключительно на научно-педагогическую работу. Таким образом, предполагалось формирование своеобразного элитного кадрового резерва для медицинских вузов и научно-исследовательских учреждений медицинского профиля. Соответствующим образом планировалось проводить обучение на факультете – его методики и формы существенно отличались от традиционных. Например, изначально создавались совсем небольшие студенческие группы, а студенты занимались по индивидуальным графикам, в которых учитывались особенности будущей дипломной работы, планы зарубежных стажировок. Каждый студент экспериментального факультета во время учебы должен был подготовить и защитить две курсовые научные работы, а дипломы защищались исключительно по результатам собственных научных исследований.
 
Осуществив первый набор студентов в 1990 году, факультет в общей сложности, пока длился эксперимент, подготовил 16 выпусков штучных специалистов. Это и есть та самая профессиональная медицинская элита, пестовать которую и планировал факультет подготовки научно-педагогических кадров. Почти 40 выпускников факультета защитили докторские диссертации, около 500 – кандидатские, пятая часть выпускников сразу же продолжила обучение в аспирантуре, остальные (почти 80 процентов) поступили в ординатуру, окончание которой открывает путь в аспирантуру.
 
Нынешнее студенческое научное общество Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова – на первый взгляд непростое по иерархии и организации образование. Основа его структуры – более 70 студенческих научных кружков. Кружки, как правило, работают при профильных кафедрах, кафедры, в свою очередь, – при факультетах, а факультеты в основном базируются в десятках научных центров, практикующих прикладную и фундаментальную медицину. То есть в руках кружковцев – современные материально-технические средства научных центров и их профессиональный и исследовательский потенциал.
 
Существуют и межкафедральные объединения, такие, как, например, кружок оперативной хирургии и экспериментальных разработок. Созданный по инициативе Совета молодых исследователей академии и успешно функционирующий с 2000 года на базе НИИ фтизиопульмонологии, он объединяет не только студентов, но и работающих на различных кафедрах хирургического профиля ординаторов и аспирантов.
 
Ежегодный российский конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации из года в год приносит его участникам из числа студентов Медакадемии значительный ряд весомых наград: медалей и дипломов Министерства образования и науки РФ. Список студенческих побед обширный, но еще более впечатляюще выглядит студенческое участие в международных форумах и симпозиумах, все и не перечислить.
Эксперимент, кстати, закончился в отведенные для него сроки в 2008 году. А его детище – преображенное студенческое научное общество Московской медицинской академии – осталось.